Файл: Практическая работа к теме 1 Ценности и их роль для человека и общества Темы занятий Конспект монографии А. В. Серого, М. С. Яницкого Ценностносмысловая сфера личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует отметить высокую ценность монографии.Формирование ценностей человека является важной задачей образования. В процессе обучения происходит знакомство человека с мировой культурой, историей, формируются представления об обществе и общечеловеческих ценностях. Важным фактором развития системы ценностей является личностное влияние взрослых, например, учитель, наставник. Инструментом развития такой системы выступает общение с учителем, которому важно уметь вести диалог с обучающимся, создавать атмосферу доверия, творческую среду. Общение со сверстниками также выступает важным средством принятия ценностей.

На каждой стадии личностного развития человек сталкивается с рядом факторов, влияющих на формирование и развитие системы ценностных ориентаций, а областью пересечения и взаимодействия этих факторов выступает деятельность, в которой в свою очередь и проявляется степень развитости системы ценностных ориентаций и личности в целом.

Знакомство с порталом «Единое содержание образования»

Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка –долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения.

Для решения этих вопросов Министерство образования Российской Федерации внедрила предстоящий или скажем, уже начавшийся большой проект «Разговоры о важном».

«Разговоры o важном» – цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне зависимости от региона проживания, гарантирующий каждому обучающемуся доступ к интересному, полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных ценностях Российской Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Представим анализ определенных тем цикла «Разговоры о важном»

Таблица «Анализ федеральных занятий из цикла «Разговоры о важном»




Название мероприятия

Цель, задачи

Структура

Формы, методы

1

День народного единства

Цель: 

формирование у обучающихся исторической памяти, чувства причастности к традиционным отечественным ценностям, воспитание патриотизма, осознания себя частью единой многонациональной страны.

Формирующиеся ценности: 

историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.

Главный вывод: 

4 ноября отмечается День народного единства – праздник, способствующий объединению всех национальностей, народностей и этносов в один российский народ радиразвития и процветания России.


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Задача – нацелить обучающихся на восприятие темы.

Мотивационная часть начинается с показа видеоролика (часть №1), который эмоционально готовит ребят к разговору о единстве страны, о восприятии себя частью большой России, тем самым предваряет вступительное слово учителя.

Часть 2. Основная

Задача – представить историческую основу празднования Дня народного единства 4 ноября, формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей страны.

Часть 3. Заключительная

В заключение разговора о Дне народного единства проводится этап рефлексии, учитель предлагает в свободное время подумать о полученной на занятии информации, поговорить о ней с близкими, совершить экскурсию в места, исторически связанные с событиями 1612 года.

Рекомендуемая форма занятия:

беседа; занятие предполагает использование видеороликов, интерактивных заданий, анализ информации.


2

День пожилых людей

Цель занятия: 

формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье.

Формирующиеся ценности: 

традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба

Результаты занятия: 

осознание учащимися того, что преемственность поколений является гарантией развития современного государства, залогом сохранения исторической памяти и духовно-нравственных ценностей, поддержки младшим поколением старшего, а старшим поколением младшего.

1.Общие рекомендации. 

Это занятие посвящено людям старшего поколения - бабушкам и дедушкам, и их жизни. При отборе материалов учтена возможность использования (включения) регионального компонента: рассказ о традициях празднования Международного дня пожилых людей в разных регионах нашей страны.

2.Рекомендации по организации работы в группах. 

После мотивирующей части – видеоролика и интерактивного задания – учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с жизнью людей преклонного возраста, их заботами и проблемами и обратиться к малой прозе. Для выполнения задания в трех группах организуется работа с карточками, на каждой из которых предложены по 2 текста для обсуждения. Учителю необходимо заранее распечатать карточки. Ребятам в каждой группе предлагается прочесть текст, выполнить задание, а также выбрать докладчика, который позже будет представлять ответы группы всему классу.

3. Рекомендации по организации

обсуждения итогов групповой работы.  Учитель организует общее обсуждение итогов групповой работы. Представители от каждой из трех групп передают основную идею прочитанного и освещают те проблемы, которые, на их взгляд, являются самыми значимыми и интересными. После завершения интерактивных заданий учитель может организовать беседу о том, как каждому можно сделать жизнь бабушек и дедушек/людей зрелого возраста счастливее и интереснее.

4. Заключение. 

Итоговая рефлексия В завершающей части занятия учитель предлагает школьникам подвести итог разговора с использованием следующих выражений: «Из услышанных сегодня историй отклик в моем сердце нашла …»; «Я думаю, что самое важное для бабушек и дедушек – это …»; «Прочитанное заставило меня задуматься о том, что…»

Рекомендуемая форма занятия: 

беседа-обсуждение.

Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.


3

Россия- мировой лидер атомной отросли

Цель занятия: 

знакомство с Северным морским путем и его значение, ролью атомного ледокольного флота в развитии российской Арктики.

