ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 2302
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | стр. 4 | |||
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | |||||
| | | | | |
Дисциплина «Языки системного моделирования» имеет своей целью способствовать формированию у обучающихся компетенций. предусмотренных данной рабочей программой в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 27.03.03 Системный анализ и управление с учетом специфики направленности подготовки – «Инженерия автоматизированных систем». | |||||
| | | | | |
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | |||||
| Направление: | | 27.03.03 Системный анализ и управление | ||
| |||||
| Направленность: | | Инженерия автоматизированных систем | ||
| | | |||
| Блок: | | Дисциплины (модули) | ||
| | | |||
| Часть: | | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||
| | | |||
| Общая трудоемкость: | | 3 з.е. (108 акад. час.). | ||
| | | |||
| | | | | |
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | |||||
| | | | | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть компетенциями: | |||||
ПК-2 - Разработка объектных, структурных и документных моделей АСУП | |||||
| | | | | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ | |||||
| | | | | |
ПК-2 : Разработка объектных, структурных и документных моделей АСУП | |||||
| | | | | |
ПК-2.2 : Применяет основные методы анализа разработки и функционирования АСУП | |||||
| | | | | |
Знать: | |||||
- Знать принципы применения основных методов анализа разработки и функционирования АСУП | |||||
Уметь: | |||||
- Уметь применять основные методы анализа разработки и функционирования АСУП | |||||
Владеть: | |||||
- Владеть навыками применения основных методов анализа разработки и функционирования АСУП | |||||
| | | | | |
ПК-2.4 : Разрабатывает объектные, структурные и документные модели элементов АСУП | |||||
Знать: | |||||
- Знать объектные, структурные и документные модели элементов АСУП | |||||
Уметь: | |||||
- Уметь разрабатывать объектные, структурные и документные модели элементов АСУП | |||||
Владеть: | |||||
- Владеть навыками разработки объектных, структурных и документных моделей элементов АСУП | |||||
| | | | | |
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН | |||||
| | | | | |
Знать: | |||||
- Знать объектные, структурные и документные модели элементов АСУП |
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | | | | стр. 5 | ||||||
- Знать принципы применения основных методов анализа разработки и функционирования АСУП | |||||||||||
Уметь: | |||||||||||
- Уметь разрабатывать объектные, структурные и документные модели элементов АСУП | |||||||||||
- Уметь применять основные методы анализа разработки и функционирования АСУП | |||||||||||
Владеть: | |||||||||||
- Владеть навыками разработки объектных, структурных и документных моделей элементов АСУП | |||||||||||
- Владеть навыками применения основных методов анализа разработки и функционирования АСУП | |||||||||||
| | | | | | | |||||
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | |||||||||||
| | | | | | | |||||
При проведении учебных занятий организация обеспечивает развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений и лидерских качеств. | |||||||||||
Код занятия | Наименование разделов и тем /вид занятия/ | Сем. | Часов | Компетенции | |||||||
1. Обзор языков системного моделирования. Применение языков системного моделирования для описания системы на уровне анализа применения | |||||||||||
1.1 | Обзор языков системного моделирования. (Лек). Подходы UML и SySML: описание предназначения системы (Mission) на языке SySML. | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
1.2 | Применение языков системного моделирования для описания системы на уровне анализа применения (Лек). Определение возможностей системы в контексте ее цели (Capabilities), определе-ние акторов системы на языках UML и SySML. | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
1.3 | Выполнение практических заданий (Пр). Разработка диаграмм на языках UML и SySML: Operational Entity Breakdown; Operational Capabilities; Operational Activity Breakdown | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
1.4 | Выполнение практических заданий (Пр). Разработка диаграмм на языках UML и SySML: Operational Activity Interaction; Operational Activity Scenario; Operational Architecture | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
1.5 | Подготовка к аудиторным занятиям (Ср). Подготовка к аудиторным занятиям | 6 | 14 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
2. Применение языков системного моделирования для описания системы на уровне функционального анализа | |||||||||||
2.1 | Применение языков системного моделирования для описания системы на уровне функционального анализа (Лек). Понятия системных функций и характеристик. | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
2.2 | Понятия системных режимов (Лек). Понятия системных режимов. | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 |
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | | | | стр. 6 | ||||
2.3 | Выполнение практических заданий (Пр). Разработка диаграмм на языках UML и SySML: Operation Activities; Capabilities; System Data Flow; Functional Breakdown; Functional Scenario; System Architecture; Exchange Scenario; | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||
2.4 | Выполнение практических заданий (Пр). Разработка диаграмм на языках UML и SySML: Contextual Detailed Interfaces; Contextual External Interfaces; Class Diagram; Mode State Machine; Создание матриц трассировки: System Functoins/Operational Activities; System Actors/Operational Entities; | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||
2.5 | Подготовка к аудиторным занятиям (Ср). Подготовка к аудиторным занятиям | 6 | 14 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||
3. Применение языков системного моделирования для описания системы на уровне логической и физической архитектур | |||||||||
3.1 | Применение языков системного моделирования для описания системы на уровне логической архитектуры (Лек). Подходы UML и SySML: преобразование системных функций в слой логики, создание матриц трассировки. Обновление логических функций, описание функционального обмена. Определение логических компонентов и акторов. Подходы UML и SySML: переход от логических функций к физической архитектуре, описание функционального обмена. | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||
3.2 | Применение языков системного моделирования для описания системы на уровне физической архитектуры (Лек). Определение физических компонентов и акторов, управление развертыванием. Распределение физических функций по физическим компонентам. Делегирование логических интерфейсов и создание физических интерфейсов. Обогащение физических сценариев. | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||
3.3 | Выполнение практических заданий (Пр). Разработка диаграмм на языках UML и SySML: Functional Breakdown; Functional Data Flow; Functional Scenario; Logical Component Breakdown; Logical Architecture; Exchange Scenario; | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 |
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | | | | стр. 7 | ||||||
3.4 | Выполнение практических заданий (Пр). Разработка диаграмм на языках UML и SySML: Logical Component/Logical Function Matrix; Разработка диаграмм на языках UML и SySML: Physical Component Breakdown; Physical Architecture; Physical Component/Logical Component Matrix; Exchange Scenario; Physical Component/ Physical Function Matrix; Contextual Internal Interface Diagram on the Physical System. | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
3.5 | Подготовка к аудиторным занятиям (Ср). Подготовка к аудиторным занятиям | 6 | 15 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
4. Применение языков системного моделирования для описания системы на уровне декомпозиции конечного продукта | |||||||||||
4.1 | Применение языков системного моделирования для описания системы на уровне декомпозиции конечного продукта (Лек). Подходы UML и SySML: определение конфигурацион-ных компонентов. | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
4.2 | Создание матриц трассировки. Получение интерфейсных сценариев. (Лек). Создание матриц трассировки. Получение интерфейсных сценариев. | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
4.3 | Выполнение практических заданий (Пр). Разработка диаграмм: Configuration Items Breakdown. | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
4.4 | Выполнение практических заданий (Пр). Разработка диаграмм: EPBS Architecture. | 6 | 2 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
4.5 | Подготовка к аудиторным занятиям (Ср). Подготовка к аудиторным занятиям | 6 | 15 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
5. Промежуточная аттестация (зачёт) | |||||||||||
5.1 | Подготовка к сдаче промежуточной аттестации (Зачёт). | 6 | 17,75 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
5.2 | Контактная работа с преподавателем в период промежуточной аттестации (КрПА). | 6 | 0,25 | ПК-2.2, ПК-2.4 | |||||||
| | | | | | | |||||
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | |||||||||||
| | | | | | | |||||
5.1. Перечень компетенций | |||||||||||
| | | | | | | |||||
Перечень компетенций, на освоение которых направлено изучение дисциплины «Языки системного моделирования», с указанием результатов их формирования в процессе освоения образовательной программы, представлен в п.3 настоящей рабочей программы | |||||||||||
5.2. Типовые контрольные вопросы и задания | |||||||||||
| | | | | | | |||||
1.Многоаспектность системных представлений и подходы к описанию систем. 2.В чем заключается сущность архитектурного подхода применительно к созданию сложных систем? 3.Модели систем, архитектура систем, иерархическое и сетевое представление систем, иерархия систем и проектов. 4.Окружение системы, границы системы и критерии их выделения, входы и выходы системы, типы взаимодействия систем с окружением, интерфейсы систем. Привести примеры. 5.Построение окружения системы на языке SySML. |
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | | стр. 8 |
6.Использование контекстных диаграмм для описания систем. Привести примеры. 7.Описание назначения сложной системы на языке SySML. Привести примеры. 8.Описание целей создания сложной системы на языке SySML. Привести примеры. 9.Построение дерева целей на языке SySML. Привести примеры 10.Описание состава системы на языке SySML. Привести примеры. 11.Описание структуры системы на языке SySML. Привести примеры. 12.Ключевые ЗС и их ранжирование, карта ЗС. Баланс интересов ЗС и подходы к его достижению. Привести примеры. 13.Описание структуры системы на языке UML. 14.Описание поведения системы на языке UML. 15.Опишите принципы формирования совокупности показателей, характеризующих эффективность системы. Приведите примеры. 16.Приведите основные концепции системы в слое операционного анализа. 17.Приведите основные концепции системы в слое системного анализа. 18.Приведите основные концепции системы в слое логической архитектуры. 19.Приведите основные концепции системы в слое физической архитектуры. 20.Приведите основные концепции системы в слое EPBS. 21.Приведите методы анализа архитектурных альтернатив. 22.Приведите методы выявления операционных возможностей системы. 23.Приведите принципы выявления операционных потребностей. 24.Описать основной процесс моделирования в Capella на основе подхода ARCADIA. 25.Описать функционалы Trace Manager и Requirement Manager в Capella. 26.Объект Requirement в Capella, его свойства и характеристики. Связь объектов требований с элементами модели системы. Привести пример формирования требований на разных уровнях модели. 27.Матрицы трассировок и TraceManager в Capella. Привести примеры связываний требований разных уровней. 28.Матрицы трассировок и TraceManager в Capella. Привести примеры связываний требований и архитектурных компонентов модели системы. 29.Создание Operational Context на основе на основе OEBD диаграммы в Capella. 30.Формирование Operational Activities и формирование в автоматизированном режиме системных функций из Operational Activities в Capella. 31.Создание матрицы System Functions – Operational Activities в Capella. 32.Создание System Actors из Operational Entities/Actors в Capella. 33.Связывание System Requirements с BR и CR в Capella. | |||
5.3. Фонд оценочных материалов | |||
| | | |
Полный перечень оценочных материалов представлен в приложении 1. | |||
| | | |
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | |||
| | | |
6.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | |||
Наименование помещенией | Перечнь основного оборудования | ||
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного и семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Мультимедийное оборудование, специализированная мебель, наборы демонстрационного оборудования и учебно- наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации. | ||
Помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду организации. | ||
Лаборатория "Студенческое | Измерительно-информационные стенды, |