Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1557
Скачиваний: 38
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тесты:
1. К ПОБОЧНОМУ ЭФФЕКТУ ИНТРАНАЗАЛЬНЫХ КОРТИКОСТЕРОИДОВ
ОТНОСИТСЯ
А) носовое кровотечение
Б) осиплость голоса
В) остеопороз
Г) угревая сыпь на лице
2. АНТИТЕЛА ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ
А) плазмоцитами
Б) эозинофилами
В) базофилами
Г) эритроцитами
3. ПЛАЗМАТИЧЕСКИЕ КЛЕТКИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СИНТЕЗИРУЮЩИЕ
АНТИТЕЛА, ФОРМИРУЮТСЯ ИЗ
А) макрофагов
Б) Т-лимфоцитов
В) В-лимфоцитов
Г) нейтрофилов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 135 -
4. ВЫСОКОЙ СЕНСИБИЛИЗИРУЮЩЕЙ АКТИВНОСТЬЮ ОБЛАДАЕТ
А) конина
Б) кролик
В) рыба
Г) индейка
5. ВЫСОКОЙ СЕНСИБИЛИЗИРУЮЩЕЙ АКТИВНОСТЬЮ ОБЛАДАЕТ
А) огурцы
Б) картофель
В) топинамбур
Г) арахис
6. В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВЫЯВЛЯЕТСЯ _______
СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ
А) эпидермальная
Б) бытовая
В) пищевая
Г) пыльцевая
7. К БЫТОВЫМ АЛЛЕРГЕНАМ ОТНОСИТСЯ
А) пыльца березы
Б) пыльца полыни
В) домашняя пыль
Г) белок коровьего молока
8. АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЧАЩЕ ВЫЗЫВАЮТ
А) антибактериальные препараты
Б) антигистаминные препараты
В) антикоагулянты
Г) антиагреганты
9. ПРИ КРАПИВНИЦЕ СЫПЬ ЛОКАЛИЗУЕТСЯ НА
А) туловище
Б) лице
В) любых участках тела
Г) конечностях
10. К ТЯЖЕЛЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ АЛЛЕРГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ
НЕМЕДЛЕННОГО ТИПА ОТНОСЯТ
А) анафилактический шок
Б) крапивницу
В) аллергический дерматит
Г) аллергический васкулит
11. АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК ЧАЩЕ ВЫЗЫВАЮТ __________ АЛЛЕРГЕНЫ
А) пыльцевые
Б) бытовые
В) пищевые
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 136 -
Г) лекарственные
12 РЕЗКОЕ ПАДЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ
А) отеке Квинке
Б) крапивнице
В) сывороточной болезни
Г) анафилактическом шоке
13. К СПЕЦИАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ
ДИАГНОСТИКИ ПИЩЕВОЙ АЛЛЕРГИИ У ДЕТЕЙ ДО 6 МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ
ОТНОСЯТ
А) элиминационно- провокационные пробы
Б) копрологию
В) кожные пробы с пищевыми аллергенами
Г) определение рН кала
14. НАИБОЛЕЕ ТЯЖЕЛОЙ ФОРМОЙ АЛЛЕРГОДЕРМАТОЗОВ ЯВЛЯЕТСЯ
А ) токсидермия
Б) атопический дерматит
В) синдром Лайелла
Г) синдром Стивенса-Джонсона
15. К КЛИНИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИМ О
ВОЗМОЖНОЙ ПИЩЕВОЙ АЛЛЕРГИИ ОТНОСЯТ
А) появление атопического дерматита после приема определенного продукта
Б) частый, жидкий стул с кислым запахом
В) обильный, зловонный, светлый стул 2 и более раз
Г) частые срыгивания после кормления грудью
16. В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ РАЗВИТИЕ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА ЧАЩЕ
ВЫЗЫВАЮТ ______ АЛЛЕРГЕНЫ
А) пыльцевые
Б) эпидермальные
В) бытовые
Г) пищевые
17. К АНТИГИСТАМИННЫМ ПРЕПАРАТАМ 1 ПОКОЛЕНИЯ ОТНОСЯТ
А) лоратадин
Б) цетиризин
В) хлорпирамин
Г) астемизол
18. К АНТИГИСТАМИННЫМ ПРЕПАРАТАМ 2 ПОКОЛЕНИЯ ОТНОСИТСЯ
А) лоратадин
Б) диметинден
В) хифенадин
Г) мебгибролин
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 137 -
19. РЕБЕНКА С АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ ПЕДИАТР ОСМАТРИВАЕТ НА
ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 1 РАЗ В
А) 2 месяца
Б) месяц
В) 2 недели
Г) 3 месяца
20. РЕБЕНКА С АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ ПЕДИАТР ОСМАТРИВАЕТ НА
ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ В ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ 1 РАЗ В
А) 3 месяца
Б) 2 месяца
В) месяц
Г) 2 недели
21. АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НЕМЕДЛЕННОГО ТИПА РАЗВИВАЮТСЯ
А) через 48-72 часа после контакта с аллергеном
Б) через 6-8 часов после воздействия аллергена
В) в течение первых 6 часов после контакта с аллергеном
Г) в течение первой недели после контакта с аллергеном
