ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ
И ЭКОНОМИКИ»
Институт гуманитарных и социальных наук________________________________________
Кафедра сервиса и туризма______________________________________________________
Контрольная работа №1
по дисциплине «Сервисология»
на тему «Мотивационная сфера личности»
Выполнил студент: | 1 курс, ЗГСНб-С03-22-1_______________ (курс, группа или номер зачетки) 25.04.2023 Скрипкин Дмитрий Сергеевич (подпись, дата) |
Руководитель: | Савутькова Анастасия Викторовна (подпись, дата) |
Санкт-Петербург
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы в исследовании мотивационной сферы личности…………………………………………………………………….5
-
Понятия мотива и мотивации деятельности…………………………….5 -
Теории мотивации………………………………………………………...8 -
Мотивы и стимулирование в трудовой деятельности……………...….12
Заключение…………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………20
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает все большее значение. Профессиональная коммуникация специалиста тесно взаимосвязана с вопросами формирования мотивационной сферы личности, так как в качестве необходимого компонента включает в себя мотивацию - процесс побуждения личности к выработке и принятию тех или иных способов действия (решения).
Проблема изучения мотивационной сферы личности специалиста является наиболее востребованной, так как переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием.
Само понятие мотивации имеет различные культурные интерпретации. Так, в русском языке понятие «мотивация» самым тесным образом связано с понятием «вознаграждение». Если рассматривается мотивация работника организации, то прежде всего акцепт делается на оплату труда. Мотивированный работник в понимании зарубежных специалистов соотносится с заинтересованностью чем-либо.
Как бы ни интерпретировали понятие мотивации, она всегда остается значимым элементом производственной деятельности. Система мотивации и стимулирования деятельности нацеливает на определенное отношение к работе и своим коллегам, поскольку уровень оплаты труда непосредственно связан с возможностями удовлетворять те или иные потребности (гордится ли человек своей работой и организацией? готов ли он оставаться на работе после окончания рабочего дня для решения наиболее сложных задач?). Ответы на эти вопросы определяются особыми, во многом уникальными для каждой организации механизмами мотивации.
Объект исследования - мотивационная сфера личности.
Цель исследования - выявление особенностей мотивационной сферы личности.
Задачи исследования:
• выявить базовые понятия структуры мотивационной сферы личности; • раскрыть специфику теорий базовой структуры мотивационной сферы личности;
• описать специфику системы стимулирования труда, применяемой в профессиональной деятельности водителя.
Актуальность разработки проблемы поиска психологических факторов, условий и средств формирования мотивационной сферы личности специалиста (водителя) имеет важную предпосылку стимулирования деятельности специалиста, что выступает не только условием воспроизводства трудовых потенций работника, но и индикатором, указывающим на социальную цену работника (чем ниже ощущение собственной цены, своей востребованности, тем хуже будет обстоять дело с мотивацией его на производительный труд). Усиление мотивирующей функции стимулирование труда, предполагает более тесную увязку личного трудового вклада с конечными результатами коллективного труда, постепенный отказ от денежных компенсаций за непривлекательный труд и вредные санитарно-гигиенические условия, изменение функций и роли премиальных систем (они чаще используются для реализации властных функций администрации, но не в качестве стимула качественной работы).
Решение обозначенной проблемы возможно сегодня только при интеграции достижений исследований мотивационной сферы в различных областях знания о человеке (философия, психология, педагогика, социология и др.).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
1.1. Понятия мотива и мотивации деятельности
Проблемный аспект исследования мотивационной сферы личности состоит в том, что, до сих пор вопрос природы данного феномена остается одним из дискуссионных. Потребностно-мотивационная сфера личности была и остается предметом пристального внимания философов, начиная с времен древнегреческой философии и кончая современностью (Аристотель, Н.А.Бердяев, Р.Декарт, И.Кант, М.Монтень, Платон, Г.Риккер и др.). Основой изучения мотивационной сферы личности выступают разработки психологических феноменов, присущих различным направлениям личности в условиях деятельности, отношений, взаимодействий эмоциональных переживаний (В.Г.Асеев, А.Г.Асмолов, В.Г.Асеев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Е.П.Ильин, В.К.Вилюнас, В.И.Ковалев, В.Г.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, В.С.Мерлин, Г.Олпорт, К.Роджерс, И.А.Сикорский, А.А.Ухтомский и др.).
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а также функций мотивов. Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархические структуры (В.Г.Асеев, Б.И.Додонов, А.Маслоу и др.) и различные виды мотивов (Б.Ф.Ломов, К.Обуховский, П.М.Якобсон и др.).
Дефиниция «мотивационная сфера личности» имеет достаточно широкий спектр интерпретаций: это иерархия мотивов на основе их осознания и обобщения в поведении и деятельности (Л.И.Божович и др.), осознание объективных закономерностей, понимание значений смысла для себя (А.Н.Леонтьев и др.). В исследованиях раскрываются значение и содержание мотива раскрываются в исследованиях В.С.Мерлин и др., вид психической регуляции жизнедеятельности, внутренняя, активная самостоятельность, активно-действенное отношение человека к действительности В.Г.Асеев и др., важнейшая сторона личности, включающая систему мотивов (мотивацию) в ее определенном построении (иерархии) В.И.Ковалев и др. Решением наиболее спорного в психологии мотивации вопроса о соотношении мотива и потребности занимались А.Н.Леонтьев, С.П.Манукян, Ю.В.Шаров и др.
Категориальный аппарат терминов «мотивация» и «мотив» достаточно широко и объемно представлен в научной литературе. Полемичные взгляды исследователей направлены в первую очередь на термин «мотивация». Констатируя мнение С.Гроссмана, который приходит к выводу что мотивация следует считать ускользающей теоретической конструкцией.
