Файл: Цифровая экономика и цифровое производство Цифровая экономика Цели изучения темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цифровая экономика и цифровое производство
Цифровая экономика
Цели изучения темы:
- сформировать понимание понятийного аппарата информационных технологий в цифровой экономике и индустрии 4.0.;
- изучить эволюцию и классификацию информационных технологий для электронного бизнеса и электронной коммерции.
Задачи изучения темы:
 освоение основных понятий информационных технологий в цифровой экономике;
 изучение информационного пространства современного бизнеса;
 изучение преимуществ использования электронного бизнеса и электронной коммерции;
 освоение функциональных технологий поисковых систем.
В результате изучения данной темы вы будете
Знать:
 понятие цифровой экономики;
 понятие Индустрии 4.0;
 понятие электронного бизнеса;
 принципы работы электронной коммерции;
 функции цифрового производства.
Уметь:
 классифицировать информационные технологии в индустрии 4.0;
 использовать поисковые системы в электронной коммерции и продвижении сайтов.
Владеть:
 навыками работы с поисковыми системами в электронной коммерции и продвижении сайтов.
Учебные вопросы темы:
1. Цифровая экономика и индустрия 4.0: тенденции и перспективы развития электронного бизнеса и электронной коммерции.
2. Цифровая экономика: сущность и содержание.

3. Политические и технологические предпосылки перехода к цифровой экономике.
4. Цифровая экономика и цифровое производство.
5. Электронный бизнес и электронная коммерция.
6. Роль поисковых систем в электронной коммерции и продвижении сайтов.
Вопрос 1. Цифровая экономика и индустрия 4.0: тенденции и перспективы
развития электронного бизнеса и электронной коммерции
Непрерывное повышение уровня жизни и благосостоянии нации в соответствии с лучшими мировыми стандартами требует создания условий для роста экономики страны. Рост экономики – одна из основных целей государственного управления.
Уровень жизни (уровень благосостояния) – степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Уровень жизни базируется на объеме реальных доходов на душу населения и соответствующем объеме потребления.
Одним из основных показателей рассматривают размер дохода на душу
населения. Этот показатель позволяет сравнивать уровень жизни как групп населения в одной стране, так и между странами.
Главным измерителем экономического роста страны является ВВП
(валовой внутренний продукт). В общем смысле ВВП – это стоимость всех произведенных товаров и услуг компаниями внутри страны за вычетом промежуточных материалов, сырья, семян, кормов, импорта, топлива, электроэнергии, услуг логистики, транспорта, торговли, финансовых, маркетинговых и т.п.
Измеряемый за длительный период времени ВВП, с достаточно высокой точностью позволяет:
 характеризовать рост экономики, спад или рецессию;
 измерять и сравнивать производительность стран между собой;
 выступать мерилом успешности или не успешности экономической политики в целом;
 отражать уровень жизни и оценивать благосостояние населения;
 идентифицировать приоритетные отраслевые направления развития в стране.
Высокую значимость для оценки экономического развития ВВП имеет вследствие того, что он аккумулирует в себе добавленную стоимость, созданную всеми компаниями, бизнесами и учреждениями, работающими в стране.
Повышение благосостояния населения требует роста экономики. Для роста экономики необходим постоянный рост ВВП. Чтобы обеспечить рост ВВП
необходимо производить больше товаров и услуг, а также повышать добавленную
стоимость конечной продукции.
Рис. 1. Источники роста ВВП и благосостояния населения


Рост производства продукции обеспечивается за счет:
 привлечения дополнительных трудовых ресурсов;
 привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
 повышения производительности труда в различных отраслях экономики за счет технологических, управленческих усовершенствований и применения современных машин и оборудования.
В условиях ограниченных ресурсов – страны (и компании) соревнуются
в производительности. Тот, кто добивается повышения производительности труда раньше конкурентов, получает временный выигрыш в виде ренты – превышение доходов выше среднего уровня.
Именно производительность труда и способность создавать высокую добавленную стоимость, генерирует экономический потенциал страны. В этой связи для усиления национальной экономической мощи, «человеческий капитал», от мастерства которого зависит конечная производительность, является гораздо более важным фактором, чем финансовый капитал сам по себе.
«Богатство нации – не деньги, а производительность ее людей», – к такому выводу пришел Адам Смит (один из основоположников современной политэкономии) в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. От уровня технологического и научного развития страны зависит, предоставляются ли современные инструменты повышения производительности труда, и, обеспечивается ли поддержка в скорости их освоения на практике. По этой причине национальные промышленные программы закрепляют и защищают стратегические приоритеты страны.
Производственные
возможности
(промышленные компетенции и накопленные знания) определяют разные уровни богатства страны, потенциал экономического роста и, в итоге, благосостояния населения.
