Файл: 1. сущность налоговой системы 1 Понятие, классификация, функции и признаки налогов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Рисунок 6 – Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета за 2011-2012 гг., млрд руб.
Примечание – Источник: [12, с.398].

Из рисунка 6 видно, что объем налоговых доходов постоянно увеличивается. При этом наибольший скачок произошел в 2012 году, когда сумма доходов увеличилась почти в 2 раза. Это явление можно объяснить высоким уровнем инфляции в рассматриваемом году.

По сравнению с 2015 годом, в 2016 году сумма налоговых доходов увеличилась на 7%.

Налоговая нагрузка на экономику рассчитывается как отношение налоговых доходов консолидированного бюджета к валовому внутреннему продукту.

В таблице 2 приведена структура налоговой нагрузки в 2015 – 2016 годах.
Таблица 2 – Структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в 2015-2016 гг.


Показатели

Удельный вес в % к ВВП

Отклонение (+/–), п.п.

2015 г.

2016 г.

Налоговые доходы, в том числе:

24,8

25,3

0,5

налоги на товары (работы, услуги)

11,7

12,4

0,7

налоги на доходы и прибыль

6,7

7,0

0,3

налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

4,4

3,6

–0,8

налоги на собственность

1,4

1,7

0,3

другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи

0,6

0,6




Примечание – Источник: [11, с.2].

Из таблицы 2 видно, что в 2016 году, по сравнению с 2015, нагрузка на экономику увеличилась, и налоговые доходы составили 25,3% от размера ВВП. При этом, наибольший рост произошёл по группе «налоги на товары (работы, услуги)». Налоговые доходы по группе «налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности» снизились по сравнению с предыдущим периодом.


Структура налоговых доходов в 2016 году представлена на следующем рисунке.


Рисунок 7 – Структура налоговых доходов в 2016 году
Примечание – Источник: [11, с.2].

Из рисунка 7 видно, что наибольшую долю налоговых доходов составляют доходы от налогов на товары (работы, услуги).

Налоговая нагрузка на организации в 2016 году составила в среднем 4,1% к выручке от реализации товаров (работ, услуг) и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла на 0,1 процентного пункта.

В приложении А представлена налоговая нагрузка на организации Республики Беларусь в разрезе видов экономической деятельности (с учетом сумм возмещений НДС из бюджета).

Из рисунка, размещенного в приложении, видно, что наибольшая налоговая нагрузка приходятся на организации, занятые в сфере водоснабжения, сбора, обработки и удаления отходов, а также организации, занятые в сфере ликвидации загрязнений. Налоговая нагрузка на такие организации в 2016 году составила 10,5% от выручки.

Наименьшая налоговая нагрузка приходится на организации, занятые в сфере сельского, лесного и рыбного хозяйства. Такие организации выплатили в бюджет в 2016 году в среднем 0,3% от выручки.

Можно сделать вывод, что в Республике Беларусь разработана достаточно четкая система налогообложения. Структура системы включает ряд республиканских и местных налогов, элементы которых досконально прописаны в основном документе, регулирующем налоговое законодательство в Республике Беларусь – налоговом кодексе.

Функционирование налоговой системы характеризуется такими показателями как налоговые доходы (часть бюджетных поступлений, складывающаяся из налоговых выплат), налоговая нагрузка на экономику и налоговая нагрузка на организации.

В 2016 году в бюджет поступило налоговых доходов на сумму 23,9 млрд рублей, что составило около 107% от доходов предыдущего года.

Налоговая нагрузка на бюджет составила 24,8% от суммы ВВП. При этом наибольшая доля поступлений приходится на налоги от товаров (работ, услуг).

Налоговая нагрузка на организации составила в среднем 4,1%. Наибольшая налоговая нагрузка ложится на организации, занятые в сфере водоснабжения, сбора, обработки и удаления отходов, ликвидации загрязнений (более 10% от выручки), наименьшая – организации, занятые в сфере сельского, лесного и рыбного хозяйства (0,3% от выручки).
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


3.1 Основные проблемы налоговой системы Республики Беларусь
За последние годы в Республике Беларусь было принято достаточно много серьёзных шагов в сторону повышения эффективности налоговой системы. Перед Министерством по налогам и сборам на период 2010 – 2015 годов была поставлена задача войти в Топ-70 стран по рейтингу налогообложения [14]. На тот момент Министерство с данной задачей справилось.

В докладе «Doing Business 2015», подготовленном Группой Всемирного Банка было отмечено, что в 2015 году Республикой были предприняты серьёзные шаги по улучшению функционирования налоговой системы. В частности, были упрощены правила учета расходов для расчета подоходного налога [15, c.38]. Было сокращено количество налогов. В 2013 году в Беларуси было введено электронное налоговое декларирование. За счет данных мероприятий в рейтинге «Doing Business 2015» в разделе «Paying Taxes» (налогообложение) заняла 60 место [16, c.152]. Этот показатель свидетельствует о существенном развитии и упрощении налоговой системы, если учесть, что в 2010 году Республика Беларусь в рейтинге налогообложения занимала 183 место из 183, т.е. в стране была наиболее сложная налоговая системы в мире.

Однако с 2015 года позиции Республики Беларусь в данном рейтинге начали снижаться. В 2016 году – на 3 пункта, таким образом, Беларусь оказалась на 63 месте [16, c.130], а в 2017 – уже на 99 месте [17, c.125]. Данное снижение в рейтинге можно объяснить улучшением налоговых систем других стран, однако это также может свидетельствовать о ряде проблем, которое до сих пор существуют в сфере налоговой системы и налогообложения, несмотря на количественные и качественные мероприятия по её совершенствованию, проведенные за последние годы.

Среди основных проблем налоговой системы Республики Беларусь можно выделить следующие.

  1. Высокая величина общей налоговой ставки.

Исходя из данных вышеупомянутого рейтинга «Paying Taxes» доля налогов, уплачиваемых за счет компаний, составляет 54,8% от её коммерческой прибыли [17, c.128]. Общая сумма уплаченных налогов представляет собой сумму всех различных налогов и отчислений, подлежащих уплате с учетом разрешенных вычетов и освобождений. Показатель налоговой ставки создан для представления комплексной оценки всех затрат, которые несет предприятие в связи с оплатой всех налогов. Нужно отметить, что эта ставка отличается от установленной законом налоговой ставки, которая представляет собой просто коэффициент, применяемый к налоговой базе.

В таблице 3 приведено сравнение данного показателя между Республикой Беларусь и соседними странами.

Таблица 3 – Рейтинг стран по показателю «Налоговая ставка»


Страна

Общая налоговая ставка

Ставка налога на прибыль

Ставка подоходного налога

Ставка других налогов

Беларусь

54,8

12,9

39

2,9

Украина

51,9

8,7

43,1

0,1

Россия

47,4

8,8

36,1

2,5

Литва

42,7

5,9

35,2

1,6

Польша

40,4

14,5

24,9

1,0

Латвия

35,9

6,3

26,6

3,0


Примечание – Источник: собственная разработка автора на основе [18, с.128].

Из таблицы 3 видно, что среди рассматриваемых стран в Республике Беларусь налоги занимают наибольшую долю в коммерческой прибыли организаций. При этом в соседней Латвии данный показатель ниже почти на 20 процентных пунктов. В среднем по региону Европы и Центральной Азии данный показатель составляет 32,3%.

  1. Большое количество времени, затрачиваемое на подготовку  и подачу отчетности, а также уплату трех основных видов налогов и отчислений.

Формулировка данной проблемы основывается также на информации, представленной в докладе «Paying Taxes 2017».

Основными видами налогов и отчислений считаются налога на доходы предприятий, налога на добавленную стоимость и/или налога с продаж, а также налогов на рабочую силу, включая налоги на заработную плату и социальные отчисления.

Время на подготовку включает время на сбор всей информации, необходимой для расчета подлежащего уплате налога и расчета суммы к оплате. Если в налоговых целях требуется вести отдельные учет или проводить отдельные расчеты, связанное с этим время, также принимается во внимание. 

В таблице 4 представим рейтинг по показателю «Время» аналогично рейтингу, приведенному в предыдущем пункте.
Таблица 4 – Время, потраченное на подготовку отчетности и уплату основных налогов, часов / год



Страна

Общее время

Налог на прибыль (и прочие доходы)

Подоходный налог и отчисления в ФСЗН

НДС

Украина

356

57

100

199

Польша

271

70

103

98

Беларусь

176

78

59

39

Литва

171

28

85

58

Латвия

169

23

80

66

Россия

168

53

76

39


Примечание – Источник: собственная разработка автора на основе [18, с.132].

На основании таблицы 4 нужно отметить, что Республика Беларусь по данному показателю находится на одном уровне с Россией и странами Балтии, и опережает Польшу и Украину.

В приведенной выборке данный показатель выглядит благоприятно, однако если сравнивать с другими странами, например странами Западной Европы, можно сделать вывод, что Республике Беларусь можно работать в направлении снижения количества времени, потраченного на подготовку отчетности, проведения учета и уплаты налогов. Например, во Франции данный показатель равен 139 часам в год, в Финляндии – 93, в Эстонии – 84, в Ирландии – 82.

  1. Нестабильность налогового законодательства и сложность уплаты налогов.

Несмотря на то, что в 2016 году Министерство по налогам и сборам установило мораторий на введение новых налогов, который планируется продолжить и на 2017 – 2018 годы, правила ведения налогового учета и уплаты налогов изменяются ежегодно, и предприятиям приходится подстраиваться под эти изменения [19].

В то же время в некоторых сферах (например, в сфере информационных технологий) налоговая система не отвечает современным требованиям, и плательщик не может оплатить налог просто потому, что практики уплаты для такого вида деятельности не существует [20].

  1. Налоговая инспекция Республики Беларусь в большей степени выполняет функцию наложения штрафных санкций, вместо проведения профилактики налоговых нарушений.