ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДИРИЖИРУЕМ
УРОКОМ
15
ЧЕТКАЯ КОМАНДА
Что такое четкая команда?
Урок. Учитель показывает на одну из первых парт и произносит: “Свободная парта”. Хозяева парты быстро собираются и освобождают ее, пересаживаются на другие места. Вопросов не задают. Что происходит?
Действия учеников по команде “Свободная парта” заранее огово?
рены и даже отрепетированы. Учитель дает такую команду, если ему для определенной формы работы нужна одна из первых парт.
ФОРМУЛА: учитель отрабатывает с учениками
несколько четких команд.
Команду можно считать четкой, если есть совершенно понятная, не допускающая отклоне?
ний технология ее выполнения. В некоторых слу?
чаях такие команды экономят много сил и весьма полезны с точки зрения дисциплины.
Пример.
Кому не знакома такая сцена. Сда?
ется контрольная работа, распоря?
жение учителя уже прозвучало. Но один ученик списывает у соседа,
пользуясь толчеей и неразберихой.
Второй кричит: “Я забыл тетрадь подписать!” — и, как бы подписывая тетрадь, лихорадочно доделывает работу. Третий перекрикивается со сходным вариантом — ответ сверя?
ет. Немногим лучше дело обстоит,
если тетради собирает дежурный.
Тогда можно пронаблюдать бой гладиаторов не за жизнь — за тетрадку. Не спасает и способ, когда тетради передают с задних парт на передние. Основная причина создав?
шейся ситуации в том, что ребята находятся в состоянии стресса.
Стремление “доделать” оказывается сильней других внешних сигналов.
А общая неразбериха и нервная обстановка раздражают и педагога,
который не справляется в этот момент с классом, и школьников, что не лучшим образом скажется на перемене и последующих уроках.
Но возможен и другой сценарий.
Пользуйтесь правилом: любая конт?
рольная завершается за пять минут до звонка. И завершается она чет?
кой командой: “Работа окончена”.
По этой команде ученики СРАЗУ ЖЕ
откладывают в сторону ручки,
карандаши и т. п. Обмануть в этом случае нельзя — пишущий заметен.
Учитель собирает взгляды детей на себя и очень спокойно, намеренно тихо, 2—3 минуты беседует с ребятами о контрольной. Ну как,
устали? Что было непонятно?
Ответы? Пожалуйста... У тебя неправильно? Не переживай, может,
только в расчетах ошибся...
Главная цель — успокоить, войти в нормальный режим. Теперь послед?
няя четкая команда: по знаку учите?
ля на каждом ряду один ученик собирает тетради. И напоследок о маленькой хитрости: за 2—3 минуты до завершения работы учитель предупреждает об этом, например,
звонком колокольчика.
И опять автор, рискуя быть назойливым, повторит: выполнение четкой команды отрабатывается, репетируется до контрольной работы.
Пример.
Команда “Внимание!”. По этой ко?
манде ученики прекращают любую деятельность (работу с текстом, об?
суждение в группах, решение за?
дач...) и сосредотачиваются на учи?
теле. Особенно важно отработать такую команду, если на уроках не?
избежен “рабочий шум” (деловые игры, лабораторные и практические работы...). Тогда учителю не придет?
ся говорить и даже кричать, пере?
крывая многие голоса.
— Не напоминает ли это немного казарму? Хочется больше человеческого тепла, что ли... Слишком технологично.
— Вспоминаю старый добрый фильм “Звуки музыки”. Помните? Там мужчи?
на остался один с детьми. Их было то ли пять, то ли семь. Он им отдавал команды свистком. Не потому, что не любил. А потому, что четкая организа?
ция и ритм позволяли нормально выжить в такой ситуации. В том числе и освободить время для спокойного человеческого общения. И еще: нет ничего нужнее для человека, чем хорошая технология. Плохая технология — это вредные продукты, загаженная природа, ломающиеся вещи... Хорошая —
комфортная жизнь и чистый воздух. Хорошая технология в образовании —
прочные знания плюс здоровая психика. И время для задушевных разговоров тоже найдется.
ДИАЛОГ
А. Гин
Дирижируем уроком
16
— Оправдывается ли время, затраченное на отработку четких команд?
— Такие команды отрабатываются только для часто повторяющихся ситуаций. Один раз отработали — много раз пользуетесь. В большинстве случаев достаточно трех?четырех команд для успешной работы в классе.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ,
или, в переводе,
несловесное управление
Где проще всего спрятать дерево? Правильно — в лесу. Подобное растворяется в подобном. Но при чем здесь наши уроки?
Основную учебную информацию учитель передает голосом. Дисциплинарные замечания, управляющие действия — тоже. И это уменьшает их эффективность, ибо
“подобное растворяется в подобном”. И это создает дополнительную нагрузку ученику:
ему приходится разделять разного характера сигналы, то есть учебную и управляющую информацию, следующую вперемежку по одному каналу восприятия.
Потому?то и появился маленький колокольчик как инструмент управления в приеме
“Четкая команда”. Его звук отличается от звука голоса. Именно такой — отличаю?
щийся — звук уместен для команды “Внимание!” при рабочем шуме. Можно хотя бы громко хлопнуть в ладони. Правда, автор только недавно “прозрел”, что не каждый умеет хлопать громко!
К счастью, руки могут не только хлопать. Руки могут многое. Они могут взять на себя не менее половины управляющих сигналов на уроке.
ФОРМУЛА: учитель использует для управления классом
несловесные команды.
Пример.
Боевое крещение я получил, учась на третьем курсе университета. То?
гда мне поручили (больше некому было) вести физику в очень хулиган?
ском восьмом классе. Да еще брать его пришлось посередине учебно?
го года. Скоро — учебный практи?
кум. А это куча приборов на столах,
пересадки с парты на парту, необ?
ходимые и поэтому разрешенные разговоры на уроках... Самое страшное в такой ситуации —
потерять управление. За три урока до начала практикума стали отраба?
тывать поведение в предполагае?
мой ситуации. Пять минут в конце каждого урока — самая настоящая дрессировка. Конечно, в форме игры. Примерно так:
“А теперь — шумим. Разве это шум? Сергей, я же знаю, как ты умеешь шуметь! Три хлопка —
и полная тишина!!! Нет, еще быстрее!
Мы добились полного внимания за секунду. Плохо... Надо за полсекунды!”
Есть известное житейское наблюдение: мы любим не столько тех,
кто нам помог, сколько тех, кому помогли сами. Этот психологический эффект в основании следующего приема:
ДАЙ СЕБЕ ПОМОЧЬ...
...и польза от этого будет великая.
Обоюдная польза. Например, ребята могут разработать очень качественный дидактический материал. Конечно, под вашим руководством.
Пример.
Успевающие ученики 11 класса по?
лучали задание: оформить по три задачи на повторяемые темы.
Каждая задача записывалась на отдельном листе. На другом листе приводилось ее решение и выделя?
лись промежуточные результаты.
Через несколько лет учитель полу?
чил сборник контрольных работ на все темы 9—10 классов. Контроль?
ные состояли из 30—40 вариантов трех степеней сложности. То есть в последующей практике учителя каждый ученик получал свой отлича?
ющийся вариант — и никаких проблем со списыванием. Кстати,
силами тех же учеников работы аккуратно оформлены: каждый вариант на сложенном пополам —
как маленькая книжечка — плотном листе формата А4. И проверять контрольную — одно удовольствие.
Ведь к ней приложена тетрадь со всеми разобранными задачами и промежуточными результатами.
По такой тетради, опять?таки,
контрольную проверят помощники учителя — старшеклассники.
Чтобы обозреть множество дидактических полезностей, которые могут дать ваши ученики, обратитесь к списку типовых творческих заданий (см. с. 42).
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ
17
ФОРМУЛА: учитель максимально использует ситуации,
в которых ученики могут ему помочь.
Главное правило: помощь не бывает “из?под палки”. Если кто?то делает что?то в “добровольно?принудительном” порядке — не будем ждать от него хорошего отношения.
— Ставить ли оценки за помощь?
— Прежде всего не забыть поблагодарить. Не в спешке обронить казен?
ное “молодец”, а так, чтобы ученик поверил в искреннюю благодарность.
Это главная оценка. Что же касается отметки, то тут все неоднозначно.
Отметка не может быть платой за услугу. Никогда не ставил отметки за помощь в проверке тетрадей, например. Или за то, что кто?то разносил пробирки по партам. А вот за составление кроссворда по темам повторе?
ния — да. Надеюсь, понятно почему... И еще: если ученик разработал применяемый в дальнейшем материал — ну хотя бы задание конт?
рольной работы, то на нем обозначено: разработал такой?то.
— А можно ли специально организовывать ситуацию, в которой требуется помощь?
ДИАЛОГ
Пример.
Сергей Ефремов
2
из Рязани расска?
зывал, как конструировал такие си?
туации. “Ой, мне нужен еще один карандаш”, — тотчас же множество дружеских рук первоклашек тянется к учителю с предложением помощи.
Карандаш берется у низкостатусно?
го ученика, который нуждается в психологической поддержке.
2
Преподаватель курса развития творческого воображения на базе
ТРИЗ.
Пример.
В лаборантской перепутались раст?
воры. “Кто поможет разобраться —
что в какой пробирке?” При таком вопросе всегда лес рук. Так подает?
ся обычное задание на выявление раство?
ров индикаторами
1 1
Опытом поделилась
В. М. Осипова,
Самара.
ВВЕДИТЕ РОЛЬ
ФОРМУЛА: ученик участвует в управлении обучением,
выполняя некую роль.
Учитель читает лекцию. Передает некоторый пласт знаний, теорию или гипотезу, набор фактов. Как только произносится нечто, что может вызвать у учеников сомнения, взметается вверх рука и следует реплика:
“А я не верю! Докажите, что...” Это действует “Фома неверующий”.
Непростая роль. Но зато помогает усвоить материал и оживить лек?
ции. К концу урока или его теоретической части слово берет “связник”.
Его роль — найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями, в том числе и по другим учебным предметам. А может быть,
на этом уроке лучше ввести роль “подводящего итог”? Он скажет, какая мысль (вывод, результат...) на уроке была, по его мнению, главной.
Есть в классе и “спонсоры знаний”. Это те, к кому может обратить?
ся за помощью отставший по болезни ученик. Иногда на “сцене” урока появляются “почемучки”. Их роль (это может быть один или несколько учеников) — подготовить серию вопросов к фронтальному устному опросу. (Приемы устного опроса см. далее, на с. 20.) Пусть сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.
Интересная роль — “штурман”. Это группа учеников, задача которых — разработать программу повторения какой?то давно пройденной темы. Конечно, по согласованию с учителем.
Если предыдущие роли можно было условно назвать дидактически?
ми, то теперь поговорим об организационных. Вот роль, которая при некоторых условиях — решать учителю — может быть долговремен?
ной. Это — “адвокат”. Почетная и уважаемая роль. Все жалобы учени?
ков по домашнему заданию (непонятно, слишком много и т. п.) теперь не сваливаются многоголосым хором на голову учителя, а рассказы?
ваются, пишутся, передаются “адвокату”. А он защищает их интересы.
Конечно, роль может осуществиться, если учитель серьезно к ней
Конечно, прием не сводится к разработке дидактики и помощи в проверке. Это и доклад, часть урока, а то и полные уроки, которые проведут старшеклассники в младших классах. Это и ученики?лабо?
ранты на практических работах...
— Наверное, да. Особенно в младших классах. Во всяком случае, мне известны примеры,
когда учителя делают это искусно.
А. Гин
Дирижируем уроком
относится и дает “адвокату” реализовать свои права. Что не означает необходимости идти на поводу. Кстати, и спорные вопросы об оценках по письменным работам в большинстве своем отпадут на стадии разговора ученика с “адвокатом”, если последний знает предмет. Впрочем, спорных оценок практически не бывает, если учитель... Стоп! Автор опять забежал вперед. Разговор о приемах оценивания впереди...
“Психолог”. Эта роль вводится тогда, когда в “королевстве не все спокойно”. В конце урока “психолог” оценивает атмосферу урока,
степень ее дружественности или наоборот. Он вправе сделать в так?
тичной форме (подскажите ему — как) замечания любому участнику урока, в том числе учителю: “Анатолий Александрович! После ответа
Виктор остался зря стоять у доски целых 5 минут...” или “Вы обещали спросить Иру и забыли...” Учитель: “Да, а я и не заметил. Извини,
Виктор. Как будем поступать в дальнейшем, если я опять увлекусь?”,
“Виноват перед Ирой. Давай на переменке решим, как быть”. А иной раз так приятно услышать: “Все было здорово. Всегда бы так”.
“Хранитель времени”. Он записывает на полях своей тетради?кон?
спекта время, когда вы начинаете новую линию урока. И сдает учителю листок такого вида: устный опрос — 12.40, объяснение темы —
12.45, разбор задачи — 13.00, самостоятельная работа в группах —
13.10, обсуждение урока плюс разбор д/з — 13.20. Таким образом,
учитель сможет сверить хронометраж реального урока со своим планом: где затянул время и почему? стоило ли это делать?.. Хоро?
ший способ научиться “чувствовать кожей” урочное время.
Итак, типовые роли: Фома неверующий, связник, спонсор знаний,
почемучка, адвокат, штурман, подводящий черту, психолог, хранитель времени.
18
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще роли могут быть? С какими трудностями сталки?
вается учитель, применяя этот прием? Какие роли хорошо работают в младшей школе?
Что из них применимо в детском саду или вузе?
— Дидактические роли даются только сильным ученикам?
— Смотря какие. Смотря в какой стадии использования ролей. Если эти приемы новы для класса, то первопроходцами пусть будут сильные.
Не будет грехом даже подсказать начинающему “Фоме”, в каком месте ему надо бы “возмутиться”.
— Мне кажется, что “адвокатом” лучше всего быть самому авторитетному в классе ученику. А роль “психолога” я бы поручила классному хулигану.
— Поэкспериментируйте! Советую относиться к этому немножко как к игре. Учтем только, что роли в большинстве своем стоит “тасовать” —
пусть разные ученики побудут в разных ролях. Только не забудьте потом рассказать, что у вас получилось.
— Как часто менять роли?
— “Хранитель времени” — сравнительно длительная роль. Поначалу ученик просто забывает аккуратно проставлять время. Но через несколько уроков это делается автоматически, без затруднений. Пусть ученик побудет в этой роли месяц. А “подводящего итоги” или “вопрошателей” можно менять от урока к уроку. А можно и не менять некоторое время — учителю виднее.
— А не слишком ли все это сложно?
— Если вы с понедельника раздадите все роли, то вероятность прова?
литься не мала. Роли нужно вводить постепенно.
— Какую роль нужно вводить первой?
— Какую вы считаете нужной. В процессе работы сами решите, когда,
на какое время, какие роли нужны. К тому же совсем не обязательно,
чтобы на всех уроках использовались роли. Ведь это только один из многих приемов управления классом.
— А можно поделиться? У меня на уроках в начальных классах работает роль “дежурного по словарю”. Перед уроком он выходит к доске и повто?
ряет с остальными слова, правописание которых можно проверить только по словарю.
— Замечательно!
— У меня вопрос: если “связник” или “подводящий итоги” будет делать неправильные выводы, каковы действия учителя?
— Ну и что? Вы можете с ними не согласиться. Можете использовать их мнения для диалога. Можете и просто промолчать. Благодаря любому из этих действий ученики после уроков лишний раз поговорят о вашем предмете. А вам того и надо.
ДИАЛОГ
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ
“Психолог”. Эта роль вводится тогда, когда в “королевстве не все спокойно”. В конце урока “психолог” оценивает атмосферу урока,
степень ее дружественности или наоборот. Он вправе сделать в так?
тичной форме (подскажите ему — как) замечания любому участнику урока, в том числе учителю: “Анатолий Александрович! После ответа
Виктор остался зря стоять у доски целых 5 минут...” или “Вы обещали спросить Иру и забыли...” Учитель: “Да, а я и не заметил. Извини,
Виктор. Как будем поступать в дальнейшем, если я опять увлекусь?”,
“Виноват перед Ирой. Давай на переменке решим, как быть”. А иной раз так приятно услышать: “Все было здорово. Всегда бы так”.
“Хранитель времени”. Он записывает на полях своей тетради?кон?
спекта время, когда вы начинаете новую линию урока. И сдает учителю листок такого вида: устный опрос — 12.40, объяснение темы —
12.45, разбор задачи — 13.00, самостоятельная работа в группах —
13.10, обсуждение урока плюс разбор д/з — 13.20. Таким образом,
учитель сможет сверить хронометраж реального урока со своим планом: где затянул время и почему? стоило ли это делать?.. Хоро?
ший способ научиться “чувствовать кожей” урочное время.
Итак, типовые роли: Фома неверующий, связник, спонсор знаний,
почемучка, адвокат, штурман, подводящий черту, психолог, хранитель времени.
18
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще роли могут быть? С какими трудностями сталки?
вается учитель, применяя этот прием? Какие роли хорошо работают в младшей школе?
Что из них применимо в детском саду или вузе?
— Дидактические роли даются только сильным ученикам?
— Смотря какие. Смотря в какой стадии использования ролей. Если эти приемы новы для класса, то первопроходцами пусть будут сильные.
Не будет грехом даже подсказать начинающему “Фоме”, в каком месте ему надо бы “возмутиться”.
— Мне кажется, что “адвокатом” лучше всего быть самому авторитетному в классе ученику. А роль “психолога” я бы поручила классному хулигану.
— Поэкспериментируйте! Советую относиться к этому немножко как к игре. Учтем только, что роли в большинстве своем стоит “тасовать” —
пусть разные ученики побудут в разных ролях. Только не забудьте потом рассказать, что у вас получилось.
— Как часто менять роли?
— “Хранитель времени” — сравнительно длительная роль. Поначалу ученик просто забывает аккуратно проставлять время. Но через несколько уроков это делается автоматически, без затруднений. Пусть ученик побудет в этой роли месяц. А “подводящего итоги” или “вопрошателей” можно менять от урока к уроку. А можно и не менять некоторое время — учителю виднее.
— А не слишком ли все это сложно?
— Если вы с понедельника раздадите все роли, то вероятность прова?
литься не мала. Роли нужно вводить постепенно.
— Какую роль нужно вводить первой?
— Какую вы считаете нужной. В процессе работы сами решите, когда,
на какое время, какие роли нужны. К тому же совсем не обязательно,
чтобы на всех уроках использовались роли. Ведь это только один из многих приемов управления классом.
— А можно поделиться? У меня на уроках в начальных классах работает роль “дежурного по словарю”. Перед уроком он выходит к доске и повто?
ряет с остальными слова, правописание которых можно проверить только по словарю.
— Замечательно!
— У меня вопрос: если “связник” или “подводящий итоги” будет делать неправильные выводы, каковы действия учителя?
— Ну и что? Вы можете с ними не согласиться. Можете использовать их мнения для диалога. Можете и просто промолчать. Благодаря любому из этих действий ученики после уроков лишний раз поговорят о вашем предмете. А вам того и надо.
ДИАЛОГ
УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ
19
Еще один простой прием организации обратной связи — “Мордаш?
ки”. Для старших групп д/с или первых классов.
“МОРДАШКИ”
ФОРМУЛА: ученики сигнализируют о своем эмоцио
нальном состоянии с помощью карточек со стилизован
ными рисунками.
Например, вот таких:
Урок начинается с того, что каждый ребенок показывает одну из
“мордашек”, соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем,
что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя?тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом “мордашек” можно и завершить урок. Если улыбок стало больше — урок удался!
Для старших классов другой прием обратной связи — “Резюме”.
РЕЗЮМЕ
ФОРМУЛА: ученики письменно отвечают на серию вопро
сов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету,
учителю... Резюме дается раз в неделю или в месяц.
Некоторые типовые вопросы:
1. Что нравится на уроках?
2. Что не нравится на уроках?
3. Можешь ли учиться лучше по предмету?
4. Что мешает учиться лучше?
5. Какие действия учителя считаешь непра?
вильными?
6. Поставь отметку учителю по 10?балльной системе. Обоснуй ее.
7. Поставь себе отметку по 10?балльной системе. Обоснуй ее.
Но, по крайней мере, один раз в каждом классе используйте резюме обязательно.
Иногда можно услышать довольно неожиданное мнение о себе и своих уроках.
Пример.
Полина К. преподает черчение.
На одном из семинаров автора она рассказала: “Завуч часто говорит мне, что я не умею рабо?
тать и дети плохо относятся к моим урокам. Я чувствую, что это не так,
но не могу возразить. А в последнее время — человек я внушаемый —
и сама стала сомневаться. Что мне делать?”
Через месяц Полина случайно встретила автора: “Я использовала резюме по вашему совету. И сейчас чувствую себя гораздо увереннее.
Завуч была неправа...”
Конечно, в резюме можно “схлопотать” по первое число. Бывает.
В архивах автора сохранилось самое жесткое резюме, которое ему пришлось получить. Произошло это после очередного двухчасового занятия кружка “Изобретатель”.
Пример.
Форма резюме была такой: 1. Что не понравилось на занятии? 2. Что понравилось? 3. Какие вопросы остались после занятия? 4. Оценка работы преподавателя и своей.
Вот оно, резюме шестиклассницы
Светы:
1. Мне очень не понравилось заня?
тие в пятницу. Во?первых, начали не в 16, а позже, во?вторых, было много бесполезной информации. Зачем вы так долго говорили о Латвии,
о конкурсах в журнале “Костер”?
2. Единственное, что было важно и интересно для меня, как говорится,
для ума и для сердца, — это рас?
сказ о тризовских кружках Викентье?
ва, где кроме ТРИЗ преподают жур?
налистику, и о семье Мурашковских.
Честно говоря, мне что?то не верится, чтобы мальчик пяти лет мог так рассуждать. А упражнение типа “Барьер”? Зачем вы так долго говорили о том, что очень важно уметь брать интервью, но не показа?
ли даже на примере, как из человека выманивать информацию, и задали нам на эту тему домашнее задание?
3. Может ли быть такое: человек не может ударить другого человека,
а потом, перешагнув этот барьер,
спокойно убивать людей?
4. Преподавателю — 3 балла (почти все занятие — бесполезная инфор?
мация). Себе — 3 балла (просто слушала).
хорошее среднее плохое
А. Гин
Дирижируем уроком