Формирующиеся ценности:

любовь к Родине, развитие, естественно-научные знания.

Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с погружения в основную тему через обсуждение проблемных вопросов.

Часть 2. Основная

Беседа об особенностях Арктики, ее обитателях. Особенности транспортного сообщения, значение Северного морского пути. Знакомство с российским атомным ледокольным флотом.

Часть 3. Заключительная

Подведение итогов: рефлексия. Обучающиеся узнали о природе и значении российской Арктики, о расположении и использовании Северного морского пути.

Рекомендуемая форма занятия:

беседа; занятие предполагает использование презентационных материалов, включает в себя анализ информации, работу с картинками.

4

165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского

«Невозможное сегодня станет возможным завтра» (К.Э. Циолковский)

Цель занятия:

развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники, через знакомство с фрагментами биографий исторических личностей. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою страну через осознание вклада российских деятелей в развитие мировой науки и техники.

Формирующиеся ценности: 

развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.

Результаты занятия: 

понимание учащимися того, что Россия является одной из ведущих космических держав, была ею и остается. Именно К.Э. Циолковский обосновал возможность покорения космоса, и без его открытий не было бы современной космонавтики – это повод для гордости.

Часть 1. Мотивационная.

Мотивационная часть занятия предполагает мини-рассказ учителя о том, что такое мечта. Данный текст может быть адаптирован учителем как для самого себя, так и для класса, возможна актуализация текста с опорой на внутреннюю жизнь классного коллектива. Количество вопросов викторины, которая следует за вступительной беседой, определяется учителем.

Часть 2. Основная. 

Рекомендации по организации работы в группах. После мотивирующей части и исторической справки учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с судьбами людей, внесших огромный вклад в освоение космоса. Учителю необходимо заранее распечатать карточки. Ребятам в каждой группе предлагается прочитать эту историю и постараться ответить на вопросы к ней, а также выбрать спикера, который позже будет представлять ответы группы всему классу.

Часть 3. Заключение. 

Заключительная часть занятия – это завершение беседы, когда дети вновь возвращаются к теме занятия: «Невозможное сегодня станет возможным завтра (К.Э. Циолковский)». С помощью методики «Продолжи предложение» они подводят итоги беседы. Учитель может обратить внимание на то, что полные тексты работ будут размещены в классе и (или) в группе класса в социальной сети, где они и их родители могут оставлять свои комментарии.

Рекомендуемая форма занятия: 

эвристическая беседа.

Занятие предполагает также использование видеофильма, презентации, включает в себя анализ информации и групповую работу с текстом.

5

Наша страна – Россия.  Что мы Родиной зовем?

Цель: 

пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну.

Формирующиеся ценности: 

патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация

1. Мотивационный

этап, вступительное слово учителя (используется видеоролик) Задача: настроить учащихся на восприятие темы, вызвать эмоциональный отклик.

2. Организация деятельности

учащихся Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах. Задача: пополнение словарного запаса учащихся, развитие аналитических способностей, умения вычленять главную информацию. Задание. Сравнить определения слова «Родина» и выявить в них общее. Записать получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).

3. Рефлексия. 

Вариант творческого задания Задача: пробудить у детей эмоциональный отклик на состоявшийся разговор, побудить их задуматься о личной ответственности за свою страну, о сопричастности к ее судьбе.

Рекомендуемая форма занятия: 

беседа, обсуждение.

Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру




  1. Что такое проект «Разговор о важном»?

С этого учебного года все школы России вошли в новый виток обновления содержания образования.И это не только обновление Федеральных образовательных Стандартов, а ещё и ключевой поворот в процессе воспитания. С 1 сентября 2022 Министерство Просвещения запустило в Российских школах масштабный проект–программу внеурочных занятий «Разговор о важном».

  1. Подготовка к уроку.

Задача учителя начальных классов сформировать у школьников любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм. Ему предстоит обсуждать с детьми вопросы, связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, уделяя особое внимание региональному компоненту, специфике своего региона (праздники, традиции, обычаи, герои и пр.) Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи –все это может стать предметом бесед учителя начальных классов со своими детьми. Главной формой внеурочного занятия "Разговоры о важном" является беседа с обучающимися. Но, для того чтобы заинтересовать детей начальных классов и вовлечь их в обсуждение текущей темы, недостаточно выстроить занятие в форме дискуссии или беседы. Необходимо заинтересовать детей. Поэтому при планировании занятия с обучающимися младших классов не стоит забывать об играх, интерактивных заданиях, подборе дополнительного материала.

Как говорить с современными детьми о важном –это, наверное, сегодня одна из главных компетенций, которой должны обладать наши классные руководители. И чтобы эффективно воплощать в реальность этот проект, учитель должен быть хорошо подкован и сам владеть всей необходимой информацией. Сегодня я хотела бы рассказать о том, как я готовлюсь к проведению еженедельного классного часа «Разговор о важном», какими источниками пользуюсь и как провожу занятие. Очевидно, что такие беседы не могут быть запрограммированы от слова до слова, но для удобства педагогов были разработаны следующие интернет ресурсы, которые я успешно использую при подготовке к классному часу. Для нас с вами создано множество ресурсов для подготовки к тематическим классным часам. Наша задача продуктивно использовать данную информацию для успешной реализации проекта.


