Файл: Воспитательный проект.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
http://www.proekt-pro.ru/program/travel/production/, http://www.profvibor.ru), так и самостоятельно приготовить видеоматериалы, раскрывающие особенности условий труда разного вида производств. Благодаря таким экскурсиям обучение выходит на качественно новый уровень, за счет совмещения познавательного процесса с полным погружением. Результат виртуальной экскурсии – это полное ощущение реальности происходящего, наглядность изучаемого материала, возможность контроля знаний в виде тестов.

На сегодняшний день абсолютное большинство учебных заведений имеют свои странички в Интернете. На таких сайтах можно узнать наиболее подробную и достоверную информацию о различных профессиях и специальностях.

В целом, использование ИКТ в профориентационной работе является фактором, повышающим эффективность этой работы, повышает социальную защищенность подростков, оказывает им моральную и психологическую поддержку, расширяет круг выбора будущей профессии, открывает перед ними возможность дальнейшего образования или получения выбранной профессии.

Отличительной особенностью современной инновационной формы организации профориентационной работы является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой.

В целях повышения эффективности и результативности профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций следует проводить мероприятия с применением современных информационно-коммуникационных средств (мультимедийные презентации, видеоролики, он-лайн конференции по профориентации), направленные на обсуждение проблем перспективного развития профессий и рынка труда. Необходимо предоставлять информацию не только о различных профессиях, но и информацию, связанную с такими аспектами, как особенности профессиональной деятельности, содержание профессионально-квалификационных характеристик, условия труда в той или иной профессиональной области, специфика взаимодействия в трудовом коллективе и т.д.

В последнее время Интернет становится всё более насыщенным и доступным для использования информационным источником. Однако нужно заметить, что эта информация имеет свойство быстро изменяться или устаревать и постоянно нуждается в уточнении. Большой объём информационных материалов по вопросам образования и профориентации может стать серьёзным подспорьем в работе педагогов, психологов, а также помочь старшеклассникам и их родителям оптимально решать вопросы, связанные с обучением в школе и подготовкой к поступлению в ВУЗ.


На профориентационных занятиях в образовательном процессе можно использовать готовые программные продукты с различными психологическими тестами. Такими как:

  • карта интересов (профориентация);

  • тест Йовайши (профориентация);

  •  тест Шмишека (тест на определение уровня акцентуализации характера);

  • тест темперамента Айзенка;

  • тест профессионального предпочтения;

  • тест на коммуникативные и организаторские способности и многие другие.

On-line тестирование для школьников можно пройти на сайте Центра тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» в комплексе «ПРОФОРИЕНТАТОР» (http://www.proforientator.ru/tests/tests.html).

Преимущества такого вида организации профориентационных занятий заключается в том, что не все подростки, учитывая их психологические особенности, легко входят в контакт, что затрудняет процесс общения между ребёнком и психологом. Результаты такого тестирования не всегда эффективны и точны, потому, что ребёнок в ходе беседы стеснителен, не активен, не искренен в ответах. А когда современный подросток, выросший в эпоху компьютерного бунта, видит перед собой компьютер – эту чудо-машину – он чувствует себя уверенно, потому что – это то новое что интересует современную молодёжь.

С компьютером ребёнок на «ты». Ведь компьютер в его жизни это всё – учёба, досуг, интересы. И именно наедине с компьютером и самим собой ему нечего скрывать от самого себя. Он более реально и правдиво отвечает на вопросы, понимает, что это важно узнать, и отсутствие того нежелательного давления на себя, которое присутствует при личном контакте с педагогом помогает в этом. Поэтому на компьютерное тестирование дети соглашаются более охотно.

Ещё учащихся привлекает и тот факт, что результаты тестирования можно сразу посмотреть и, если захочется, проконсультироваться с педагогом или психологом. Данные результаты ребёнок рассматривает как личное достижение. И, если они сходны с его внутренним состоянием и предпочтениями, он доволен вдвойне.
ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Даты: с 01.09.2022г – 30.05.2023г

Основные формы работы

  1. Классные часы.

  2. Беседы о профессиях.

  3. Тренинговые тематические занятия.

  4. Целевые встречи со специалистами средних и высших учебных заведений.

  5. Сотрудничество со службой занятости, летнее трудоустройство подростков.

  6. Встречи с людьми востребованных профессий.

  7. Посещение тематических выставок

  8. Участие в конкурсах сочинений, стенгазет, информационных бюллетеней и др..

  9. Целевые экскурсии на предприятия города.

  10. Научно-исследовательская работа учащихся.

  11. Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации.

  12. Родительские собрания.


Материально – техническое обеспечение

  1. Совершенствование материально – технической базы и создание условий, способствующих выбору профессии.

