ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.С психологом:
-
классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум; -
координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку; -
анализирует развитие коллектива группы, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников; -
координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности коллектива студентов, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
4. С библиотекарем:
-
классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, -
способствует формированию у них отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
5. С медицинскими работниками образовательного учреждения:
-
классный руководитель заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медработников.
6. С семьей:
-
работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах воспитанника; -
формирование общих подходов к воспитанию; -
совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей; -
организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии самостоятельного гражданина.
-
привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию психологического и эмоционального комфорта обучающегося в стенах этого учреждения и за его пределами; -
координирует усилия по образованию и самообразованию воспитанника, изучая информацию об его наклонностях, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требований родителей к обучению и воспитанию; -
организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей.
ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда,т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся IX-XI классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
-
индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств); -
направленность профориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Эффективность реализации программы «Ступени» можно оценить через систему количественных и качественных показателей.
В течение всего времени реализации программы должен идти поиск оптимальных форм, методов, средств по профориентационному выбору обучающихся.
Количественный результат: вовлечённость в реализацию программы 100 % обучающихся 7- 8 классов школы и их родителей.
Качественный показатель:
Увеличение готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения по всем вышеперечисленным критериям на конец года.
По результатам анкетирования можно наблюдать динамику повышения осознанности выбора будущей профессии.
Осознанность выбора будущей профессии
Предварительное распределение обучающихся в ВУЗы и ССУЗы
Осведомлённость родителей
о предпочтениях в выборе профессии их детей
Практическую апробацию практики проводили в образовательной организации МКОУ Шапошниковская СОШ. Количество учащихся 7 класс-11 человек, 8класс -18 человек. Предварительный результат: участие в проекте «Билет в будущее» получение сертификатов и грамот за активное участие в проекте. На данном этапе дети окончательно не определились с выбором профессии.
У профориентационной работы в школе есть будущее, успех её и во внимании со стороны государства, и в желании молодых планировать свою профессиональную карьеру, поэтому данная работа должна быть систематической и целенаправленной.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ | Содержание школьных учебных предметов направлено на ознакомление школьников с миром профессий, формирование интересов и склонностей к какой-либо определённой сфере человеческой деятельности, привитие общечеловеческих ценностей, осознание необходимости труда для жизни человека и развития общества, бережное отношение к своему здоровью. (Разработки предметных уроков, элективных курсов с профориентационной направленностью). |
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ УРОКИ | Профориентационные уроки призваны помочь школьникам в определении жизненных профессиональных планов, в прояснении временной перспективы будущего, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности. |
ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | Образование старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями и интересами. Раскрытие специфики будущей профессиональной деятельности через элективные курсы и расширенное изучение профильных предметов. (Профильный класс: оборонно – спортивный профиль) |
АНКЕТИРОВАНИЕ, ТРЕНИНГИ | Оказание помощи обучающимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. (Диагностика, анкетирование, тестирование обучающихся, использование развивающей психологической диагностики, развивающие методические процедуры в виде элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр). |
ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ | Это направление деятельности предполагает общение школьниковс представителями различных профессий, учебных заведений, предприятий. На такую встречу можно пригласить выпускников школы, которые уже получили профессию и сделали успешную карьеру («Они учились в нашей школе»). Можно также попросить прийти родителей или других родственников обучающихся, которые могут увлекательно рассказать о своей профессии и карьерном росте. Интересно было бы организовать встречи с семейными трудовыми династиями. Важным условием является специальный отбор и психолого-педагогическая подготовка таких специалистов по профессии. |
ЭКСКУРСИИ | Экскурсии профориентационной направленности представляют собой форму организации познавательной деятельности обучающихся, направленной на получение и анализ информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей. Это могут быть экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Посещение предприятий полезно и информативно, так как оно дает возможность увидеть структуру предприятий и виды деятельности на них. В результате экскурсий школьники могут на практике получить конкретные знания о работе различных специалистов и информацию о возможном месте работы. Важным условием является заблаговременный подбор и подготовка квалифицированных ведущих и экскурсоводов. |
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ | При проведенииклассных часов по профориентации используются такие методы работы как игры, беседы, конкурсы, доклады учеников о профессиях и путях их получения, обсуждение профессиональных планов и др. |
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ: (презентации, сочинения, рефераты и т.д.) | Разработка комплекса воспитательных внеклассных мероприятий и организация разнообразной творческой внеурочной деятельности как модели образа будущих достижений жизни для успешной социализации обучающихся. Предоставление обучающимся профильных классов возможности самореализоваться, попробовать себя в деле, личностно и общественно значимом. (Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету – проведение предметных недель, школьных олимпиад, интеллектуальных марафонов, научно-исследовательских конференций, организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся,; система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации – проведение конкурсных программ, знакомство с образовательными услугами города и района, выездные экскурсии, создание картотеки профессий, оформление стенда «Тебе, выпускник», участие в КВН, праздниках, концертах, организация классных часов, бесед, родительских собраний ). |
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ | Формирование готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению. Организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии самостоятельного гражданина, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию психологического и эмоционального комфорта обучающегося в стенах этого учреждения и за его пределами; организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
-
Проект «Наша новая школа» -
Закон РФ «Об основных гарантиях ребёнка» -
«Концепция модернизации российского образования» -
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года -
Конвенция о правах ребёнка
Литература
-
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 класс. М.:ВАКО, 2012. -220 с.- (Педагогика. Психология. Управление). -
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. М.:ВАКО, 2010. -208 с.- (Педагогика. Психология. Управление). -
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.:ВАКО, 2011. -288с.- (Педагогика. Психология. Управление). -
Савченко М. Ю Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.:ВАКО, 2009,240с. - (Педагогика. Психология. Управление). -
Черникова, Т. В. Корабль под названием «Жизнь»: Игры по содействии социальному самоопределению старшеклассников [Текст] / Т. В. Черникова. - Волгоград: Аркти, 2006. – 96 с. -
Щуркова, Н. Е. Собранье пестрых дел: методический материал для работы с обучающимися [Текст] / Н. Е. Щуркова. – М.: Новая школа, 2010. – 96 с. -
Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н. Е. Щуркова. – М.: Владос, 2010. - 183 с.
