Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1563

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 231 - в) регидратации г) глюкокортикостероидов д) иммуномодуляторов
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1.
К врачу обратилась мама ребенка 6 месяцев с жалобами на плохую прибавку в массе, запоры. Объективно: кожа сухая. Бледно-иктеричная с мраморным рисунком, холодная на ощупь, облысение затылка. Ребенок плохо держит голову, не сидит, на игрушки не реагирует. Рот полуоткрыт, язык увеличен в объеме, не вмещается во рту, переносица глубокая. Теменной родничок больших размеров, теменные и лобные бугры увеличены.
Дыхание через нос затруднено, шумное, «стридорозное». Сердце увеличено в размерах, тоны приглушены, Живот увеличен. Пупочная грыжа.
Какие заболевания следует дифференцировать?
План обследования.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2.
Новорожденный 3-х суток, масса 4500 г, рост 49 см. Отмечается отек лица, отечные
«подушечки» над- и подключичных областей, тыльных поверхностей кистей, стоп, низа живота, мошонки. Гипертелоризм глаз, глубокая и широкая переносица, губы толстые, язык большой, не помещается во рту. Рот полуоткрыт, физиологические рефлексы снижены, замедлены. Сердечные тоны приглушены.
Уровень ТТГ (определен на 5-е сутки жизни – 124 мМЕ/л.
Ваш диагноз?
Лечение.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3.
Девочка 11 лет жалуется на повышение температуры тела до 39,7ºС, рвоту, жидкий стул, раздражительность, головную боль, двигательное и психическое беспокойство, неустойчивость, чувство жара, повышенную потливость, сердцебиение. Объективно выявлено: астенического телосложения, беспокойна, симптом «телеграфного столба», суетлива, взгляд напряжен, редкое мигание, экзофтальм. Кожа теплая, влажная, гиперемирована. Сердечные тоны громкие, тахикардия до 180 в 1 мин. АД 160/50 мм. рт. ст. Щитовидная железа увеличена диффузно, мягко-эластичная, II степени (по ВОЗ), безболезненная.
1.Ваш клинический диагноз?
2. Окажите неотложную помощь.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4.
Света К., 1 год 8 месяцев. Девочка от 2-й беременности, 2 срочных родов. При рождении масса тела 3800 г, рост 52 см. У матери выявлено эутиреоидное увеличение щитовидной железы II степени (по ВОЗ), во время беременности лечение тиреоидными гормонами не получала. Первая беременность окончилась рождением здорового ребенка. В период новорожденности у девочки отмечалась длительная желтуха, медленная эпителизация пупочной ранки, сосала вяло. Из родильного дома выписана на 12 сутки. На первом году жизни была склонность к запорам, плохая прибавка в весе, снижение двигательной


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 232 - активности, вялое сосание. Голову начала держать с 6 месяцев, сидит с 10 месяцев, не ходит.
При поступлении в стационар состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, сухие, тургор снижен, мышечная гипотония. Волосы редкие, сухие, ногти ломкие.
Большой родничок открыт. Аускультативно дыхание проводится во все отделы, хрипы не выслушиваются. Тоны сердца приглушены. Живот увеличен в размерах ("лягушачий" в положении лежа на спине), отмечается расхождение прямых мышц живота. Печень и селезенка не увеличены.
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   51

Общий анализ крови: Нb - 91 г/л, Эр – 3,8х10 12
/л, Ц.п. - 0,85, Лейк -9,0xl0 9
/л; п/я - 3%, с/я
- 30%; э - 1%, л - 57%, м - 8%, СОЭ - 7 мм/час.
Общий анализ мочи: цвет желтый, прозрачность - хорошая; удельный вес 1015, реакция - кислая; белок - нет, сахар - нет, ацетон - отрицателен.
Биохимический анализ крови: глюкоза - 4,2 ммоль/л, остаточный азот - 12,0 ммоль/л, натрий - 132,0 ммоль/л, калий - 5 ммоль/л, общий белок - 60,2 г/л, холестерин - 8,4 ммоль/л, билирубин общ. - 7,5 мкмоль/л.
1.
Ваш предположительный диагноз?
2.
Какие дополнительные обследования необходимо провести?
3.
Какая причина могла привести к развитию данной патологии?
4.
На какой день после рождения ребенка проводится лабораторный скрининг, какую патологию исключают?
5.
Нуждается ли ребенок в гормональной терапии
? Уровень какого гормона используется для оценки адекватности заместительной терапии?
