Файл: А. Л. Камин Учебнометодическое издание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

99
А. Гин
Приложение 2. Методика оценки педагогических методик
ПОНЯТНОСТЬ
(доступность изложения)
1"й уровень:текст (или речь) напоми"
нает словесные джунгли, через которые без словаря трудно продраться. Автор пишет длинными, “кручеными” фразами, тщатель"
но маскируя смысл сказанного. Возможно,
автору и не нужно быть понятым – у него другие цели... Общее впечатление: поддел"
ка под “высокий научный стиль”.
2"й уровень: отдельные куски методи"
ки понятны, а вот связи между разделами и системы работы в целом – нет. Многие положения методики не аргументированы.
Непонятно: это проверено на практике или придумано автором вчера в тиши кабине"
та, это факт или одно из возможных пред"
положений? Встречаются выражения типа:
“Ученые доказали, что...” Нет достаточно"
го – для понимания и практической приме"
нимости – количества примеров.
3"й уровень: методика в целом понят"
на. Есть достаточное количество примеров.
Но в процессе изучения возникают вопро"
сы типа: “А как быть, если...”, на которые нет авторских ответов.
4"й уровень: методика понятна в частях и в целом. Можно сказать – “прозрачна”.
Автор открывает нюансы, know how
1
методики.
КРИТЕРИЙ РОСТА
(насколько методика помогает профессиональному росту)
Говорят: человек делает работу, а ра"
бота делает человека. Плохая методика ог"
раничивает рост личности, ставит препо"
давателя в сложное положение, не столько снимает проблемы, сколько добавляет их.
Хорошая методика развивает не только де"
тей, но и самого учителя, делает работу приятной и успешно"результативной.
1"й уровень:методика никак не помогает профессиональному росту.
2"й уровень:методика помогает про"
фессиональному и личностному росту кос"
венно. Например, путем облегчения труда и высвобождения времени.
1 know how – буквальный перевод
“знаю как”, понимается как обычно охраняемая система ключевых сек"
ретов той или иной технологии.
3"й уровень: методика позволяет уве"
личить основные показатели работы, обес"
печивает профессиональный рост и повы"
шает степень уверенности в себе.
4"й уровень: методика позволяет выйти на самостоятельный творческий уровень, стимулирует желание постоян"
но совершенствовать мастерство, раз"
вивать педагогический инструментарий,
в том числе и саму эту методику.
ОЦЕНКА
Попробуйте теперь оценить любую пред"
лагаемую вам методику по данным крите"
риям. Выставьте, не боясь субъективности,
баллы от 1 до 4 по каждому из критериев.
Предупреждаем, это может показаться не"
ожиданно жестокой процедурой – по край"
ней мере, автору этой книги неизвестна методика, которая получила бы высшие баллы по каждому из критериев. Но и это замечательно: если мы обнаружили несо"
вершенство по какой"либо из шкал, значит,
есть простор для совершенства! Зато хал"
тура будет явно “засвечена”. И это спра"
ведливо.
А если вам повезло и на курсах или семинаре вы лично встречаетесь с авто"
ром какой"либо методики, не стесняйтесь задавать вопросы. Ибо святое право по"
требителя – знать, что ему действительно предлагают. Тем более потребителя столь ответственной продукции, как педагоги"
ческие методики. А чтобы не остаться го"
лословным и в этой части, приведу не"
сколько стандартных в такой ситуации вопросов.
Существуют ли альтернативные мето"
дики (аналоги)? В чем сходство их с пред"
лагаемой методикой? В чем различия? Кем и где уже опробовалась методика? Каковы результаты? Как их измеряли? Какие недо"
статки методики видят сами авторы? Как можно проверить утверждения автора са"
мому слушателю семинара? Какие затра"
ты времени и средств понадобятся для вне"
дрения методики? Стоят ли обещаемые ре"
зультаты таких затрат – может быть, такие же или сходные результаты можно получить иначе и проще?


100
ПРИЛОЖЕНИЯ
Боксеру ставят удар, певцу – голос.
Наша задача – научиться ставить сильное мышление. Поэтому мы большое внимание уделяем творческим, открытым задачам.
Как бы ни была велика картотека твор"
ческих задач, накопленных педагогами"
тризовцами (а это пять уже изданных за"
дачников и два готовятся к изданию), для нужд образования их требуется больше.
И поэтому мы предлагаем читателям поучаствовать в проекте “Новые задачи”.
Присылайте свои задачи! Авторам самых интересных из них будет выслана подбор"
ка литературы по ТРИЗ"методикам.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ
УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
Теперь вы хорошо представляете себе диапазон тем (от сказочных до социальных,
научно"технических) и типов задач. А сей"
час мы подскажем еще несколько мест, где водятся интересные задачки.
Отличные задачи могут получиться из
ФАКТОВ ОШИБОЧНЫХ ВЫВОДОВ И ПО"
ИСКОВ В НАУКЕ.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Задача. ОШИБКА БОЙЛЯ?
Роберт Бойль установил в одном из своих опытов, что при откачивании возду"
ха из сосуда с магнитом притяжение по"
следнего уменьшается. Но любой совре"
менный физик скажет – не могло отсут"
ствие или наличие воздуха изменить силу магнита. Как же Бойль получил такой ре"
зультат? Учтем, что он был серьезным экспериментатором и очевидных “ляпов”
не допускал
1
Задача. В ПОИСКАХ ЭЛИКСИРА
Чего только не делало человечество в поисках вечной молодости! Среди предла"
гавшихся рецептов были, например, такие:
рог носорога, кровь гладиатора, бульон из мяса черепахи, ликер, сваренный на чистом золоте, мелко разжеванное мясо филина...
В 1889 году Чарльз Сигуард предложил омо"
лаживание мужчин вытяжками из обезьяньих половых желез. Hа поиск бессмертия пус"
кались величайшие умы человечества.
Молодой Гете несколько лет своей жизни по"
святил упорным поискам эликсира жизни.
Однако рядом с прославленными име"
нами история называет шарлатанов и об"
манщиков, изуверов и авантюристов. Тай"
ну бессмертия пытались раскрыть пытка"
1
На основе факта из кн.: Е. Реги"
рер. Развитие способностей иссле"
дователя. – М.: Наука, 1969.
2
На основе фактов из кн.: В. А. Дос"
кин, H. А. Лаврентьева. Ритмы жиз"
ни. – М.: Медицина, 1991.
ПРОЕКТ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ
Приложение 3
ми и жестокостями. Так, известны преступ"
ления Синей Бороды – маршала Бретани
Жиль де Рэза. Этот изувер, живший в XV веке,
охотно принимал в свой “хор” мальчиков,
детей бедных родителей, великодушно обещая вывести их в люди и позаботить"
ся об их будущем. Попадая в замок, дети незаметно исчезали.
Злодеяния Жиль де Рэза открылись неожиданно его женой. Было назначено след"
ствие, которое установило, что в замке мар"
шала было умерщвлено свыше 800 детей.
Там же было найдено около 200 женских скелетов. Hа суде выяснилось, что эти бес"
численные садистские убийства были со"
вершены им в поисках “жизненного нача"
ла”, заключенного в человеке. Он пытался извлечь это начало, с тем чтобы изготовить из него эликсир, дающий бессмертие.
Даже в те времена эти изуверства всех по"
трясли. Убийцу судили, он был сожжен на площади Магдалины в Hанте.
Попробуйте обосновать бесплодность попыток нахождения эликсира бессмер"
тия. Какими путями люди будут добивать"

ся реального увеличения срока жизни?
Нужно ли вообще человечеству занимать"
ся этой проблемой? Обоснуйте свое мне"
ние
2
А вот как полу"
чаются задачки из
ФАКТОВ НЕУДАЧ"
НЫХ РЕШЕНИЙ.
Задача. СТРАШНЕЙ ЛОПАТЫ
ПУШКИ НЕТ
Весной 1940 года во время учений к нар"
кому обороны С. К. Тимошенко обратился один из младших командиров с предло"
жением усовершенствовать саперную ло"
пату. Превратить ее в... миномет, оснастив вместо деревянной ручки полой трубой"
стволом. Об идее доложили И. В. Сталину,
и делу был дан ход. Попробуйте найти ар"
гументы за и против этого новшества. Как вы думаете, было ли оно принято на воору"
жение?
Ответ: разобраться в сути предложения было поручено Н. М. Воронову – начальнику отделения артиллерии Красной Армии, от"
ветственному за внедрение новых видов во"
оружения. Тот попытался было доказать, что в итоге получится ни то ни се. Но дело дове"
ли до огневых испытаний. Лишь когда выс"
шие военные чины наглядно убедились, что крохотная 37"миллиметровая мина весьма

101
А. Гин
Приложение 3. Проект: новые задачи слаба, о точности стрельбы можно лишь мечтать, а сама лопата стала небезопасна и неудобна в прямом своем назначении,
“ и з о б р е т е н и ю ”
был дан отбой
3
В литературе, энциклопедических изда"
ниях есть много фактов, на основе которых можно подготовить ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
ЗАДАНИЯ НА ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ.
Задача. МУРАВЬИНАЯ КУХНЯ
Муравей тащит огрызок листа. Куда?
Зачем? Это муравьи"листорезы, живущие в Южной Америке. Подземное их жилище охватывает десятки кубометров грунта –
камеры, галереи, тоннели. Hаиболее мощ"
ные муравьи – “фуражиры” – вереницей лезут на дерево и обгрызают черенки лис"
тьев. Зеленый листопад покрывает землю ковром. Эти листья разрезаются на кусоч"
ки муравьями"“закройщиками”. Кусочки тут же подхватываются ”носильщиками”. Как лодочки под парусами, спускаются они друг за другом в тоннели подземного города. Ра"
бота настолько спорая, что за сутки дере"
во становится голым. Раньше думали: вни"
зу, в подземелье, идет пир горой – тысячи муравьев пожирают зеленый салат. Все ока"
залось более сложным и интересным. Лис"
тья муравьи не едят! Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение муравьев.
Ответ: муравьи несут зелень в подзе"
мелье, чтобы там выращивать на ней гри"
бы, которыми они и питаются.
Раз есть задания на выдвижение гипо"
тез, то должны быть и ЗАДАНИЯ НА КРИТИ"
ЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГИПОТЕЗ.
Задача. БОЛЕЗНЬ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ
Известный ученый предложил гипотезу:
гениальность связана с заболеванием остео"
хондрозом (подагрой). Основание для тако"
го вывода – изучение биографий великих людей. Действительно, подагрой болели великий скульптор Микеланджело и великий скрипач Паганини, мы найдем жалобы на эту болезнь в воспоминаниях известнейших пи"
сателей и композиторов, художников и уче"
ных... Попробуйте выдвинуть аргументы за и против гипотезы.
Задача. ЖИЗНЬ И ГОРОСКОП
Однажды в газете “Аргументы и фак"
ты”, № 4 за 1991 год, появилось письмо
Аллы Ниловой из Магадана: “Прошу всех родившихся 3 июня в год Петуха и 24 мая в год Дракона написать мне. Так можно сравнить жизнь и гороскоп”.
Какую гипотезу хочет проверить Алла
Нилова? Сможет ли она таким образом до"
стичь своей цели?
Какой аргумент выдвинут защитники гороскопов, если на основании ответов граждан Алла станет утверждать о лживос"
ти гороскопов?
Мы будем рады увидеть в ваших пись"
мах ОРИГИНАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
Задача. ИСКУССТВО ВЕЧНО
Предложите новые виды искусства (на"
пример, недавно организован кукольный оперный театр...).
Или новые виды спортивных соревно"
ваний (например, кто дольше продержится на воде с 10"килограммовой гирей).
Или новые виды музеев, картинных га"
лерей...
КАК УЧАСТВОВАТЬ
В ПРОЕКТЕ?
Проще всего выслать условия своих задач с ответами и ссылками на источ"
ник факта, из которого сделана задача,
на официальный адрес сайта Лаборато"
рии “Универсальный решатель ”:
lot@trizway.com.
Не забудьте указать полностью свое имя и отчество. Ваши новые задачи будут раз"
мещены в разделе “Картотека открытых за"
дач” на сайте Лаборатории www.trizway.com с обозначением вашего авторства.
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ ВАМ!
P.S. Если вам хочется сделать свои автор
ские задачи безукоризненными, смотрите
следующее приложение…
3
На основе факта из журнала “Юный техник”. 1994. № 2. С. 17.


102
ПРИЛОЖЕНИЯ
Помните известную детскую задачу"
загадку: висит на стене, зеленое и пищит –
что это такое? Ответ – селедка! Почему на стене? А моя селедка – куда хочу, туда и ве"
шаю. Почему зеленая? Моя селедка – как хочу, так и крашу. Почему пищит? А я туда пищалку положил...
Отдадим должное детскому юмору, но нас в данном случае интересует другое.
Это – яркий пример задачи с недостаточ"
ным условием. Будь решающий даже семи пядей во лбу – никакими рассуждениями самостоятельно на контрольный ответ не выйдет...
Как же построить условие учебной зада"
чи так, чтобы задача была интересна, понят"
на и принципиально решаема независимо от уровня ее сложности? Попробуем не только ответить на этот вопрос, но и научиться не"
сложному искусству сочинять задачи.
Сначала перечислим три основных тре#
бования к условию учебной (изобретатель"
ской или исследовательской) задачи:
1) достаточность условия,
2) корректность вопроса,
3) наличие противоречия.
А теперь рассмотрим условие учебной задачи.
Задача.
В ПЛЕНУ У КРОКОДИЛОВ
Во время Второй мировой войны
наши летчики перегоняли гидропла
ны из Америки. Маршрут проходил
через Африку и был тщательно вы
верен. Но если есть правила, то обя
зательно находятся те, кто их нару
шает... Экипаж одного гидроплана,
плененный красотой африканского
озера, сделал посадку в незаплани
рованном месте. Самолет удачно
приводнился, и тут – о ужас! – летчи
ки заметили, что озеро буквально ки
шит крокодилами... Немедленно
взлетать! – решили летчики. Но
прямо по курсу – крокодил. А кто
гарантирует, что рядом с ним сей
час не всплывет еще один? Трагизм
положения в том, что стоит одному из
поплавков самолета попасть на жи
вотное, аварии не избежать. Как быть?
Попробовать взять разгон, манев
рируя между “живыми айсбергами”?
Но гидроплан в воде довольно неук
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЮ
ОТКРЫТОЙ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Приложение 4
люж. Подстрелить крокодила? Но тог
да наверняка “сбегутся” его крово
жадные сородичи, и будет еще хуже...
И все же летчики нашли выход из поло
жения! Попро
буйте найти
его и вы...
1
Решили? Если нет – подсказка: в кри"
тический момент один из членов экипажа сообразил, что нужно использовать что"то такое, чего “эти звери сильно не любят”, –
чтобы сами разбежались...
Контрольный ответ: летчики плеснули на поверхность воды бензин, который стал растекаться тонкой пленкой. Крокодилы сразу “разбежались”, освободив путь для разгона.
Итак, можно ли утверждать, что усло"
вие задачи “В плену у крокодилов” доста#
точно? На наш взгляд – да! Пусть в условии впрямую не указан решающий ресурс, но при внимательном анализе задачи он логи"
чески выявляется – ведь самолет не может быть без горючего.
Вот условие еще одной задачи.
Задача. ЗОЛОТО ЕГИПТЯН
В глубокой древности египтяне
знали секрет получения золота из
руды. Они обрабатывали руду рас
плавленным свинцом. А как получить
чистое золото?
Достаточно ли это условие?
Очевидно – нет. Технология получения золота непонятна. А что кроется за словом
“обрабатывали”? Не очевидно даже, что золото надо отделить от свинца.
Это условие не удовлетворяет и второму критерию – корректности вопроса. Не ясно,
что требуется сообразить: как все же получа"
ли чистое золото египтяне или как это можно сделать в современных условиях?
Переделаем условие. Пусть теперь оно выглядит так.
Древние египтяне умели получать
золото из руды. Они обрабатывали
руду свинцом – в результате получа
лась смесь жидких золота и свинца.
Египтяне смогли найти способ разде
ления смеси – попробуйте и вы.
1
Из кн.: В. И. Тимохов. Сборник творческих задач по биологии, эко"
логии и ТРИЗ. – СПб.: Изд"во ТОО
“ТРИЗ"ШАНС”, 1996.