Файл: Цифровая экономика и цифровое производство Цифровая экономика Цели изучения темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ключевые участники проектов Интернета вещей (Экосистемы IOT):
 поставщики устройств, используемых для подключения источников данных к IoT-платформе (производители сенсоров, дронов, с/х техники со встроенными датчиками и т.д.), имеющих подключение в публичную сеть
Интернет и способных взаимодействовать с различными специализированными облачными платформами и сервисами IoT (так называемых «подключенных устройств»);
 провайдеры услуг связи (операторы);
 провайдеры базовых технологических IoT-платформ для сбора, хранения и обработки данных;
 системные интеграторы;
 разработчики (провайдеры) сервисов IoT-услуг и/или комплексных отраслевых платформенных решений (маркет-плейсов);
 участники кооперационных цепочек, как предприятия и организации, так и конечные потребители продуктов и услуг.
Существует широкий спектр программных платформ, разработанных с целью поддержки и обеспечения работы IoT-решений.Согласно классификации
Berg Insight и First Analysis, большую часть IoT-платформ можно отнести к одной или сразу нескольким категориям.
Платформы
по
управлению
коммуникациями
(Connectivity
Management Platforms, CMP) служат для того, чтобы облегчить предоставление услуг передачи данных на мобильные и другие сети связи. Такие возможности, как частные APN, фиксированная IP-адресация и безопасные VPN-коммуникации обеспечивают большую гибкость и более высокую надежность. Функционал по управлению устройствами и подключениями включает автоматизированную инициализацию, активацию и деактивацию, а также улучшенную визуализацию отчетов и контроль. Многие ведущие мобильные операторы до сих пор используют проприетарные платформы, разработанные внутри компании (in-house), в то время как другие операторы приняли решения сторонних поставщиков – Jasper, Ericsson,
Amdocs и Comarch. Несколько поставщиков управляемых услуг М2М также предлагают платформы по управлению коммуникациями как составную часть своих предложений.
В классификации First Analysis выделяется также такая категория IoT- платформ как Network/Data (Subscriber) Management (NM) управление
сетями/данными (абонентами), которая близка к типу платформ Connectivity
Management. Такие платформы относятся к классу ПО для администрирования, которое интегрировано в операторскую сеть мобильной связи (или работает поверх нее), для обеспечения предоставления услуг передачи данных для устройств/абонентов в дополнение к функции активации/деактивации и биллинга, загрузки сети, мониторинга ее производительности, изменений data-тарифов и пр.
Продавцы и перепродавцы эфирного времени (операторы мобильной связи и MVNO), как правило, предоставляют клиентам доступ к такому ПО в рамках ежемесячной подписки на услугу передачи данных. Как и в случае платформ класса
Device Management, пользователи таких платформ обычно рассчитывают на то, что им будет доступно это ПО в рамках подписки на услугу, однако некоторые клиенты могут также получить этот функционал в другой выделенной или интегрированной платформе класса NM. Примерами таких платформ являются Jasper, Arkessa, M2M
DataSmart, EMnify, Wireless Logic и др.
Платформы по управлению устройствами (Device Management
Platforms, DM) обеспечивают удаленное управление IoT-устройствами. Такие платформы имеют широкий набор функциональных возможностей для удаленного управления, диагностики, обновления программного обеспечения и управления

жизненным циклом приложений. Примерами таких платформ являются Axiros,
Digi, Onion Omega, Redbend и др.
Платформы для обеспечения работы (поддержки) приложений
(Application Enablement Platforms, AEP) спроектированы для ускорения и упрощения разработки IoT-решений. Они обеспечивают компоненты общего горизонтального решения, которые могут быть использованы в различных отраслях и рыночных сегментах. AEP-платформы позволяют компаниям сфокусироваться на дифференциации своих продуктов и услуг и избежать дублирования типового функционала (интеграция коммуникаций, управление устройствами, сбор и хранение данных, аналитика). Платформы для обеспечения работы приложений также являются интеграционной основой для распространенных ИТ-систем на предприятии – ERP, CRM и пр. Для защиты данных и обеспечения их безопасного обмена между множеством приложений и источниками данных, AEP-платформам необходимо иметь мощные системы для обеспечения безопасности и управления авторизацией пользователей. В целом рынок AEP находится на ранней стадии своего развития, с ограниченным числом специализированных провайдеров – PLAT.ONE, PTC ThingWorx, SeeControl,
Xively и 2lemetry (приобретена Amazon). Эти компании конкурируют с системными интеграторами и компаниями, которые разрабатывают подобный функционал самостоятельно.
Согласно определению First Analysis, платформы для обеспечения работы приложений (AEP) и платформы для разработки приложений (Application
Development Platform, ADP) – это среда, которая предоставляет пользователям программные инструменты и/или шаблоны для создания (с минимальным использованием программного кода) приложений для конечных пользователей, преобразующих полученные данные в полезную информацию. Основной функционал таких платформ, как правило, включает обработку данных и управление ими, в том числе инструменты для визуализации, и в ряде случаев – более сложную аналитику. Кроме того, платформы AEP/ADP могут включать в себя платформу или даже полноценное решение для хостинга IoT/M2M- приложений, хранилища данных/запросов, решения для управления безопасностью, инструменты для интеграции со сторонним ПО и системами.
По сравнению с другими типами IoT-платформ, AEP-платформы поддерживают более сложные функции, но их набор значительно варьируется в зависимости от поставщика.
России нужны национальные отраслевые программы цифровизации, направленные на реализацию идеологии сквозного оптимизационного управления, охватывающего не только торгово-посредническую деятельность и сферу услуг, но и все отрасли промышленности. Только полноценная реализация таких программ создаст необходимые предпосылки для использования полнофункциональных средств автоматизации всеми участниками цепочек создания добавленной стоимости продуктов и услуг, и, как следствие, обеспечит быстрый рост рынка цифровых продуктов, сервисов и приложений в денежном выражении и количестве компаний-пользователей.
Отдельной задачей, которая должна ставиться на уровне бизнеса и государства при разработке программ и стратегий развития IoT и смежных рынков и технологий в России – это создание сильных отечественных производителей высокотехнологичной продукции высокого передела. Новые рынки и технологические тенденции позволяют российским компаниям разрабатывать новые продукты и решения, не оборачиваясь назад на старые рынки и технологии, а сразу ориентируясь на новые возможности, образующиеся на российском и международных рынках.


Вопрос 5. Электронный бизнес и электронная коммерция
Понятие электронного бизнеса
Электронный бизнес – форма ведения бизнеса, при которой значительная его часть выполняется с применением информационных технологий (локальные и глобальные сети, специализированное программное обеспечение и т.д.).
Электронный бизнес включает: продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку пользователей, поддержку партнерских отношений и др.
Части электронного бизнеса, связанные с Интернетом, включают в себя:
бизнес на Интернете(интернет-провайдинг, хостинг, контент- провайдинг и сервис-провайдинг);
бизнес вокруг Интернета(поставка технических средств, поставка программных средств, web-дизайн, программирование и сопутствующие услуги);
бизнес в Интернете(интернет-реклама, интернет-магазины, интернет- аукционы, интернет-расчеты, интернет-маркетинг, интернет-коммерция, информационная подписка, СМИ в Интернете).
Электронная коммерция как сфера сетевой экономики
Первоначально электронная коммерция («е-commerce») представляла собой форму организации продаж. Не претендуя на самостоятельность, она лишь воспроизводила методы традиционной коммерции, перенося их в среду Интернет.
В последствие, электронную коммерцию стали рассматривать как сферу сетевой экономики.
Под сетевой экономикой понимается хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций).
Сетевая экономика технологически представляет собой среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности.
В настоящее время существует множество определений термина
«электронная коммерция». Наиболее общее определение «электронной коммерции» как сферы экономики звучит следующим образом:
«Электронная коммерция – это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций».
Электронная коммерция обеспечивает выполнение ключевых функций сетевой экономики, способствующих проведению сделок с использованием возможностей сети Интернет. В целом эти возможности сводятся к трансформации цепей поставок, информированию покупателей, а также организации приема заказов и платежей.
Электронная коммерция состоит из шести основных элементов, обеспечивающих проведение бизнес-операций:
1. Электронный обмен данными (Electronic Data Interchange, EDI) – обмен информацией с использованием цифровых средств коммуникации стандартизированными бизнес-документами (заказы и счета) между покупателями и продавцами. Основу электронного обмена данными составляют стандарты форматирования и передачи информации, разрабатываемые Международной организацией по стандартизации (ISO).
В частности, обмен данными регулируется стандартом EDIFACT (ISO 9735)
– «Электронный обмен данными в управлении, торговле и на транспорте». Кроме этого, существуют региональные стандарты, например, ГОСТ 6.20.1-90 (Россия),
ANSI X.12 (США). Электронный обмен данными позволяет унифицировать

документооборот между торговыми партнерами, снизить количество возможных ошибок и автоматизировать потоки информации. Стандарты EDI представляют собой перечень допустимых значений, из числа которых продавец выбирает для определенного документа (например, инвойса) необходимые элементы исходя из специфики своего бизнеса.
2. Электронное движение капитала (Electronic Funds Transfer, EFS) –
электронный обмен или перевод денег с одного счета на другой. В электронной коммерции EFS связано с проведением электронных денежных трансакций.
Механизм EFS предполагает обмен данными между серверами, обрабатывающими денежные трансакции и связанную с ними информацию.
В качестве примера такого обмена данными можно привести систему международных межбанковских расчетов SWIFT (Society for Worldwide Interbank
Financial Telecommunications). В электронной коммерции такие системы используются для осуществления не только межбанковских, но и любых иных видов платежей.
Электронное движение капитала классифицируется по содержанию трансакций (дебетовые, кредитовые), по сфере их применения
(например, бизнес-трансакции) или по видам операторов (банки, провайдеры). При этом операторами трансакций могут выступать и «виртуальные организации»
(например, сервисы для обмена виртуальных денег).
3. Электронная торговля(e-trade) – проведение торговых операций и сделок в сети Интернет, посредством которых совершается покупка (продажа) товаров, а также их оплата. Операции в электронной торговле включают в себя выбор товара, подтверждение заказа, прием платежей и обеспечение доставки.
Обычно реализация этих функций обеспечивается не непосредственно продавцами, а оказывающими посреднические услуги провайдерами. Причем оплата и доставка может быть не связана с использованием сети Интернет
(например, по почте или транспортной компанией). Хотя тенденция развития электронных продаж свидетельствует о постепенном переходе к использованию возможностей Интернета на всех этап цикла продажи товара.
4. Электронные деньги (e-cash) – денежные обязательства эмитента перед доверителем в электронном виде. Электронные деньги одновременно являются средством платежа и обязательством эмитента. Их преимущество заключается в скорости безналичных расчетов, а недостаток – в ограниченности сферы применения. Перевести электронные деньги в обычные можно только в рамках взаимоотношений между их владельцем и эмитентом.
Использование электронных денег в платежных системах подразумевает наличие электронных кошельков, представляющих собой сервис онлайновых трансакций, сохраняющий платежную информацию пользователей.
Разновидностью электронных денег являются предоплаченные пластиковые карты, которые обладают всеми характеристиками пластиковых карт, но не предполагают возможности пополнения.
5. Электронный маркетинг (e-marketing) – комплекс маркетинговых мероприятий, связанный с анализом рынка и продвижением товаров в сети
Интернет. Обычно с электронным маркетингом связывают размещение в сети маркетинговой информации (сайты, блоги, реклама и т. д.), а также управление размещенным контентом
(веб-проектирование, веб-дизайн, веб-программирование и веб-администрирование).
Вместе с тем, если рассматривать электронный маркетинг как деятельность, связанную с продвижением товаров и услуг в сети Интернет, то здесь можно обнаружить все элементы традиционного комплекса маркетинга.
Ориентированность сетевой коммерции на взаимодействие с неопределенным кругом потребителей на неопределенной территории делает электронный маркетинг незаменимым инструментом продвижения товаров в сети Интернет.


6. Электронный банкинг (e-banking) – технология дистанционного банковского обслуживания, при которой доступ к счетам и операциям клиента осуществляется посредством сети Интернет. В России эта технология называется
«банк-клиент» и широко применяется большинством российских банков.
Электронный банкинг включает в себя: денежные переводы, оплату товаров и услуг, проверку остатков на банковских счетах и пластиковых картах и др.
На основе технологий дистанционного обслуживания через Интернет работают многие системы электронного банкинга и онлайновые биржи. Среди технических стандартов интернет-банкинга можно выделить: Open Financial Exchange (OFX),
Homebanking Computer Interface (HBCI) и Bank Internet Payment System (BIPS).
Основные
секторы
коммерческого
взаимодействия
(модели
взаимодействия)
Традиционно сферы электронной коммерции разделяют на секторы в зависимости от участников сделок и направления взаимодействия.
Рисунок 7. 9 секторов коммерческого взаимодействия
Жизненный цикл изделия и коммерческий цикл
Для наглядного представления основных процессов и действий, которые могут выполняться с применением информационных технологий в электронном бизнесе, рассмотрим жизненный цикл изделия и коммерческий цикл.
Жизненный цикл изделия (продукции) – временной интервал и совокупность действий, выполняемых от момента выявления потребностей в определенной продукции или услугах до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта. Жизненный цикл изделия состоит из множества этапов, включая разработку товара и подготовку производства, освоение производства товара, производство, сбыт (продажи), сервисные услуги
(доставка, послепродажное обслуживание, техническая, консультационная и другая поддержка), общефирменные функции (бухгалтерские учет, управление персоналом и др.).
Вопрос 6. Роль поисковых систем в электронной коммерции
и продвижении сайтов
На современном этапе новейшие коммуникационные технологии несут в себе огромные возможности для повышения эффективности хозяйственных процессов. Они позволяют концентрировать и передавать огромные объемы информации. Затраты на произведение таких операций значительно ниже, чем при традиционных способах работы с информацией.
Быстродействие, относительная дешевизна, и доступ широких слоев населения к информационным технологиям, в первую очередь к Интернету определили становление и стремительное развитие электронной коммерции.