  2. Оснащение кабинетов мультимедийным оборудованием.

  3. Пополнение библиотечного фонда специальной литературой по профориентационной работе, медиатеки сведениями из интернета.

  4. Формирование материально-технической базы наглядных пособий и материалов для практических занятий.

  5. Кинозал, комната медицинского работника, кабинет педагога – психолога.

Научно – методическое обеспечение

  1. Организация рекламной деятельности (использование различных форм массового изучения различных профессий).

  2. Анализ учебных программ по общеобразовательным и специальным дисциплинам, включение в перспективно-тематические планы уроков по профориентации.

  3. Апробация на уроках новых форм и методов, способствующих определению у обучающихся интересов, склонностей, способностей, личностных качеств.

  4. Создание диагностического комплекса для выявления физических и психологических возможностей обучающихся.

  5. Совместная работа школы, ССУЗов, ВУЗов и родителей.

  6. Заключение договоров с предприятиями и фирмами города для проведения экскурсий и практических занятий

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  1. Выявление интересов и склонностей обучающихся, их способностей.

  2. Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении обучающимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных профессиональным становлением.

  3. Развитие ключевых компетентностей, обеспечивающих успешность в выборе будущей профессиональной деятельности.

  4. Групповое и индивидуальное консультирование, соответствующее интересам и способностям, ценностным ориентациям.

  5. Составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопреде­ления учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность обучающихся.

  6. Организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конфе­ренции.

  7. Ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте обучающегося).

  8. Помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуще­ствлять анализ собственных достижений.

  9. Организует посещение учащимися дней открытых дверей в учебных заведениях.

  10. Организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия.

  11. Оказывает помощь психологу в проведении анкетирования, учащихся и их ро­дителей по проблеме самоопределения.

  12. Приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии

  13. Проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к про­фильному и профессиональному самоопределению.

  14. Организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних про­фессиональных учебных заведений.

  15. Способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащегося, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д..

  16. Обеспечивает профориентационную направленность уроков, формирует у учащихся об­щетрудовые, профессионально важные навыки.

  17. Способствует формированию у обучающихся адекватной самооценки.

  18. Проводит наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.

  19. Адаптирует учебные программы.




Заместитель директора по УВР (администрация), как координатор профориентационной работы в школе, реализует следующие направления:

  1. выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую под­держку самоопределения учащихся с целью согласования и координации их деятельно­сти;

  2. поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся;

  3. планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и об­разовательной программой общеобразовательного учреждения;

  4. осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по органи­зации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащих­ся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определения индивиду­альной образовательной траектории;

  5. проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профиль­ного и профессионального самоопределения обучающихся;

  6. организация летней трудовой практики;

  7. организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

  8. организация системы повышения квалификации классных руководителей , учи­телей-предметников, школьного педагога - психолога по проблеме самоопределения учащихся;

  9. осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессио­нального самоопределения учащихся;

  10. организация и контроль занятий учащихся в сетевых элективных курсах и профильного обучения;

Библиотекарь:

  1. регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

  2. изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

  3. обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, про­спекты, программы, описания профессий);

  4. регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (экономика, менеджмент, маркетинг, юриспруденция, педагогика, национальная безопасность, техника, производство, информационная техника и технологии, медицина, транспорт, строительство, торговля, сервис, искусство и т.д.).


Социальный педагог:

  1. способствует формированию у обучающихся группы риска адекватной самооценки, по­скольку, как правило, у таких детей она занижена;

  2. оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионально­го и жизненного самоопределения;

  3. осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

  4. оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, за­трудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог - психолог:

  1. изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;

  2. осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному са­моопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

  3. проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

  4. проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбо­ра;

  5. осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

  6. способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

  7. оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Взаимодействие классного руководителя

1 . С педагогами-предметниками:

  • совместно вырабатываются об­щие педагогические требования и подходы к учащимся в учебно-воспитатель­ном процессе на основе целей образовательного учреждения;

  • классный руководитель представляет интересы своих воспитанников в педагогическом совете;

  • привлекает педагогов к работе с родителями;

  • способствует включению обучающихся в систему работы по специальным и общеобразовательным предметам: предметные кружки, факультативы, вы­пуск газет, тематические программы, конкурсы, проекты и другие мероприятия.

2.С педагогом - организатором:

  • классный руководитель согласует деятельность педагога-организатора с планом своей воспитательной работы;

  • привлекает педагога-организатора к проведению ме­роприятий внутри группы, организуя участие обучающихся;

  • активное взаимодействие сторон по вопросам организации досуговых и каникулярных мероприятиях;

  • при поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к своей работе представителей культуры, спорта, общественность.