Файл: Экономика труда цель и задачи освоения дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЭКОНОМИКА ТРУДА


  1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины - сформировать систему знаний о теоретико-методологических основах экономики труда, ее приложениях в профессиональной деятельности экономиста.

Задачи дисциплины:

  • усвоить современных теоретических представлений о труде, его роли, общественной организации, факторах и условиях, обеспечивающих эффективное формирование и использование трудового потенциала;

  • овладеть основами методологии и методики анализа, выявления и решения важнейших проблем труда как на микро-, так и на макроуровне;

  • обучить расчету и анализу важнейших трудовых показателей и принятия на этой основе управленческих решений;

  • приобретение базовых навыков практической работы в области анализа основных процессов и показателей формирования и использования трудового потенциала.


2. Место дисциплины в структуре программы

Дисциплина «Экономика труда» относится к дисциплинам вариативной части Блока 1..
3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

компетенции:

  • способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

  • способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

  • способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);

  • способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);

  • способностью принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13).


знать:

  • основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

  • основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;

  • базовые основы современной теории и методологии экономики труда;

  • основные понятия и показатели производительности труда, заработной платы, численности и т.д.;

  • основные элементы и направления работы по организации труда на предприятии

  • различные методы измерения производительности труда, планирования численности работников, распределения заработной платы между членами производственного коллектива, изучения затрат рабочего времени, сбора социологической информации и т.п.;

уметь:

  • рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

  • анализировать важнейшие трудовые показатели;

  • выявлять и правильно интерпретировать наиболее острые экономические проблемы формирования и использования трудового потенциала, формулировать предложения (рекомендации) по их возможному решению;

  • анализировать тенденции роста производительности труда, средней заработной платы, численности;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

  • использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

  • осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

владеть:

  • современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро-и макроуровне;

  • методами экономического анализа, используемыми в экономике труда;

  • современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы


п/п

Виды учебных занятий

Всего часов по формам обучения, ак. ч

Очная

Заочная

всего

в том числе

всего

в том числе

1

Контактная работа (объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем) (всего)

98,2




26,2




1.1

занятия лекционного типа (лекции)

24




8




1.2

занятия семинарского типа (практические),

в том числе:

72




16




1.2.1

семинар

вебинар, устное эссе, устный доклад, реферат, тест-тренинг, глоссарный тренинг, позетовое тестирование и т.д.

из них:



24

48



0

16

1.2.1.1

консультации (групповые и индивидуальные)




4




4

1.2.2

занятия семинарского типа: лабораторные работы (лабораторные практикумы)

-




-




1.2.3

курсовое проектирование (выполнение курсовой работы)

-





-





1.3

контроль промежуточной аттестации и оценивание ее результатов, в том числе:

2,2




2,2




1.3.1

консультации групповые




2




2

1.3.2

прохождение промежуточной аттестации




0,2




0,2

2

Самостоятельная работа (всего)

102




183




2.1

работа в электронной информационно-образовательной среде с образовательными ресурсами учебной библиотеки, компьютерными средствами обучения для подготовки к текущей и промежуточной аттестации, к курсовому проектированию (выполнению курсовых работ)



102






183




2.2

самостоятельная работа при подготовке к промежуточной аттестации

15,8





6,8




3

Общая трудоемкость часы

дисциплины зачетные единицы

форма промежуточной аттестации

216




216




6




6




экзамен



5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

1

Теоретические основы современной экономики труда
Предмет и задачи курса. Основные понятия о труде (предмет дисциплины «Экономика труда». Цель и задачи освоения дисциплины, ее место в профессиональной подготовке экономистов. Структура дисциплины. Современные представления о труде. Труд – основа жизнедеятельности общества. Труд как специфический экономический ресурс. Значимость труда для развития общества и личности. Организация труда в обществе, характеристика ее основных элементов: привлечение к труду, разделение и кооперация труда, воспроизводство рабочей силы и ее подготовка, распределение материальных благ. Основные понятия, связанные с изучением труда. Трудовой потенциал и эволюция, характеризующих его понятий: рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал. Виды трудовой деятельности и их классификация).

Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества (трудовой потенциал общества и его структура. Количественные и качественные характеристики. Понятие, границы, состав и источники пополнения трудовых ресурсов страны. Требования, предъявляемые к качеству рабочей силы в условиях рыночной экономики и технико-технологических и информационных нововведений. Непрерывное образование населения, его сущность и необходимость. Профессиональное обучение работников: виды, формы состояние. Факторы, влияющие на качество профессиональной подготовки работников, уровня и динамики производительности труда. Показатели производительности труда и предъявляемые к ним требования. Понятия о факторах и условиях, влияющих на производительность труда, их классификация. Управление производительностью труда в ведущих промышленно развитых странах мира)

2

Кадровые ресурсы предприятия: формирование и использование

Вознаграждение за труд – важнейший источник доходов и стимул труда (вознаграждение и стимулирование труда как средство реализации трудового потенциала работников. Основные требования, предъявляемые к организации вознаграждения работников. Сущность и функции заработной платы. Рыночные и нерыночные факторы, определяющие уровень заработной платы. Заработная плата и стоимость рабочей силы, их взаимосвязь. Конъюнктура рынка труда и ее воздействие на уровень заработной платы. Номинальная и реальная плата. Система регулирования заработной платы в народном хозяйстве, ее элементы. Государственное и договорное регулирование заработной платы. Сфера компетенции предприятий (фирм) в области организации заработной платы).

Формирование средств на оплату труда работников (тарифная система оплаты труда, ее назначение и составляющие. Единая тарифная сетка работников бюджетной сферы. Формы и системы оплаты труда работников, их назначение и условия применения. Нетрадиционные методы оплаты труда, гибкие формы оплаты труда. Производительность (эффективность) труда как важнейший показатель использования трудового потенциала. Понятие о совокупной и частной производительности. Производительность труда. Эффективность труда. Виды производительности труда. Сущность и значение процесса повышения производительности труда в материальном производстве. Методы и способы измерения производительности труда)

3

Социология труда.

Международное регулирование социально-трудовых отношений

Качество и уровень жизни населения (понятия «качество жизни» и «уровень жизни» населения, их соотношение. Значение и особенности изучения уровня и качества жизни. Система показателей качества и уровня жизни населения. Мировая практика измерения качества и уровня жизни. Минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, минимальная заработная плата, продовольственная и потребительская корзины – важнейшие социальные стандарты уровня жизни населения. Проблема малообеспеченности в современной России. Различные подходы к оценке бедности. Формы социального вспомоществования (социальной помощи). Денежные доходы населения, их виды и основные источники. Дифференциация денежных доходов. Показатели дифференциации доходов. Кривая Лоренца как отражение степени неравенства доходов. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов населения) как характеристика распределения совокупного дохода между группами населения).

Занятость населения и рынок труда (понятия об экономически активном и неактивном населении. Занятость как форма реализации трудового потенциала. Полная, продуктивная, эффективная и свободно избранная занятость. Виды и структура занятости населения. Показатели, характеризующие масштаб и уровень занятости. Рынок труда: понятие, состояние, тенденции. Основные составляющие рынка труда, его инфраструктура. Условия эффективного функционирования рынка труда в России. Безработица в России: масштабы, виды и формы. Признаки безработного. Государственная политика в области занятости, ее цель, важнейшие направления и методы. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Структура, функции и права государственной службы занятости. Роль профсоюзов на рынке труда. Рекрутинговые и кадровые агентства на рынке труда).


Модели рынка труда и регулирование занятости населения в промышленно развитых странах мира (трудовые перемещения и трудовая мобильность в условиях рыночных отношений: понятие, виды, тенденции. Управление трудовой мобильностью. Социальное партнерство в сфере труда. Социальное партнерство как тип социально-трудовых отношений. Основные сферы реализации трудового партнерства (трипартизма): занятость, оплата и условия труда. Субъекты социального партнерства. Изменение функций профсоюзов в рыночной экономике. Механизм реализации системы социального партнерства, ее правовое регулирование в России. Коллективные соглашения и договоры. Уровни реализации социального партнерства. Методы воздействия субъектов социального партнерства. Трудовые конфликты как особая форма трудовых отношений. Сущность трудовых конфликтов, их виды и функции. Забастовки – крайняя форма проявления конфликта. Способы выхода (разрешения) из конфликта)

Международная организация труда и ее роль в регулировании социально-трудовых отношений

Создание и развитие МОТ. Структура МОТ. Участие России в МОТ. Методы работы в МОТ. Направление регулирования МОТ социально-трудовых отношений. Занятость и безработица, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, права человека; условия безопасности и гигиена труда, производственная окружающая среда, заработная плата; отдельные категории трудящихся: женщины, молодежь, трудящиеся-мигранты, работники интеллектуального труда. Международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений

4

Основы управления трудовыми
ресурсами

Основы взаимоотношений работодателей с наемными работниками

Общие принципы организации труда. Рынок труда и взаимоотношения работодателей с наемными работниками. Качество рабочей силы, формы организации труда и регулирование трудовых отношений.

