ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шапошниковская средняя общеобразовательная школа
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Ступени к будущему»
Авторы воспитательной практики:
учителя математики
Чабанная Анна Леонидовна
Ивахненко Ирина Борисовна
Сл. Шапошниковка
2022
АННОТАЦИЯ
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя создание совокупности условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию школьников на уровне основного общего образования. Важно сформировать у учащихся представления о требованиях современного общества к выпускникам общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования; сгенерировать объективные представлений о себе, как субъекте собственной деятельности (прежде всего образовательной и профессиональной). Кроме того, нужно помочь овладеть навыками установления образовательных коммуникаций со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательного контента. Познакомить со способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального и профессионального маршрута, способами работы с открытыми источниками информации о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.
Профориентационная работа включает в себя профессиональное просвещение школьников, диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Уровень начального общего образования На начальном этапе профориентации классным руководителям планируется система классных часов, проектов, направленных на информированность учащихся о мире профессий, где главной целью будет формирование интереса к трудовой деятельности.
Формы деятельности: викторины, просмотр видео, конкурсы рисунков и т.п.
Уровень основного общего образования: предпрофильная подготовка На подготовительном этапе профориентации классным руководителем на основе диагностики «Готовность к обучению в основной школе» планируется система классных часов, тренингов и других мероприятий, направленных на информированность учащихся о разных профессиях и интереса к ним. Отдельные предметы ведутся на расширенном уровне, а также кружки и элективные курсы. Здесь необходимо организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.
Виды и формы деятельности: проектная деятельность; диагностика развития, способностей, интересов, мотивации;
формирование представлений о мире профессий; комплекс просветительских и развивающих мероприятий (экскурсии на предприятия города, посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков); совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий; прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
прохождение онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям образования (Билет в будущее)
организация на базе пришкольного детского лагеря профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки.
На уровне основного общего образования: предпрофильная подготовка
В рамках основного этапа профориентации реализуются курсы предпрофильной подготовки «Я выбираю профессию», «Избранные вопросы математики», «Академия естественных наук». На этом этапе психологическая готовность к выбору профиля или профессии должна быть частично или полностью сформирована.
ОПИСАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики России в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность,
необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
В настоящее время школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:
| Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя |
| Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении |
| Профессии родителей |
| Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься |
| Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ |
| Собственный практический опыт профессиональной работы |
| Примеры и опыт друзей, знакомых |
| Советы родителей или других родственников |
| Рекомендации учителей |
| Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах |
| Профильное образование в 9-11-х классах |
| Интуитивное принятие решений |
| Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы |
| Все это неважно, так как всё определяет случай |
| Престиж профессии в обществе |
Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.
Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.
Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.
Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.
Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.