Файл: Курсовая работа по дисциплине педагогика формирование у младших школьников представлений о культурных ценностях.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эмоционально-положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развитого ребенка, ориентирует его на соответствие нравственному эталону. Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности. Младшему школьнику, который должен определиться в отношениях со сверстниками и взрослыми, перестроить всю систему отношений, необходимо найти индивидуально приемлемую и социально утверждаемую позицию в новой социальной ситуации. Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, которое постоянно оценивается взрослыми. Доминирование у младшего школьника стремления к самоутверждению, с одной стороны, побуждает его к самосовершенствованию (скорее и лучше выполнять задачи, получать хорошие оценки и т.д.), а с другой – порождает тревожность, острые эмоциональные переживания, соперничество, поэтому довольно часто детские взаимоотношения сопровождаются завистью и конкуренцией. Самореализация предполагает реализацию активности ребенка в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений, при этом важно, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для ребенка людьми [8, с. 62-63.]
Придерживаясь мнения И.В. Дубравиной, к центральным образованиям данного возрастного периода мы относим следующие [10]:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- осознанность и произвольность познавательных процессов;
- наличие рефлексии и внутреннего плана действий, новый тип отношений с окружающими людьми;
- появление иерархии мотивов.
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется:
- доверчивой обращенностью к внешнему миру;
- мифологичностью миросозерцания;
- свободным развитием чувственной сферы и воображения;
- наивным субъективизмом и эгоцентризмом;
- бессознательным, а позже регулируемым чувством или замыслом подражанием;
- построением моральных идеалов;
- исследовательским характером познания;
- конформизмом в эстетических и нравственных оценках.
Таким образом, младший школьный возраст представляет собой является сензитивный периодом, в котором происходит процесс создания предпосылок для формирования определенной направленности личности.
Глава 2. Опыт по обеспечению условий для достижения младшими школьниками представления о культурных ценностях
2.1.Анализ нормативных документов, регламентирующих достижение младшим школьником планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования в части сформированности у них представлений о культурных ценностях
Современная государственная политика в сфере образования в качестве одного их приоритетов выдвигает духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. Данный аспект подчеркивается и в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Образование тесно связано с концепцией культуры и, в конечном счете, обозначает конкретный человеческий способ преобразования естественных склонностей и возможностей.
Духовное в человеке само проявляется через его «проникновение» в культуру. И задачей школы и семьи является организовать культурное просвещение ребенка, способствовать формированию его духовно и нравственно. Этому способствует внедрение культурологического подхода в процесс обучения [20].
Процесс общения педагога с представителями разных наций и народностей, обучающимися в многонациональной России, – это опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога культур (русской, европейской, американской, западной и восточной). Данный принцип реализуется в рамках новых учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика», «Основы религиозных культур и светской этики».
Актуальность внедрения этих курсов в школьную учебную программу связана с возрастающим отсутствием нравственной ориентации и согласия между учащимися в вопросах правильного и конструктивного социального поведения, отсутствием принципов и правил жизни, которые сознательно принимаются большинством граждан, и недостаточным уважением к самобытной культуре своего этноса и представителям других конфессий.
Новая школа в России – это школа, построенная на устойчивом основании отечественных духовно-нравственных и педагогических традиций, приобщающая детей к духовной культуре и морали народов России, российского общества, строящая свою учебную и воспитательную работу в тесной связи с семьями учащихся, местным сообществом, в том числе традиционными религиозными организациями.
Ориентиром для определения конечной цели образовательновоспитательной деятельности может стать модель гражданина России. Формулируя цель воспитания гражданина России, способного приумножить её культурное достояние в общем контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций, укорененных в народной среде, мы выдвигаем принцип приоритетности отечественной культуры, важной составляющей частью которой выступает традиционная народная культура [21]. Реализация цели построения культуросообразной школы возможна только через систему, включающую в себя обучение, воспитание и дополнительное образование. В процессе обучения в начальной школе на реализацию данной цели направлены курсы: «Окружающий мир», содержание которого наполнено национальнорегиональным компонентом, отражающим особенности природных и социальных явлений многих регионов. Здесь наблюдается взаимосвязь изучения человека, природы и общества.
Курс «Истории» является пропедевтическим и направлен на формирование общих представлений об отдельных ярких событиях прошлого России, достижений российской культуры. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» знакомит учащихся с основными понятиями и историей возникновения религиозных культур.
Дети учатся описывать различные явления религиозных традиций и культур, понимать основы светской и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе, знакомятся со священными книгами, развивают представления о нравственных и духовных ценностях, совершенствуют лексический запас, культуру речи.
Важное значение имеет и образовательная область «Искусство», задачами которого являются: формирование интереса к различным видам изобразительного искусства; развитие художественно-образного мышления, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к предметам и явлениям действительности, эстетического вкуса, художественно-творческих способностей детей; знакомство с русским искусством, искусством других народов России и мировым художественным наследием; формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, помимо предметов обязательной части учебного плана, важное значение для культурологического образования имеет предмет «Народоведение», изучающий традиции и обычаи русского народа. Образовательно-воспитательными задачами этого курса являются: приобщение детей к вековым традициям своего народа с целью
формирования у них патриотического чувства; воспитание у детей любви к родному краю, ощущения исторической преемственности поколений; направление творческой деятельности учащихся на освоение традиционной культуры своего народа.
Реализации данных образовательно-воспитательных задач призваны некоторые курсы внеурочной деятельности в начальной школе, такие как:
«Мы – граждане единого Отечества», «С любовью к городу», «Введение в народоведение». Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс с 4 класса, так как в этот период ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Одна из важных педагогических задач нового учебного курса – формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Федеральный Государственный стандарт начального общего образования определяет множество ценностных ориентиров содержания образования на ступенях начального общего образования, но мы остановились на нескольких:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа .
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям;
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;