Основные направления оптимизации трудового процесса на предприятии

Разделение труда на предприятии, основные категории персонала. Кооперация труда на предприятии. Организация рабочего места.

5

Организация труда на предприятии

Планирование потребности в промышленно-производственном персонале

Содержание, задачи и технология планирования потребности в персонале. Анализ выполнения плана по труду за предшествующий период. Планирование трудоемкости производственной программы. Расчет баланса рабочего времени. Расчет потребности в персонале.

Планирование производительности труда

Содержание понятий эффективности и производительности труда. Планирование производительности труда по технико-экономическим факторам. Планирование производительности труда на основе трудоемкости производственной программы. Укрупненные методы планирования производительности труда.

6

Нормирование и оплата труда на предприятии

Трудовые процессы как объект нормирования


Организация трудовых процессов. Методы оценки труда. Методы исследования трудовых процессов. Основные понятия нормирования труда. Содержание и функции нормирования труда. Виды нормативов и норм. Нормирование и совершенствование организации труда.

Организация оплаты труда работников предприятия


Универсальная рыночная система оценки и оплаты труда. Особенности формирования фонда оплаты труда (ФОТ) в отечественной практике. Формы и системы оплаты труда. Основные понятия, термины и определения. Повременная форма оплаты труда и ее системы. Сдельная форма оплаты труда и ее системы. Поощрительные системы. Коллективная система оплаты труда по конечному результату. Планирование средств на оплату труда. Цели, задачи и технология планирования средств на оплату труда. Состав средств на оплату труда. Методы определения планового фонда оплаты труда. Планирование средств фонда потребления.

Совершенствование систем оплаты труда на предприятиях в целях усиления мотивации работников


Критерии дифференциации оплаты труда и элементы тарифной системы. Совершенствование тарифной оплаты труда на основе ЕТС, действующей в бюджетной сфере. Совершенствование «заводских» тарифных систем оплаты труда на основе ЕТС. Совершенствование тарифной системы оплаты труда на основе социального партнерства. Разработка бестарифных систем оплаты труда. Оплата труда, основанная на использовании чековой системы учета затрат. И взаимных расчетов подразделений. Система участия работников в прибылях и партнерство.



5.2. Содержание семинарских занятий по дисциплине

Раздел 1 «Теоретические основы современной экономики труда»

Вопросы для обсуждения

  1. Роль труда в развитии человека и общества.

  2. Общность и различия понятий «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий капитал».

  3. Структура и характеристики трудового потенциала общества.

  4. Рынок труда и его состояние в РФ.

  5. Качество и уровень жизни населения, с помощью каких показателей они могут измеряться.

  6. Раскройте содержание понятий «минимальная потребительская корзина», «минимальный потребительский бюджет», «прожиточный минимум».


Раздел 2 «Кадровые ресурсы предприятия: формирование и использование»

Вопросы для обсуждения

  1. Основные тенденции изменения форм и структуры занятости населения в РФ.

  2. Виды и формы безработицы и их распространение в РФ.

  3. Цель и направления государственной политики в области занятости.

  4. Задачи и функции службы занятости населения.

  5. Виды и источники денежных доходов населения.

  6. Показатели дифференциации денежных доходов, как они рассчитываются и что характеризуют.


Раздел 3 «Социология труда. Международное регулирование социально-трудовых отношений»

Вопросы для обсуждения

  1. Основные тенденции изменения форм и структуры занятости населения в РФ.

  2. Виды и формы безработицы и их распространение в РФ.

  3. Цель и направления государственной политики в области занятости.

  4. Задачи и функции службы занятости населения.

  5. Виды и источники денежных доходов населения.

  6. Показатели дифференциации денежных доходов, как они рассчитываются и что характеризуют.

  7. Экономическая сущность заработной платы в условиях рыночной экономики.

  8. Основные элементы организации оплаты труда.

  9. Социальное партнерство и механизм его реализации.

  10. Содержание и значение коллективных соглашений и договоров.

  11. Функции профсоюзов в рыночной экономике.

  12. Охарактеризуйте основные направления и методы работы МОТ.

  13. Понятие, элементы и свойства труда.

  14. Производительность труда (сущность, факторы).

  15. Международная организация труда (МОТ) и участии России в ее деятельности.