В.Г.Асеев в понятие мотивации вкладывает все виды побуждения будь то мотив, потребность, интерес, стремление, цель, влечение, мотивационная установка, идеал или диспозиция. Аналогичный взгляд на проблему демонстрирует П.М.Якобсон, рассуждая о мотивации как субьективном побудителе к деятельности конкретного человека с включением в собственную структуру различных психологических образований, проявляющихся через различные формы поведения.
Мотивация наделенная побуждающей функцией способна определить направленность поведения и деятельности человека. При этом базовыми аспектами мотивации по мнению Ж.Ньюгтена выступают динамический порождающий активность личности и направляющий с поправкой на их совладание в едином ключе. Аналогичную мысль мы встречаем в работах Й.Лингарта, который анализирует понятие мотивации посредством фазы активационного континуума, включающего действие внутренних управляющих факторов, высвобождающих энергии, направляющие поведенческие стратегии человека по определенным стимулам и соответственно определяющих формы поведения.
Рассмотрение вопроса первоосновы мотива дает нам больший процент разночтений в трактовании и представлении о мотивации. Следует сделать отдельный акцент на подходах, которые в мотив включают сознательные или осознанные образования, что существенно отличает его мотивации, как изначально не осознаваемой.
По мнению К.Обуховского вербализированные цели обуславливают первооснову мотива, что собственно и позволит осуществить определенную деятельность либо санкционирует исключение из нее побудительных факторов.
П.А.Рудик в своих исследованиях также опирается на осознаваемость мотивов при этом делает акцент на побудительной функции мотива. Согласно П.А.Рудику, мыслеобраз и чувственная сфера человека и есть мотив, ориентирующий индивида на удовлетворение собственных потребностей как побудительная сила для свершения разнообразной деятельности. Идентичность понятий мотива и потребности, как элемента осознанности действия наблюдается в подходе Д.А.Кикнадзе, который утверждал о взаимосвязи данных понятий.
Развернутое толкование термина мотив, как синонимичного понятию мотивация отражено во многих работах, но наибольший интерес представляют воззрения С.Г.Москвичева. Автор видит в синонимичных понятиях обобщенность компонента поведенческой целенаправленности человека. Сходный подход обнаружен в работах П.М.Якобсона, который ратифицировал аналог мотиву через побуждение. Человек совершает целенаправленное действие руководствуясь побуждением. Автор трактует мотив достаточно развернуто, однако, в рамках анализа общей концепции В.М.Мясищева, подчеркивает выраженное отношение субъекта к объекту. Родственное определение дает В.С. Мерлин он считает, что направленное отношение к чему-либо может выступать первоосновой любого мотива.
Осмыслением определения мотив занимался не менее именитый ученый А.Н.Леонтьев, в частности более пяти раз возвращавшийся к этой проблеме начиная с 1946 по 1983 годы. По мнению автора, то, что, отражаясь в голове человека, побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности, называется мотивом этой деятельности. Конкретизация определения связана с осмыслением мотива через объективизацию и ее совладание с конкретной ситуативной потребностью, представленной в той или иной форме посредством субъективного отражения субъектом и как следствие деятельности в целом, то есть с побудительной и направляющей функциями мотива, что свидетельствуют об опредмечивании потребности в мотиве. Следовательно, через мотив потребность конкретизируется в данных условиях и ее следует рассматривать как нечто объективное на что направляется деятельность, то есть выступает в качестве побуждения.
А.Н.Леонтьев указывает, что все, что побуждает индивида к активности, образует его мотивационную сферу, а отдельные мотивы способны придавать личностный смысл той или иной деятельности. Таким образом, две функции мотивации побудительная и направляющая указанные Ж.Ньютгеном, Й.Лингартом, А.Н.Леонтьевым должны включать третью – смыслообразующую.
Мотивационная сфера личности - динамичная система. В процессе жизнедеятельности индивида изменение этой сферы происходит через постоянную трансформацию и смену ведущих мотивов, и появление новых.
Устоявшейся классификации мотивов не имеется, но все их разнообразие можно сгруппировать по нескольким основаниям.
По сфере направления активности человека выделяют мотивы:
-
идейные (отражают мировоззрение человека, его активность относительно наиболее общих проблем жизни); -
политические (связаны с активностью человека в сфере внутренней и внешней политики); -
нравственные (ориентированы на поведение, соответствующее тем или иным нравственным нормам и принципам); -
эстетические (выражают потребность человека в прекрасном); -
патриотические (активируют деятельность человека на пользу Родине); -
профессиональные (активность вызывается потребностями в сфере профессиональной деятельности).
По моменту проявления, интенсивности и продолжительности влияния на активность человека мотивы подразделяются на:
-
постоянно действующие, длительно действующие и кратковременные; -
сильные, умеренные и слабые; -
реальные (которые уже в данный момент побуждают активность) и потенциальные (уже сформированные, но еще слабо проявляющиеся в данный момент, как замолчавшие вулканы).
По степени осознанности мотивов человеком:
-
осознаваемые (например, желание встретиться в ближайшее время с партнером по бизнесу); -
неосознаваемые, или мотивы низкого уровня осознаваемости, которые все же оказывают влияние на его поведение (например, человек может стремиться в какую-то компанию лишь на основе чувства психологического комфорта, без осознания самой причины стремления).
Следует отметить, что выделение неосознаваемых мотивов из всей их совокупности вызывает противоречия между представителями различных концепций.
По степени значимости для самого человека:
-
доминирующие (ведущие, первичные), порождаемые наиболее острыми потребностями человека; -
второстепенные (вторичные), порождаемые текущими ситуативными потребностями человека.