Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1567
Скачиваний: 38
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 224 -
2. Способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ОПК-4).
3. Способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-5).
4 Готовностью к ведению медицинской документации (ОПК-6).
5. Готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач (ОПК-8).
6. Способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач
(ОПК-9).
7. Готовностью к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи (ОПК-11).
8. Способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми детьми и детьми с хроническими заболеваниями (ПК-2).
9. Способностью и готовностью к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3).
10. Готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5).
11. Способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с
Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем - X пересмотр, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, г.
Женева, 1989 г. (ПК-6).
12. Готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека
(ПК-7).
13. Способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами (ПК-8).
14 Готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (ПК-9).
15. Готовностью к оказанию первичной медико-санитарной помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи (ПК-10).
16. Готовностью к участию в оказании скорой медицинской помощи детям при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (ПК-11).
17. Готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни (ПК-16).
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 51
Схема ориентировочной деятельности студентов при отработке практических
навыков:
№ п/п
Этапы деятельности
Средства деятельности
Критерии самоконтроля
1.
Установление
Соблюдение норм деонтологии, Адекватная реакция ребёнка на
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 225 - психологического контакта с ребёнком и его родственниками внимание, доброжелательность добросовестность, и тщательность при сборе анамнеза осмотр, доброжелательность ухаживающего родственника при беседе со студентами
2.
Сбор анамнеза болезни, жизни, генеалогического, лекарственного, аллергологического и эпидемиологического анамнеза
Беседа с родственниками, беседа с больным ребенком
(старшего возраста), анализ родословной и медицинской документации (выписок из стационара, амбулаторной карты (форма 112/у)
Генеалогический анамнез указывает на патологию щитовидной железы, районы проживания предков, возраст первого обращения к эндокринологу, особенности раннего анамнеза, течения беременности, срок наступления родов, параметры физического развития, перенесенные заболевания, использование ранее йода, матерью связывают с возможность гипотиреоза.
3.
Объективный осмотр,
Анализ параклинических показателей
Осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Гипотиреоз: анемия, гиперхолестеринемия, высокое содержание ТТГ при низких значениях тиреоидных гормонов, в случае вторичного гипотиреоза: низкие цифры ТТГ и тиреоидов, отставание костного возраста, низковольтное ЭКГ, различные виды блокад.
Гипертиреоз: гипохолестеринемия, лимфоцитоз, гипергликемия, низкие цифры ТТГ и высокие тиреоидов, нарушение сердечного ритма.
Гипотиреоз: отставание физического развития, умственного, мышечная гипо- тония, желтушность, наличие грыж, брадикардия, запоры, артериальная гипотония, явления гипертелоризма, гипо- термия, ломкие волосы.
Гипертиреоз: дефицит массы, выраженная вегетативная симптоматика, стойкая тахикардия повышенное пуль- совое давление, симптомы офтальмопатии.
4.
Дифференциальный диагноз
Проводится на основе анализа данных анамнеза, основных дифференциально- диагностических принципов комплексного обследования
Учет симптомов нарушения функции щитовидной железы.
6.
Формулировка и обоснование диагноза, проведение дифференциального диагноза
Согласно принятой классификации и терминологии.
Проводится на основе различия основных дифференциально- диагностических признаков
7.
Лечение
В соответствии с Приказом
Минздрава России от 21.12.2012
N 1348н "Об утверждении
Цели: купирование основных симптомов и синдромов поражения органов при
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 226 -
Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях".
б) Приказ Минздрава России от
12.11.2012 N 908н (ред. от
25.03.2014) "Об утверждении
Порядка оказания медицинской помощи по профилю "детская эндокринология". в«Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по диагностике и лечению врожденного гипотиреоза у детей» Российская ассоциация эндокринологов, 2014 г.,
«Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по диагностике и лечению болезни
Грейвса у детей и подростков»
Российская ассоциация эндокринологов, 2014 г.,
-Национальным руководством по педиатрии, практическим руководством по антимикробной химиотерапии
(под ред. Л.С.Страчунского,
Ю.Б.Белоусова, С.Н.козлова)
заболевании, выздоровление.
- Заместительная пожизненная терапия тиреоидными гормонами.использование ноотропов: Гипотиреоз: подбор адекватной дозы Л- тироксина с
8-12 мк/кг/сут с учетом симптомов передозировки и адекватности дозы. Курсовое лечение ноотропами.
- Подавляющая терапия ти реостатиками, оперативное лечение: Гипертиреоз: мерказолил из расчета 20 мг/кв.м. поверхности тела на 2-4 недели с последующим переходом на поддерживающую: 5-12.5 мг/сут, адреноблокаторы, седативная терапия
8.
Профилактика
Первичная, вторичная и третичная. Здоровье будущей матери, профилактика эндемического зоба, раннее выявление заболевания, про- филактика рецидивов ти- реотоксикоза. Профилактика гипотиреоза в потреблении йодированной соли, профилактики ОРВИ.
Цели: заболеваемости, уменьшение случаев тяжёлого, осложнённого течения, снижение летальности от тяжёлого, осложнённого течения заболевания.
9.
Диспансерное наблюдение
В соответствии с
1) ) Приказом Минздрава
России от 21.12.2012 N 1348н "Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и
Показатели эффективности диспансеризации:
-Изменения в состоянии здоровья диспансеризуемых (с улучшением, с ухудшением, без изменений);
-Удельный вес больных, имевших обострение
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 227 - воспитания в образовательных учреждениях".
б)Приказ Минздрава России от
12.11.2012 N 908н (ред. от
25.03.2014) "Об утверждении
Порядка оказания медицинской помощи по профилю "детская эндокринология". в)«Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по диагностике и лечению врожденного гипотиреоза у детей» Российская ассоциация эндокринологов, 2014 г.,
«Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по диагностике и лечению болезни
Грейвса у детей и подростков»
Российская ассоциация эндокринологов, 2014 г., г) Приказом Минздрава России от 09.11.2012 N 750н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинзависимом сахарном диабете" (Зарегистрировано в
Минюсте России 13.03.2013 N
27660)
-Национальным руководством по педиатрии,в) Педиатрия.
Национальное руководство.
Краткое издание / под ред. А. А.
Баранова. — М. : ГЭОТАР-
Медиа, 2014. — 768 с. : ил. в) Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. А. А. Баранова. — М. :
ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 768 с.
: ил. е) практическим руководством по антимикробной химиотерапии (под ред.
Л.С.Страчунского,
Ю.Б.Белоусова, С.Н.Козлова заболевания, по поводу которого осуществляется диспансерное наблюдение;
- Количество больных снятых с диспансерного учета по выздоровлению;
-Первичная инвалидность среди диспансеризуемых; удельный вес количества выполненных
ИПРА (индивидуальных программ реабилитации) детей- инвалидов от общего числа детей-инвалидов;
-Динамика численности детей-инвалидов;
- Обоснованность назначения лекарственных средств и соблюдение правил выписки рецептов пациентам, в том числе имеющим право на получение набора социальных услуг;
-Летальность диспансеризуемых.
11. Социальная адаптация
Приказ МЗ РФ от 30 июня 2016 г. N 436 н «Об утверждении
Перечня заболеваний, наличие
Учет нормативных документов для социальной адаптации хронических больных и
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 228 - которых дает право на обучение по основным образовательным программам на дому». реконвалесцентов острых заболеваний.
12
Санаторно-курортное лечение
Приказ Министерства здравоохранения РФ от
05.05.2016 № 279н «Об утверждении Порядка организации санаторно- курортного лечения»,
Приказ Минздрава России от
07.06.2018 N 321н "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения"
Соблюдение правил медицинского отбора, показаний и противопоказаний при направлении больных на санаторно-курортное лечение.
