Файл: 1. сущность налоговой системы 1 Понятие, классификация, функции и признаки налогов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Рисунок 3 – Налоговая система
Примечание – Источник: [1, с.13].

Экономическая и юридическая наука выделяет следующие особенности налоговой системы:

  • Порядок установления и ввода в действие налогов;

  • Виды налогов и система налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;

  • Порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;

  • Налоговые органы;

  • Права и обязанности налогоплательщиков;

  • Права и обязанности налоговых органов;

  • Ответственность участников налоговых отношений;

  • Защита прав и интересов налогоплательщиков;

  • Налоговое законодательство.

Можно сделать вывод, что «налог» является достаточно сложным понятием, включающим в себя социальный, экономический и правовой аспекты. Налогом называется и общественное отношение между государством и плательщиком, и платеж, совершаемый плательщиком в бюджет, и правила организации данных платежей.

Существует множество признаков, по которым можно классифицировать налоги. Чаще всего, классификация налогов основывается на том, что является источником налоговых платежей, кто является плательщиком, а также каким образом исчисляются налоговые платежи.

Сущность налогов определяется их функциями по регулированию общественного воспроизводства и финансированию государственных расходов. Помимо этого, налоги направлены на сокращение разрыва между величиной доходов и достижение социального равновесия.

Взаимосвязь налогов, сборов, пошлин, а также форм, методов и правил их уплаты и ответственности участников налоговых отношений называется налоговой системой.

Налоговая система каждой страны базируется на ряде принципов, которые обеспечивают её эффективное функционирование.

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Основные элементы и структура налоговой системы Республики Беларусь
Правовая конструкция налога, содержащая его элементы, установлена налоговым кодексом Республики Беларусь. Для того чтобы налог был установлен недостаточно просто дать ему название, поскольку выплата налога невозможна, если не установлено лицо, обязанное уплатить налог, размер налогового обязательства, порядок выплаты, а также иные необходимые элементы.


Пункт 5 статьи 6 Налогового кодекса Республики Беларусь устанавливает следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения;

  • налоговая база;

  • налоговый период;

  • налоговая ставка (ставки);

  • порядок исчисления;

  • порядок и сроки уплаты [5, с.5].

Помимо элементов налогообложения законодательство определяет плательщиков налогов. Так, плательщиками налогов сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим налоговым кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) [5, с.7].

При этом к организациям относятся:

  • юридические лица Республики Беларусь;

  • иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

  • простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования).

К физическим лицам относятся:

  • граждане Республики Беларусь;

  • граждане либо подданные иностранного государства;

  • лица без гражданства (подданства).

Плательщик налога (субъект налогообложения) – основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога используются уже в отношении конкретного плательщика.

Предметом налогообложения является экономическая и неэкономическая деятельность субъектов налогообложения.

Экономическая деятельность представляет собой такую деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли). Так, экономическую деятельность можно разделить на:

  1. Производственную деятельность. Такая деятельность связана с производством продукции, товаров, работ, услуг с последующей их реализацией.

  2. Финансовую деятельность, которая направлена на получение доходов от предоставления финансовых услуг (выдача кредитов, межбанковское обслуживание, обращение акций и других ценных бумаг, страховые операции и др.).

  3. Коммерческую деятельность, в основе которой лежат товарно-денежные и торгово-обменные операции.

Под неэкономической понимается деятельность, имеющая своей целью не получение дохода, а достижение определенных социальных или моральных эффектов. Ее субъектами являются бюджетные организации, общественные фонды, ассоциации, сообщества, содружества, религиозные, благотворительные организации. Доходы таких организаций формируются в большей степени за счет добровольных взносов и не облагаются налогом, если они направлены на цели, утвержденные уставом такой организации.



Помимо этого, предметом налогообложения является недвижимость, наличие которой может повлечь обязанность по уплате налога, если по отношению к данному предмету субъект находится в определенном юридическом состоянии [9].

Основанием для возникновения у юридических и физических лиц обязательства по уплате налогов является получение ими или наличие у них прав на определенный объект налогообложения.

Таким образом, объект налогообложения – это обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства [5, с.18].

Налоговая система предполагает существование следующих групп объектов налогообложения:

  • доход;

  • имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);

  • передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);

  • потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);

  • ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).

Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база является основной для определения размера налогового обязательства, как совокупная оценка, объем или количество объектов налогообложения в течение конкретного налогового периода [9]. Величина налоговой базы не всегда тождественна величине и стоимости объекта налогообложения, она образуется в результате применения всех льгот и изъятий.

Налоговая база является предметом непосредственного применения налоговой ставки. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы [5, с.42]. Налоговые ставки могут устанавливаться в фиксированной сумме и в процентном выражении.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).

Порядок исчисления налога представляет собой процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно, на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. В некоторых случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или таможенный орган или налогового агента. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется, как правило, путем умножения исчисленной налоговой базы на установленную налоговую ставку.


Порядок уплаты налога – это установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству.

