Файл: Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Группы могут формироваться для работы и на обычных уроках, и на дополнительных занятиях. Отметим, что в процессе самостоятельной деятельности учащихся не стоит ограничиваться лишь дифференцированным подходом, следует варьировать индивидуальную и фронтальную формы работы в зависимости от этапа изучения темы, от потребности учащихся в помощи учителя.
Деление учащихся на группы в зависимости от достижения ими уровня обязательной подготовки носит объективный характер и при правильной организации не дает ученикам поводов для обид. Важно, что дети могут оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем — перейти на более высокий уровень.
Профильная дифференциация
О взаимосвязи дифференциаций
В дифференцированном обучении информатике гуманна концепция единства уровневой и профильной дифференциации, одна без другой неполноценна. Лишить ученика возможности в полной мере использовать тот или иной вид дифференциации — значит совершить антигуманный акт. Получать удовольствие от занятий информатике школьник сможет только тогда, когда дифференциация и индивидуализация (как предельная форма дифференциации) будут доступны ему в той степени, в какой он сам пожелает. В противном случае один ребенок будет учиться налегке, не напрягаясь, а другой — пытаться осилить непосильное. Первый не найдет применения имеющимся способностям и не реализует свой потенциал, второй будет чувствовать постоянное унижение, ощущать на каждом шагу собственную неполноценность и умственную убогость.
Изучение информатики «на высоком» уровне нельзя осуществить в полной мере, если оно не опирается на профильную дифференциацию. Не использовать ее как рычаг для приведения в действие всех возможностей уровневой дифференциации — значит заранее понизить предполагаемую эффективность обучения.
Профильная дифференциация направлена на углубленное изучение информатики, расширение представлений о ее приложениях в различных областях человеческой деятельности. Иначе говоря, мы имеем дело с качественно иным уровнем обучения математике. Поэтому профильная дифференциация является эффективным средством варьирования уровней обучения предмету, независимо от того, в каком классе он преподается: в математическом, гуманитарном, техническом или общеобразовательном; без профильной дифференциации невозможна эффективная уровневая дифференциация. Выбор профиля обучения нисколько не снижает значимости уровневой дифференциации, а изменяет лишь возможности ее осуществления.
Выделение двух видов дифференциации полезно только для того, чтобы более разносторонне, глубоко, детально и полно изучить проблему дифференцированного обучения.
Используя систему дифференцированного обучения, необходимо учитывать психологические особенности каждого ученика, его реальные возможности.
Не нужно забывать о темпераменте учащихся. Темперамент сказывается на динамике протекания не только эмоциональных, но и мыслительных, волевых процессов, поэтому он влияет на ход учебной деятельности. Так, например, холерики – сильные, энергичные, но не уравновешенные дети, которые быстро раздражаются, способные и на агрессивные поступки. Но если они теряют веру в сои силы, способности, у них наступает апатия, подавленное настроение. Они ничего не будут делать на уроке, пока учитель не вернёт веру в свои силы. Таким детям нужно давать в течение урока работу, которая их увлечёт, даст пищу уму и будет посильна. И противоположность – меланхолики - замкнутые, нерешительные в трудных обстоятельствах. Однако в спокойной, привычной для них обстановке, могут успешно справляться со сложными заданиями. Для этих детей очень важны внимание, поддержка учителя. Изменить темперамент нельзя, но научить управлять им можно.
Различно развито и восприятие информации у детей. Их можно подразделить по типу познания на “зрителей”, “слушателей”, “деятелей”, в зависимости от того, какому органу чувств отдаётся предпочтение – зрительному, слуховому или осязательному.
Влияет, конечно, на результаты обучения и пол ребёнка. Девочки вписываются в школьную среду легче. Они предпочитают чаще слуховой способ познания. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше. У мальчиков же более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более чёткое ощущение пространства.
Поэтому наиболее оптимальной представляется дифференцированная модель обучения информатике на основе психолого-педагогической диагностики.
Эта модель состоит из трех основных блоков:
I. Психологическая диагностика обучаемых в начале изучения курса информатики.
II. Различное содержание и методы обучении не только в классе, но и в разных подгруппах одного класса. На основе диагностики выделяются как минимум три группы:
• обучаемые с высоким уровнем развития мышления;
-
обучаемые со средним уровнем развития мышления и недостаточным развитием других психических процессов — внимания, памяти, производительности и т.д.; -
обучаемые с низким уровнем развития мышления.
Первоочередная задача и основное содержание обучения информатике в первой группе — формирование теоретического, обобщающего мышления; во второй и третьей группе — коррекция и развитие тех психических функций, которые необходимы для того, чтобы перейти к формированию теоретического мышления.
III. Регулярное проведение контроля и оценки развития познавательной сферы обучаемого и степени усвоения им материала.
Цели этого блока:
-
определение соответствия выбранной стратегии обучения уровню развития обучаемого; -
корректировка программы.
Данная модель предполагает, что учитель в зависимости от конкретных условий (типа техники, возраста обучаемых и т.д.) может разработать свой вариант содержания обучения и планирования работы для каждой группы обучаемых.
I блок — диагностический (приложение1)
Для диагностики уровня развития познавательной сферы обучаемых в начале обучения ведется опрос о мере и характере знакомства с компьютером (игры, УПК, занятия с начальных классов, домашнее использование, учебные центры и т.д.).
Диагностику провожу в V—VI классах, она включает в себя, в частности, разного рода анкеты. Например, такую.
Анкета
-
Класс. -
Фамилия, имя. -
Где и кем работают родители?
-
Отношение родителей к предмету. (Нужное подчеркнуть.)
Имеют образование по информатике; применяют информатику в своей работе; увлечены информатикой; не любят информатику; не интересуются.
-
Есть ли в домашней библиотеке книги по информатике и ИКТ (не учебники)? -
Кто больше всего помогает тебе готовить уроки по информатике? -
Сколько времени занимает подготовка к уроку информатике?
-
Почему ты учишь информатику? -
Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке?
10. Как дается тебе информатика? (Нужное подчеркнуть.)
Легко; много надо заучивать; трудно.
11. Твое отношение к информатике? (Нужное подчеркнуть.)
Люблю; учу, чтобы получить хорошую оценку, чтобы не руга дома; скучно на уроках; не хочу ее учить.
-
Какими знаниями по информатике ты владел до прихода в школу? (Нужное подчеркнуть.) -
Какого вида задания по информатике тебе нравятся больше? (Нужное подчеркнуть.)
набирать текст, рисовать, создавать алгоритмы, заниматься программированием выполнять практические работы. -
Мечтаешь ли ты связать свою жизнь с информатикой? (Нужное подчеркнуть.) -
Хочу стать преподавателем информатики; хочу поступить в вуз, куда надо сдавать информатику; хочу знать как можно больше о разном.
Степень обученности можно рассчитать по формуле академика Б.П. Смирнова.
Уровень обученностиучащихся – этостепень усвоения учащимися учебного материала в соответствии с требованиями учебных программ и образовательных стандартов.
Оценка “5” соответствует 100% обученности, “4” — 64%, “3” - 36%, “2” - 16%. Средний уровень обученности (СО) выражается не в баллах, а в процентах и определяется по формуле:
СО=(n5*100%+n4*64%+n3*36%+n2*16%)/N
где N - количество испытуемых;
n5 - количество пятерок;
n4 - количество четверок и т. д.
А есть расчет качества обученности учащихся по одному предмету по формуле: КОП=(5*N5+4*N4)*100% / 5*N5
где КОП - качество обученности учащихся по одному предмету;
5, 4 - оценки, полученные учащимися;
N - общее количество учащихся в классе;
N5, N4 - количество учащихся, получивших оценки «5» и «4».
- Высокий уровень обученности - ученик в любой ситуации учебного процесса демонстрирует высокие знания ранее изученного материала, высокий уровень умений и навыков;
- Средний уровень обученности – ученик не всегда располагает необходимым фондом знаний, умений и навыков при изучении информатики;
- Низкий уровень обученности – школьник имеет ограниченный фонд знаний, умений и навыков.
Если обученность – это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость – характеристика его потенциального развития.
- Высший уровень обучаемости - ученик свободно анализирует материал, обладает способностью самостоятельно найти путь решения задачи нового типа;
- Средний уровень обучаемости - ученик испытывает трудности в анализе материала, решении задач нового типа, но с помощью учителя справляется с заданием;
- Низкий уровень обучаемости - ученик испытывает большие трудности в анализе материала, слабо владеет или совсем не владеет умениями и навыками умственного труда, не способен выполнить задание, требующее самостоятельного нахождения пути решения.
На основании вышеприведенных данных можно выделить следующие группы в классе:
1 группа («А») - имеющие низкий уровень знаний, умений и навыков, не способные решить новую задачу.
2 группа («В») - обладающие достаточно хорошим уровнем знаний, умений и навыков в области информатики, но испытывающие трудности при решении заданий нового типа.
3 группа («С») - обладающие высоким уровнем знаний, умений и навыков, самостоятельно и творчески мыслящие.
II блок — содержательно-методический
Для дифференцированного обучения составляются:
-
Самостоятельные работы по конкретной теме в виде синтаксических диктантов, где за определенное время можно ответить на все вопросы и выявить неуспеваемость по отдельным пунктам темы. -
Работа над неосвоенным материалом сводится к работе с файловыми папками за каждым компьютером. Другие, успешно освоив материал диктантов, идут по углубленному плану изучения данного материала.
• Контрольные работы с разноуровневым заданием (на 3,4,5).
Обучаемый должен пройти путь от простого к сложному, т.е. выполнение для всех начинается с задания на 3, а потом на 4 и 5. За время урока каждый видит и объективно оценивает свой уровень подготовки.
-
Индивидуальные карточки на различный уровень сложности. Для слабоуспевающих обучаемых могут быть предложены исполненные задания с ошибками, где требуется их найти и исправить. -
Планы индивидуальной работы на факультативе, где обучаемый выбирает тему обучающей или контролирующей программы, а также графической программы, над которой работает в течение года. -
Индивидуальное домашнее задание по карточке.
Начинается важная работа по формированию понятия «центральный элемент системы» и связанных с ним навыков в анализе и решении задач. При анализе домашнего задания обращается внимание на то, что можно составить 2—3 алгоритма решения одной задачи. Можно предложить сразу исполнить задачу 2 способами, а третий изложить на уроке как новый материал.
Применение разноуровневого обучения должно помочь в достижении следующих целей:
Для группы «А» - пробудить интерес к предмету, ликвидировать пробелы в знаниях и умениях, сформировать умения работать самостоятельно по предложенному образцу.
Для группы «В» - развить интерес к предмету, закрепить и повторить знания, сформировать умение самостоятельно выполнять задание.
Для группы «С» - развить устойчивый интерес к предмету, сформировать новые умения выполнять задания повышенной сложности
III блок — контрольно-оценочный
Для определения соответствия программы индивидуальным особенностям обучаемых, динамики развития мыслительных операций используются методики, описанные в блоке II