22. ОТСРОЧЕННЫЕ АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ МЕДЛЕННОГО ТИПА
РАЗВИВАЮТСЯ
А) в течение первой недели после контакта с аллергеном
Б) в течение первых 6 часов после контакта с аллергеном
В) через 48-72 часа после контакта с аллергеном
Г) через 6-8 часов после воздействия аллергена
23. АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЗАМЕДЛЕННОГО ТИПА РАЗВИВАЮТСЯ
А) через 48-72 часа после контакта с аллергеном
Б) в течение первых 6 часов после контакта с аллергеном
В) через 6-8 часов после воздействия аллергена
Г) в течение первого месяца после воздействия аллергена
24. ТИП РЕАКЦИЙ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЙСЯ АЛЛЕРГИЧЕСКИМ
А) цитотоксический
Б) анафилактический
В) гипертермический
Г) иммунокомплексный
25. К ПЕРВООЧЕРЕДНОМУ НЕОТЛОЖНОМУ ЛЕЧЕБНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ
ПРИ АНАФИЛАКТИЧЕСКОМ ШОКЕ ОТНОСЯТ
А) восстановление ОЦК
Б) введение адреналина
В) введение преднизолона
Г) введение антигистаминных препаратов
26. К ОСНОВНЫМ ДИАГНОСТИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ АТОПИЧЕСКОГО
ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОТНОСИТСЯ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 138 -
А) кожный зуд
Б) лихенификация на сгибательных поверхностях конечностей
В) периорбитальная гиперпигментация
Г) кератоконус
27. ДЕТСКАЯ ФОРМА АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА ВЫСТАВЛЯЕТСЯ В
ВОЗРАСТЕ
А) 1-2 года2
Б) 1-12 месяцев
В) старше 12 лет
Г)–11 лет
28. К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ДИАГНОСТИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ
АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА ОТНОСИТСЯ
А) отягощенный аллергоанамнез
Б) наличие зудящихся папул, расположенных линейно, попарно
В) продольная суборбитальная складка
Г) наличие микровезикул на лице и разгибательных поверхностях конечностей
29. ОЦЕНКУ ТЯЖЕСТИ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ АТОПИЧЕСКОГО
ДЕРМАТИТА ПРОВОДЯТ ПО
А) шкале SCORAD
Б) шкале GINA
В) опроснику ISAAC
Г) шкале ROSS
30. ПРИ АТОПИЧЕСКОМ ДЕРМАТИТЕ У ДЕТЕЙ СЛЕДУЕТ ВЫБИРАТЬ
ЗЛАКОВЫЕ КАШИ
А) многокомпонентные
Б) молочные
В) глютеновые
Г) без молока и клейковины
31. ЭЛИМИНАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ АТОПИЧЕСКОМ ДЕРМАТИТЕ
С КЛЕЩЕВОЙ СЕНСИБИЛИЗАЦИЕЙ ВКЛЮЧАЮТ
А) увлажнение воздуха до 70%
Б) регулярную стирку постельного белья
В) применение натуральной одежды из шерсти
Г) уменьшение частоты приема гигиенических ванн
32. ДЛЯ НАРУЖНОЙ ТЕРАПИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ ИСКЛЮЧАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ
А) увлажняющих средств лечебной косметики
Б) местных нестероидных противовоспалительных средств
В) мазей с кальципотриолом
Г) местных глюкокортикостероидов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 139 -
33. ДЕТЯМ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ
ЦЕТИРИЗИН НАЗНАЧАЕТСЯ В ДОЗИРОВКЕ ___МГ/СУТКИ
А) 20
Б) 5
В) 10
Г) 15
34. ПРИ СЕНСИБИЛИЗАЦИИ К ГРИБКОВЫМ АЛЛЕРГЕНАМ ИЗ ПИТАНИЯ
РЕБЕНКА ИСКЛЮЧАЮТСЯ
А) яйца
Б) соевые продукты
В) зерновые продукты
Г) ферментированные сыры
35. ТАКТИКОЙ УЧАСТКОВОГО ПЕДИАТРА ПРИ ОБОСТРЕНИИ У РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА С
РАСПРОСТРАНЕННЫМ КОЖНЫМ ПРОЦЕССОМ И ВТОРИЧНЫМ
ИНФИЦИРОВАНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ
А) направление на консультацию аллерголога
Б) госпитализация в стационар
В) направление на консультацию дерматолога
Г) направление на консультацию инфекциониста, аллерголога, дермотолога
36. МАКСИМАЛЬНОЕ ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ПРИ
ЛЕЧЕНИИ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РИНИТОВ ОКАЗЫВАЕТ
А) лоратадин
Б) кромоглициевая кислота
В) беклометазон
Г) азеластин
37. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИЕЙ АЛЛЕРГОДИАГНОСТИКИ IG E-
ОПОСРЕДОВАННЫХ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПРИК-ТЕСТА ЯВЛЯЕТСЯ
А) папула 1 – 2 мм
Б) папула более 3 мм
В) гиперемия
Г) след от укола
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1.
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Врачом-педиатром участковым осматривается девочка 1,5 лет. Мать жалуется на наличие у ребёнка высыпаний на коже, умеренного кожного зуда, нарушение сна. Из беседы с матерью стало известно, что грудью ребёнка мать кормила до 3 месяцев. При этом «для улучшения лактации» пила много чая со сгущенным молоком, мёдом. С 3 месяцев ребёнок переведен на искусственное вскармливание смесью «Малютка». В 4 месяца мать стала давать девочке манную кашу на коровьем молоке. Высыпания на коже впервые
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 140 - появились на 4 месяце жизни, связаны с погрешностью в диете (яйцо, коровье молоко, цитрусовые). Ребёнок постоянно получает лечение. В амбулаторных условиях получал мази с глюкокортикоидами. Продолжительность ремиссий заболевания - 2-3 месяца. У матери ребёнка имеется аллергическая реакция на цитрусовые и шоколад. Она курит с 15 лет, во время беременности продолжала курить.
Объективно: масса девочки - 12500 г, при осмотре возбуждена, осмотреть себя даёт с трудом, не контактна. Подкожно-жировой слой развит достаточно, кожа сухая. В области лица (за исключением носогубного треугольника), шеи, наружной поверхности верхних и нижних конечностей, локтевых и подколенных ямок, ягодиц отмечаются гиперемия кожи, пятнисто-папулёзные элементы сыпи ярко-розового цвета, шелушение. Наблюдаются множественные эрозии и корки. Лимфатические узлы увеличены до размеров «лесного ореха». Язык «географический». В лёгких дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца звучные, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Печень +2 см из- под рёберного края. Стул полуоформленный, 2-3 раз в день.
Общий анализ крови: гемоглобин - 125 г/л, эритроциты - 3,8*10 /л, цветной показатель -
0,98, лейкоциты - 6,3*10 9
/л, палочкоядерные нейтрофилы - 2%, сегментоядерные нейтрофилы - 23%, эозинофилы - 10%, лимфоциты - 60%, моноциты - 4%, СОЭ - 9 мм/час.
Общий анализ мочи: цвет - светло-жёлтый, удельный вес - 1014, белок - отсутствует, глюкоза - отсутствует, эпителий плоский - немного, лейкоциты - 0-1 в поле зрения, эритроциты - нет, слизь - немного.
Вопросы:
1.
Предположите наиболее вероятный диагноз.
2.
Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
3.
Составьте и обоснуйте план дополнительного обследования пациента.
4.
Препарат какой группы лекарственных средств Вы бы рекомендовали пациенту для наружной терапии в составе комбинированной терапии?
5.
Возможно ли проведение вакцинации данному ребёнку после стихания обострения?
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2.
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ Основная часть
При визите врача-педиатра участкового к ребёнку 5,5 месяцев мама сообщила, что у ребёнка появились зудящие высыпания на коже тела и головы.
Anamnesis morbi: Данные проявления появились впервые 2 дня назад. Мама связывает заболевание с введением по рекомендации врача-педиатра участкового молочной каши.
Ребёнок с рождения до настоящего времени на грудном вскармливании. Безмолочные каши ребёнку введены 2 недели назад, высыпаний не вызывали.
У мамы в детстве были упорные кожные высыпания, из-за чего до настоящего времени
(20 лет) не употребляла в пищу рыбу, яйца, молочные продукты, хотя высыпаний в течение 7 лет не было, оставалась сухость кожи.
