Файл: Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет информатика дает возможность естественной реализации дифференцированного обучения. Практически все дидактические материалы, публикуемые в периодических изданиях, допускают деление по уровням сложности.
Правильно подобранные задания помогают учащимся раскрыть свои возможности, повысить интерес к предмету.
В некоторых практических работах распределение заданий между учениками должно носить индивидуальный характер. В заданиях многих практических работ произведена классификация по уровням сложности – три уровня. Предлагать их ученикам учитель должен выборочно. Обязательные для всех задания ориентированы на репродуктивный уровень подготовки ученика (задания 1-го уровня). Использование заданий повышенной сложности позволяет достигать продуктивного уровня обученности (задания 2 уровня). Задания 3 уровня носят творческий (креативный) характер.
1. Задания репродуктивного уровня включают в себя обязательный уровень образования. Ученикам дается алгоритм для решения таких задач, они выполняют задания пошагово, исходя из общего алгоритма решения.
2. Задания среднего (продуктивного) уровня требуют обобщения нового материала, заставляют делать выводы, применять свои знания в новых ситуациях. Ученикам предлагается выполнить задания, исходя из подсказки или общего решения задания, который может быть предложен учителем. Учитель может показать один вариант решения поставленного задания, а ученики должны продумать и реализовать свои способы решения.
3. Высокий (творческий) уровень содержит формулировку задания, в которых используются элементы творчества. Задания повышенной трудности, требующие сравнения, анализа, выводов, а также творческого подхода, проведения исследовательской работы, при решении которых нужно находить неоднозначные решения поставленных задач. Ученикам дается только формулировка задания, способы решения они находят самостоятельно.
V.Методика дифференцированной работы на уроке
Итак, передо мной три группы. Можно начинать поэтапное дифференцирование.
I этап. Дифференцированная домашняя работа
1 ур. Репродуктивный - предлагаю задания, соответствующие обязательным результатам обучения.
2 ур. Продуктивный - даю такое же задание, к которому добавляю более сложную задачу.
3 ур. Творческий - задание из учебника дополняю задачами из различных пособий.
II этап. Учет знаний учащихся на уроке
На этом этапе в классе выделяются консультанты — ребята 3-го уровня
. Сначала проверяю их работу, затем они помогают мне проверять работу остальных групп.
III этап. Организация базового повторения
Ликвидирую выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняю недочеты и ошибки, допущенные учениками в самостоятельных и контрольных работах. Планируемый для повторения материал записываю на доске.
Задания каждой группе предлагаю разные.
1 ур. Репродуктивный - «Выберите из данных ответов верный», «Исправьте ошибку в...».
2 ур. Продуктивный - «Назовите правило, по которому выполняли действие...», «Закончите решение...».
3 ур. Творческий - «Поясните причину допущенной ошибки», «Сформулируйте определения понятий, использующихся в данной задаче».
IV этап. Проверка усвоения пройденного материала
Она включает самоконтроль и работу консультантов.
V этап. Изучение нового материала
Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со второго урока по новой теме.
3 уровень переходят от обязательных заданий к творческим.
2 уровень сосредоточиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы.
1 уровень снова и снова возвращаются к основным моментам.
VI этап. Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ)
1 уровень выполняют задания по образцу.
2 уровень выделяют главное в решении.
3 уровеньработают с дополнительным материалом.
-
Тема «Алгоритмы» Слабый ученик может сдать в качестве выполненного задания алгоритм решения задачи, записанный в тетради (СЛОВЕСНО-ПОШАГОВОЕ), сильный ученик – составит программу. -
Тема «Моделирование» при решении задач ребята могут выбирать, как выполнить задание: вручную в тетради, написать программу на алгоритмическом языке, или использовать EXCEL. -
Доклад, сообщение ученик может сделать ручкой в тетради, на листе, или с помощью текстового редактора, а кто- то это сделает в виде презентации (POWER POINT)/
Для дифференцированного обучения составляются:
- самостоятельные работы по конкретной теме (тесты, расчетные, диктанты)
- работа над неосвоенным материалом сводится к работе с файловыми папками за каждым компьютером
- контрольные с разноуровневым заданием (на 3,4,5)
-зачет: устно, виде конспекта, презентации
4. Тема «ПРОГРАММИРОВАНИЕ». Зачетная работа по данной теме может быть такой:
-
Проект -
Презентация -
Программа – контроль, тест (составление программы на применение основных операторов языка программирования)
Для реализации целей дифференциации обучения можно предложить использовать следующие виды разноуровневых заданий на уроке:
При изучении темы «Кодирование текстовой информации. Измерение информации» разноуровневые задания:
A. Подсчитайте количество информации на странице учебника, имеющей 50 строк по 60 символов?
B. Достаточно ли места на дискете объемом 1,44 Мб для хранения книги из 600 страниц, содержащих по 90 строк из 50 знаков?
C. Матричный принтер имеет скорость 1024 бит/с. Сколько времени необходимо для распечатки 10 листов, если каждый лист вмещает 30 строк по 60 символов, а смена листа занимает 10 с?
Разноуровневые тестовые задания;
ТЕСТ ПО Э.Т.
А.
1. Э.Т.-это:
1)прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
2)прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
3)системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц
4)устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
2. Строки Э.Т. :
1)именуются пользователем произвольным образом;
2)обозначаются буквами русского алфавита;
3)обозначаются буквами латинского алфавита;
4)нумеруются
…..
В
1.Какая из перечисленных ссылок на ячейку А4 является абсолютной только по столбцу
1) $А4 2) $A$4 3)A4 4)A$4
2. В ячейке С2 записана формула =А1+В$2. Какой вид она приобретет при копировании в ячейку С4?
1)=А3+В$3 2)=А3+В2 3)=А3+В$2 4)=А3+В3
…..
С.
1. Дан фрагмент Э.Т., содержащий числа и формулы
| А | В | С |
1 | 0,1 | | |
2 | 1 | =А2*2 | |
3 | | =В2*$А$1 | |
4 | | | |
Значение в ячейке В4 после копирования в неё ячейки В3 и выполнения вычисления по формулам будет равно:
1)0,4 2)0,02 3)0,2 4)0,004
2. Дан фрагмент Э.Т 25%
30%
45%
| А | В | С |
7 | 10 | 14 | 10 |
8 | 18 | 20 | 12 |
9 | 12 | 6 | 8 |
Круговая диаграмма построена по значениям столбца или строки электронной таблицы:
1)А 2)В 3)7 4) 9
….
Разноуровневые практические работы.
A. В данном тексте выполните следующие задания:
1. Задайте поля от границ листа по 2 см.
2. Установите альбомную ориентацию листа.
3. Удалите пустую строку между первым и вторым абзацем
4. Выполните выравнивание абзацев:
Первый абзац – по левому краю;
Второй абзац – по правому краю;
Третий абзац - по центру;
Четвертый абзац - по ширине страницы;
5. Выполните форматирование символов:
Первый абзац – обычный, 14 пт;
Второй абзац – полужирный, 12 пт;
Третий абзац – курсив, 14 пт;
Четвертый абзац - обычный, 12 пт.
B. Выполните задания 1-5.
6. Задайте двойной интервал между строками первого абзаца; Установите интервал после первого абзаца 18 пт.
7. В третьем абзаце выполните форматирование символов: цвет символов - синий, интервал разряженный (2 пт);
8. После второго абзаца вставьте пустую строку;
9. Четвертый абзац установите с новой страницы, установите в нем красную строку 2 см.
10. Разделите четвертый абзац на три абзаца. Пятый абзац должен начинаться со слов «римская система…», шестой – со слов «алфавитная система…».
С. Выполните задания 1-10.
11. Оформите два последних абзаца как список. Обозначьте элементы списка символом ®. Установите для списка двойной абзацный отступ.
12. В четвертом абзаце создайте буквицу (в тексте, высота в строках 2).
13. Расставьте переносы в документе.
14. Пронумеруйте страницы по нижнему краю листа, слева. Номер должен стоять и на первой странице.
15. Вставьте верхний колонтитул. В нем укажите фамилию и имя. Форматирование: по центру, полужирный курсив, 10 пт, шрифт Arial Cyr. Сделайте обрамление по нижнему краю двойной линией.
11 класс
Положительные аспекты | Отрицательные аспекты |
Исключается уравниловка и усреднение детей | Деление детей по уровню развития негуманно |
Возможность более эффективно работать с трудными детьми | Перевод в слабые группы плохо отражается на самооценке ученика ( унижение) |
Появляется возможность помогать слабому и уделять внимание сильному | Учителю приходится тратить много времени для составления и проверки разноуровневых заданий |
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании | Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах |
Повышается уровень самосознания: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности, реально оценить свои силы | Слабые лишаются возможности тянуться за сильными, получать от них помощь, соревноваться |
Повышает уровень мотивации обучения в сильных группах | Понижается уровень самосознания: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, избранности |
Облегчается усвоение материала в слабых группах, так как ученику предоставляется возможность усваивать материал в оптимальном для него темпе. Усиливается интерес | У слабых снижается уровень самооценки… |