Файл: 1. сущность налоговой системы 1 Понятие, классификация, функции и признаки налогов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данная проблема является продолжением проблемы описанной в предыдущем пункте. Регулирование налогообложения в Республике Беларусь осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти. Это влечет за собой появление ошибок при расчете и уплате налогов, особенно со стороны физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так по результатам проверки налоговых деклараций физлиц были выявлены нарушения у 2,5 тысячи граждан, за счет чего в бюджет дополнительно поступило 1,5 миллиона рублей. Результаты данной проверки были опубликованы в июле 2017 года [21].
-
Существенное занижение либо сокрытие объектов налогообложения.
Довольно часто субъектам предпринимательства удается уклониться от уплаты налогов за счет манипуляции с ценами на реализуемую продукцию, оказываемые услуги и выполняемые работы [22, c.3].
Указанные выше проблемы свидетельствуют о необходимости совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
3.2 Направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь
Как было отмечено ранее, налоговая система Республики Беларусь в настоящее время имеет ряд недостатков. Для их нивелирования можно предложить ряд организационных мер.
-
Создание благоприятного налогового климата для бизнеса.
Данная мера заключается, во-первых, в том, что налоговая система должна быть прозрачной и понятной для всех ее участников. В то время как у организаций в штате всегда присутствует бухгалтер, одной из обязанностей которого является мониторинг изменений налогового законодательства, эти изменения могут быть не замечены индивидуальными предпринимателями, которые не являются специалистами в сфере бухгалтерского и налогового учета.
Налоговая система также должна быть прозрачна для иностранных инвесторов, поскольку их присутствие стимулирует развитие экономики Республики Беларусь, а сложность налоговой системы является одним из сдерживающих факторов входа иностранных инвесторов на белорусский рынок.
Во-вторых данная мера касается снижения налоговой нагрузки. Высокая доля налогов в коммерческой прибыли организации препятствует расширению деловой активности и ведению бизнеса как отечественными, так и иностранными бизнесменами.
-
Оптимизация налоговой системы за счет использования возможностей информационных технологий.
Электронные декларирование и автоматические платежи способствуют упрощению налогового учета и уплаты налогов и существенно сокращают время на проведение этих процедур.
Однако необходимо, чтобы подключение к системе электронного декларирования было добровольным, а его стоимость не отталкивала плательщиков, что в последнее время наблюдается среди предпринимателей Республики Беларусь.
-
Совершенствование работы налоговых органов.
Деятельность налоговых органов должна носить в первую очередь предупредительный характер. Целью должна стать минимизация правонарушений, а не увеличение бюджетных поступлений за счет применения штрафных санкций к нарушителям.
-
Оптимизация налоговых льгот.
По сравнению с другими странами в Республике Беларусь создан режим довольно большого количества льгот по различным направлениям. В ближайшее время Республика Беларусь должна перейти к секторальным льготам. Необходимо установить методику, по которой можно было бы оценивать эффективность налоговых льгот, даже не с той целью, чтобы ее отменить, а видоизменить, чтобы она давала непосредственно больше эффекта.
Таким образом, существует ряд мер, направленных на совершенствование налоговой системы Республики Беларусь. Их внедрение будет способствовать росту ее эффективности, стимулированию деловой активности, повышению конкурентоспособности страны на международном рынке.