При объективном исследовании врач-педиатр участковый выявил беспокойство ребёнка, на теле распространённую эритематозную мелкопапулёзную сыпь, единичные экскориации, умеренное вздутие живота, следы кала на подгузнике тёмно-зеленого цвета, слизь.
На основании полученных данных врачом-педиатром участковым выставлен диагноз
«атопический дерматит, впервые выявленный, младенческий, эритематозно-скамозная форма, распространённый, средней тяжести, экзогенный, с пищевой сенсибилизацией
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 141 -
(молоко)».
Вопросы:
1. Определите последовательность этапов реабилитации ребёнка и критерии перевода с этапа на этап.
2. Определите реабилитационный прогноз, укажите факторы, его обусловливающие.
3. Определите реабилитационный потенциал и обоснуйте его.
4. Определите виды физической реабилитации (двигательный режим, ЛФК, массаж, спорт), показанные пациентке.
5. Определите показания к физиотерапевтическим и физическим методам восстановления на санаторно-курортном этапе медицинской реабилитации.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3.
У мальчика 2,5 лет, после употребления в пищу ухи появился зуд и отек в области губ, жжение языка, необильная уртикарная сыпь на лице, боли в животе и расстройство стула.
Из анамнеза известно, что впервые изменения на коже в виде покраснения на щеках, ягодицах, в естественных складках появились в 3 месяца после введения в пищу адаптированной молочной смеси, был переведен на гипоаллергенную смесь – высыпания на коже уменьшились, но совсем не прошли. После года кожные высыпания стали распространенными, занимали большую площадь поверхности кожи, беспокоит выраженный зуд. При соблюдении гипоаллергенной диеты кожа становилась чистой.
Мать больного страдает бронхиальной астмой. При осмотре: больной повышенного питания. Кожные покровы сухие, отмечается диффузное шелушение. Кожа на щеках, в подколенных ямках, на запястьях гиперемирована, инфильтрирована, с мокнутием и корками. Слизистая рта чистая, язык "географический". В легких дыхание пуэрильное.
Живот мягкий, определяется урчание по ходу толстой кишки. Стул неустойчивый, жидкий, с примесью светлой слизи.
Общий анализ крови: Нb - 112 г/л, Эр – З,2х10 12
/л, Лейк - 7,0х10 9
/л, п/я - 5%, с - 34%, э -
12%, л - 45%, м - 4%, СОЭ - 6 мм/час.
Специфический JgE: титр антител к pыбе 1:280 (норма 1:30), к белку коровьего молока
1:920 (норма 1:80).
Радиоаллергосорбентный тест (PACT): уровень общего IgE в сыворотке крови 910
МЕ/л (норма - до 100 МЕ/л).
1.
Поставьте диагноз.
2.
Каковы механизмы развития аллергических реакций?
3.
Назначьте лечение.
4.
Чем характеризуется аллергическая реакция I типа (немедленного)?
5.
Назовите принципы питания детей 1-го года жизни с аллергией к белкам коровьего молока.
Контрольные вопросы:
1.
Определение АтД. Ээтиология, патогенез, эпидемиология,
2.
Классификация, кодирование по МКБ-10 АтД у детей. Факторы риска развития
АтД.
3.
Диагностика АтД. Основные и дополнительные диагностические критерии.
Лабораторная, инструментальная, иная диагностика, дифференциальная диагностика
4.
Лечение АтД: немедикаментозное, медикаментозное: местное и системное.
5.
Классификация МГК, ингибиторы кальциневрина, активированный пиритион цинка, антисептики. Системная терапия.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 142 -
6.
Реабилитация детей с АтД.
7.
Применение физических факторов в реабилитации детей с АтД. Массаж.
Закаливание. Санаторно-курортный этап реабилитации. Профилактика детей с АтД: первичная, вторичная и третичная.
8.
Диспансерное наблюдение. Принципы ведения детей с АтД на участке.
Индивидуальное обучение на дому. Облегченный режим сдачи итоговой аттестации.
9.
Оформление инвалидности. Порядок оформления документации
10.
Критерии оценки качества медицинской помощи детям с АтД. Нормативные документы, используемые при осуществлении диспансерного наблюдения за детьми с
АтД:
11.
Занятие физической культурой и спортом детям с АтД. Профориентация детей с
АтД. Вакцинация детей с АтД.
12.
