Файл: Психологические особенности публичного выступления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Кафедра социологии и психологии

Реферат

По дисциплине: «Педагогика»

Тема: «Психологические особенности публичного выступления»

Выполнил: студент гр. ПГCМ-22 __________ /Силантьев В.В./

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Дата: ___________

Проверил: доцент __________ /Татьянина Л.Г./

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1.ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ 8

2.ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ 13

3.НАЧАЛО ВЫСТУПЛЕНИЯ 16

4.КАК ЗАВОЕВАТЬ И УДЕРЖАТЬ ВНИМАЕНИЕ АУДИТОРИИ 18

5.КАК ЗАВЕРШАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

ВВЕДЕНИЕ

Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений

и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности

управленческих решений зависит эффективность всей деятельности

Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений

и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности

управленческих решений зависит эффективность всей деятельности

Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений

и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности

управленческих решений зависит эффективность всей деятельности.

Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений

и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности

управленческих решений зависит эффективность всей деятельности.

Публичная речь — особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения; речь, адресованная определенной ауди­тории. Она произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.). [1]


Если рассматривать публичное выступление с социально-психоло­гической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, т.е. диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличии от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Психологи отмечают также стилистическую полифонию ораторской речи. В ней, как правило, используются языковые средства разных стилей литературного языка, но в зависимости от вида публичного выступления (например, лекция, научное сообщение, отчетный доклад, митинговая речь) могут преобладать слова и синтаксические конструкции, характерные для того или иного стиля (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный).

  1. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ

Ораторская речь представляет собой сложное соединение разных функционально-смысловых типов речи:

  • Повествования;

  • Описания;

  • Рассуждения.

Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, но и такие средства коммуникации, как интонация, громкость голоса, тембр, особенности произношения звуков, темп речи, а также жесты, движения, мимика и др. [2]

Деловой человек должен знать особенности разных видов ораторских речей, с которыми ему приходится иметь дело в различных ситуациях профессионального общения, учитывать эти особенности в процессе подготовки и во время встречи со слушателями.

  1. Информационная речь.

  2. Убеждающая речь.

  3. Речь, призывающая к действию.

  4. Рекламная речь.

  5. Презентационная речь.

  6. Этикетные речи.

  7. Вступительное слово.

  8. Поздравительная речь.

  9. Ответное слово.

Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.

  1. Выбор темы и определение целевой установки.

  2. Подбор материала, его изучение и анализ.

  3. Разработка плана выступления.

  4. Работа над композицией.

  5. Написание текста выступления.

  6. Овладение материалом выступления.


Публичная речь произносится в определенной аудитории, поэтому оратор должен хорошо знать, перед кем ему предстоит выступать, учитывать состояние и настроение своих слушателей [3]. Это позволит ему лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха в общении.

Какие же характеристики аудитории представляют интерес для оратора?

  1. степень однородности/неоднородности аудитории.

  2. количественный состав слушателей.

  3. чувство общности,

  4. мотив действия слушателей. (мотивы интеллектуально-познавательного плана, мотивы морального плана, мотивы эмоционально-эстетического плана)

Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания — оратор и его сообщение. [4]

Причем очень важно, чтобы материал сообщения был адаптирован к конкретной аудитории, для которой предназначена речь

Стратегия приспособления материала для представления в аудитории включает в себя следующие аспекты:

  1. достижение взаимопонимания;

  2. привлечение и поддержание интереса аудитории;

  3. приспособление к уровню понимания аудитории;

  4. укрепление или изменение отношения аудитории к оратору или предмету его речи.

Очень важно, чтобы излагаемая информация была персонифицирована, т. е. приспособлена к специфическим представлениям аудитории. Интерес аудитории во многом определяется тем, какое отношение имеет данная информация лично к слушателям. Поэтому, чтобы поддерживать интерес аудитории, информация должна отвечать ряду требований.

  1. Своевременной (может быть использована сразу в практической деятельности),

  2. Близкой (касаться личного пространства человека, его «территории»),

  3. Серьезной (затрагивать физические, экономические и психологические последствия для слушателей) и

  4. Живой (содержать яркие примеры, иллюстрации, истории, случаи, затрагивающие чув­ства слушателей).

К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудито­рии относят вопросно-ответный ход. Оратор вслух размышляет над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.


Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры анекдоты и т. п. Юмор является очень действенным средством разрядки и поднятия настроения.

Интересным ораторским приемом является так называемая тайна занимательности. Его суть заключается в том, что оратор, затронув актуальную проблему, неожиданно прерывает начатую мысль, а затем, поговорив о другом, возвращается к ней. Это интригует слушателей, держит их в напряжении. [5, 6]

Чтобы достичь взаимопонимания со слушателями, в публичном выступлении также используются:

  1. Прием сопереживания(оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними);

  2. Прием соучастия (оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах);

  3. Апелляция к речи предыдущего оратора (выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждае­мому вопросу, цитирует его, обыгрывает его слова и выражения и т. п.);

  4. Апелляция к событиям (оратор обращается к известным или неизвестным событиям, значимым для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы);

  5. Ссылка на авторитеты или известные источники(оратор, чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убеди­тельной, приводит слова крупных ученых, видных государственных, по­литических и общественных деятелей, ссылается на известные научные труды, популярные газеты и журналы, мнения авторитетных деятелей ли­тературы и искусства и др.);

  6. Апелляция к интересам аудитории(оратор, рассматривая тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направ­ленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих знаний, навыков и умений и т. п.);

  7. Апелляция к личности оратора (оратор при обсуждении каких-либо вопросов обращается к собственному опыту, приводит случаи из своей жизни, говорит о субъективном воспри­ятии тех или иных событий).

Переключению и удержанию внимания аудитории помогает обраще­ние к ней.

Важную роль в управлении аудиторией играют
голосовые приемы, т. е. повышение или понижение тона голоса, темп речи и др. Действенным средством управления аудиторией может быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано. Все перечисленные приемы позволяют выступающему владеть аудиторией и добиваться положительного результата. [7]

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом.

  1. ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет успех, но не гарантирует его. Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.

Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что:

  1. вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели;

  2. то о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес;

  3. это актуально для слушателей.

Название выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес тех, для кого оно предназначено.

Привлекает внимание название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы.

Сравним 2 названия: рабочее, содержащую основную идею выступления, и рекламное: «Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности» и «Как жить, не старея». Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы.

Готовиться к выступлению нужно заблаговременно. Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен.

Задайте себе 3 вопроса: кому я буду говорить? Для чего? Что должны уяснить слушатели?

Если материала у вас достаточно и он хорошо продуман, следует перейти к плану. Задача плана – сделать выступление стройным, логически связанным и последовательным. Обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок.