Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1550

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 112 -
А) острого респираторного заболевания
Б) полипа
В) вазомоторного ринита
Г) аллергического ринита
9. АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ РИНИТ – ЭТО
А) хроническое аллергическое воспаление слизистой оболочки носа у пациентов с сенсибилизацией к экзогенным неинфекционным аллергенам
Б) хронический инфекционный процесс
В) симптом системного заболевания соединительной ткани
Г) острый инфекционный процесс
10. К БЫТОВЫМ АЛЛЕРГЕНАМ ОТНОСИТСЯ
А) пыльца березы
Б) пыльца полыни
В) домашняя пыль
Г) белок коровьего молока
11. АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЧАЩЕ ВЫЗЫВАЮТ
А) антибактериальные препараты
Б) антигистаминные препараты
В) антикоагулянты
Г) антиагреганты
12. К ТЯЖЕЛЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ АЛЛЕРГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ
НЕМЕДЛЕННОГО ТИПА ОТНОСЯТ
А) анафилактический шок
Б) крапивницу
В) аллергический дерматит
Г) аллергический васкулит
13. АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК ЧАЩЕ ВЫЗЫВАЮТ __________ АЛЛЕРГЕНЫ
А) пыльцевые
Б) бытовые
В) пищевые
Г) лекарственные
14. ПИЩЕВУЮ АЛЛЕРГИЮ ЧАЩЕ ВЫЗЫВАЕТ
А мясо
Б) огурец
В)рыба
Г) вишня
15. К СПЕЦИАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ
ДИАГНОСТИКИ ПИЩЕВОЙ АЛЛЕРГИИ У ДЕТЕЙ ДО 6 МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ
ОТНОСЯТ
А) элиминационно- провокационные пробы
Б) копрологию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 113 -
В) кожные пробы с пищевыми аллергенами
Г) определение рН кала
16. К КЛИНИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИМ О
ВОЗМОЖНОЙ ПИЩЕВОЙ АЛЛЕРГИИ ОТНОСЯТ
А) появление атопического дерматита после приема определенного продукта
Б) частый, жидкий стул с кислым запахом
В) обильный, зловонный, светлый стул 2 и более раз
Г) частые срыгивания после кормления грудью
17. НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫМ КЛИНИЧЕСКИМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ПОЛЛИНОЗА
ЯВЛЯЕТСЯ
А) крапивница
Б) аллергический цистит
В) аллергический ринит
Г) аллергический миокардит
18. КАКИЕ АЛЛЕРГЕНЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИЧИНОЙ ПОЛЛИНОЗОВ?
А) белковые
Б) пыльцевые
В) пищевые
Г) эпидермальные
19. К АНТИГИСТАМИННЫМ ПРЕПАРАТАМ 1 ПОКОЛЕНИЯ ОТНОСЯТ
А) лоратадин
Б) цетиризин
В) хлорпирамин
Г) астемизол
20. К АНТИГИСТАМИННЫМ ПРЕПАРАТАМ 2 ПОКОЛЕНИЯ ОТНОСИТСЯ
А) лоратадин
Б) диметинден
В) хифенадин
Г) мебгибролин
21. АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НЕМЕДЛЕННОГО ТИПА РАЗВИВАЮТСЯ
А) через 48-72 часа после контакта с аллергеном
Б) через 6-8 часов после воздействия аллергена
В) в течение первых 6 часов после контакта с аллергеном
Г) в течение первой недели после контакта с аллергеном
22. ОТСРОЧЕННЫЕ АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ МЕДЛЕННОГО ТИПА
РАЗВИВАЮТСЯ
А) в течение первой недели после контакта с аллергеном
Б) в течение первых 6 часов после контакта с аллергеном
В) через 48-72 часа после контакта с аллергеном
Г) через 6-8 часов после воздействия аллергена


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 114 -
23. АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЗАМЕДЛЕННОГО ТИПА РАЗВИВАЮТСЯ
А) через 48-72 часа после контакта с аллергеном
Б) в течение первых 6 часов после контакта с аллергеном
В) через 6-8 часов после воздействия аллергена
Г) в течение первого месяца после воздействия аллергена
24. ТИП РЕАКЦИЙ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЙСЯ АЛЛЕРГИЧЕСКИМ
А) цитотоксический
Б) анафилактический
В) гипертермический
Г) иммунокомплексный
25. К СИМПТОМАМ АЛЛЕРГИЧЕСКОГО РИНИТА ОТНОСИТСЯ
А) осиплость голоса
Б) наличие отделяемого из носа гнойного характера
В) ринорея
Г) наличие рецидивирующих носовых кровотечений
26. ДЛЯ ТЕРАПИИ НЕОСЛОЖНЕННОГО АЛЛЕРГИЧЕСКОГО РИНИТА У
ДЕТЕЙ ПРОТИВОПОКАЗАНЫ
А)антигистаминные средства
Б)интраназальные антибактериальные препараты
В) антилейкотриеновые препараты