Критерии оценки качества медицинской помощи детям с АтД. Нормативные документы, используемые при осуществлении диспансерного наблюдения за детьми с
АтД.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 143 -
1. К ПОБОЧНОМУ ЭФФЕКТУ ИНТРАНАЗАЛЬНЫХ КОРТИКОСТЕРОИДОВ
ОТНОСИТСЯ
А) носовое кровотечение
Б) осиплость голоса
В) остеопороз
Г) угревая сыпь на лице
2. АНТИТЕЛА ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ
А) плазмоцитами
Б) эозинофилами
В) базофилами
Г) эритроцитами
3. ПЛАЗМАТИЧЕСКИЕ КЛЕТКИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СИНТЕЗИРУЮЩИЕ
АНТИТЕЛА, ФОРМИРУЮТСЯ ИЗ
А) макрофагов
Б) Т-лимфоцитов
В) В-лимфоцитов
Г) нейтрофилов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 135 -
4. ВЫСОКОЙ СЕНСИБИЛИЗИРУЮЩЕЙ АКТИВНОСТЬЮ ОБЛАДАЕТ
А) конина
Б) кролик
В) рыба
Г) индейка
5. ВЫСОКОЙ СЕНСИБИЛИЗИРУЮЩЕЙ АКТИВНОСТЬЮ ОБЛАДАЕТ
А) огурцы
Б) картофель
В) топинамбур
Г) арахис
6. В РАННЕМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВЫЯВЛЯЕТСЯ _______
СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ
А) эпидермальная
Б) бытовая
В) пищевая
Г) пыльцевая
7. К БЫТОВЫМ АЛЛЕРГЕНАМ ОТНОСИТСЯ
А) пыльца березы
Б) пыльца полыни
В) домашняя пыль
Г) белок коровьего молока
8. АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЧАЩЕ ВЫЗЫВАЮТ
А) антибактериальные препараты
Б) антигистаминные препараты
В) антикоагулянты
Г) антиагреганты
9. ПРИ КРАПИВНИЦЕ СЫПЬ ЛОКАЛИЗУЕТСЯ НА
А) туловище
Б) лице
В) любых участках тела
Г) конечностях
10. К ТЯЖЕЛЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ АЛЛЕРГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ
НЕМЕДЛЕННОГО ТИПА ОТНОСЯТ
А) анафилактический шок
Б) крапивницу
В) аллергический дерматит
Г) аллергический васкулит
11. АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК ЧАЩЕ ВЫЗЫВАЮТ __________ АЛЛЕРГЕНЫ
А) пыльцевые
Б) бытовые
В) пищевые
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 136 -
Г) лекарственные
12 РЕЗКОЕ ПАДЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ
А) отеке Квинке
Б) крапивнице
В) сывороточной болезни
Г) анафилактическом шоке
13. К СПЕЦИАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ
ДИАГНОСТИКИ ПИЩЕВОЙ АЛЛЕРГИИ У ДЕТЕЙ ДО 6 МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ
ОТНОСЯТ
А) элиминационно- провокационные пробы
Б) копрологию
В) кожные пробы с пищевыми аллергенами
Г) определение рН кала
14. НАИБОЛЕЕ ТЯЖЕЛОЙ ФОРМОЙ АЛЛЕРГОДЕРМАТОЗОВ ЯВЛЯЕТСЯ
А ) токсидермия
Б) атопический дерматит
В) синдром Лайелла
Г) синдром Стивенса-Джонсона
15. К КЛИНИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИМ О
ВОЗМОЖНОЙ ПИЩЕВОЙ АЛЛЕРГИИ ОТНОСЯТ
А) появление атопического дерматита после приема определенного продукта
Б) частый, жидкий стул с кислым запахом
В) обильный, зловонный, светлый стул 2 и более раз
Г) частые срыгивания после кормления грудью
16. В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ РАЗВИТИЕ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА ЧАЩЕ
ВЫЗЫВАЮТ ______ АЛЛЕРГЕНЫ
А) пыльцевые
Б) эпидермальные
В) бытовые
Г) пищевые
17. К АНТИГИСТАМИННЫМ ПРЕПАРАТАМ 1 ПОКОЛЕНИЯ ОТНОСЯТ
А) лоратадин
Б) цетиризин
В) хлорпирамин
Г) астемизол
18. К АНТИГИСТАМИННЫМ ПРЕПАРАТАМ 2 ПОКОЛЕНИЯ ОТНОСИТСЯ
А) лоратадин
Б) диметинден
В) хифенадин
Г) мебгибролин
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 137 -
19. РЕБЕНКА С АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ ПЕДИАТР ОСМАТРИВАЕТ НА
ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 1 РАЗ В
А) 2 месяца
Б) месяц
В) 2 недели
Г) 3 месяца
20. РЕБЕНКА С АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ ПЕДИАТР ОСМАТРИВАЕТ НА
ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ В ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ 1 РАЗ В
А) 3 месяца
Б) 2 месяца
В) месяц
Г) 2 недели
21. АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НЕМЕДЛЕННОГО ТИПА РАЗВИВАЮТСЯ
А) через 48-72 часа после контакта с аллергеном
Б) через 6-8 часов после воздействия аллергена
В) в течение первых 6 часов после контакта с аллергеном
Г) в течение первой недели после контакта с аллергеном