Рис. 2. Производственные возможности, определяющие потенциал
экономического роста в стране
Уровни богатства (производственные возможности) экономики:
1. Нулевой уровень – потребление чужих товаров и услуг (импорт).
Отсутствие производства в стране. Доход от перепродажи импорта.
2. Первый уровень – производство товаров на чужом оборудовании.
Импортозависимость от производителя.
3. Второй уровень производство собственного оборудования для производства различных товаров (сборочный уровень). Импортозависимость от
производителей станков, сборочных линий, другого воспроизводственного оборудования, необходимого в производстве, от уровня доступных инноваций.
4. Третий уровень – производство оборудования для производства оборудования.
Это так называемое воспроизводственное оборудование (производство средств производства для производства средств производства – например, станки)
– особый, главный вид машиностроения.
Воспроизводственный уровень создают самые богаты нации и наиболее влиятельные экономики, которые называют промышленные державы, от которых зависят страны-потребители этого оборудования.
Развитый воспроизводственный уровень в стране способен обеспечить быстрый рост промышленности по всем уровням, а также экономическую независимость и информационную безопасность.
Воспроизводственное оборудование формирует условия для расширенного воспроизводства, которое обеспечивает условия для богатства национальной экономики.
Воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства, представляющий собой воспроизводство материальных благ, производительных сил и производительных отношений.
Рис. 3. Виды воспроизводства
Простое воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства экономических благ внеизменных размерах. Характерно для доиндустриального хозяйства, где преобладало сельскохозяйственное и ремесленное производство, основанное на ручном труде. При простом воспроизводстве весь прибавочный продукт идет наличное потребление. Простое воспроизводство является основой для расширенного воспроизводства.
Расширенное воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства экономических благ в увеличенных размерах. При расширенном воспроизводстве возмещается не только израсходованный капитал
(использованные сырье и материалы, изношенное оборудование), но и приобретаются дополнительно более совершенные и эффективные средства производства, постоянно повышается квалификация работников, а также появляется источник средств на развитие социальной сферы и охрану
(воспроизводство) окружающей среды. Расширенное воспроизводство возможно только при непрерывном внедрении новейших достижений научно-технического прогресса в индустриальном производстве и применении более эффективных средств производства.
Эти 3 уровня производства формируют производственную систему в стране, которая включает большое количество взаимосвязей участников, и которой для своего существования и развития необходим развитый сектор услуг
или система дистрибуции.
Производство и услуги вместе, таким образом, формируют экономику.


В общем смысле, экономическая система состоит из производственной системы в стране, сферы услуг и взаимоотношений (кооперационных связей) между ними.
Рис. 4. Экономическая система
Экономика (экономическая система) – это искусство управления хозяйственной деятельностью и ресурсами страны в различных отраслях, которое включает систему производства и систему дистрибуции / торговли (или сферу услугв широком смысле, возникающих в процессе потребления произведенных продуктов), а также производственные отношения между ними, которые формируются как внутри отдельного предприятия, так и во взаимодействии всех участников цепочки создания стоимости продукта (услуги).
Для роста экономики нужно обязательное присутствие и непрерывное развитие всех трех компонентов:
 производство товаров;
 развитая сфера услуг и кооперационных связей;
 непрерывная система воспроизводства, обеспечивающая рост производительности во всех отраслях.
При этом ни один из элементов экономической системы не является более важным, чем другие. Для любой страны производственный сектор и поддержка
собственного воспроизводственного уровня является стратегически важной национальной задачей для развития экономики, сферы услуг и обеспечения роста доходов и национального благосостояния.
Та страна получит преимущества в результате технологических и цифровых инноваций, в которой развиваются, взаимодействуют, совершенствуются и растут все составляющие экономики.
Вопрос 2. Цифровая экономика: сущность и содержание
Цифровая экономика – это управление хозяйственной деятельностью и ресурсами страны в различных отраслях, включающее оцифрованную систему производства продукции и оцифрованную систему дистрибуции услуги, в которой все революционные преобразования происходят в оцифровывании (ИКТ-низации) взаимосвязей (кооперационных цепочек) между участниками с одной стороны, а с другой стороны, в оцифровывании (ИКТ-низации) всех внутренних производственных и бизнес-процессов внутри каждой компании.

В отличие от традиционной экономики, представленной отдельно сферой услуг и сферой производства товаров с линейным жизненным циклом (разработка
– производство – эксплуатация – утилизация) и неизменными на этапе эксплуатации характеристиками, при достижении наиболее сложных уровней цифровизации, в цифровой экономике происходит кардинальная трансформация производственных отношенийучастников, результатом которой является объединение услуг и производства в единую цифровую экосистему и встраивание сервисов (интеллектуальных систем) в сам продукт.
За счет создания и дальнейшего использования так называемых
продуктово-сервисных систем (Product-Service System, PSS), то есть продуктов и сервисов, которые изначально проектируются как единая система, объединяющая физический продукт и все процессы, связанные с его производством, продажей и эксплуатацией. Собственно, термин «цифровая» в определении экономики нового производственного уклада происходит от наличия кибер-компоненты в продукте-сервисе. Данный подход, в отличие от традиционного, позволяет изначально проектировать сервисно-продуктовую систему под требования узких клиентских сегментов рынка и даже отдельных клиентов.
Ключевым преимуществом цифровой экономики перед традиционной является реализация возможности автоматического управления всей системой
(или отдельными компонентами), а также ее практически неограниченное масштабирование без потери эффективности, что позволяет значительно повышать эффективность управления экономикой
(хозяйственной деятельностью и ресурсами страны в различных отраслях) на микро- и макро-уровнях.
При этом:
 все элементы экономической системы присутствуют одновременно в виде физических объектов, продуктов и процессов, а также в виде их цифровых копий (математических моделей);
 все физические объекты, продукты и процессы за счет наличия цифровой копии и элемента «подключенности / сonnectivity» становятся частью интегрированной ИТ-системы;
 через наличие цифровых копий (математических моделей) и будучи частью единой системы все элементы экономической системы непрерывно взаимодействуют между собой в режиме, близком к реальному времени, моделируют реальные процессы и прогнозируемые состояния, и обеспечивают постоянную самооптимизацию всей системы.
Таким образом,цифровая экономика превращается в адаптивную кибер- физическую систему систем, организованную таким образом, чтобы в каждый момент времени наиболее рационально использовать имеющиеся в ее распоряжении ресурсы за счет самооптимизации всех компонентов для максимально полного удовлетворения потребностей ее участников.
В части сквозного планирования и перепланирования всей цепочки создания добавленной стоимости важно отметить, что особенностью оптимизации, базирующейся на прямом автоматическом получении данных непосредственно из мест их возникновения в режиме близком к реальному времени, состоит в возможности полноценного использования вероятностных методов анализа собираемых данных и построения сложных систем имитационных математических моделей объектов управления, позволяющих в любой произвольный момент времени провести анализ «что если?» с любой степенью детализации, и выбрать наиболее оптимальный план действий.


Рис. 5. Цифровая экономика
Эффекты от «цифровизации экономики» будут тем мощнее в масштабе страны, чем сильнее развиты традиционные секторы (отрасли, бизнесы), сфера услуг и кооперационные связи между ними.
Следовательно, при цифровизации наибольшее преимущество получат те страны, в которых помимо сектора услуг и социальной сферы, существует здоровая производственная и эффективная воспроизводственная системы.
Вопрос 3. Политические и технологические предпосылки перехода
к цифровой экономике
Последовательная эволюция технологий в мире создает новые производственные инструменты и возможности для различных экономических агентов, которые в результате синергетических эффектов на все отрасли, способствуют появлению новых экономических укладов, вплоть до взрывов роста производительности в отраслях, называемых «промышленными революциями».
Следует отметить, что термин «цифровая экономика» появился в мире в 1995 году, который в момент возникновения приравнивался к понятию
«интернет-экономика» или
«web-экономика, характеризуя процессы
«интернетизации» отраслей.
Принимая во внимание современный технологический контекст и прогресс, достигнутый в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) с одной стороны, а также широкую интеграцию ИКТ-технологий в производственные и бизнес-процессы, понятие 20-летней давности приобретает новое значение, описывая цифровую трансформацию различных отраслей экономикипод воздействием экосистем, характеризуемых концепцией Индустрии
4.0.
В контексте эволюции технологий, J’son & Partners Consulting формулирует термин «цифровая экономика» следующим образом:
Цифровая экономика (Digital Economy) – это экономическая деятельность, сфокусированная на цифровых и электронных технологиях. В том числе это электронный бизнес и коммерция, а также производимые ими товары и услуги. По сути, данное определение охватывает все деловые, культурные, экономические и социальные операции, совершаемые в Интернете и с помощью цифровых коммуникационных технологий.
Ключевым преимуществом цифровой экономики перед традиционной является реализация возможности автоматического управления всей системой
(или отдельными компонентами), а также ее практически неограниченное
масштабирование без потери эффективности, что позволяет значительно повышать эффективность управления экономикой
(хозяйственной деятельностью и ресурсами страны в различных отраслях) на микро и макроуровнях.
Из приведенного выше определения следует, что цифровая экономика – это не отдельные отрасли или ИТ-компании, которые являются цифровыми. Это, прежде всего, существующая экономика – все традиционные отрасли и компании
(обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т.д.), которые под влиянием цифровой трансформации за счет технологической эволюции революционизируют свои производственные и бизнес-процессы, и получают новые возможности для роста производительности и эффективности основного (существующего) бизнеса.