Контрольные вопросы.
1.
Распространенность патологии щитовидной железы среди детей и подростков.
2.
Этиопатогенетические факторы развития гипотиреоза.
3.
Приобретенные формы гипотиреоза: причины, патогенетические механизмы.
4.
Аутоиммунный тиреоидит: критерии диагноза, возможности терапии.
5.
Критерии оценки выраженности йоддефицита в регионе.
6.
Йоддефицитные заболевания: распространенность в регионе, возможности диагностики.
7.
Возрастные особенности проявлений йоддефицитных заболеваний.
8.
Принципы и алгоритмы профилактики йоддефицитных заболеваний.
9.
Принципы терапии различных форм гипотиреоза.
10.
Ранние признаки рака щитовидной железы.
11.
Амбулаторное наблюдение детей с заболеваниями щитовидной железы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 233 -
Методические рекомендации для студентов к теме: Организация лечебно- профилактической помощи при патологии эндокринной системы в условиях поликлиники. Диспансерное наблюдение (часть 1).
Актуальность темы. Эндокринная патология представляет собой один из ведущих разделов патологии детского возраста. Эндокринология постоянно пополняется новыми научными фактами, концепциями, существенно меняющими устоявшиеся предаствления, касающиеся этиологии, патогенеза, методических подходов к лечению многих болезней эндокринной системы. Диагностика эндокринных заболеваний в детском возрасте имеет сосбое значение. От своевременной диагностики и терапии заболевания зависит не только длительность течения болезни, но и физиологические темпы роста, развития и интеллектуальная работоспособность ребенка.
Особая значимость проблемы избыточного веса для клинической практики в настоящее время считается общепризнанной. В связи с изменением образа жизни современного человека, обильным питанием, снижением физической активности повсеместно наблюдается нарастание распространенности метаболического синдрома. При этом заболевании происходят изменения, сходные с процессом старения. Заболеваемость и смертность людей, страдающих избытком массы тела, сравнительно высока. Сочетание ожирения с артериальной гипертензией, сахарным диабетом увеличивает риск развития острой сердечной патологии в несколько раз. К тому же, в значительной части случаев ожирение у взрослых берет свое начало в детском возрасте. Поэтому так важно проводить активное выявление детей и подростков с избыточным весом и осуществлять весь комплекс лечебных и профилактических мероприятий у пациентов с данной патологией.
Диспансерному наблюдению подлежат:
1)дети с сахарным диабетом (СД);
2)врожденный гиперинсулинизм (ВГИ);
3)дети с заболеваниями щитовидной железы;
4) дети с ожирением и метаболическим синдромом (МС);
5)дети с нарушением полового развития.
Цель занятия. Изучить организацию работы и задачи участкового педиатра при работе с детьми, находящимися на диспансерном учете по поводу имеющихся у них заболеваний эндокринных органов. Научиться практическому применению знаний для дальнейшей работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Научиться диагностировать различные формы метаболического синдрома и типы ожирения, устанавливать психологический контакт с больными детьми и их родителями, назначать лечение и проводить профилактику.
Место проведения: учебная комната
Продолжительность: 2 академических часа – 90 минут с 10-минутным перерывом).
Вопросы темы, подлежащие обсуждению.
1.
Метаболический синдром (МС). Определение. Клинические проявления.
Ожирение. Факторы, предрасполагающие к ожирению. Критические периоды по ожирению.
Патогенез ожирения.
Классификация ожирения.
Диагностика и дифференциальная диагностика. Лечение ожирения у детей.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 234 -
2.
Метаболические и клинические признаки (маркёры), которые можно рассматривать в рамках МС только при наличии инсулинорезистентности. Инсулинорезистентность.
Дислипидемия. Нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет 2-го типа. Синдром
гиперандрогении. Нарушения со стороны свёртывающей системы крови. Гиперурикемия.
Психологические и кардиоваскулярные нарушения у детей и подростков с метаболическим
синдромом. Необходимые дополнительные исследования. Критерии диагностики
метаболического синдрома. Неполные формы метаболического синдрома. Полные формы метаболического синдрома.
3.
Принципы лечения МС и различных форм ожирения. Особенности диетотерапии при ожирении у детей различных возрастов Группа риска по развитию МС. Вопросы
экспертизы детей и подростков с ожирением и метаболическим синдромом.
4.
Классификация надпочечниковой недостаточности у детей. Этиология и патогенез различных форм надпочечниковой недостаточности. Этиология и патогенез врожденной гиперплазии коры надпочечников (ВГКН). Клиника ВГКН, лабораторная диагностика (в т.ч. скрининг-тест у новорожденных). Лечение ВГКН, принципы заместительной терапии.
5.
Нарушение полового созревания. Задержка полового развития. Преждевременное половое развитие, классификация (истинное, ложное, неполные формы). Диагностика.
6.
Диспансерное наблюдение. Обучение родителей.
7.
Социальная адаптация, профориентация детей с МС и ожирением. Индивидуальное обучение на дому. Облегченный режим сдачи итоговой аттестации. Показания к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной и др. методов реабилитации, в т.ч. санаторно-курортного лечения. Порядок оформления документации.
8.
Нормативные документы, используемые при осуществлении диспансерного наблюдения за детьми, с МС и ожирением. а) Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1348н "Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях".
б) Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 908н (ред. от 25.03.2014) "Об утверждении
Порядка оказания медицинской помощи по профилю "детская эндокринология"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2012 N 26216). в) «Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по диагностике и лечению ожирения у детей и подростков» Российская ассоциация эндокринологов, 2014 г.,
«Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению пациентов с врожденной дисфункцией коры надпочечников» Российская ассоциация эндокринологов,
2014 г.,
Задачи занятия:
1.
Изучить вопросы этиологии, патогенеза, диагностики и дифференциальной диагностики метаболического синдрома и ожирения у детей. Научиться выявлять метаболические и клинические признаки (маркёры), которые можно рассматривать в рамках МС только при наличии инсулинорезистентности: инсулинорезистентность; дислипидемия; нарушения углеводного обмена; сахарный диабет 2-го типа; cиндром
гиперандрогенииж нарушения со стороны свёртывающей системы крови; гиперурикемия;
психологические и кардиоваскулярные нарушения у детей и подростков с метаболическим
синдромом. Научиться назначать необходимые дополнительные исследования. Научиться оценивать тяжесть состояния ребенка, лабораторные данные. Изучить стандарты диагностики заболеваний различных форм ожирения.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 235 -
2.
Изучить принципы диеты при ожирении у детей. Изучить вопросы дифференциальной диагностики метаболического синдрома и различных форм ожирения у детей.
3.
Современные методы контроля за течением заболевания и эффективностью терапии МС и ожирения. Установить критерии эффективности диспансерного наблюдения за детьми с МС и ожирением.
4.
Классификация надпочечниковой недостаточности у детей.
5.
Изучить вопросы ранней диагностики, клиники надпочечниковой недостаточности.
Лечения, профилактики, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с ВГКН.
Научиться соблюдать принципы диспансерного наблюдения при составлении плана диспансерного наблюдения ребенка с ВГКН.
6.
Изучить алгоритмы диагностики при нарушении полового созревания у детей и подростков.
5. Научиться решать вопрос о дозировании физических нагрузок при диспансерном наблюдении за детьми с МС и ожирением.
6. Изучить вопросы социальной адаптации при диспансерном наблюдении за ребенком с
МС и ожирением: режим дня школьника, обучение на дому, освобождение от экзаменов, от производственной практики, оформление инвалидности.
7. Изучить Порядок медицинского отбора и направления больных с МС и ожирением на санаторно-курортное лечение.
9. Заполнить формы № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение» и № 076/у «Санаторно-курортная карта для детей» (приказ № 834н от 15.122014 г.), а также формы № 030/у «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (приказ № 834н от 15.122014 г.).
10. Оформить этапный эпикриз ребенка с МС и ожирением.
Структура занятия:
Этапы занятия
Время
Оснащение
Организационная часть
5 минут
Контроль исходного уровня знаний студентов
15 минут
Тесты
Отработка практических навыков (Составление плана диспансерного наблюдения ребенка- с МС и ожирением с использованием формы №30/у
«Контрольная карта диспансерного наблюдения»
(приказ № 834н от 15.122014 г.), дозирование физических нагрузок, режим посещения образовательного учреждения, вакцинации, восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение.
Заполнение форм № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение» и № 076/у «Санаторно-курортная карта для детей» (приказ № 834н от 15.122014 г.),
Оформление этапного эпикриза диспансерного больного под наблюдением ассистента).
35 минут
Опрос по теме занятия (по основным вопросам темы)
10 минут
Решение ситуационных задач
10 минут
Ситуационные