22. ОТСРОЧЕННЫЕ АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ МЕДЛЕННОГО ТИПА
РАЗВИВАЮТСЯ
А) в течение первой недели после контакта с аллергеном
Б) в течение первых 6 часов после контакта с аллергеном
В) через 48-72 часа после контакта с аллергеном
Г) через 6-8 часов после воздействия аллергена
23. АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЗАМЕДЛЕННОГО ТИПА РАЗВИВАЮТСЯ
А) через 48-72 часа после контакта с аллергеном
Б) в течение первых 6 часов после контакта с аллергеном
В) через 6-8 часов после воздействия аллергена
Г) в течение первого месяца после воздействия аллергена
24. ТИП РЕАКЦИЙ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЙСЯ АЛЛЕРГИЧЕСКИМ
А) цитотоксический
Б) анафилактический
В) гипертермический
Г) иммунокомплексный
25. К ПЕРВООЧЕРЕДНОМУ НЕОТЛОЖНОМУ ЛЕЧЕБНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ
ПРИ АНАФИЛАКТИЧЕСКОМ ШОКЕ ОТНОСЯТ
А) восстановление ОЦК
Б) введение адреналина
В) введение преднизолона
Г) введение антигистаминных препаратов
26. К ОСНОВНЫМ ДИАГНОСТИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ АТОПИЧЕСКОГО
ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОТНОСИТСЯ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 138 -
А) кожный зуд
Б) лихенификация на сгибательных поверхностях конечностей
В) периорбитальная гиперпигментация
Г) кератоконус
27. ДЕТСКАЯ ФОРМА АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА ВЫСТАВЛЯЕТСЯ В
ВОЗРАСТЕ
А) 1-2 года2
Б) 1-12 месяцев
В) старше 12 лет
Г)–11 лет
28. К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ДИАГНОСТИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ
АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА ОТНОСИТСЯ
А) отягощенный аллергоанамнез
Б) наличие зудящихся папул, расположенных линейно, попарно
В) продольная суборбитальная складка
Г) наличие микровезикул на лице и разгибательных поверхностях конечностей
29. ОЦЕНКУ ТЯЖЕСТИ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ АТОПИЧЕСКОГО
ДЕРМАТИТА ПРОВОДЯТ ПО
А) шкале SCORAD
Б) шкале GINA
В) опроснику ISAAC
Г) шкале ROSS
30. ПРИ АТОПИЧЕСКОМ ДЕРМАТИТЕ У ДЕТЕЙ СЛЕДУЕТ ВЫБИРАТЬ
ЗЛАКОВЫЕ КАШИ
А) многокомпонентные
Б) молочные
В) глютеновые
Г) без молока и клейковины
31. ЭЛИМИНАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ АТОПИЧЕСКОМ ДЕРМАТИТЕ
С КЛЕЩЕВОЙ СЕНСИБИЛИЗАЦИЕЙ ВКЛЮЧАЮТ
А) увлажнение воздуха до 70%
Б) регулярную стирку постельного белья
В) применение натуральной одежды из шерсти
Г) уменьшение частоты приема гигиенических ванн
32. ДЛЯ НАРУЖНОЙ ТЕРАПИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ ИСКЛЮЧАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ
А) увлажняющих средств лечебной косметики
Б) местных нестероидных противовоспалительных средств
В) мазей с кальципотриолом
Г) местных глюкокортикостероидов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 139 -
33. ДЕТЯМ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ
ЦЕТИРИЗИН НАЗНАЧАЕТСЯ В ДОЗИРОВКЕ ___МГ/СУТКИ
А) 20
Б) 5
В) 10
Г) 15
34. ПРИ СЕНСИБИЛИЗАЦИИ К ГРИБКОВЫМ АЛЛЕРГЕНАМ ИЗ ПИТАНИЯ
РЕБЕНКА ИСКЛЮЧАЮТСЯ
А) яйца
Б) соевые продукты
В) зерновые продукты
Г) ферментированные сыры
35. ТАКТИКОЙ УЧАСТКОВОГО ПЕДИАТРА ПРИ ОБОСТРЕНИИ У РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА С
РАСПРОСТРАНЕННЫМ КОЖНЫМ ПРОЦЕССОМ И ВТОРИЧНЫМ
ИНФИЦИРОВАНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ
А) направление на консультацию аллерголога
Б) госпитализация в стационар
В) направление на консультацию дерматолога
Г) направление на консультацию инфекциониста, аллерголога, дермотолога
36. МАКСИМАЛЬНОЕ ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ПРИ
ЛЕЧЕНИИ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РИНИТОВ ОКАЗЫВАЕТ
А) лоратадин
Б) кромоглициевая кислота
В) беклометазон
Г) азеластин
37. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИЕЙ АЛЛЕРГОДИАГНОСТИКИ IG E-
ОПОСРЕДОВАННЫХ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПРИК-ТЕСТА ЯВЛЯЕТСЯ
А) папула 1 – 2 мм
Б) папула более 3 мм
В) гиперемия
Г) след от укола
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1.