Чем больше зарплаты в стране за счет развитого промышленного сектора, тем больше люди способны платить за сервисы (и наоборот, в стране с низким платежеспособным спросом люди не в состоянии потреблять инновационные дорогие продукты и услуги)
Таким образом, производственная система играет первостепенную роль, от которой зависит вся остальная экономика. А для процветания экономики нужны
ВСЕ производственные отрасли, поскольку они взаимосвязаны.
При этом, чем больше добавленной стоимости создается в стране на всех уровнях (в производстве оборудования, производстве товаров, продаже услуг) – тем богаче экономика и население.
Вопрос 4. Цифровая экономика и цифровое производство
Промышленные платформы (IoT/ IIoT-платформы, платформы интернета вещей) являются ключевым звеном экосистемы Интернета вещей, играя роль интеграционного посредника (коммуникационную платформу, межплатформенное
ПО / middleware) для организации бесшовной интеграции устройств, сетей и приложений: устройства и компоненты решений могут передавать данные в широком диапазоне форматов, используя различные протоколы связи.
Основные функции такой платформы состоят в управляемом сборе данных и реализации их автоматизированной или автоматической обработки между большим количеством участников экосистемы IoT в рамках сквозных процессов, как за счет собственной прикладной функциональности платформы, так и за счет
API-интеграции с внешними по отношению к платформе информационными системами. При этом у каждого участника свои информационные системы и множественные устройства, работающие на разных операционных системах и использующих разные стандарты, которые присоединяются к различным сетям для передачи множественных данных о состоянии объектов, систем, окружающей среды.
Облачные IoT-платформы и сервисы являются технологической основой
(эейблером) цифровизации отраслей, реализации бизнес-моделей цифровой экономикии новых принципов и технологий производства, таких как массовое индивидуализированное производство. Поскольку только облачный функционал позволяет агрегировать данные в облаке, анализировать их и предоставлять результаты анализа всем участникам цепочки создания добавленной стоимости в любой момент времени.
Следствием этого является полноценное использование глобальными вендорами IoT-платформ облачной модели предоставления функций платформ, развитые аналитические возможности, ориентация на сквозную оптимизацию всей цепочки создания добавленной стоимости, ставка на открытость и формирование обширных экосистем разработчиков приложений на базе IoT-платформ.


Поэтому термины «платформа», «IoT-платформа» и «облачный сервис» в контексте достижения высших уровней автоматизации, цифровизации отраслей и формирования цифровых двойников являются синонимами.
Использование IoT-платформ может быть, как замкнутым внутри промышленности, то есть применяться для цифровизации производственных предприятий и телеметрии установленного на промышленных предприятиях оборудования (телеметрии средств производства), так и для цифровизации других отраслей, обеспечивая функции телеметрии оборудования и промышленной продукции, используемой в других отраслях, не относящихся к промышленности: на транспорте, в ЖКХ, в сельском хозяйстве, медицине и пр.
Таким образом, использование базовых промышленных платформ выходит
далеко за пределы собственно промышленности, и охватывает все сферы
применения оборудования и промышленной продукции в других отраслях, то есть
все сферы экономики. Тем самым обуславливая критическую роль цифровизации
промышленного сектора, который в свою очередь становится драйвером
цифровизации всех других сегментов экономики.
Если удается интегрировать и оцифровать сквозным образом все звенья производственных и бизнес-процессов, информационных и ИКТ-систем, становится возможным сформировать полную (или частичную) цифровую копию
производства (digital twin). Тем самым достигается, с одной стороны отражение всех реальных физических процессов в виртуальной (цифровой) модели производства; с другой стороны, результаты цифрового моделирования могут обеспечивать обратную связь и создавать управляющее воздействие на реальные производственные процессы.
Цифровая копия производства (digital twin) – отражение всех реальных физических процессов производства в виртуальной (математической) модели в режиме реального времени, достижимое за счет сквозной интеграции и оцифровывания всех звеньев производственных и бизнес-процессов, информационных и ИКТ-систем.
Рис. 6. Процесс перехода цифровых бизнес-моделей на кибер-физические
продукты-сервисы
Экосистема – это система взаимодействия между участниками (даже конкурирующими) цепочки добавленной стоимости проектов (которая в модели развития решений и проектов интернета вещей называется «экосистема IoT»), в которой выгод от сотрудничества больше, чем конкуренции друг с другом. Используя общую инфраструктуру и интерфейс платформы, участники создают новые продукты и внедряют инновации, которые они никогда не смогли бы создать каждый по отдельности, и которые благодаря их сотрудничеству становятся доступны потребителям. В рамках такого взаимодействия каждый из участников продвигает общее решение. При этом результат достигается для всех участников цепочки создания добавленной стоимости.