Сроки уплаты налога – это определенный в налоговом законодательстве период времени (определенная календарная дата), в течение которого (до наступления которой) налогоплательщик должен исполнить обязанность по уплате налога. Срок уплаты налога может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено [5, с.45]. Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей. По белорусскому законодательству для большинства видов налогов установлены единые сроки перечислений платежей в бюджет не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

Одним из факультативных элементов налогообложения являются налоговые льготы. Налоговыми льготамипризнаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, налоговая система Республики Беларусь закрепляет порядок установления налогов, определяет налоговую базу и ставки налогов по различным объектам налогообложения, порядок исчисления налогов, порядок и сроки их уплаты субъектами налогообложения, а также устанавливает преимущества (льготы) для определенных субъектов.

Рисунок 4 – Элементы налоговой системы Республики Беларусь
Примечание – Источник: собственная разработка автора на основе [1, с.22].

Налоговая система Республики Беларусь включает в себя республиканские и местные налоги. Особенная часть налогового кодекса Республики Беларусь содержит описание всех налогов, действующих в стране. В таблице 1 приведена характеристика республиканских налогов.

Таблица 1 – Республиканские налоги, действующие в Республике Беларусь в 2017 году


Налог

Налоговая база

Налоговая ставка

Налог на добавленную стоимость

Оборот от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав

0 – 20%

Акцизы

Объем или стоимость реализованных подакцизных товаров

Специфические ставки в зависимости от вида товаров

Налог на прибыль

Валовая прибыль, дивиденды, приравненные к ним доходы

18%

(в некоторых случаях снижена до 12%, 10%, 5%)

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

Общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат

6 – 15%

(5% - если плательщик является резидентом Парка высоких технологий)

Подоходный налог с физических лиц

Денежное выражение доходов физического лица

13%

(в некоторых случаях – 4%, 9%, 16%)

Налог на недвижимость

Определяется исходя из оценки капитальных строений, их частей, машино-мест

Для юридических лиц – 1%.

Для физических лиц – 0,1 – 0,2%

Земельный налог

Кадастровая стоимость земельного участка

Специфические ставки в зависимости от вида земельного участка

Экологический налог

Фактические объемы выбросов, сбросов, отходов

Специфические ставки в зависимости от класса опасности

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.

Специфические ставки в зависимости от вида ресурса

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по дорогам общего пользования Республики Беларусь

АТС иностранных государств, въезжающие или перемещающиеся по территории Республики Беларусь, в том числе транзитом

Специфические ставки в зависимости от вида транспортного средства и допустимой общей массы

Оффшорный сбор

Сумма перечисляемых денежных средств / цена договора

15%

Гербовый сбор

Вексельная сумма, в пределах которой плательщик отвечает по векселю

15%, 20%, 25%, 0,1%

Консульский сбор

Юридически значимые действия, выполняемые дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями

Специфические ставки в зависимости от вида выполняемых действий

Государственная пошлина

Юридически значимые действия, выполняемые уполномоченными органами

Специфические ставки в зависимости от вида выполняемых действий

Патентные пошлины

Юридически значимые действия, связанные с патентами

Специфические ставки в зависимости от вида выполняемых действий



Примечание – Источник: собственная разработка автора на основе [10].

К местным налогам и сборам относятся:

  • налог за владение собаками;

  • курортный сбор;

  • сбор с заготовителей.

Данный перечень местных налогов является полным для всех административно-территориальных единиц Республики Беларусь. Однако местные органы власти могут корректировать налоговые ставки по своему усмотрению.

Помимо основного режима налогообложения, применяются особые налоговые режимы, условия которых зависят от видов деятельности, а также категорий плательщиков.

Нужно отметить, что основной правовой документ, регламентирующий налоговую систему Республики Беларусь – налоговый кодекс, является достаточно четким и понятным.

С помощью налогов государство стимулирует отдельные виды отраслей, а именно сельское хозяйство и информационные технологии, предоставляя определенные преференции по налогам в данных отраслях. Помимо этого, налоговая система Республики Беларусь предусматривает существование специальных налоговых режимов, что благотворно сказывается на развитии индивидуального и малого предпринимательства.

2.2 Анализ основных показателей, характеризующих функционирование налоговой системы Республики Беларусь
Основными показателями, характеризующими функционирование налоговой системы Республики Беларусь, являются:

  • доходы бюджета Республики Беларусь, контролируемые налоговыми органами (налоговые доходы);

  • налоговая нагрузка на экономику;

  • налоговая нагрузка на организации.

Налоговые доходы консолидированного бюджета в 2016 году составили 23,9 млрд рублей (с учетом деноминации). На рисунке 5 представлена доля налоговых доходов в общем объеме доходов консолидированного бюджета.


Рисунок 5 – Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2016 год
Примечание – Источник: собственная разработка автора на основе [11, с.1].

Из рисунка 5 видно, что консолидированный бюджет Республики Беларусь формируется в большей степени именно на налоговых доходах. Нужно отметить, что по сравнению с 2015 годом доля налоговых доходов в общем объеме бюджета осталась неизменной, поскольку динамика темпов роста доходов консолидированного бюджета и налоговых доходов в сопоставимых ценах сложилась практически на одном уровне [11, с.1].

Динамика налоговых доходов бюджета представлена на следующем рисунке.