Г) интраназальныеглюкокортикостероиды
27. К ИНТРАНАЗАЛЬНЫМ АНТИГИСТАМИННЫМ ПРЕПАРАТАМ
ОТНОСИТСЯ
А) оксиметазолин
Б) флутиказонафуроат
В) азеластин
Г) фенилэфрин
28. ПРИ СЕНСИБИЛИЗАЦИИ К ГРИБКОВЫМ АЛЛЕРГЕНАМ ИЗ ПИТАНИЯ
РЕБЕНКА ИСКЛЮЧАЮТСЯ
А) яйца
Б) соевые продукты
В) зерновые продукты
Г) ферментированные сыры
29. МАКСИМАЛЬНОЕ ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ПРИ
ЛЕЧЕНИИ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РИНИТОВ ОКАЗЫВАЕТ
А) лоратадин
Б) кромоглициевая кислота
В) беклометазон
Г) азеластин
30. ПОЛНОСТЬЮ КЛИНИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ИНТРАНАЗАЛЬНЫХ
ГЛЮКОКОРТИКОСТЕРОИДОВ (ГКС) ОБЫЧНО РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 115 -
А) 3-4 дня
Б) 1-2 часа
В) 1 месяц
Г) 3 недели
31. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИЕЙ АЛЛЕРГОДИАГНОСТИКИ IG E-
ОПОСРЕДОВАННЫХ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПРИК-ТЕСТА ЯВЛЯЕТСЯ
А) папула 1 – 2 мм
Б) папула более 3 мм
В) гиперемия
Г) след от укола
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1.
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ Основная часть
К врачу-педиатру участковому обратилась мама с ребёнком 12 лет с жалобами на приступы чихания, сопровождающиеся заложенностью носа и обильными водянистыми выделениями из него.
Болеет 3 года, ранее обращалась к врачу, который рекомендовал капать в нос раствор
Називина. После введения капель состояние улучшилось, однако затем без видимой причины вновь возникали приступы чихания, слезотечение, нарушение носового дыхания и жидкие бесцветные выделения из обеих половин носа. Обострения болезни нередко возникают при нахождении в одном помещении с домашними животными.
Объективно: носовое дыхание затруднено. Передние отделы носовой полости заполнены водянистым секретом, слизистая оболочка набухшая, цианотична, местами на ней видны сизые и бледные участки. После введения в полость носа капель 0,1% раствора Називина носовое дыхание улучшилось, отёчность слизистой оболочки уменьшилась.
Ребёнку проведён общий анализ крови: эритроциты - 4,1*10 /л, гемоглобин - 125 г/л, лейкоциты - 6,2*10 9
/л, эозинофилы - 10%, нейтрофилы - 60%, лимфоциты - 25%, моноциты - 5%, СОЭ - 11 мм/час.
Риноцитограмма: эозинофилы - 15%.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   51

Вопросы:
1. Предположите наиболее вероятный диагноз.
2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать данное заболевание?
3. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
4. Составьте план лечения пациента.
5. Составьте план обследования пациента.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2.
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ Основная часть
Больной Иван М. 7 лет поступил в стационар с жалобами матери на сухой приступообразный кашель, одышку, беспокойство.
Из анамнеза известно, что ребёнок родился от второй беременности, во время которой мама дважды переболела ОРВИ, вторых срочных родов.
Наследственность по аллергопатологии отягощена: мама страдает сезонным

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 116 - аллергическим риноконъюнктивитом, старший брат 8 лет - атопическим дерматитом, бабушка и дядя по материнской линии - бронхиальной астмой.
У мальчика с 1,5 месяцев выраженные проявления распространённого атопического дерматита на коровье молоко, усиление дерматита наблюдалось при приёме сладкого, куриного яйца, картофеля, красных яблок, во время терапии антибиотиками пенициллинового ряда. В 3 года на фоне ОРВИ впервые перенёс острый бронхит с синдромом бронхиальной обструкции. В последующем эпизоды бронхообструкции повторялись неоднократно так же на фоне ОРВИ. С 5 лет появились приступы ночного кашля, а эпизоды бронхообструкции возникали без признаков респираторной инфекции, провоцировались физической нагрузкой, резкими запахами. В последние месяцы приступы одышки отмечаются примерно 2 раза в неделю, купируются ингаляциями с
Атровентом. Настоящее ухудшение родители связывают с появлением кошки в доме.
Практически ежедневно по утрам, а также во время эпизодов бронхообструкций беспокоит заложенность носа, ринорея, приступы чихания, зуд носа, слезотечение.
При осмотре: состояние средней степени тяжести, беспокоен, успокаивается в полусидячем положении. Температура тела нормальная. Частый сухой приступообразный кашель, одышка экспираторного характера со свистящим выдохом, с участием вспомогательной мускулатуры грудной клетки, раздуванием крыльев носа. Кожа бледная, умеренно влажная, чистая, цианоз носогубного треугольника. Носовое дыхание затруднено, отделяемого при осмотре нет. Грудная клетка вздута. ЧДД - 40 в минуту.
Перкуторно коробочный звук, дыхание в лёгких ослаблено, рассеянно с обеих сторон выслушивается масса сухих «свистящих» и «жужжащих» хрипов. ЧСС - 110 ударов в минуту. Тоны сердца ясные, тахикардия. Живот мягкий, при пальпации безболезненный во всех отделах. Печень и селезёнка не увеличены. Дизурических явлений нет. Стул оформленный, регулярный.
В анализах: в общем анализе крови - эозинофилия 10%.
Пикфлоуметрия: определение пиковой скорости выдоха (ПСВ) - 70% от долженствующих цифр.
Вопросы:
1.
Предположите наиболее вероятный диагноз.
2.
Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
3.
Составьте и обоснуйте план дополнительного обследования пациента.
4.
Окажите медицинскую помощь ребёнку с данным заболеванием.
5.
Составьте план диспансерного наблюдения.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3.
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ Основная часть
На приёме у врача-педиатра участкового мама с мальчиком 8 лет с жалобами на повышение температуры тела 38,0°С, боль в горле, усиливающуюся при глотании, насморк, затруднение носового дыхания.
Заболел утром. Температура тела повысилась до 38,0°С, появилась боль в горле, выделения из носа, затруднённое носовое дыхание.
Объективно: температура тела ребёнка 39,0°С, кожные покровы бледные, пальпируются безболезненные подчелюстные лимфатические узлы обычных размеров с обеих сторон.
Дыхание через нос затруднено, ребёнок высмаркивает прозрачную слизь. При фарингоскопии определяется яркая гиперемия задней стенки глотки, гипертрофия лимфоидной ткани, боковых валиков, нёбные миндалины II степени, в лакунах нет


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 117 - патологического отделяемого.
Вопросы:
1. Предположите наиболее вероятный диагноз.
2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
3. Составьте и обоснуйте план дополнительного обследования пациента.
4. Препарат какой группы Вы бы рекомендовали пациенту в составе комбинированной терапии? Обоснуйте выбор.
5. Перечислите заболевания, с которыми необходимо проводить дифференциальный диагноз в данной ситуации.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4.
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ Основная часть
На приёме у врача-педиатра участкового мальчик 14 лет с жалобами на затруднённое носовое дыхание через левую половину носа, выделения гнойного характера из левой половины носа и через носоглотку, головную боль в вечернее время, температуру тела
37,3-37,6°С.
Из анамнеза известно, что ребёнок страдает хроническим левосторонним гнойным верхнечелюстным синуситом, за последние 5 лет было 8 обострений, во время лечения выполняли пункции левой верхнечелюстной пазухи. 2 месяца назад ребёнок принимал цефалоспорины в течение недели. Оториноларингологом был поставлен диагноз искривление перегородки носа влево, дана рекомендация планового хирургического лечения - риносептопластики, от которой пациент и родители воздержались. Настоящие жалобы появились 2 дня назад.
Объективно: состояние больного удовлетворительное, температура тела 37,3°С. ЧД - 20 в минуту, ЧСС - 78 ударов в минуту.
Носовое дыхание затруднено через левую половину носа, с трудом мальчик высмаркивает гнойное отделяемое из левой половины носа. Пальпация передней стенки левой верхнечелюстной пазухи умеренно болезненная. При фарингоскопии: задняя стенка глотки розовая, по ней стекает гной, нёбные миндалины I степени, в лакунах патологический секрет отсутствует.