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Основная часть
Врачом-педиатром участковым осматривается девочка 1,5 лет. Мать жалуется на наличие у ребёнка высыпаний на коже, умеренного кожного зуда, нарушение сна. Из беседы с матерью стало известно, что грудью ребёнка мать кормила до 3 месяцев. При этом «для улучшения лактации» пила много чая со сгущенным молоком, мёдом. С 3 месяцев ребёнок переведен на искусственное вскармливание смесью «Малютка». В 4 месяца мать стала давать девочке манную кашу на коровьем молоке. Высыпания на коже впервые
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 140 - появились на 4 месяце жизни, связаны с погрешностью в диете (яйцо, коровье молоко, цитрусовые). Ребёнок постоянно получает лечение. В амбулаторных условиях получал мази с глюкокортикоидами. Продолжительность ремиссий заболевания - 2-3 месяца. У матери ребёнка имеется аллергическая реакция на цитрусовые и шоколад. Она курит с 15 лет, во время беременности продолжала курить.
Объективно: масса девочки - 12500 г, при осмотре возбуждена, осмотреть себя даёт с трудом, не контактна. Подкожно-жировой слой развит достаточно, кожа сухая. В области лица (за исключением носогубного треугольника), шеи, наружной поверхности верхних и нижних конечностей, локтевых и подколенных ямок, ягодиц отмечаются гиперемия кожи, пятнисто-папулёзные элементы сыпи ярко-розового цвета, шелушение. Наблюдаются множественные эрозии и корки. Лимфатические узлы увеличены до размеров «лесного ореха». Язык «географический». В лёгких дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца звучные, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Печень +2 см из- под рёберного края. Стул полуоформленный, 2-3 раз в день.
Общий анализ крови: гемоглобин - 125 г/л, эритроциты - 3,8*10 /л, цветной показатель -
0,98, лейкоциты - 6,3*10 9
/л, палочкоядерные нейтрофилы - 2%, сегментоядерные нейтрофилы - 23%, эозинофилы - 10%, лимфоциты - 60%, моноциты - 4%, СОЭ - 9 мм/час.
Общий анализ мочи: цвет - светло-жёлтый, удельный вес - 1014, белок - отсутствует, глюкоза - отсутствует, эпителий плоский - немного, лейкоциты - 0-1 в поле зрения, эритроциты - нет, слизь - немного.
Вопросы:
1.
Предположите наиболее вероятный диагноз.
2.
Обоснуйте поставленный Вами диагноз.
3.
Составьте и обоснуйте план дополнительного обследования пациента.
4.
Препарат какой группы лекарственных средств Вы бы рекомендовали пациенту для наружной терапии в составе комбинированной терапии?
5.
Возможно ли проведение вакцинации данному ребёнку после стихания обострения?
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2.
Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ Основная часть
При визите врача-педиатра участкового к ребёнку 5,5 месяцев мама сообщила, что у ребёнка появились зудящие высыпания на коже тела и головы.
Anamnesis morbi: Данные проявления появились впервые 2 дня назад. Мама связывает заболевание с введением по рекомендации врача-педиатра участкового молочной каши.
Ребёнок с рождения до настоящего времени на грудном вскармливании. Безмолочные каши ребёнку введены 2 недели назад, высыпаний не вызывали.
У мамы в детстве были упорные кожные высыпания, из-за чего до настоящего времени
(20 лет) не употребляла в пищу рыбу, яйца, молочные продукты, хотя высыпаний в течение 7 лет не было, оставалась сухость кожи.
При объективном исследовании врач-педиатр участковый выявил беспокойство ребёнка, на теле распространённую эритематозную мелкопапулёзную сыпь, единичные экскориации, умеренное вздутие живота, следы кала на подгузнике тёмно-зеленого цвета, слизь.
На основании полученных данных врачом-педиатром участковым выставлен диагноз
«атопический дерматит, впервые выявленный, младенческий, эритематозно-скамозная форма, распространённый, средней тяжести, экзогенный, с пищевой сенсибилизацией
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 141 -
(молоко)».
Вопросы:
1. Определите последовательность этапов реабилитации ребёнка и критерии перевода с этапа на этап.
2. Определите реабилитационный прогноз, укажите факторы, его обусловливающие.
3. Определите реабилитационный потенциал и обоснуйте его.
4. Определите виды физической реабилитации (двигательный режим, ЛФК, массаж, спорт), показанные пациентке.
5. Определите показания к физиотерапевтическим и физическим методам восстановления на санаторно-курортном этапе медицинской реабилитации.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3.
У мальчика 2,5 лет, после употребления в пищу ухи появился зуд и отек в области губ, жжение языка, необильная уртикарная сыпь на лице, боли в животе и расстройство стула.
Из анамнеза известно, что впервые изменения на коже в виде покраснения на щеках, ягодицах, в естественных складках появились в 3 месяца после введения в пищу адаптированной молочной смеси, был переведен на гипоаллергенную смесь – высыпания на коже уменьшились, но совсем не прошли. После года кожные высыпания стали распространенными, занимали большую площадь поверхности кожи, беспокоит выраженный зуд. При соблюдении гипоаллергенной диеты кожа становилась чистой.
Мать больного страдает бронхиальной астмой. При осмотре: больной повышенного питания. Кожные покровы сухие, отмечается диффузное шелушение. Кожа на щеках, в подколенных ямках, на запястьях гиперемирована, инфильтрирована, с мокнутием и корками. Слизистая рта чистая, язык "географический". В легких дыхание пуэрильное.
Живот мягкий, определяется урчание по ходу толстой кишки. Стул неустойчивый, жидкий, с примесью светлой слизи.
Общий анализ крови: Нb - 112 г/л, Эр – З,2х10 12
/л, Лейк - 7,0х10 9
/л, п/я - 5%, с - 34%, э -
12%, л - 45%, м - 4%, СОЭ - 6 мм/час.
Специфический JgE: титр антител к pыбе 1:280 (норма 1:30), к белку коровьего молока
1:920 (норма 1:80).
Радиоаллергосорбентный тест (PACT): уровень общего IgE в сыворотке крови 910
МЕ/л (норма - до 100 МЕ/л).
1.
Поставьте диагноз.
2.
Каковы механизмы развития аллергических реакций?
3.
Назначьте лечение.
4.
Чем характеризуется аллергическая реакция I типа (немедленного)?
5.
Назовите принципы питания детей 1-го года жизни с аллергией к белкам коровьего молока.
Контрольные вопросы:
1.
Определение АтД. Ээтиология, патогенез, эпидемиология,
2.
Классификация, кодирование по МКБ-10 АтД у детей. Факторы риска развития
АтД.
3.
Диагностика АтД. Основные и дополнительные диагностические критерии.
Лабораторная, инструментальная, иная диагностика, дифференциальная диагностика
4.
Лечение АтД: немедикаментозное, медикаментозное: местное и системное.
5.
Классификация МГК, ингибиторы кальциневрина, активированный пиритион цинка, антисептики. Системная терапия.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 142 -
6.
Реабилитация детей с АтД.
7.
Применение физических факторов в реабилитации детей с АтД. Массаж.
Закаливание. Санаторно-курортный этап реабилитации. Профилактика детей с АтД: первичная, вторичная и третичная.
8.
Диспансерное наблюдение. Принципы ведения детей с АтД на участке.
Индивидуальное обучение на дому. Облегченный режим сдачи итоговой аттестации.
9.
Оформление инвалидности. Порядок оформления документации
10.
Критерии оценки качества медицинской помощи детям с АтД. Нормативные документы, используемые при осуществлении диспансерного наблюдения за детьми с
АтД:
11.
Занятие физической культурой и спортом детям с АтД. Профориентация детей с
АтД. Вакцинация детей с АтД.
12.
Критерии оценки качества медицинской помощи детям с АтД. Нормативные документы, используемые при осуществлении диспансерного наблюдения за детьми с
АтД.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 143 -
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 51