Интернет-источники:
-
http://www.proshkolu.ru/ -
http://www.uchportal.ru/ -
http://www.zavuch.info -
http://nsportal.ru/
Приложение.
Список сайтов, где можно пройти тесты по профориентации и получить информацию по профориентации | |||
|
| | |
Интернет-ресурсы, которые помогут определиться с выбором профессии | |||
| Портал "Учеба .ру", раздел "Профессии" http://www.ucheba.ru/prof/ | Содержит описание более 600-т наиболее востребованных на сегодня профессий, рассортированных по сфере деятельности. Портал содержит также схемы (профессиограммы) с подробным описанием возможностей карьерного роста, требований к личным качествам и образованию и т.д. | |
| Справочник профессий на сайте E-xecutive http://www.e-xecutive.ru/career/trades/ | В справочнике содержатся как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как "Право", "Информационные технологии", "Производство", "Финансы", "Реклама и PR", "Клиентские отношения", "Администрирование", "Работа с персоналом", "Маркетинг и продажи", "Research& Development". | |
| Толковые словари новых профессий http://www.vde.infobus.ru/dictionary.html http://naviobraz.tsu.ru/slov_prd.htm http://www.estrabota.ru/index.phtml?go=slovhttp://job.informika.ru/smi/jfy59.htm http://www.zarplata.ru/ | Статьи, описания, просто рассказы о профессиях, не так давно появившихся на рынке труда. Краткий толковый словарь иноязычных названий профессий и специальностей. Особенно полезно читать сайты по трудоустройству или рейтинги наиболее востребованных специальностей - и тут же сверяться с толковым словарем. | |
| Популярные профессии http://www.job-today.ru/issue/st29_03.htm http://www.vakansii.com.ua/showArticleNames.html?id=24 | Статьи (подробные описания, рассказы и даже профессиограммы) о популярных (востребованных) в настоящее время профессиях. Краткие характеристики: мало, но простым языком, весьма увлекательно - о наиболее часто предлагаемых вакансиях. | |
| «Профориентация: кем стать? » www.ht.ru/prof | сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, где можно найти массу полезной информации о профессиях и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форумах. На этом сайте содержится много тематических статей по вопросам выбора профессии. Можно познакомиться с рассказами опытных психологов-консультантов о том, что влияет на выбор профессии, какие типичные ошибки совершают молодые люди. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современными рынке труда. Посещение сайта будет полезно всем, кто выбирает главное дело своей жизни. | |
| «Профориентация, образование, занятость» www.acareer.ru | сайт, на котором содержится большой банк описания профессий, информация о вузах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления. | |
| «Профессиограммы, краткий словарь профессий» http://trud.admtyumen.ru | Словарь профессий, составленный с учетом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда. | |
| www.ucheba.ru/prof | Здесь представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, «Учеба. ру» – крупнейший портал, посвященный обучению и образованию. | |
| www.e-xecutive.ru/professions | Справочник профессий, раздел сайта содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как «Реклама и РR», «Клиентские отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи». | |
| "Открытый урок" - образовательный проект | информация для учащихся и молодых специалистов: выбор профессии, построение карьеры и др. Каталог учреждений профобразования и предприятий Самарской области. Видеоконференции. | |
| http://www.profvibor.ru/node/2 | предложит каталог профессий. Задача данного проекта сориентировать в мире профессий, помочь определить дальнейший жизненный путь. | |
| http://www.postupil63.ru/ http://vse-professii.ru/ | Список профессий | |
| http://www.edunews.ru | Портал для абитуриентов | |
| http://www.proforient.ru | Профориентирование детей | |
| http://psyonline.ru/ | Психотерапия и консультирование Международный проект on-line и индивидуального психологического консультирования. | |
| Искусство жить http://exist.h1.ru/index.htm | Этот сайт о жизни, точнее о том как надо жить. Как жить долго и счастливо. Как стать умнее и добрее. Как раз и навсегда решить все проблемы со здоровьем. Как жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Как не иметь проблем, а если они и появятся, то решать их быстро, эффективно и окончательно. Как сделать жизнь стабильной, динамичной и интересной. Как принять правильное решение по вопросу, определяющему судьбу человека. | |
| "Профориентация, Образование, Занятость" http://acareer.narod.ru/ - | Сайт содержит следующие разделы: Профориентационное тестирование: определение наиболее подходящих для старшеклассников профессий и учебных специальностей (с указанием учебных заведений - колледжей, техникумов, институтов, университетов и академий, где Вы можете получить то, или иное образование); Описания различных профессий (более 700)- наиболее полная и подробная в Интернете база описаний профессий. Включены профессии, требующие как высшего, так и среднего образования. Краткие характеристики-описания множества профессий. Длинные описания - для модных, современных и востребованных профессий. | |
| http://www.metodkabi.net.ru | Методический кабинет по профориентации |