Файл: Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Группы могут формироваться для работы и на обычных уроках, и на дополнительных занятиях. Отметим, что в процессе самостоятельной деятель­ности учащихся не стоит ограничиваться лишь дифференцированным подходом, следует варьиро­вать индивидуальную и фронтальную формы ра­боты в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителя.

Деление учащихся на группы в зависимости от достижения ими уровня обязательной подготов­ки носит объективный характер и при правильной организации не дает ученикам поводов для обид. Важно, что дети могут оценить собствен­ные силы и выбрать для себя уровень целей, со­ответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем — перейти на более высокий уровень.

Профильная дифференциация

О взаимосвязи дифференциаций

В дифференцированном обучении информатике гуманна концепция единства уровневой и профильной дифференциации, одна без другой неполноцен­на. Лишить ученика возможности в полной мере использовать тот или иной вид дифференциа­ции — значит совершить антигуманный акт. По­лучать удовольствие от занятий информатике школьник сможет только тогда, когда дифферен­циация и индивидуализация (как предельная форма дифференциации) будут доступны ему в той степени, в какой он сам пожелает. В против­ном случае один ребенок будет учиться налегке, не напрягаясь, а другой — пытаться осилить не­посильное. Первый не найдет применения име­ющимся способностям и не реализует свой по­тенциал, второй будет чувствовать постоянное унижение, ощущать на каждом шагу собственную неполноценность и умственную убогость.

Изучение информатики «на высоком» уровне нельзя осуществить в полной мере, если оно не опирается на профильную дифференциацию. Не использовать ее как рычаг для приведения в дей­ствие всех возможностей уровневой дифференциации — значит заранее понизить предполагае­мую эффективность обучения.

Профильная дифференциация направлена на углубленное изучение информатики, расширение представлений о ее приложениях в различных об­ластях человеческой деятельности. Иначе гово­ря, мы имеем дело с качественно иным уровнем обучения математике. Поэтому профильная диф­ференциация является эффективным средством варьирования уровней обучения предмету, неза­висимо от того, в каком классе он преподается: в математическом, гуманитарном, техническом или общеобразовательном; без профильной диффе­ренциации невозможна эффективная уровневая дифференциация. Выбор профиля обучения ни­сколько не снижает значимости уровневой диф­ференциации, а изменяет лишь возможности ее осуществления.


Выделение двух видов дифференциации полез­но только для того, чтобы более разносторонне, глубоко, детально и полно изучить проблему диф­ференцированного обучения.
Используя систему дифференцированного обучения, необходимо учитывать психологические особенности каждого ученика, его реальные возможности.

Не нужно забывать о темпераменте учащихся. Темперамент сказывается на динамике протекания не только эмоциональных, но и мыслительных, волевых процессов, поэтому он влияет на ход учебной деятельности. Так, например, холерики – сильные, энергичные, но не уравновешенные дети, которые быстро раздражаются, способные и на агрессивные поступки. Но если они теряют веру в сои силы, способности, у них наступает апатия, подавленное настроение. Они ничего не будут делать на уроке, пока учитель не вернёт веру в свои силы. Таким детям нужно давать в течение урока работу, которая их увлечёт, даст пищу уму и будет посильна. И противоположность – меланхолики - замкнутые, нерешительные в трудных обстоятельствах. Однако в спокойной, привычной для них обстановке,  могут успешно справляться со сложными заданиями. Для этих детей очень важны внимание, поддержка учителя. Изменить темперамент нельзя, но научить управлять им можно.

Различно развито и восприятие информации у детей. Их можно подразделить  по типу познания на “зрителей”, “слушателей”, “деятелей”, в зависимости от  того, какому органу чувств отдаётся предпочтение – зрительному, слуховому или осязательному.

Влияет, конечно, на результаты обучения и пол ребёнка. Девочки вписываются в школьную среду легче. Они предпочитают чаще слуховой способ познания. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше. У мальчиков же более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более чёткое ощущение пространства.
Поэтому наиболее оптимальной представляется дифференцированная модель обучения информатике на основе психолого-педагогической диагностики.

Эта модель состоит из трех основных блоков:

I. Психологическая диагностика обучаемых в начале изучения курса информатики.

II. Различное содержание и методы обучении не только в классе, но и в разных подгруппах одного класса. На основе диагностики выделяются как минимум три группы:

• обучаемые с высоким уровнем развития мышления;

  • обучаемые со средним уровнем развития мышления и недостаточным развитием других психических процес­сов — внимания, памяти, производительности и т.д.;

  • обучаемые с низким уровнем развития мышления.



Первоочередная задача и основное содержание обучения информатике в первой группе — формирование теоретиче­ского, обобщающего мышления; во второй и третьей груп­пе — коррекция и развитие тех психических функций, кото­рые необходимы для того, чтобы перейти к формированию теоретического мышления.

III. Регулярное проведение контроля и оценки развития познавательной сферы обучаемого и степени усвоения им материала.

Цели этого блока:

  • определение соответствия выбранной стратегии обучения уровню развития обучаемого;

  • корректировка программы.

Данная модель предполагает, что учитель в зависимос­ти от конкретных условий (типа техники, возраста обучае­мых и т.д.) может разработать свой вариант содержания обу­чения и планирования работы для каждой группы обучае­мых.

I блок — диагностический (приложение1)

Для диагностики уровня развития познавательной сфе­ры обучаемых в начале обучения ведется опрос о мере и характере знакомства с компьютером (игры, УПК, занятия с начальных классов, домашнее использование, учебные центры и т.д.).
Диагностику провожу в V—VI классах, она включает в себя, в частности, разного рода анке­ты. Например, такую.

Анкета

  1. Класс.

  2. Фамилия, имя.

  3. Где и кем работают родители?

  1. Отношение родителей к предмету. (Нужное подчеркнуть.)

Имеют образование по информатике; применя­ют информатику в своей работе; увлечены информатикой; не любят информатику; не интересуются.

  1. Есть ли в домашней библиотеке книги по информатике и ИКТ (не учебники)?

  2. Кто больше всего помогает тебе готовить уроки по информатике?

  3. Сколько времени занимает подготовка к уроку информатике?

  1. Почему ты учишь информатику?

  2. Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке?

10. Как дается тебе информатика? (Нужное подчерк­нуть.)

Легко; много надо заучивать; трудно.

11. Твое отношение к информатике? (Нужное под­черкнуть.)

Люблю; учу, чтобы получить хорошую оценку, чтобы не руга дома; скучно на уроках; не хочу ее учить.

  1. Какими знаниями по информатике ты владел до прихода в школу? (Нужное подчеркнуть.)

  2. Какого вида задания по информатике тебе нра­вятся больше? (Нужное подчеркнуть.)
    набирать текст, рисовать, создавать алгоритмы, заниматься программированием выполнять практические работы.

  3. Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с информатикой? (Нужное подчеркнуть.)

  4. Хочу стать преподавателем информатики; хочу поступить в вуз, куда надо сдавать информатику; хочу знать как можно больше о разном.



Степень обученности можно рассчитать по формуле академика Б.П. Смирнова.

Уровень обученностиучащихсяэтостепень усвоения учащимися учебного материала в соответствии с требованиями учебных программ и образовательных стандартов.

Оценка “5” соответствует 100% обученности, “4” — 64%, “3” - 36%, “2” - 16%. Средний уровень обученности (СО) выражается не в баллах, а в процентах и определяется по формуле:

СО=(n5*100%+n4*64%+n3*36%+n2*16%)/N

где N - количество испытуемых;

n5 - количество пятерок;

n4 - количество четверок и т. д.

А есть расчет качества обученности учащихся по одному предмету по формуле: КОП=(5*N5+4*N4)*100% / 5*N5

где КОП - качество обученности учащихся по одному предмету;

5, 4 - оценки, полученные учащимися;

N - общее количество учащихся в классе;

N5, N4 - количество учащихся, получивших оценки «5» и «4».
- Высокий уровень обученности - ученик в любой ситуации учебного процесса демонстрирует высокие знания ранее изученного материала, высокий уровень умений и навыков;

- Средний уровень обученности – ученик не всегда располагает необходимым фондом знаний, умений и навыков при изучении информатики;

- Низкий уровень обученности – школьник имеет ограниченный фонд знаний, умений и навыков.

Если обученность – это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость – характеристика его потенциального развития.

- Высший уровень обучаемости - ученик свободно анализирует материал, обладает способностью самостоятельно найти путь решения задачи нового типа;

- Средний уровень обучаемости - ученик испытывает трудности в анализе материала, решении задач нового типа, но с помощью учителя справляется с заданием;

- Низкий уровень обучаемости - ученик испытывает большие трудности в анализе материала, слабо владеет или совсем не владеет умениями и навыками умственного труда, не способен выполнить задание, требующее самостоятельного нахождения пути решения.

На основании вышеприведенных данных можно выделить следующие группы в классе:

1 группа («А») - имеющие низкий уровень знаний, умений и навыков, не способные решить новую задачу.

2 группа («В») - обладающие достаточно хорошим уровнем знаний, умений и навыков в области информатики, но испытывающие трудности при решении заданий нового типа.

3 группа («С») - обладающие высоким уровнем знаний, умений и навыков, самостоятельно и творчески мыслящие.

II блок — содержательно-методический

Для дифференцированного обучения составляются:

  • Самостоятельные работы по конкретной теме в виде синтаксических диктантов, где за определенное время можно ответить на все вопросы и выявить неуспевае­мость по отдельным пунктам темы.

  • Работа над неосвоенным материалом сводится к работе с файловыми папками за каждым компьютером. Другие, успешно освоив материал диктантов, идут по углубленному плану изучения данного материала.


• Контрольные работы с разноуровневым заданием (на 3,4,5).

Обучаемый должен пройти путь от простого к слож­ному, т.е. выполнение для всех начинается с задания на 3, а потом на 4 и 5. За время урока каждый видит и объективно оценивает свой уровень подготовки.

  • Индивидуальные карточки на различный уровень слож­ности. Для слабоуспевающих обучаемых могут быть предложены исполненные задания с ошибками, где требуется их найти и исправить.

  • Планы индивидуальной работы на факультативе, где обучаемый выбирает тему обучающей или контроли­рующей программы, а также графической программы, над которой работает в течение года.

  • Индивидуальное домашнее задание по карточке.


Начинается важная работа по формированию понятия «центральный элемент системы» и связанных с ним навыков в анализе и решении задач. При анализе домашнего задания обращается внимание на то, что можно составить 2—3 алгоритма решения одной задачи. Можно предложить сразу исполнить задачу 2 способами, а третий изложить на уроке как новый материал.
Применение разноуровневого обучения должно помочь в достижении следующих целей:

Для группы «А» - пробудить интерес к предмету, ликвидировать пробелы в знаниях и умениях, сформировать умения работать самостоятельно по предложенному образцу.

Для группы «В» - развить интерес к предмету, закрепить и повторить знания, сформировать умение самостоятельно выполнять задание.

Для группы «С» - развить устойчивый интерес к предмету, сформировать новые умения выполнять задания повышенной сложности
III блок — контрольно-оценочный

Для определения соответствия программы индивидуальным особенностям обучаемых, динамики развития мыслительных операций используются методики, описанные в блоке II