Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1538

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 73 -
1. АФО органов мочевой системы у детей.
2. Факторы риска, способствующие развитию дисметаболических нефропатий у детей.
3. Основные метаболические нарушения: а) нарушение обмена щавелевой кислоты: 1) оксалатная нефропатия 2) вторичная симптоматическая гипероксалурия б) нефропатии, обусловленные нарушением пуринового обмена: 1) первичная уратная нефропатия 2) вторичная уратурия 3) ксантинурия в) аминоацидурия: 1) нарушение обмена цистина 2) цистиноз 3) цистинурия 4)нарушение обмена триптофана 5) нарушение обмена глицина г) нефропатии, обусловленные нарушением обмена кальция, д) фосфатурия.
4. Методы исследования при дисметаболических нефропатиях.
5. Лечение дисметаболических нефропатий: 1) лечение уратной нефропатии 2) лечение при цистинурии 3) лечение фосфатурии
6. Диспансерное наблюдение за детьми с дисметаболическими нефропатиями.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 74 -
Методические рекомендации для студентов к теме: Организация лечебно-
профилактической помощи при патологии иммунитета и аллергических
заболеваниях в условиях поликлиники (часть 1).
Актуальность темы Широкая распространенность аллергических болезней (АБ) (более
20 % населения планеты) превратили аллергию в глобальную медико-социальную проблему. Ежегодно во всем мире регистрируется рост аллергопатологии (до 40 % больных аллергией в популяции, каждый третий житель планеты страдает аллергическим ринитом и каждый десятый — бронхиальной астмой), который охватил большинство стран мира в конце прошлого века и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению в XXI веке. За последние 30 лет распространенность АБ повсеместно удваивалась (каждые 10 лет). По данным ВОЗ, в настоящее время около 5% взрослого населения планеты и 15% детского страдают AБ. Аллерги я — сверхчувствительность иммунной системы организма при повторных воздействиях аллергена на ранее сенсибилизированный этим аллергеном организм К аллергии относятся иммунные реакции
(реакции гиперчувствительности I типа), при которых в организме человека вырабатываются антитела (иммуноглобулины Е) для специфических белков
. Когда эти вещества приводят к гиперчувствительности организма, они называются аллергенами.
На сегодняшний день наиболее распространенными АБ у детей являются бронхиальная астма, аллергический ринит, атопический дерматит. Диспансерному наблюдению подлежат больные с :
• 1)бронхиальной астмой (БА);
• 2)аллергическим ринитом;
• 3)атопическим дерматитом.
Цель занятия. Изучить организацию работы и задачи участкового педиатра при работе с детьми, находящимися на диспансерном учете по поводу имеющихся у них заболеваний мочевыделительных органов. Научиться практическому применению знаний для дальнейшей работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Место проведения: учебная комната
Продолжительность: 2 академических часа – 90 минут с 10-минутным перерывом).
Вопросы темы, подлежащие обсуждению.
1. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с аллергическими заболеваниями (пищевая аллергия, респираторные аллергозы). «Атопический марш».
2.
Этиология, патогенез, эпидемиология, классификация бронхиальной астмы у детей.
Уровень контроля над имеющимися симптомами и оценка рисков прогрессирования заболевания. Оценка тяжести обострения.
3.
Типичный симптомокомплекс, возрастные клинические отличия. Методы диагностики, особенности постановки диагноза в раннем возрасте. Дифференциальная диагностика: рецидивирующие респираторные вирусные инфекции, острый бронхиолит, гастроэзофагеальный рефлюкс (ГЭР), аспирация инородного тела, трахеопищеводный свищ, дисфагия, врожденные пороки сердца, трахеомаляция или бронхомаляция, муковисцидоз (кистозный фиброз), первичная цилиарная дискинезия, бронхоэктазы другой этиологии, туберкулез, сосудистое кольцо, саркоидоз, увеличенные


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 75 - лимфатические узлы или опухоль, аллергический бронхолегочный аспергиллез (АБЛА), бронхолегочная дисплазия.