  1. Сайты с информацией в помощь учителю.

  • Сайт Института Стратегии Развития Образования, где представлено содержание занятия, сценарий, методические рекомендации, дополнительная информация, видеоролики и интерактивные задания. Вся информация подобрана с учётом возраста обучающихся их интересов.

  • Академия Минпросвещения России запустила проект «Классный марафон», который нацелен на подготовку классных руководителей к еженедельным «Разговорам о важном». В выпусках принимают участие авторы-разработчики материалов. Трансляции проводятся каждую неделю, они доступны на сайтахRu-tube, в социальной сети ВК и в телеграмм канале с одноименным названием «Разговор о важном». В данных видеороликах представлены мастер-классы наших коллег из друг образовательных учреждений нашей страны. Для меня, как дляклассного руководителя –это прекрасная возможность перенять опыт других преподавателей и взять на вооружение интересные идеи и задумки.

  • Официальная группа проекта «Разговор о важном» во Вконтакте. Здесь вы можете найти подборку наглядных обучающих материалов под каждую тематику классного часа и для всех возрастных групп учащихся; рабочие листы, которые можно использовать в качестве раздаточного материала на ваших занятиях.

  1. Формы и приемы ведения урока «Разговор о важном».

На своих классных часах я стараюсь, чтобы занятие не было похоже на традиционный урок. Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию: обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, конкурсы, коммуникативные, деловые интеллектуальные игры, групповые обсуждения, литературные и музыкальные гостиные, встречи с интересными людьми, викторины, творческие мастерские, мини-сочинения, виртуальные экскурсии, конкурс талантов. В конце каждого занятия предполагается рефлексия —дети могут высказаться о том, что их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали.

  1. Как сделать урок интересным?

«Разговор о важном»- это прежде всего неформальное общение с ребятами, обсуждение вопросов, которые интересуют их самих. Для того чтобы достичь личностных результатов, достучаться до сердец ребят в этом воспитательном мероприятии я создаю атмосферу сотрудничества, доверия и доброжелательной ситуации в рамках этой внеурочной деятельности. Как этого достичь? Рекомендую придерживаться 4 принципов: интерес, сотрудничество, доверие и не назидательность. Позволить детям самим рассуждать, делать выводы. Я использую такие формы организации занятия, как дискуссия, дебаты, беседы. Особой популярностью у моих учеников пользуются интерактивные задания и игры, когда ребята делятся на команды, появляется соревновательный дух, каждый участник команды хочет ответить, высказаться и быть услышанным. Ребята учатся слушать и говорить с одноклассниками, учителем, проявлять инициативу, отстаивать свою точку зрения,
ставить цели на будущее, ценить то, что у них есть и приумножать это. Это важно для ребенка, чтобы найти свое место в обществе, реализовать потенциал.

С моей точки зрения «Разговор о важном» должен быть смыслообразующим и практико-ориентированным, чтобы дети уходили с классного часа не с чувством потерянного времени, а с багажом новых знаний и опыта, которые они смогли бы применить в своей жизни. Введение цикла «Разговор о важном» -это очень хороший и важный шаг для воспитания подрастающего поколения, прежде всего патриотического. Детей нужно возвращать в реальную жизнь из виртуальной, давать им навыки и эмоции, давать им возможность гордиться нашей страной и сопереживать нашей истории.

Вывод

Цель «Разговоров о важном» - пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения.

При проведении занятия по теме «День пожилого человека» важно поговорить с детьми об уважительном отношении к людям старшего поколения. Все мы знаем, все учителя всегда говорят об этом на уроках литературного чтения, при прочтении соответствующей литературы, на классных часах, эти темы проскальзывают параллельно на других уроках, и мы ведем воспитательную работу.

Основная ценность этого уроков рамках «Разговоры о важном» -это доброта, забота и милосердие. Я думаю, что это будет один из самых ярких и эмоциональных уроков, которые мы проведем, потому что мы будем говорить о самых наших близких людях, которые рядом снами.

Актуальные вопросы патриотизма будем раскрывать на уроках «Россия-мировой лидер атомной отросли», «День народного единства», «Что мы Родиной зовем?». Уж сегодня, как и всегда, нам приходится доказывать, что любовь к Родине никогда нельзя купить, оно у нас есть испокон веков. Особенность нравственного воспитания как психологической категории состоит в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического опыта. И этот «культурный код» есть у нас и у наших детей. Его только нужно разбудить на «Уроках мужества». На эти уроки можно приглашать наших современных героев, участников боевых действий. Сопоставлять мужество героев Отечества современных и прошлых лет.

Условия и закономерности формирования ценностных представлений личности: