Файл: Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокальнохоровой работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство просвещения Российской Федерации
1.1. Сущность и содержание понятий «эмоции» и «эмоциональная отзывчивость» в психологии
1.2. Проблема развития эмоциональной отзывчивости обучающихся в педагогике искусства
2.1. Диагностика развития эмоциональной отзывчивости младших школьников
Консультация специалиста в области психического здоровья: Исследование, проведенное Саллумом и др. (2015), показало, что вовлечение специалистов в области психического здоровья в процесс диагностики повысило точность до 90%. Этот вывод подчеркивает важность специализированной поддержки, когда это необходимо.
Развитие эмоциональной отзывчивости является важнейшим аспектом общего благополучия ребенка и его успехов в школе. Признавая важность диагностики этого навыка у младших школьников, педагоги и родители могут работать сообща, чтобы решать любые проблемы и поддерживать детей в развитии эмпатии, социальных навыков и эмоционального интеллекта. Благодаря наблюдению, сотрудничеству, использованию стандартизированных инструментов оценки и реализации целенаправленных стратегий можно эффективно развивать эмоциональную отзывчивость младших школьников, что приведет к появлению более счастливых, успешных личностей и более сострадательного общества.
2.2. Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроке музыки в процессе вокально-хоровой работы
Эмоциональная отзывчивость играет решающую роль в когнитивном и социальном развитии младших школьников. Изучение музыки, особенно с помощью вокального и хорового творчества, предоставляет уникальную возможность развить этот навык. В данном параграфе мы рассмотрим различные методы и приемы, которые могут быть использованы на уроке музыки для повышения эмоциональной отзывчивости младших школьников во время вокальных и хоровых занятий.
-
Создание эмоционально благоприятной среды
Одним из наиболее важных аспектов развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников является создание безопасной и благоприятной среды, способствующей самовыражению и исследованию20. Учителя должны стремиться создать атмосферу доверия, уважения и открытости, поощряя учащихся делиться своими чувствами, мыслями и идеями. Этого можно достичь с помощью:
-
Установление взаимопонимания и укрепление связей со студентами -
Поощрение сопереживания, понимания и активного слушания среди сверстников -
Установление четких ожиданий и руководящих принципов поведения -
Обеспечение положительного подкрепления для эмоционального самовыражения и вовлеченности
-
Эмоциональное воспитание с помощью музыкального репертуара
Выбор подходящего музыкального репертуара является важным инструментом для развития эмоциональной отзывчивости. Учителям следует выбирать песни, отражающие широкий спектр эмоций, настроений и тем, а также произведения, соответствующие возрасту и доступные. Это позволит учащимся установить связь с музыкой на более глубоком уровне и развить лучшее понимание различных эмоциональных состояний. Стратегии включения эмоционального воспитания в музыкальный репертуар включают21:
-
Выбор песен, вызывающих определенные эмоции (например, радость, печаль, волнение) -
Поощряя студентов делиться своими эмоциональными реакциями на различные произведения -
Обсуждение эмоционального содержания и контекста текста, мелодии и гармонии -
Анализ и сравнение эмоционального воздействия различных музыкальных элементов (например, темпа, динамики, артикуляции)
-
Моделирование эмоционального выражения в спектакле
Учителя играют жизненно важную роль в моделировании эмоционального самовыражения во время вокальной и хоровой работы. Демонстрируя связь между музыкой и их эмоциями, преподаватели могут вдохновить студентов делать то же самое. Эффективные стратегии моделирования эмоционального самовыражения включают22:
-
Воплощение эмоций песни с помощью мимики, языка тела и тембра голоса -
Делюсь личными историями и опытом, связанными с изучаемой музыкой -
Побуждение студентов наблюдать за профессиональными выступлениями и обсуждать эмоциональные аспекты выступления -
Предоставление обратной связи по эмоциональному самовыражению студентов во время репетиций и выступлений
-
Участие в вокальной и хоровой импровизации
Импровизация предоставляет школьникам уникальную возможность исследовать свои эмоции с помощью музыки. Выполняя упражнения по вокальной и хоровой импровизации, учащиеся могут развить свою эмоциональную отзывчивость и творческое самовыражение. Некоторые методы импровизации, которые следует рассмотреть, включают23:
-
Задания по вызову и ответу, в которых учащиеся повторяют вокальную линию учителя своей эмоциональной интерпретацией -
Групповая импровизация, когда каждый студент вносит свой вклад в вокальную партию, выражающую определенную эмоцию -
Ролевые упражнения, в которых учащиеся импровизируют сцену или разговор, используя только вокальные звуки и выражения -
Создание "эмоционального звукового ландшафта", где учащиеся накладывают вокализации друг на друга, чтобы представить различные эмоции или настроения
-
Использование драматизма и движения в хоровом творчестве
Включение элементов драмы и движения в вокальную и хоровую работу может повысить эмоциональную отзывчивость, обеспечивая более целостный подход к музыкальному образованию. Задействуя как тело, так и голос, учащиеся могут исследовать связи между музыкой, эмоциями и физическим самовыражением. Методы интеграции драмы и движения включают:
-
Включение жестов, мимики и языка тела в выступления -
Участие в разогревающих упражнениях, основанных на драматургии, таких как ролевые игры, рассказывание историй и пантомима -
Использование движения и танца для исследования эмоционального содержания музыки -
Поощрение студентов к созданию собственной хореографии или сценической постановки, чтобы передать эмоции песни
-
Рефлексивные практики и эмоциональное осознание
Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников также требует сосредоточения внимания на самосознании и рефлексии. Поощрение школьников к распознаванию и пониманию своих собственных эмоций может помочь им стать более восприимчивыми к эмоциям других людей и эмоциональному содержанию музыки. Вот некоторые рефлексивные практики, которые следует рассмотреть24:
-
Предоставление учащимся возможности записывать или обсуждать свои эмоциональные переживания во время уроков музыки -
Руководство учащимися в создании визуальных представлений их эмоций, таких как рисунки или коллажи, связанные с музыкой, которую они изучают -
Поощрение учащихся к распознаванию закономерностей в их эмоциональных реакциях на различные музыкальные элементы и стили -
Содействие групповым дискуссиям об эмоциях, которые учащиеся испытывают во время выступлений, репетиций или прослушивания
-
Совместное создание музыки и поддержка сверстников
Процесс совместного создания музыки может способствовать развитию чувства общности и эмоциональной поддержки у студентов. Участвуя в совместном создании музыки, учащиеся могут развить свою эмоциональную отзывчивость посредством обмена опытом и культивирования эмпатии. Стратегии содействия сотрудничеству и поддержке со стороны коллег включают:
-
Поощрение групповой работы, такой как небольшие ансамбли или партнерские мероприятия -
Содействие обратной связи со сверстниками и размышлениям во время репетиций и выступлений -
Создание возможностей для студентов наставлять и поддерживать друг друга в их музыкальном росте -
Организация общественных выступлений или совместных сессий, посвященных достижениям студентов и эмоциональным путешествиям
В представленной таблице представлены пять основных методов и приемов развития школьников, а также связанные с ними практики, цели и области применения в образовании. Этот всеобъемлющий обзор помогает преподавателям лучше понять разнообразные стратегии, доступные для стимулирования роста и обучения учащихся. Таблица состоит из пяти столбцов, в которых подробно описываются метод, техника выполнения, цель и внедрение в преподавание.
Таблица 1. «Подходы и приемы развития школьников»
№ | Методы | Приемы | Цель | Применение в обучении |
1 | Объяснительный | Лекция | Передача информации | Теоретические занятия |
2 | Демонстративный | Показ опыта | Наглядное обучение | Практические занятия |
3 | Практический | Упражнение, задача | Развитие навыков | Решение задач, тренировка |
4 | Исследовательский | Эксперимент | Развитие мышления | Лабораторные работы |
5 | Игровой | Ролевая игра, ситуация | Развитие коммуникации | Групповые занятия |
Увлекательные способы, с помощью которых различные методы и приемы могут быть использованы для содействия развитию школьников. В таблице представлен всеобъемлющий обзор различных подходов, каждый из которых имеет уникальный набор целей и областей применения. Изучая таблицу, вы можете обнаружить, что размышляете о бесконечных возможностях, которые предлагают эти методы для создания динамичной и увлекательной учебной среды