Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1561

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации для студентов к теме: Организация лечебно- профилактической помощи при болезнях крови в условиях поликлиники. Диспансерное наблюдение.
Актуальность темы В последние годы, по данным официальной статистики
Министерства здравоохранения РФ, отмечен рост болезнями крови у детей и подростков (
Педиатрия: национальное руководство: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т.1). В детском возрасте 90% всех анемий составляют ЖДА. Остальные 10% приходится на другие виды анемий: наследственные и приобретенные гемолитические анемии, конституциональные и приобретенные апластические анемии.( Педиатрия: национальное руководство: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т.1)
Диспансерному наблюдению подлежат дети с анемиями различного генеза, геморрагическими диатезами, злокачественными заболеваниями системы кроветворения.:
• 1)анемии;
• 2)геморрагические диатезы;
• 3)злокачественные заболевания системы кроветворения.
Цель занятия. Изучить организацию работы и задачи участкового педиатра при работе с детьми, находящимися на диспансерном учете по поводу имеющихся у них заболеваний болезни крови. Научиться практическому применению знаний для дальнейшей работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Место проведения: учебная комната
Продолжительность: 2 академических часа – 90 минут с 10-минутным перерывом).
Вопросы темы, подлежащие обсуждению. I – Этиологическая классификация анемий.
Критерии диагностики анемий.
1.
Этапы диагностического обследования: а) детальное изучение истории развития и физикальное обследование больного, б) полный клинический анализ крови для установления причин анемии (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты); в) определение морфологических характеристик анемий на основании исследования мазка крови; г) при необходимости направляется в стационар, где проводится исследование аспирата костного мозга (по мере необходимости).
2.
Определение железодефицитной анемии.
Причины развития железодефицитной анемии.
Классификация
ЖДА.
Клинические проявления железодефицитной анемии: прелатентный дефицит, латентный дефицит железа, ЖДА, как клинически манифестное состояние. Лабораторная диагностика железодефицитной анемии. Дифференциальная диагностика железодефицитной анемии и анемии хронических болезней. Причины декомпенсации хронической анемии. Влияние анемии на качество жизни детей. Общие принципы лечения железодефицитной анемии.

Диспансеризация ЖДА. Общие принципы профилактики железодефицитной анемии.
Вакцинация детей с железодефицитной анемией.
3.
Мегалобластные анемии (дефицит фолатов и витамина В12). Причины равития анемии. Клинические проявления кобаламина и фолатов. Диагностика. Лечение.
Профилактика дефицита фолиевой кислоты. (синдром мальабсорбции, хронический гемолиз, н-р: талассемия, неэффективность глиадиновой диеты).
4.
Наследственные гемолитические анемии (ГА). Причины развития:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 144 - связанные и не связанные с аномалиями эритроцитов. Лабораторная диагностика для выявления гемолиза. Наследственный сфероцитоз. Ферментопатоии эритроцитов.
Гемоглобинопатии: β-талассемия. Качественные гемоглобинопатии (серповидноклеточная анемия).
5.
Приобретенные гемолитические анемии: аутоиммунные гемолитические анемии (а/т против а/г мембраны эр), токсические(токсины, яды), микроангиопатические
ГА (ДВС, гемолитико-уремический синдром, васкулиты, тяжелая АГ и т.п.
6.
Апластические анемии Фанкони (панцитопения и физич пороки), синдром
Швахмана-Даймонда (амегакариоцитарная тромбоцитопения).
7.
Парциальная красноклеточная аплазия (анемия Даймонда- Блекфена).
II – патология гемостаза
1.
Типы кровоточивости.
2.
Гемофилия: определение, эпидемиология, классификация, этиология. Клиника: кровотечения, кровоизлияния, гематурия. Диагностика. Лечение: профилактический метод, лечение на дому, лечение по факту возникновения кровотечения. Лечние при кровотечениях различных локализаций. Ингибиторная форма гемофилии. Выработка иммунологической толерантности.
3.
Болень Виллебранда (БВ). Диагностические критерии БВ. Лечение БВ
(концентраты ФВ, десмопрессин, антифибринолитики, местные гемостатические препараты).
III – заболевания тромбоцитов.
1.
Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура. Этиология, патогенез.
Клиническая картина. Лабораторная диагностика. Лечение. (ГКС, внутривенный иммуноглобулин, даназол, винкристин, винбластин, циклофосфамид, азатиоприн, циклоспорин, трансфузии тромбоцитов, спленэктомия, плазмаферез).
2.
Синдром
Вискотта-Олдрича
(Экзема, рецидивирующие инфекции, тромбоцитопения).
IV – Геморрагический вакулит. Этиология, патогенез, клинические формы, клинические синдромы, степень тяжести, характер течения, фаза болезни. Диагностика.
Лечение (антикоагулянты с антиагрегантами, ГКС, антибиотики, иммуноглобулины для внутривенного введения, цитостатики, симптоматическая терапия). Немедикаментозная терапия. Исход.
V
1.
Реабилитация детей с болезнями крови (БК).
2.
Применение физических факторов в реабилитации детей. Санаторно- курортный этап реабилитации.
3.
. Диспансерное наблюдение. Принципы ведения детей с болезнями крови на участке. Санация очагов инфекции. Противорецидивное лечение: щадящий режим диета, профилактика интеркуррентных заболеваний.
Профориентация детей с
БК.
Индивидуальное обучение на дому. Облегченный режим сдачи итоговой аттестации.
Вакцинация детей с БК. Оформление инвалидности. Порядок оформления документации
4.
. Критерии оценки качества медицинской помощи детям с БК.
5.
Нормативные документы, используемые при осуществлении диспансерного наблюдения за детьми с БК: а) Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1348н "Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях".


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 145 - б) ФКР по диагностике и лечению железодефицитной анемии, 2015г – гл. внешт. специалист детский гематолог МЗ России и Президент национального общества детских гематологов онкологов проф., акад. РАН А.Г.Румянцев. в) Клинические рекомендации по диагностике и лечению идиопатической тромбоцитопенической пурпуры (первичной иммунной тромбоцитопении) у взрослых –
Национальное гематологическое общество – 2014. г) Клинические рекомендации «Гемофилия» МЗ РФ, Национальное гематологическое общество Национальное общество детских гематологов и онкологов, 2014 г.. д) Клинические рекомендации «Острый лимфобластный лейкоз у детей», утв.
Национальным обществом детских гематологов и онкологов, 2016 е)
МУ 3.3.1.1095-02.
3.3.1.
Вакцинопрофилактика.
Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.01.2002). ж)) Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. А. А. Баранова. —
М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 768 с. : ил.
Задачи занятия:
11.
Изучить вопросы ранней диагностики, лечения, показаний к госпитализации, профилактики, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с БК.
12.
Научиться выявлять жалобы, данные анамнеза, устанавливать лабораторные критерии, проводить дифференциальный диагноз БК у детей. Изучить принципы этапной реабилитации.
2. Научиться соблюдать принципы диспансерного наблюдения при составлении плана диспансерного наблюдения ребенка с БК.
3. Научиться назначать мероприятия восстановительной терапии.
4. Установить критерии эффективности диспансерного наблюдения за детьми с БК на педиатрическом участке.
5. Научиться решать вопрос о дозировании физических нагрузок при диспансерном наблюдении за детьми с БК.
6. Изучить вопросы социальной адаптации при диспансерном наблюдении за ребенком с
БК: режим дня школьника, обучение на дому, освобождение от экзаменов, от производственной практики, оформление инвалидности.
7. Изучить порядок медицинского отбора и направления больных с БК на санаторно- курортное лечение.
9. Заполнить формы № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение» и № 076/у «Санаторно-курортная карта для детей» (приказ № 834н от 15.122014 г.), а также формы № 030/у «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (приказ № 834н от 15.122014 г.).
10. Оформить этапный эпикриз ребенка с БК.
Структура занятия:
Этапы занятия
Время
Оснащение
Организационная часть
5 минут
Контроль исходного уровня знаний студентов
15 минут
Тесты
Отработка практических навыков (Составление плана диспансерного наблюдения ребенка- с БК с использованием формы №30/у «Контрольная карта
35 минут


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 146 - диспансерного наблюдения» (приказ № 834н от
15.122014 г.), дозирование физических нагрузок, режим посещения образовательного учреждения, вакцинации, восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение.
Заполнение форм № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение» и № 076/у «Санаторно-курортная карта для детей» (приказ № 834н от 15.122014 г.),
Оформление этапного эпикриза диспансерного больного с БК под наблюдением ассистента).
Опрос по теме занятия (по основным вопросам темы)
10 минут
Тесты
Решение ситуационных задач
10 минут
Ситуационные задачи
Контроль итогового уровня знаний студентов
10 минут
Контрольные вопросы
Подведение итогов занятия. Задание на дом.
5 минут
Перечень знаний и практических умений:
Студент должен знать:
1. Этиологию и патогенез болезней и состояний у детей, клиническую симптоматику болезней и состояний с учетом возраста ребенка и исходного состояния здоровья
2.
Клиническую картину болезней и состояний, требующих направления детей на лабораторное и инструментальное обследование, с учетом действующих клинических рекомендаций (протоколов лечения), порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
3.
Клиническую картину болезней и состояний, требующих направления детей к врачам-специалистам с учетом обследования и действующих клинических рекомендаций
(протоколов лечения), порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
4.
Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем
5.
Правила получения добровольного информированного согласия родителей
(законных представителей) и детей старше 15 лет на проведение лечения
6.
Современные методы медикаментозной терапии болезней и состояний у детей в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
7.
Современные методы немедикаментозной терапии основных болезней и состояний у детей в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
8.
Механизм действия немедикаментозной терапии; медицинские показания и противопоказания к ее назначению; осложнения, вызванные ее применением
9.
Принципы назначения лечебного питания с учетом возраста ребенка, диагноза и клинической картины болезни и состояния в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 147 - учетом стандартов оказания медицинской помощи
10.
Методы проведения санитарно-просветительной работы с детьми, их родителями
(законным представителям) и лицами, осуществляющими уход за ребенком, по вопросам использования медикаментозной и немедикаментозной терапии
11.
Показания к направлению детей с нарушениями в состоянии здоровья, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в федеральные учреждения медико- социальной экспертизы
12.
Методы контроля выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, составленной врачом по медико-социальной экспертизе
13.
Мероприятия по реабилитации длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
14.
Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий среди длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
15.
Перечень врачей-специалистов, участвующих в проведении реабилитационных мероприятий в соответствии с возрастом ребенка, диагнозом и клиническими проявлениями заболевания, с действующими клиническими рекомендациями
(протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
16.
Медицинские показания и противопоказания к назначению санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющим детям и детям с хроническими заболеваниями в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
17.
Методы оценки эффективности и безопасности реабилитации длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза, в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов оказания медицинской помощи
18.
Методы оценки эффективности и безопасности реализации санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза и в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи
19.
Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения медицинских осмотров несовершеннолетних, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождения диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях
20.
Перечень врачей-специалистов для проведения профилактических медицинских осмотров, лабораторных и инструментальных обследований, профилактических прививок при проведении профилактических медицинских осмотров в зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья
21.
Показания к направлению на лабораторное обследование с учетом возраста