ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 1
Цитируется по газете
“Чикаго Трибюн”.
тами — затратами сил, нервов, времени, денег... Идеальность дей?
ствия (или, если хотите, его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены,
несмотря на их полезность. Отброшены из?за низкой идеальности,
то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал — чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффектив?
ности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал,
недостижим. Но стремиться к нему полезно.
ФОРМУЛИРОВКА: максимально использовать возможности,
знания, интересы самих учащихся с целью повышения результа
тивности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможно?
стями учеников — и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ
захотят ее подкрепить.
А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управ?
ление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.
И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы ново?
стей одного из телеканалов США, сказала: “Хорошо организованная жизнь — это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выде?
лывать высоко на проволоке более сложные трюки”
1
. Сетка, сеть —
образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники —
сеть. А результат — хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Вы уже обратили внимание, что каждому принципу педагогиче?
ской техники соответствует свой знак. Далее в книге набор таких знаков после названия каждого из приемов показывает, какие имен?
но принципы технологически поддерживает, воплощает данный прием.
А. Гин
Принципы педагогической техники
11
УПРАВЛЕНИЕ
КЛАССОМ
СОУПРАВЛЕНИЕ
Управление группой людей требует авторитета.
Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из страха наказания.
Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педтехника. Но и расплата за эту простоту велика.
Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все по?
нимают, что так будет лучше. Ключевое слово здесь — уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения.
В реальных условиях авторитет учителя включает обе составляю?
щие — авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры — какая составляющая основная, главная, ведущая. Так хочется, чтобы вторая...
А сейчас нас интересуют конкретные приемы поддержания этой составляющей — демократической, дружеской, сотруднической.
ДЕМОНСТРАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
УРОВНЯ
Профессионализм уважают все. И ученикам, особенно старше?
классникам, тоже нужно убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.
ФОРМУЛА: учитель показывает свой пример выполнения
творческого или хотя бы сложного задания.
Это труднее, чем сравнивать сочинения школьников с Белинским, оставаясь в позиции контролера. Но по?настоящему внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то,
чему учит.
Пример.
Учитель разбирает на уроке слож?
ные олимпиадные задачи. При этом ни разу не заглядывает в конспект.
Пусть воспринимают рассуждения вслух, ошибочные попытки, ра?
дость ухватывания логической нити и распутывания всего клубка.
Обычно диспозиция урока такая:
учитель по одну сторону “баррикады” —
задачи, а ученик — по другую. Здесь же все не так. Учитель и ученик сообща сражаются с задачей. И, побе?
див, поздравляют друг друга!
А выбирают задачи так. Учитель дает толстый задачник. Ученики выбирают задачу. И вместе — в бой...
Пример.
Сергей Юрьевич Курганов (автор за?
мечательной книги “Ребенок и взрос?
лый в учебном диалоге”) читал де?
тям свои сочинения. На те самые учеб?
ные темы, на которые писали они.
Вывод, который не могли не сделать ученики: да, он имеет право учить!
ВЫХОД
ЗА ПРЕДЕЛЫ
ФОРМУЛА 1: учитель выходит за пределы учебника.
Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма или детского сериала — восторг и признательность ему обеспечены.
Пример.
— Я долго, — продолжал он, — му?
чился над вопросом: как говорить на уроке о гармонических колебаниях —
рассказать, как пружина колеблется,
маятник колеблется и так далее?
А потом пришло озарение, я поду?
мал: мы живем на Черном море,
я в ста метрах от моря живу, так ну какой еще должен быть урок в Одес?
се по теории колебаний? И вот он,
шум прибоя, крик чаек, стук челове?
ческого сердца, и вдруг — отрывок из “Песни о Буревестнике”. Его пре?
А. Гин
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
12
красно исполняет Смоктуновский!
А потом я задаю вопрос: “Ребята, как вы думаете, почему урок сегодня начинается именно с этого фраг?
мента?” И фрезеровщики мне рассказывают о колебаниях... Мой традиционный вопрос: “Назовите тело, которое не колеблется”. И снова неожиданный ответ: “Кирпич”. Я им говорю: “Ребята, а если в глубь кирпича посмотреть — ведь там все те же колебательные движения атомов и молекул”. И потом после маленького музыкального фраг?
мента начинается чистая фи?
зика, 20 минут чи?
стейшей физики:
колебания маятни?
ка, уравнение дви?
жения...
1 1
Из опыта работы учите?
ля?новатора Н. Н. Пал?
тышева. Из кн: Основы педагогического мастер?
ства/Под ред. И. А. Зя?
зюна. — М.: Просвеще?
ние, 1989. — С. 214—215.
ФОРМУЛА 2: учитель выходит за рамки своего учебного предмета.
Если физику приходится заменить заболевшего биолога, пусть не по?
жалеет сил и проведет на хорошем методическом уровне биологию. Ис?
пользуйте межпредметные знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний. Цитируйте стихи и меткие высказывания на уроке математики, покажите свои знания математики на уроках литературы и языка. Всегда можно найти тему разговора, в рамках которой это не будет выглядеть притянутым “за уши”. Связать гуманитарный цикл с естественно?научным помогут Тит Лукреций Кар, Данте, Ломоносов,
Верхарн, Свифт, Гете, Брюсов...
ФОРМУЛА 3: учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры.
Для этого стоит потратить время на чтение хотя бы одного молодежного журнала.
Пример.
Учитель физики начал тему “Резо?
нанс” с вопроса: почему электриче?
ская гитара, в отличие от акустиче?
ской, может иметь любую, даже весьма причудливую форму корпуса?
И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами популярных рок?музыкантов...
Выйти за пределы земного тяготения помогает ракета. Выйти за пределы очерченного круга знаний помогает картотека. О карто?
теке учителя — разговор впереди.
СРАВНЯЙТЕ ПОЗИЦИИ
ФОРМУЛА: учитель сам ставит себя в позицию
оцениваемого.
Учитель всегда “смотрит сверху”. Ему хорошо. Попробовал бы сам отвечать под пристальным взором... Даже если дети не говорят этого вслух, даже если они так не думают, — они все равно это чув?
ствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Поэто?
му автор призывает учителя к смелому поступку. Поставьте себя в позицию оцениваемого. Ваша храбрость будет вознаграждена. Для начала в течение некоторого времени сами давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя. Хотя это не просто — автор пробовал.
Жалко все?таки себя, родимого. Но — риск вознаграждается!
Только обязательно учтите одну мелочь. И даже не мелочь совсем,
а очень важную деталь. Оценку вы даете себе и уроку, но ни в коем случае не конкретным детям, иначе это выродится в морализирование.
— А как быть, если, например, конкретные Петя с Васей мешали мне вести урок?
— Скажите что?то вроде: сегодня я недовольна уроком и собой. Больше тройки не заслужила. Потому что не смогла справиться с дисциплиной на уроке.
— Действительно, не просто такое произнести...
— Да. И ученики это тоже понимают. За что и уважают. Если вы перейдете этот рубикон, то дальше не так страшно. В дальнейшем вы позволите уче?
никам ставить себе оценку. Для этого есть несколько приемов. Читатель увидит их ниже (“Введите роль” и “Резюме”, см. с. 17 и 19).
ДИАЛОГ
СОВЕТУЙТЕСЬ!
ФОРМУЛА: по всяким сложным вопросам, проблемам
отношений учитель советуется с детьми!
Убедите детей, что их мнение значимо для вас. Ведь это действи?
тельно так. Но не устраивайте плебисцита — это может поставить
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ
13
вас в весьма трудное положение. Порассуждайте с ребятами вместе над вашими общими проблемами. Обсудите разные варианты реше?
ний. При этом либо полная честность — либо лучше вообще в эти игры не играть. Сразу предупредите: последнее слово все?таки за вами. И конечно, вы не забудете поблагодарить учеников за совмест?
ное обсуждение...
ТРАДИЦИИ УРОКА
Полезные ритуалы педагогического общения
Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позво?
ляют нам согласовывать свои действия, сосуществовать слаженно.
ВХОД В УРОК
Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого суще?
ствует процедура “вход в урок”. Сама процедура может быть разной.
В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий. Неко?
торое количество лет назад распространенным входом в урок был та?
кой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Не хочу сказать, что он плох, — все хорошо или плохо только в зависимости от конкретных условий. Скажу, что он не единственный и недостаточный.
ФОРМУЛА: учитель начинает урок с “настройки”.
Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полу?
шуточной манере. Например, так: “Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи.
И наконец, вытащим из тайников памяти кое?что ценное... (называется тема повторения)”.
Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно?
возбуждающей, как “Танец с саблями” Хачатуряна или “Болеро”
Равеля, или минорно?успокаивающей, как романс Глинки. Можно начать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллек?
Пример.
У нас такая традиция входа в урок:
после нескольких наводящих предложений дети сами должны определить, о чем будет идти речь на уроке
1 1
В. М. Осипова, Самара.
туальной разминки — два?три не слишком сложных вопроса на размышление. С традици?
онного устного или короткого письменного опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить ребенка на работу, а не устро?
ить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.
Если есть правило, то есть и исключения. Когда класс слабый, труд?
но настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) опреде?
ленным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет,
то вход в урок можно разнообразить.
ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА
ФОРМУЛА: учитель завершает урок четко,
традиционным словом или действием.
Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не за звонком. Пусть это будет простая фраза типа: “Урок завершен, успехов вам!” Или: “Урок завершен, до встречи на следующем уроке!” Важно
А. Гин
Традиции урока
14
Пример.
Учитель всегда, заканчивая урок,
гасил лампу над доской. Через некоторое время само собой сло?
ОТДЫХ
Да, чуть не забыли, что кроме начала и конца урок имеет и середину.
ФОРМУЛА: учитель использует традиционную игруотдых на уроке.
Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает нашей главной цели — познанию. Читатель уже мысленно оглянулся на раз?
дел “Игровая учебная деятельность” и правильно сделал. Автор же признается в регулярном использовании игры “Да?нетка” (см. с. 65).
Но всякому делу на уроке — свое время. Так же четко, как и завер?
шение урока, проходит завершение отдыха. Если игра затянулась,
ломаем ее решительно. Не позволяем заиграться. Заранее четко до?
говариваемся с детьми: никаких уговоров типа “Давайте еще поигра?
ем!” не будет. Тем более что эта игра — не последняя.
ЗАДАНИЕ — НА СТОЛ!
ФОРМУЛА: если дети регулярно сдают домашнее
задание на проверку, то процедура сдачи отрабаты
вается единожды и надолго. И кладутся тетради всегда на определен
ное место учительского стола.
РУКИ ПРОЧЬ!
Стенания пятиклассника: “Первый раз учительница устроила мне головомойку за дежурство потому, что я не вытер перед уроком доску. Второй раз — за то, что вытер. Где справедливость?” Читатель правильно предположил, что вытертая старательным дежурным доска с контрольным заданием настроения учительнице не прибавила. Что делать учителю? Доску сторожить?
Похожая проблема волнует учителей, на столе которых часто приготовлены приборы, реактивы, наглядные пособия к уроку.
Школьный народец очень любопытен. Сколько раз приходилось видеть сцену: “Зачем трогал? — А я не знаал”. Конечно, можно под страхом наказания запретить подходить к учительскому столу. Но ведь часто там вещи, которые “потрогать” можно и даже полезно.
И необоснованные запреты авторитета не добавляют. Как быть?
Что ж, и эта задача решаема. Пусть старшеклассники нарисуют вам яркий знак, смысл которого — не трогать! Можете даже объявить конкурс на эскиз знака — это только поспособствует его известности.
ФОРМУЛА: при необходимости специальный запрещающий знак
ставится на стол учителя или вешается на доску.
Конечно, мы не исчерпали всей темы. И не сделаем этого — ведь традиции появляются и умирают в круговороте жизни. Пусть вечно живет только одна: традиция смены хороших традиций на лучшие.
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще традиции полезны на уроках? Как добиться,
чтобы полезные традиции начальной школы не потерялись при переходе к среднему звену? Что мешает сделать подобные традиции общешкольными?
— Я учитель химии. В кабинете всегда лежит у входа мокрая тряпка,
и я требую тщательно вытирать ноги при входе. И обязательно здороваться,
глядя в глаза. Это можно считать полезным ритуалом?
— Да.
ДИАЛОГ
только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: “Ой, забыла сказать самое главное!”
Еще лучше, если сигнал об окончании урока будет несловесным.
жилось, что щелчок выключа?
теля обозначал: урок окончен.
И никаких слов не нужно.
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