Файл: Методические указания для обучающихся Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный медицинский университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1556

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 252 -
2.
Определите и обоснуйте дополнительные инструментальные исследования.
3.
В консультации каких специалистов нуждается ребёнок?
4.
Современное комплексное лечение больного включает:
5.
Назовите критерииэффективности терапии ожирения у детей и подростков.
1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   51

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2.
Ира Д., 6 лет. Девочка от 1-й беременности, протекавшей без особенностей, преждевременных родов на 37 неделе. При рождении масса 2800 г, рост 46 см. Раннее развитие без особенностей. Из анамнеза известно: что в 5 лет перенесла сотрясение мозга.
В течение последних 6 месяцев отмечается увеличение молочных желез и периодически появляющиеся кровянистые выделения из половых органов.
Осмотр: рост 130 см, вес 28 кг. Вторичные половые признаки: Р
2
, Ахо, Ма
2
, Ме с 6 лет.
Общий анализ крови: Нb - 130 г/л, Эр – 4,1xl0 12
/л, Лейк – 5,5х10 9
/л; п/я - 1%, с/я - 52%, э - 1%, л - 41%, м - 5%. СОЭ -4 мм/час.
Общий анализ мочи: цвет желтый, прозрачность – хорошая, удельный вес 1015, реакция - кислая; белок - нет, сахар - нет, ацетон - отрицателен.
Биохимический анализ крови: глюкоза - 3,5 ммоль/л, натрий - 140,0 ммоль/л, общий белок – 70,0 г/л, холестерин – 5,0 ммоль/л.
1.
Оцените физическое и половое развитие?
2.
Ваш предположительный диагноз?
3.
Что могло послужить причиной развития этого заболевания?
4.
Какие обследования необходимо провести для уточнения диагноза?
5.
Препаратом какой группы проводится лечение данной патологии?
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3.
Алеша М., 9 лет. Поступил в отделение с жалобами на задержку роста. Из анамнеза известно, что ребенок от 1-й беременности, протекавшей с нефропатией и анемией, 1 срочных родов в тазовом предлежании. Родился с массой 3150 г, длиной 50 см. Раннее развитие без особенностей. С 2,5 лет родители отметили замедление темпов роста до 3 см в год. Объективно: рост 105 см, вес 16 кг. Отмечается снижение тургора тканей, перераспределение подкожно-жировой клетчатки с избыточным отложением в области груди и живота, изменение структуры волос (сухие, тонкие).
Общий анализ крови: Нb - 130 г/л. Эр - 4,2xl0 12
/л, Лейк - 5,5х l0 9
/л; п/я - 1%, с/я - 52%; э - 1%, л - 41%, м - 5%, СОЭ -4 мм/час.
Общий анализ мочи: цвет желтый, прозрачность - хорошая; удельный вес 1015, реакция - кислая; белок - нет, сахар - нет, ацетон - отрицателен.
Биохимический анализ крови: глюкоза - 3,2 ммоль/л, натрий - 132,0 ммоль/л, калий - 5 ммоль/л, общий белок - 55,0 г/л, холестерин - 7,6 ммоль/л.
Гормональный профиль: СТГ натощак - 0,2 нмоль/л, СТГ после нагрузки - 1,2 нмоль/л
(норма более 10 нмоль/л).
1.
Поставьте диагноз.
2.
Что могло послужить причиной развития данной патологии?


3.
Какие нагрузочные пробы проводятся для подтверждения диагноза?
4.
Какими гормональными препаратами проводится заместительная терапия?
Критерии эффективности лечения детей с данной патологией?
5.
Какая диета рекомендуется детям с данной патологией?

