ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Идеальное управление — когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает,
что ему делать. И каждый делает,
потому что хочет этого сам.
1
Идеальная дидактика — это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет —
он будет читать при свечах.
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
А. Гин
Свобода выбора
Открытость
Деятельность
Обратная связь
Идеальность
Анатолий ГИН
Приемы педагогической техники
Пособие
для учителя
13е издание
Издательство Москва • 2013
УДК 371
ББК 74.26
Г 49
Рецензенты:
канд. пед. наук, проф.
Н. М. Плескацевич;
д?р пед. наук, проф.
В. Н. Наумчик;
директор СШ № 7 г. Гомеля
В. М. Проскурова;
преподаватель физики Гомельского областного лицея
Э. Б. Драбкин
Редактор
А. Л. Камин
Учебнометодическое издание
Гин Анатолий Александрович
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Свобода выбора
Открытость
Деятельность
Обратная связь
Идеальность
Пособие для учителя
Редактор
А. В. Хмелева
Художник и х удожественный редактор
Т. А. Мельянец
Художник обложки
С. Б. Мист
Корректор
Л. М. Бахарева
Оригинал?макет подготовлен автором
Издательство «ВИТА?ПРЕСС»
121087, Москва, ул. Барклая д. 6, стр. 5, офис 22е тел. 8 (499) 709?70?57, 709?70?78
E?mail: info@vita?press.ru www.vita?press.ru
Подписано в печать 12.04.13.
Формат 60х84 1
/
8
Бумага офсетная.
Гарнитура Helvetica.
Печать офсетная.
Усл. печ. л. 11,76.
Уч.?изд. л. 14.
Тираж 3 000 экз. Заказ .
Отпечатано во ФГУП «ПИК ВИНИТИ»,
140010, г. Люберцы Московской обл.,
Октябрьский пр?т, 403
ISBN 978?5?7755?2854?6
©
Гин А. А., 1999
©
Дизайн. Мельянец Т. А., 1999
©
Обложка. Мист С. Б., 2005
ISBN 978?5?7755?2854?6
Гин, А. А.
Г 49
УДК 371
ББК 74.26
Эта книга?методика адресована учителям?практикам и методистам независимо от предметной специализации. В ней содержатся апробиро?
ванные и четко сформулированные приемы управления классом, поддер?
жания дисциплины и внимания; технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке, взаимопомощи учеников; приемы обеспечения эффективной проверки знаний и т. п., а также дидактические приемы: как заинтересовать учеников лекцией, нескучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме,
научить грамотно строить свою речь при ответе и др. Кроме того, в ней раскрыты приемы организации труда учителя.
тость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. — 13?е изд. — М.: ВИТА?ПРЕСС, 2013. — 112 с.
Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Откры?
4
А. Гин
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Лаборатория «Образование для Новой Эры»,
www.trizway.com
5
ОТ АВТОРА
Я, безусловно, не претендую на новизну всех изложенных в книге приемов. Многие из них известны. В определенном смысле эти при!
емы — совокупное творчество учителей. Учителей разного возраста и специализации, говорящих на разных языках, но объединенных лю!
бовью к своему делу и профессионализмом. Я лишь постарался сфор!
мулировать эти приемы, найти их взаимосвязь, включить во взаи!
моусиливающую систему. Хочу надеяться, что книга будет полезна для профессионального роста и жизненного успеха.
Удачи!
СЛОВА ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ
Я благодарен за полезные замечания по рукописи коллегам —
консультантам и преподавателям теории решения изобретатель!
ских задач (ТРИЗ): И. Л. Викентьеву, С. И. Гин, В. В. Ильинскому,
Т. В. Клеймихиной, А. Л. Камину, С. Ю. Модестову и С. В. Сычеву.
Хочу высказать свою признательность А. А. Нестеренко, благода!
ря которой впервые посмотрел на свою картотеку приемов как на основу будущей книги. Не могу также не отметить, что наконец решил!
ся сесть за рукопись благодаря регулярному “нажиму” со стороны
И. Л. Викентьева.
А еще я благодарен своим коллегам И. Л. Викентьеву, В. В. Ильин!
скому, С. В. Сычеву, С. А. Фаеру и семье своего ученика и друга
Михаила Дворкина за материальную поддержку в период подготовки этой книги.
Нет сомнений, что без усилий редактора А. В. Хмелевой и дизай!
нера Т. А. Мельянец книга была бы менее интересной, ибо работа над формой издания поразительно сказывается и на ее содержании.
Благодарю также всех слушателей и организаторов своих семина!
ров, всех учителей, любезно согласившихся прочесть те или иные разделы еще в рукописи и сделавших свои замечания, предоставив!
ших свои примеры, ибо без их интереса и живого участия не было бы этой книги.
И в заключение я благодарю своих читателей, так как именно жела!
ние быть понятым и принятым ими заставляло меня неоднократно переписывать эту книгу, совершенствуя ее.
Успехов вам всем!
Ваш коллега и автор,
руководитель международной общественной Лабора!
тории «Образование для Новой Эры»
А. Гин
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
ЧТО ВЫ НАЙДЕТЕ В ЭТОЙ КНИГЕ...
Школу делает школой учитель.
Учителя разные — ведь они вырастают из учеников.
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст.
Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучи?
вает этюды, осваивает приемы — только это педагогические краски,
этюды, приемы...
Вот учитель—мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок.
И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.
Мастерство — это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало настоящих профессионалов. Как прави?
ло, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много — часто хороший профес?
сионал активно пользуется всего двумя?тремя “секретами”.
Эта книга — сборник педагогических приемов. В нее вошли только те из них, которые технологичны и применимы в условиях обычной современной школы.
...И КАК ЕЕ ЧИТАТЬ
Можно подряд. А можно и вразбивку — как справочник. Но лучше всего сначала подряд, а потом вразбивку. В общем, так, как будет удобно учителю — нашему главному читателю.
После изучения приема или методики так и хочется сразу обсудить их недостатки и достоинства. Да и задать автору пару вопросиков “на засыпку” тоже не помешает. Собственно говоря, так это и бывает на семинарах... Поэтому и появились в книге диалоги. Диалог — это почти распечатка с магнитофона беседы учителей с автором на семинарах. Почти — ведь в живой беседе иногда такое скажешь...
Поэтому диалоги немного подредактированы.
6
А. Гин
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
7
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА 5
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕ?
СКОЙ ТЕХНИКИ 8
Принцип свободы выбора 8
Принцип открытости 8
Принцип деятельности 9
Принцип обратной связи 9
Принцип идеальности 9
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ 11
Соуправление 11
Демонстрация профессио
нального уровня 11
Выход за пределы 11
Сравняйте позиции 12
Советуйтесь! 12
Традиции урока 13
Вход в урок 13
Завершение урока 13
Отдых 14
Задание — на стол! 14
Руки прочь! 14
Дирижируем уроком 15
Четкая команда 15
Невербальное управление 16
Дай себе помочь... 16
Введите роль 17
“Мордашки” 19
Резюме 19
Приемы устного опроса 20
Базовый лист контроля 20
“Светофор” 21
Показательный ответ 22
Опрос по цепочке 22
Тихий опрос 22
Магнитофонный опрос 23
Программируемый опрос 24
Взаимоопрос 24
Защитный лист 24
Отсроченная реакция 25
Щадящий опрос 25
Идеальный опрос 25
Приемы письменного контроля 26
Фактологический диктант 26
Выборочный контроль 26
Тренировочная контрольная
работа 26
Блицконтрольная 27
Релейная контрольная работа 27
Против списывания 27
Удаление источников 27
Каждому — своя делянка 28
Ничто не ново под луной 28
Оценивание 28
Оценка — не отметка 28
Расширение поля отметок 29
Знакомьте с критериями 30
Райтинг 30
Кредит доверия 30
Своя валюта 30
ДИДАКТИКА 32
Повышение интереса к учебному материалу 32
Привлекательная цель 32
Удивляй! 32
Отсроченная отгадка 33
Фантастическая добавка 34
Лови ошибку! 34
Практичность теории 36
Прессконференция 37
Вопрос к тексту 38
Повторение пройденного на уроке 38
Своя опора 38
Повторяем с контролем 39
Повторяем с расширением 39
Свои примеры 39
Опроситог 39
Обсуждаем д/з
(домашнее задание) 39
Повторение изученных ранее тем 40
Своя опора 40
Повторяем с контролем 41
Повторяем с расширением 41
Пересечение тем 41
Уровни и виды домашнего задания 41
Три уровня д/з 42
Задание массивом 43
Особое задание 44
Творчество работает
на будущее 45
Приемы подачи домашнего задания 47
Необычная обычность 47
Идеальное задание 48
Подготовка к докладу 49
Коллективная учебная деятельность 50
Организация работы
в группах 51
Лови ошибку! 52
Прессконференция и вопрос
к тексту 53
Своя опора 53
Мозговой штурм 53
Учебный мозговой штурм 54
Технология 54
Примерные темы УМШ
для разных учебных предметов 57
Деловые игры 58
Игра 1. “Компетентность” 58
Игра 2. “НИЛ” 59
Игра 3. “Точка зрения” 61
Игровая учебная деятельность 62
Игрытренинги 62
Игры в случайность 63
Театрализация 64
“Да” и “нет” говорите 65
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ 68
Картотека учителя 68
Подготовка темы 70
Конструктор урока 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Главы из новой рукописи 75
Школафабрика умрет. Что дальше? 75
Семь противоречий нового
образования 82
Знакомьтесь: открытые задачи 90
Приложение 2.
Методика оценки педагогических методик 98
Приложение 3.
Проект: новые задачи 100
Приложение 4.
Требования к условию открытой учебной задачи 102
Приложение 5.
Лаборатория “Универсальный решатель”
(справка) 108
Приложение 6.
Литература 110
А. Гин
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
8
ПРИНЦИПЫ
— Видишь — вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? — Так.
— А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? — Да. — А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами — вот так. И получилась сеть.
С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что?нибудь еще. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? — Да.
Приемы педагогической техники — сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.
А теперь познакомимся с основными принципами педтехники.
Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.
ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые... Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, — свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чуждых решений, отсутствия выбора.
И особенно не любят этого дети.
Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: “В. Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С. Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И. П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала”
1
Конечно, перечень примеров можно значительно расширить.
В этом мы еще убедимся.
ФОРМУЛИРОВКА: в любом обучающем или управляющем дей
ствии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора.
С одним важным условием — право выбора всегда уравновешива
ется осознанной ответственностью за свой выбор!
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ
“Я знаю, что я ничего не знаю”, — говорил мудрый грек.
“Я хорошо знаю химию, литературу и историю”, —
звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ
ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент)
границы своей информированности и уж совсем в тумане — границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой всякое обучение — лишь воспитание исполнителей!
ФОРМУЛИРОВКА 1: не только давать знания — но еще и показывать
их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых
лежат за пределами изучаемого курса.
Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандарт?
ный перечень вопросов — главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности — жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо “образование не достигает точки насыщения”
2 2
Слова, высеченные на камне у входа в Центр подготовки кадров компании IBM,
штат Нью?Йорк.
Краткий теоретический минимум
1
Основы педагогическо?
го мастерства/Под ред.
И. А. Зязюна. — М.:
Просвещение, 1989. —
С. 211.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ТЕХНИКИ
А. Гин
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
А. Гин
9
И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называе?
мые “закрытые” задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта
А в пункт Б...), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ.
А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи!
Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприя?
тия? уменьшить вероятность аварии?..), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор — между задачами школярски?
закрытыми и жизненными, открытыми — зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.
ФОРМУЛИРОВКА 2: использовать в обучении открытые задачи
(см. приложение 4 “Требования к условию открытой учебной задачи
”
, с. 102).
Благо, как показывают наш опыт и эта книга, такие задачи могут быть найдены, подобраны, разработаны в любых учебных предметах
(см. приложение 3 “Проект: новые задачи”, с. 100—101, раздел
“Россыпь задач”, с. 105—107).
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
“Напичканный знаниями, но не умеющий их использо?
вать ученик напоминает фаршированную рыбу, кото?
рая не может плавать”, — говорил академик Александр Львович
Минц. А Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию,— это деятельность”.
Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза,
впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приемы педтехники. И результат такой подготовки известен.
ФОРМУЛИРОВКА: освоение учениками знаний, умений, навыков
преимущественно в форме деятельности.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ?пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холос?
том режиме.
Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, пре?
образовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотно?
шения, рассматривать в разных моделях и контекстах...
ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ
(высокого КПД)
Идеальность — одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам — принцип рентабельности,
инженерам — принцип повышения коэффициента полезного дей?
ствия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затра?
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
ФОРМУЛИРОВКА: регулярно контролировать
процесс обучения с помощью развитой системы
приемов обратной связи.
Чем более развита система — техническая, экономическая, социаль?
ная или педагогическая, — тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинте?
ресованности, уровень понимания... Учитель не имеет “термометра настроения” или “высотомера понимания”, но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
Принципы педагогической техники