4.
Лечение бронхиальной астмы у детей. Принципы лечения. Средства доставки
лекарственных средств. Соответствие доз ингаляционных кортикостероидов (ИГКС)
для детей младше 5 лет(по GINA 2016г.). Расчет дозы омализумаба для подкожного
введения. Иммунотерапия: аллерген-специфическая иммунотерапия (СИТ).
5.
Лечение обострения бронхиальной астмы. Показания к госпитализации
детей с обострением БА. Показания к переводу в отделение реанимации. Лечение обострения БА легкой и среднетяжелой степени (ПСВ>50%). Лечение тяжелого или жизнеугрожающего обострения БА.
Ступенчатая терапия астмы у детей старше 5 лет
(по GINA 2016г.). Ступенчатая терапия астмы у детей 5 лет и младше (по GINA 2016г.).
6.
Лечение бронхиальной астмы вне обострения. Немедикаментозная
терапия. Медикаментозная терапия. Группы препаратов. Препараты, применяемые
для быстрого купирования симптомов. Препараты, применяемые для долгосрочного
контроля над астмой (базисная терапия).
7.
Реабилитация детей с бронхиальной астмой. Применение физических факторов в реабилитации детей с БА. Кинезотерапия, ЛФК. Массаж. Закаливание.
Санаторно-курортный этап реабилитации. Профилактика бронхиальной астмы на участке.
8.
Диспансерное наблюдение. Принципы ведения детей с бронхиальной астмой на участке. Профориентация детей с БА. Индивидуальное обучение на дому.
Облегченный режим сдачи итоговой аттестации. Вакцинация детей с БА. Оформление инвалидности. Порядок оформления документации
9.
Критерии оценки качества медицинской помощи детям с БА. Нормативные документы, используемые при осуществлении диспансерного наблюдения за детьми с
БА: а) Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1348н "Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях".
б) Клинические рекомендации «Бронхиальная астма у детей» МЗ РФ, Союз педиатров
России, Российская ассоциация аллергологов и клинических иммунологов, 2016 г.. КР
«Пищевая аллергия» МЗ РФ, Союз педиатров России, 2016 г., КР «Аллергия к белкам коровьего молока» МЗ РФ, Союз педиатров России, 2016 г. д) Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. А. А. Баранова. —
М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 768 с. : ил.
Задачи занятия:
5.
Изучить вопросы ранней диагностики, лечения, показаний к госпитализации, профилактики, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с БА.
6.
Научиться выявлять жалобы, данные анамнеза, устанавливать лабораторные критерии, проводить дифференциальный диагноз БА у детей. Изучить принципы этапной реабилитации.
2. Научиться соблюдать принципы диспансерного наблюдения при составлении плана диспансерного наблюдения ребенка с БА.
3. Научиться назначать мероприятия восстановительной терапии.
4. Установить критерии эффективности диспансерного наблюдения за детьми с БА на педиатрическом участке.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 76 -
5. Научиться решать вопрос о дозировании физических нагрузок при диспансерном наблюдении за детьми с БА.
6. Изучить вопросы социальной адаптации при диспансерном наблюдении за ребенком с
БА: режим дня школьника, обучение на дому, освобождение от экзаменов, от производственной практики, оформление инвалидности.
7. Изучить порядок медицинского отбора и направления больных с БА на санаторно- курортное лечение.
9. Заполнить формы № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение» и № 076/у «Санаторно-курортная карта для детей» (приказ № 834н от 15.122014 г.), а также формы № 030/у «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (приказ № 834н от 15.122014 г.).
10. Оформить этапный эпикриз ребенка с БА.
Структура занятия:
Этапы занятия
Время
Оснащение
Организационная часть
5 минут
Контроль исходного уровня знаний студентов
15 минут
Тесты
Отработка практических навыков (Составление плана диспансерного наблюдения ребенка- с БА с использованием формы №30/у «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (приказ № 834н от
15.122014 г.), дозирование физических нагрузок, режим посещения образовательного учреждения, вакцинации, восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение.
Заполнение форм № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение» и № 076/у «Санаторно-курортная карта для детей» (приказ № 834н от 15.122014 г.),
Оформление этапного эпикриза диспансерного больного с БА под наблюдением ассистента).
35 минут
Опрос по теме занятия (по основным вопросам темы)
10 минут
Тесты
Решение ситуационных задач
10 минут
Ситуационные задачи
Контроль итогового уровня знаний студентов
10 минут
Контрольные вопросы
Подведение итогов занятия. Задание на дом.
5 минут
Перечень знаний и практических умений:
Студент должен знать:
1. Этиологию и патогенез болезней и состояний у детей, клиническую симптоматику болезней и состояний с учетом возраста ребенка и исходного состояния здоровья
2.
Клиническую картину болезней и состояний, требующих направления детей на лабораторное и инструментальное обследование, с учетом действующих клинических рекомендаций (протоколов лечения), порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 77 -
3.
Клиническую картину болезней и состояний, требующих направления детей к врачам-специалистам с учетом обследования и действующих клинических рекомендаций
(протоколов лечения), порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
4.
Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем
5.
Правила получения добровольного информированного согласия родителей
(законных представителей) и детей старше 15 лет на проведение лечения
6.
Современные методы медикаментозной терапии болезней и состояний у детей в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
7.
Современные методы немедикаментозной терапии основных болезней и состояний у детей в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
8.
Механизм действия немедикаментозной терапии; медицинские показания и противопоказания к ее назначению; осложнения, вызванные ее применением
9.
Принципы назначения лечебного питания с учетом возраста ребенка, диагноза и клинической картины болезни и состояния в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов оказания медицинской помощи
10.
Методы проведения санитарно-просветительной работы с детьми, их родителями
(законным представителям) и лицами, осуществляющими уход за ребенком, по вопросам использования медикаментозной и немедикаментозной терапии
11.
Показания к направлению детей с нарушениями в состоянии здоровья, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в федеральные учреждения медико- социальной экспертизы
12.
Методы контроля выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, составленной врачом по медико-социальной экспертизе
13.
Мероприятия по реабилитации длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
14.
Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий среди длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
15.
Перечень врачей-специалистов, участвующих в проведении реабилитационных мероприятий в соответствии с возрастом ребенка, диагнозом и клиническими проявлениями заболевания, с действующими клиническими рекомендациями
(протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
16.
Медицинские показания и противопоказания к назначению санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющим детям и детям с хроническими заболеваниями в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
17.
Методы оценки эффективности и безопасности реабилитации длительно и часто


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 78 - болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза, в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов оказания медицинской помощи
18.
Методы оценки эффективности и безопасности реализации санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза и в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
19.
Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения медицинских осмотров несовершеннолетних, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождения диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях
20.
Перечень врачей-специалистов для проведения профилактических медицинских осмотров, лабораторных и инструментальных обследований, профилактических прививок при проведении профилактических медицинских осмотров в зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья
21.
Показания к направлению на лабораторное обследование с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями
(протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
22.
Показания к направлению на инструментальное обследование с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями
(протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
23.
Принципы применения специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей, национальный календарь профилактических прививок с учетом возраста ребенка и состояния его здоровья
24.
Медицинские показания и противопоказания к применению вакцин, возможные реакции и осложнения при применении вакцин
25.
Критерии распределения детей на группы здоровья с учетом диагноза, результатов функционального обследования, кратности перенесенных заболеваний в течение года, нервно-психического и физического развития
26.
Критерии распределения детей на группы здоровья для занятия физической культурой в образовательных организациях с учетом диагноза и перенесенного заболевания
27.
Лечебно-оздоровительные мероприятия среди детей с учетом группы здоровья, возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
28.
Принципы диспансерного наблюдения длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями, детей-инвалидов с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
29.
Правила проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае возникновения очага инфекции