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 253 -
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4.
Юра Ф., 11 лет. Поступил в отделение с жалобами на избыточный вес, повышенный аппетит, слабость, быструю утомляемость. Из анамнеза известно, что родители и родная сестра мальчика полные. В семье много употребляют сладкого
, жирного, выпечных изделий. Ребенок от 2-й беременности, 2-е роды в срок, без патологии. Масса тела при рождении 4000 г, длина 52 см.
Осмотр: рост 142 см, масса тела 60 кг. Кожные покровы обычной окраски, подкожно- жировой слой развит избыточно с преимущественным отложением на груди и животе.
Тоны сердца несколько приглушены. ЧСС - 95 уд/мин, дыхание - 19 в 1 минуту. АД
110/70 мм рт.ст. При пальпации живота отмечается болезненность в правом подреберье, печень +1 см.
Общий анализ крови: Нb - 130 г/л, Эр – 3,9хl0 12
/л, Лейк - 5,5х10 9
/л; п/я - 1%, с/я - 52%; э - 4%, л - 37%, м - 6%, СОЭ - 4 мм/час.
Общий анализ мочи: цвет желтый, прозрачность - хорошая; удельный вес 1015, реакция - кислая; белок - нет, сахар - нет, ацетон - отрицателен.
Биохимический анализ крови: глюкоза - 5,2 ммоль/л, натрий - 137,0 ммоль/л, калий - 5 ммоль/л, общий белок - 65,0 г/л, холестерин - 7,6 ммоль/л.
ЭКГ: нормальное положение ЭОС, синусовый ритм.
УЗИ желудочно-кишечного тракта: размеры печени - увеличены; паренхима - подчеркнут рисунок внутрипеченочных желчных протоков; стенки желчного пузыря - утолщены, в просвете определяется жидкое содержимое.
1.
Поставьте диагноз (с указанием степени).
2.
Какие дополнительные обследования необходимо провести для уточнения диагноза?
3.
С каким заболеванием необходимо проводить дифференциальный диагноз?
4.
Какие основные принципы диетотерапии и другие лечебные мероприятия применяются?
5.
Перечислите возможные осложнения.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5.
Ребенок К., 4 дня, от 1-й беременности, срочных родов, протекавших без особенностей.
При рождении масса 3000 г, рост 51 см.
Осмотр: было выявлено неправильное строение наружных гениталий (пенисообразный и гипертрофированный клитор, складчатые большие половые губы), гиперпигментация наружных гениталий, белой линии живота.
С 3-го дня состояние ребенка ухудшилось: кожные покровы бледные с сероватым оттенком
, тургор тканей снижен, мышечная гипотония, гипорефлексия. Сосет вяло, появилась рвота фонтаном. Дыхание поверхностное, ослабленное. Тоны сердца приглушены. Живот при пальпации мягкий, печень + 2 см. Стул жидкий, обычной окраски.
Общий анализ крови: Нb - 115 г/л, Эр – 5,0хl0 12
/л, Лейк - 9,5хl0 9
/л; п/я - 2%, с/я - 50%, э - 2%, л - 38%, м - 8%.
Биохимический анализ крови: общий белок - 55 г/л, холестерин - 4,7 ммоль/л, глюкоза -
4,4 ммоль/л, натрий - 130,0 ммоль/л, калий - 6,0 ммоль/л.
Величина экскреции с суточной мочой:

17-КС - 7,5 мкмоль (стандарт 4,1±0,3):

17-ОКС - 0,5 мкмоль (стандарт 3,2±10,2).
Кариотип: 46 XX.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 254 -
1.
Ваш предположительный диагноз?
2.
Какая причина нарушения внутриутробного формирования наружных половых органов у девочки?
3.
Чем обусловлена тяжесть состояния ребенка на 3 сутки после рождения?
4.
При каких заболеваниях может отмечаться рвота "фонтаном"? Дифференциальный диагноз.
5.
Какими гормональными препаратами проводится заместительная терапия? Какие возможные осложнения при неадекватно подобранной заместительной терапии?
Контрольные вопросы.
1.
Определение понятий метаболический синдром и ожирение.
2.
Этиология и эпидемиологические особенности различных форм ожирения.
3.
Классификация ожирения.
4.
Патогенетические механизмы развития метаболического синдрома.
5.
Патогенетические механизмы развития первичного и вторичного ожирения.
6.
Клинические особенности различных форм ожирения.
7.
Место метаболического синдрома в детской практике.
8.
Стандарты диагностического поиска при различных формах ожирения.
9.
Особенности метаболического синдрома в детской практике.
10.
Осложнения ожирения.
11.
Стандарты диагностического поиска при метаболическом синдроме и различных формах ожирения.
12.
Дифференциально-диагностические критерии метаболического синдрома и различных форм ожирения.
13.
Принципы диетотерапии.
14.
Особенности лечения первичного ожирения у детей.
15.
Терапевтическая тактика при вторичных формах ожирения.
16.
Принципы терапии метаболического синдрома у детей.
17.
Возможности хирургического лечения в детской практике.
18.
Принципы профилактики ожирения.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 255 -
Методические рекомендации для студентов к теме: Организация лечебно- профилактической помощи при патологии эндокринной системы в условиях поликлиники. Диспансерное наблюдение (часть 1).
Актуальность темы. Эндокринная патология представляет собой один из ведущих разделов патологии детского возраста. Эндокринология постоянно пополняется новыми научными фактами, концепциями, существенно меняющими устоявшиеся предаствления, касающиеся этиологии, патогенеза, методических подходов к лечению многих болезней эндокринной системы. Диагностика эндокринных заболеваний в детском возрасте имеет сосбое значение. От своевременной диагностики и терапии заболевания зависит не только длительность течения болезни, но и физиологические темпы роста, развития и интеллектуальная работоспособность ребенка.
Особая значимость проблемы избыточного веса для клинической практики в настоящее время считается общепризнанной. В связи с изменением образа жизни современного человека, обильным питанием, снижением физической активности повсеместно наблюдается нарастание распространенности метаболического синдрома. При этом заболевании происходят изменения, сходные с процессом старения. Заболеваемость и смертность людей, страдающих избытком массы тела, сравнительно высока. Сочетание ожирения с артериальной гипертензией, сахарным диабетом увеличивает риск развития острой сердечной патологии в несколько раз. К тому же, в значительной части случаев ожирение у взрослых берет свое начало в детском возрасте. Поэтому так важно проводить активное выявление детей и подростков с избыточным весом и осуществлять весь комплекс лечебных и профилактических мероприятий у пациентов с данной патологией.
Диспансерному наблюдению подлежат:
1)дети с сахарным диабетом (СД);
2)врожденный гиперинсулинизм (ВГИ);
3)дети с заболеваниями щитовидной железы;
4) дети с ожирением и метаболическим синдромом (МС);
5)дети с нарушением полового развития.
Цель занятия. Изучить организацию работы и задачи участкового педиатра при работе с детьми, находящимися на диспансерном учете по поводу имеющихся у них заболеваний эндокринных органов. Научиться практическому применению знаний для дальнейшей работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Научиться диагностировать различные формы метаболического синдрома и типы ожирения, устанавливать психологический контакт с больными детьми и их родителями, назначать лечение и проводить профилактику.
Место проведения: учебная комната
Продолжительность: 2 академических часа – 90 минут с 10-минутным перерывом).
Вопросы темы, подлежащие обсуждению.
1. Метаболический синдром (МС). Определение. Клинические проявления.
Ожирение. Факторы, предрасполагающие к ожирению. Критические периоды по ожирению. Патогенез ожирения. Классификация ожирения. Диагностика и дифференциальная диагностика. Лечение ожирения у детей.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования
Педиатрия
Специальность 31.05.02 Педиатрия
(уровень специалитета)
Рабочая программа “Поликлиническая и неотложная педиатрия”
Методические указания для обучающихся
- 256 -
2.
Метаболические и клинические признаки (маркёры), которые можно рассматривать в рамках МС только при наличии инсулинорезистентности. Инсулинорезистентность.
Дислипидемия. Нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет 2-го типа. Синдром гиперандрогении. Нарушения со стороны свёртывающей системы крови. Гиперурикемия.
Психологические и кардиоваскулярные нарушения у детей и подростков с метаболическим синдромом. Необходимые дополнительные исследования. Критерии диагностики метаболического синдрома.Неполные формы метаболического синдрома. Полные формы метаболического синдрома.
3.
Принципы лечения МС и различных форм ожирения. Особенности диетотерапии при ожирении у детей различных возрастов Группа риска по развитию МС. Вопросы экспертизы детей и подростков с ожирением и метаболическим синдромом.
4.
Классификация надпочечниковой недостаточности у детей. Этиология и патогенез различных форм надпочечниковой недостаточности. Этиология и патогенез врожденной гиперплазии коры надпочечников (ВГКН). Клиника ВГКН, лабораторная диагностика (в т.ч. скрининг-тест у новорожденных). Лечение ВГКН, принципы заместительной терапии.
5.
Нарушение полового созревания. Задержка полового развития. Преждевременное половое развитие, классификация (истинное, ложное, неполные формы). Диагностика.
6.
Диспансерное наблюдение. Обучение родителей.
7.
Социальная адаптация, профориентация детей с МС и ожирением. Индивидуальное обучение на дому. Облегченный режим сдачи итоговой аттестации. Показания к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной и др. методов реабилитации, в т.ч. санаторно-курортного лечения. Порядок оформления документации.
8.
Нормативные документы, используемые при осуществлении диспансерного наблюдения за детьми, с МС и ожирением. а) Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1348н "Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях".
б) Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 908н (ред. от 25.03.2014) "Об утверждении
Порядка оказания медицинской помощи по профилю "детская эндокринология"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2012 N 26216). в) «Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по диагностике и лечению ожирения у детей и подростков» Российская ассоциация эндокринологов, 2014 г.,
«Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению пациентов с врожденной дисфункцией коры надпочечников» Российская ассоциация эндокринологов,
2014 г.,
Задачи занятия:
7.
Изучить вопросы этиологии, патогенеза, диагностики и дифференциальной диагностики метаболического синдрома и ожирения у детей. Научиться выявлять метаболические и клинические признаки (маркёры), которые можно рассматривать в рамках МС только при наличии инсулинорезистентности: инсулинорезистентность; дислипидемия; нарушения углеводного обмена; сахарный диабет 2-го типа; cиндром гиперандрогенииж нарушения со стороны свёртывающей системы крови; гиперурикемия; психологические и кардиоваскулярные нарушения у детей и подростков с метаболическим синдромом. Научиться назначать необходимые дополнительные исследования.Научиться оценивать тяжесть состояния ребенка, лабораторные данные. Изучить стандарты диагностики заболеваний различных форм ожирения.