Вопросы:
1. Предположите наиболее вероятный диагноз.
2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
3. Составьте и обоснуйте план дополнительного обследования пациента.
4. Составьте план лечения.
5. Какова Ваша дальнейшая тактика? Обоснуйте Ваш выбор.
Контрольные вопросы:
1.
Определение, этиология, патогенез АР.
2.
Эпидемиология, классификация, кодирование пр МКБ-10 аллергического ринита у детей.
3.
Диагностика АР: основные, дополнительные симптомы, лабораторные, инструментальные методы диагностики. Дифференциальная диагностика.
4.
Лечение АР: консервативное: немедикаментозное, медикаментозное), хирургическое.
5.
Профилактика детей с АР: первичная, вторичная и третичная.
6.
Принципы диспансерного наблюдения детей с АР. Элиминационные диета и


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 118 - режим. Ведение детей с АР на участке. Занятие физической культурой и спортом детям с
АР. Профориентация детей с АР. Вакцинация детей с АР. Показания к сан-кур лечению.
7.
Критерии оценки качества медицинской помощи детям с АР. Нормативные документы, используемые при осуществлении диспансерного наблюдения за детьми с
АР:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 119 -
Методические рекомендации для студентов к теме: Организация лечебно-
профилактической помощи при патологии иммунитета и аллергических
заболеваниях в условиях поликлиники (часть 1).
Актуальность темы Широкая распространенность аллергических болезней (АБ) (более
20 % населения планеты) превратили аллергию в глобальную медико-социальную проблему. Ежегодно во всем мире регистрируется рост аллергопатологии (до 40 % больных аллергией в популяции, каждый третий житель планеты страдает аллергическим ринитом и каждый десятый — бронхиальной астмой), который охватил большинство стран мира в конце прошлого века и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению в XXI веке. За последние 30 лет распространенность АБ повсеместно удваивалась (каждые 10 лет). По данным ВОЗ, в настоящее время около 5% взрослого населения планеты и 15% детского страдают AБ. Аллерги я — сверхчувствительность иммунной системы организма при повторных воздействиях аллергена на ранее сенсибилизированный этим аллергеном организм К аллергии относятся иммунные реакции
(реакции гиперчувствительности I типа), при которых в организме человека вырабатываются антитела (иммуноглобулины Е) для специфических белков
. Когда эти вещества приводят к гиперчувствительности организма, они называются аллергенами.
На сегодняшний день наиболее распространенными АБ у детей являются бронхиальная астма, аллергический ринит, атопический дерматит. Диспансерному наблюдению подлежат больные с :
• 1)бронхиальной астмой (БА);
2)аллергическим ринитом (АР);
3)атопическим дерматитом (АтД).
Атопический дерматит (АтД) встречается во всех странах, у лиц обоего пола и в разных возрастных группах. К настоящему времени распространенность АтД в детской популяции США достигла 17,2%, у детей в Европе — 15,6%, а в Японии — 24%, что отражает неуклонный рост частоты выявления АтД в течение последних трех десятилетий. Частота АтД значительно выше у жителей экономически развитых стран, заболеваемость АтД существенно повышается у мигрантов из неблагополучных территорий.
• Распространенность симптомов АтД в различных регионах Российской Федерации составила от 6,2 до 15,5%, по результатам стандартизированного эпидемиологического исследования ISAAC (International Study of Asthma and Allergy in Childhood —
Международное исследование астмы и аллергии у детей). Повторные исследования (через
5 лет) распространенности симптоматики АтД в рамках этой программы демонстрируют увеличение данного показателя в 1,9 раза в детской популяции РФ.
В двух центрах (Москва и Томск, РФ) в ходе исследования GA2LEN (Global Allergy and
Asthma European Network — Глобальная сеть по аллергии и астме в Европе) - исследование распространенности аллергических болезней среди подростков от 15 до 18 лет, организованное комитетом экспертов по астме и аллергии Европейского бюро ВОЗ, было проведено одномоментное параллельно-групповое исследование в сплошной выборке детей в возрасте от 15 до 18 лет. Наличие симптомов болезни по данным исследования было выявлено у 33,35% подростков, распространенность атопического дерматита по результатам анкет составила 9,9%, верифицированный диагноз — у 6,9% участников исследования. Среди респондентов с текущей заболеваемостью АтД доля девочек в 1,6 раз выше по сравнению с лицами мужского пола (р = 0,039). Результаты наблюдения свидетельствуют о значительных расхождениях с данными официальной