Файл: Курсовая работа по дисциплине педагогика формирование у младших школьников представлений о культурных ценностях.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной и местной художественной культурой;
Таким образом, анализ нормативных документов, регламентирующих достижение младшим школьником планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования в части сформированности у них представлений о культурных ценностях выявил, что новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо наполнять учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для формирования духовности в человеке, его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.
2.2. Опыт учителей начальной школы по формированию у младших школьников представлений о культурных ценностях
Обращение к русской культуре как целостной системе возникло не случайно, педагог начальных классов Родина Елена Викторовна, СОШ 67 г. Нижний Новгород полагает, что она позволяет найти целостный подход в единстве познания и разнообразных форм деятельности, и обеспечивает осознанное и активное участие школьника в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни.
В связи с этим Родина Елена Викторовна разработала в своей школе концепцию воспитательной системы «Школа русской культуры», реализацией которой занимаеются 3 года через следующие направления работы:
- проект «Россиянин»
- проект «Традиции»
- проект «Семьянин»
- проект «Здоровье»
В связи с этим в образовательный процесс включаем разнообразные формы классных, внеклассных занятий, сориентированных на постижение духовно-содержательных аспектов русской культуры в единстве восприятия и созидательной деятельности на основе общения и сотворчества.
Для духовного воспитания личности ребенка через урок и внеклассную работу проводится педагогами школы целенаправленная деятельность в этом направлении. Проводится методическая декада «Использование возможностей русской культуры в системе становления, развития и образования личности обучающихся», организуеся психолого-педагогический семинар по этнопедагогике, проводятся педсоветы «Духовное воспитание личности в образовательном процессе», «Развитие творческих способностей учащихся в урочное время», «Воспитательный аспект урока».
Отбор содержания учебных предметов создает условия для того, чтобы дать ученикам представление о национальном характере народа; о людях, прославивших Россию; о трудовых традициях, народных ремеслах; о нравственных ценностях; о природных богатствах своего края. Особенно много внимания уделяется русской и, в частности, народной культуре на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, где изучается целостность народного искусства, которая проявляется в знаках, символах, ритуалах, фольклоре, сказках, поверьях, пословицах, декоративно-прикладном искусстве.
Так в СОШ № 72, города Орска, педагогом начальных классов Мишиной Ириной Алексеевной, проводятся предметные недели, направленные на приобщение учащихся к духовной культуре, на развитие творческих способностей учащихся.
«Недели искусства» позволяют приобщить учащихся к миру искусства как неотъемлемой части духовной культуры общества, познакомить с особенностями народного искусства. Проводятся интеллектуальные игры по народному искусству, выставки творческих работ учащихся, учителей, родителей, народные гуляния.
В работе применяются различные формы внеклассных мероприятий (посиделки, ярмарки, гулянья, праздники). Это, прежде всего, система народных праздников. Основные праздники народного календаря (Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров и другие) пытаемся организовать и проводить на основе местных традиций.
В результате освоения народных традиций, дети узнают историю своей семьи, школы, села, района, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники; замечательных людей села, района, области, страны.
Педагог начальных классов Юдина Елена Ивановна, СОШ 125 г. Сочи использует беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира, которые развивают в детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг. Строит их от ежедневных проблем, возникающих у детей, до проблем окружающих людей. Постепенно дети сами начинают замечать, что происходит вокруг них.
Педагог начальных классов Драгожилова Алла Александровна, СОШ 61 г. Оренбурга использует чтение сказок – универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что может понять и почувствовать ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и обсуждений главной мысли. Сказка должна найти отклик в сердце ребёнка. Он должен её «прожить», поставив себя на место любимых героев. При этом ребёнок не должен давать определённых ответов, а лишь размышлять о своей жизни, о своих чувствах, поступках.
Ребёнок учится, играя, считает педагог начальных классов Ноздрачева Елена Григорьевна, СОШ 61 г. Оренбурга. Во время игры ученик за несколько минут способен выучить столько, что иным способом не постигнет и за час. Кроме этого в игре ребенок может познакомиться и с основными понятиями нравственного и безнравственного. В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и способность к построению взаимоотношений с окружающими. Через игру Елена Григорьевна постепенно формирует характер детей, корректирует их поведение.
Таким образом, изучив опыт учителей начальной школы по формированию у младших школьников представлений о культурных ценностях выявили, что активизация обучения может быть осуществлена только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень многое придумывать, открывать, изобретать, быть человеком увлеченным и любящим свой предмет. Конечно, творчество каждой возрастной группы имеет свою специфику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научно-теоретическую литературу по теме, мы можем сделать следующие выводы.
Культурные ценности – достояния определённой этнической, социальной группы, которые могут быть выражены некоторыми формами художественного, изобразительного и других видов искусств.