13. Дозирование физической нагрузки у организованных детей.
Приказ Минздрава России от
01.03.2016 N 134н "О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов)
Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"
(Зарегистрировано в Минюсте
России 21.06.2016 N 42578).
Приказ Минздрава России от
10.08.2017 N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних"
(вместе с "Порядком заполнения учетной формы N
030-ПО/у-17 "Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего",
Определение медицинской группы для занятий физической культурой в соответствии с
Правилами определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой, предусмотренными приложением N 3
к «Порядку проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних».
Провести оценку адекватности физических нагрузок состоянию здоровья детей и подростков, восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 229 -
"Порядком заполнения и сроки представления формы статистической отчетности N
030-ПО/о-17 "Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних")
(Зарегистрировано в Минюсте
России 18.08.2017 N 47855)
Тесты:
Указать один правильный ответ:
1. Психомоторное развитие при врожденном гипотиреозе:
а) замедляется б) не изменяется в) ускоряется
2. При первичном гипотиреозе уровень ТТГ в крови:
а) повышен б) не изменен в) снижен
3. Заместительная терапия тироксином при скрининге в роддоме на врожденный
гипотиреоз назначается при уровне ТТГ:
а) до 20 мкЕ/мл б) 20-50 мкЕ/мл в) более 100 мкЕ/мл г) 50-100 мкЕ/мл
4. Лечебная доза йодомарина при эндемическом зобе составляет:
а) 50 мкг/сутки б) 100 мкг/сутки в) 200 мкг/сутки г) 75 мкг/сутки
5. Диффузный токсический зоб является заболеванием:
а) аутоиммунным б) аллергическим в) инфекционным г) вирусным
6. Причины, приводящие к развитию первичного гипотиреоза: а) травма головного мозга, диэнцефальный синдром б) нейроинфекция, лечение мерказолилом в) дефект ферментов, участвующих в синтезе тиреоидных гормонов, лечение мерказолилом, аплазия щитовидной железы
7. При лечении врожденного первичного гипотиреоза используются препараты:
а) мерказолил б) валериана в) тироксин г) обзидан д) тиреотропный гормон
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 230 -
8. Клиническими и лабораторными показателями эффективности лечения
гипотиреоза является нормализация следующих параметров:
а) физическое развитие, уровень гликемии б) уровень холестерина в крови, уровень тироксина в крови, пульс в) пульсовое давление г) уровень антител к тиреоглобулину
9. Терапия тиреоидными препаратами при врождённом гипотиреозе продолжается: а) до достижения компенсации заболевания б) до подросткового возраста в) 1 год г) на протяжении всей жизни
10. Для скрининговой диагностики первичного врожденного гипотиреоза
используют определение:
а) Т
3 б) Т
4
в) ТТГ г) холестерин
Укажите все правильные ответы
11. В этиологии приобретенного первичного гипотиреоза имеют значение:
а) воспалительные заболевания щитовидной железы б) операция на щитовидной железе в) лечение тиреностатиками г) аномалия развития щитовидной железы д) дефекты ферментных систем биосинтеза тиреоидных гормонов
12. Признаками, позволяющими заподозрить гипотиреоз у грудного ребенка,
являются:
а) отставание психомоторного развития б) эмоциональная лабильность в) отеки г) запоры д) низкий грубый голос
13. При лечении врожденного гипотиреоза применяются все перечисленные
лекарственные средства:
а) аминолон б) пенициллин в) тироксин г) ретинола ацетат д) седуксен
14. Ведущими симптомами ДТЗ являются:
а) увеличения щитовидной железы б) офтальмопатии (экзофтальм) в) ожирение г) повышенной возбудимости и эмоциональной неуравновешенности д) тахикардия
15.Основные принципы оказания неотложной помощи при тиреотоксическом кризе:
а) тиреостатиков б) бета-адреноблокаторов