У младшего школьника актуализируется предметно-практическая, познавательная деятельность, проявляющаяся в конкретных формах ведущей учебной деятельности, а на ее основе формируется познавательная активность ребенка. В этот период по-новому перестраивается мотивационно-потребительная сфера, мотивы поведения и деятельности продолжают наполняться социальным содержанием. Новая социальная ситуация включает ребенка с ограниченным личным опытом общения, ранее защищенного семьей, в ситуации разноплановых межличностных отношений и общения («ребенок – взрослые», «ребенок – дети», «ребенок – учитель»), в которых следует отстаивать собственные мнения, позиции, право на автономность. Совместное участие в учебной деятельности утверждает особый тип отношений между учителем и учеником, с ориентацией ребенка на одобрение учителя. Учитель, который постоянно устанавливает требования и оценивает поведение и деятельность ребенка, выступает для школьников воплощением нормативных требований.
Анализ нормативных документов, регламентирующих достижение младшим школьником планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования в части сформированности у них представлений о культурных ценностях выявил, что новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо наполнять учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для формирования духовности в человеке, его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.
После изучения опыта учителей начальных классов по формированию представлений о культурных ценностях у младших школьников выяснилось, что обучение может осуществляться только в том случае, если сам учитель активно занимается творчеством. Для того чтобы научить детей думать, находить, изобретать, учитель сам должен много изобретать, открывать, выдумывать, стать увлеченным человеком и любить свой предмет. Конечно, у каждой возрастной группы есть свои особенности творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Александрова, Е.Я. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной отрасли / Е.Я. Александрова, И.М. Быховская. – Общественные науки и современность. – 1997. – №2. – 145 с. -
Александровская, Э. М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении / Э.М. Александровская. – Психология учебной деятельности школьников. – М., 1982. – 146 с. -
Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 98 с. -
Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе / Ш. А. Амонашвили. – М. : Просвящение, 1984. – № 5. – 267 с. -
Анисимова, А.А. Культурологические ценности у младших школьников / А. А. Анисимова // Евразийская педагогическая конференция : сб. ст. в 4 ч. / гл. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза, 2018 г. – Ч. 1. – С. 204-207. -
Анисимова, А. А. Формирование культурологических ценностей у младших школьников / А. А. Анисимова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения, инновации : сб. ст. в 4 ч. / гл. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза, 2018 г. – Ч. 1. – С. 194-197. -
Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности/ А. Г. Асмолов. – Вопросы образования. – 2008. – №1. – С. 65-86. -
Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 236 с. -
Афонькина, Ю.А. Психология развития/ Ю.А. Афонькина. – Мурманск. : Пазори, 2004. – 132 с -
Балакшин, А.С. Глубинная сущность культуры / А.С. Балакшин / Успехи современной науки. – 2017. – № 4. – С. 119–122. -
Глузман, Н.А. Младший школьник в психолого-педагогических и социальных координатах / Н.А. Глузман // Психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов II Научно-практического семинара. – Симферополь : Ариал, 2018. – С. 57–63. -
Дубравина, И.Н. Психология / И.Н. Дубравина. – М. : Академия, 2002. – 464 с. -
Жапова, Н.А. Роль культурологии в современном образовании / Н.А. Жапова // Социально-культурные процессы в условиях интеграции и дезинтеграции: материалы всероссийской научной конференции с международным участием. – Улан-Удэ : Бурятский государственный университет. – 2017. – С. 141–143. -
Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц – М. : Просвещение, 1980. – 261с. -
Кравченко, А.И. Культурология / А. И. Кравченко // Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М. : Академический Проект, 2002. – 496 с. -
Круглов, Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника/ Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника – М. : Педагогика, 2003. – 175 с. -
Куранова М. В. Формирование общечеловеческих добродетелей у младших школьников в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999. - 27 с. -
Мостова, Л. А. Антология исследования культуры / Л.А. Мостова // Интерпретации культуры. – М. ; СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. – 718 с. -
Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 3-8. -
Николаева М.Н. Формирование культурных ценностей у младших школьников / Николаева М.Н.// Научный электронный журнал Меридиан. 2017. № 4 (7). С. 84-85. -
Сенько, В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения / В.Г. Сенько. – Минск, 2006. – 190 с. -
Скоморохова М. И. Ориентация младших школьников на нравственные ценности в процессе обучения: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 1997. - 20 с. -
Скрипачева, И.А. Релятивизм понятия «культура» и попытки его преодоления в процессе изложения учебного курса культурологии / И.А. Скрипачева, Л.Н. Дорогова // Вестник славянских культур. – 2018. – №. 48. – С. 83–91. -
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко - Москва: Аспект Пресс, 2003. – 238 с. -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai.