Файл: Контрольная работа По дисциплине Информационное обеспечение перевозочного процесса на железнодорожном транспорте на тему Структура информационного процесса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Департамент образования и науки Костромской области
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области»
Контрольная работа
По дисциплине: «Информационное обеспечение перевозочного процесса

на железнодорожном транспорте»
на тему: «Структура информационного процесса»
Заочное отделение

Студента специальности: 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте»

Группы: 1.19 ОПиУТ

Фамилия: Шувалов

Имя: Дмитрий

Отчество: Александрович

Преподаватель: Иванова А.В.

2022г.

г.Буй

Содержание
Введение ____________________________________________________ стр.3

1. Назначение, цели и структура информационных систем управления

на железнодорожном транспорте ______________________________стр.4

2. Информационные технологии в перевозочном процессе __________стр.11

2.1 Назначение и технологические функции автоматизированной

системы оперативного управления перевозками ___________________стр.11

2.2 Диалоговая информационная система контроля оперативной работы (ДИСКОР) ___________________________________________________стр.13

2.3 Диалоговая автоматизированная система ОСКАР _______________стр.15

2.4 Автоматизированная система управления сортировочной станцией

(АСУ СС) ___________________________________________________ стр.17

3. Перспективы развития информатизации железнодорожного

транспорта _________________________________________________стр.19

Заключение __________________________________________________ стр.22

Список использованных источников _____________________________ стр.23
Введение.
В процессе своего развития человечество в любой сфере деятельности последовательно проходило стадии от ручного кустарного труда до высокотехнологичного промышленного производства. В первую очередь усилия были направлены на облегчение физического труда, а информационная сфера долгие годы была уделом умственного труда человека и с каждым годом требовала большого количества трудовых ресурсов.

Появление ЭВМ и сетей передачи данных способствовало революционным процессам в области информатизации и позволило перейти на промышленный уровень технологий и инструментальных средств.

На основе информационных технологий решается задача автоматизации информационных процессов.

Информационные технологии сегодня – это не просто средства поддержки управления, а основной элемент инфраструктуры любой отрасли.


В последние десятилетия происходит бурное развитие и внедрение информационных технологий на железнодорожном транспорте. Информационные технологии при этом рассматриваются как средство для решения стратегических задач, таких как: увеличение объемов перевозок, повышение конкурентоспособности, снижение затрат на перевозки. Ориентируясь на эти цели, в настоящее время на железнодорожном транспорте принята концепция информатизации транспорта.
1. Назначение, цели и структура информационных систем управления на железнодорожном транспорте.
Для лучшего понимания сути концепции необходимо знать следующие понятия и определения.

Концепция информатизации железнодорожного транспорта – это система целей, задач и основных направлений информатизации железных дорог, определение приоритетов, средств и путей достижения целей информатизации.

Информатизация железнодорожного транспорта – это процесс производства, распространения и повсеместного использования информации информационных услуг на железнодорожном транспорте, который базируется на массовом внедрении методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации.

Главная цель информатизации состоит в повсеместном обеспечении информацией всех технологических процессов и сфер деятельности железнодорожного транспорта, в создании информационной основы для достижения максимальной эффективности работы отрасли в условиях рыночной экономики.

Различаются два уровня информатизации: обеспечивающий и прикладной. Обеспечивающий уровень связан с формированием информационной cреды и созданием развитой инфраструктуры информатизации. Информационная среда – это, прежде всего, информация, реализованная в системе баз данных и знаний, которая обеспечивает функционирование объектов, органов управления и отдельных пользователей, связанных с железнодорожным транспортом.

Информационная среда включает в свой состав структуры данных и знаний, представленных в соответствующих базах.

Конечной целью проектирования информационной среды является создание единого прозрачного информационного пространства, в котором все заинтересованные пользователи могут быть повсеместно обеспечены необходимой им достоверной информацией в нужное время и в удобной форме.

Инфраструктура информации включает в себя:

• главный вычислительный центр (ГВЦ), обеспечивающий и поддерживающий базы данных для проведения общесетевой маркетинговой и экономической деятельности управления перевозочным процессом;



• информационно-вычислительные центры(ИВЦ), реализующие комплексы информационных услуг;

• вычислительное, телекоммуникационное оборудование, обеспечивающее выполнение операций с информацией;

• системы передачи данных (СПД);

• инструментальные программные средства, предназначенные для использования в информационной среде.

Инфраструктура информатизации должна обеспечить условия жизнедеятельности информационной среды. Прикладной уровень информатизации определяется ее пользовательской ролью, достигаемой путем формирования новых информационных технологий.

Новые информационные технологии – понятие системы, объединяющей в единое целое новые высокотехнологичные и наукоемкие методы управления железнодорожным транспортом и обеспечивающей уровень информатизации, представленный информационной средой и инфраструктурой. В соответствии со структурой информатизации железнодорожного транспорта должна быть реализована схема взаимодействия всех подразделений железнодорожного транспорта разных уровней по эксплуатации информационно-вычислительных систем.

Основными принципами при реализации Концепции информатизации железнодорожного транспорта являются:

• переход от автономных систем управления, замкнутых на отдельные хозяйства железнодорожного транспорта, к комплексам информационных систем, реализующим глобальные функции управления;

• переход к интегрированным системам автоматизированного и автоматического управления;

• переход к автоматизированным информационно-управляющим системам;

• создание комплекса взаимосвязанных централизованных и распределенных по уровням и объектам управления баз данных и баз знаний, соблюдение принципа разумного сочетания распределенных и централизованных баз данных;

• использование электронного документооборота в новых информационных технологиях;

• обеспечение информационного взаимодействия с другими видами транспорта всеми участниками перевозки, национальными разрешающими и контролирующими органами на основе электронного обмена данными с использованием международных стандартов;

• ориентация при разработке инфраструктуры информации на архитектуру взаимодействия открытых систем, использование современных архитектур типа клиент-сервер и т.д.


Информатизация технологических процессов и структур управления осуществляется через комплексные информационные технологии. Набор таких технологий, обеспечивающих максимальную реализацию одной из функций управления железнодорожным транспортом, назовем комплексом информационных технологий или просто комплексом.

На современном этапе можно рассматривать 4 комплекса:

• управление перевозочным процессом;

• управление инфраструктурой железнодорожного транспорта;

• управление маркетингом, экономикой и финансами;

• управление персоналом и социальной сферой.

Рассмотрим подробнее назначение и функционирование каждого комплекса.

Комплекс 1. Проблемы его создания сводятся преимущественно кинформационномусопровождениюперемещениягруза,выполнениютехнологическихпроцедуриоперацийтранспортногопроцесса,информационно-справочному обслуживанию пользователей транспорта, организации учета, отчетности и архивации перевозочных документов.

Комплекс 1 должен быть выполнен на базе электронного обмена данными, безбумажной технологии документооборота и обеспечивать выполнение следующих функций:

• предоставление информационных услуг при подготовке и оформлении груза к перевозке, включая обмен документами и сообщениями с разрешающими и контролирующими органами и другими участниками перевозки;

• информационное обеспечение при разработке и составлении документов для организации перевозок (расчеты оперативных планов формирования, составление графика движения поездов и т.д.);

• информационное обеспечение подготовки транспортных средств и объектов транспорта к перевозкам, включая разработку и согласование оперативных планов и технических норм для перевозочного процесса;

• информационное обеспечение станционных операций по формированию и отправлению поезда, включая составление поездных технологических документов;

• информационное обеспечение операций и процедур, связанных с движением поездов и перемещением локомотивов, включая определение дислокации и состояния подвижного состава с указанной точностью;

• индикация и контроль эксплуатационного процесса на линии (параметры графика исполненного движения по сравнению с плановым графиком, увязка с другими поездами, непрерывное слежение за движением поездов);

• автоматическое выявление конфликтов на линии, их отображение и выработка решений по устранению;


• учет и контроль состояния локомотивных и вагонных парков, информационное обеспечение решения регулировочных задач по перемещению локомотивных и вагонных парков;

• информационное обеспечение операций, мер и процедур, связанных с надежностью перевозки и сохранностью груза;

• обеспечение информационного взаимодействия с определенными железными дорогами, другими видами транспорта и другими участниками перевозки (банками, таможнями и т.д.) на основе электронного обмена документами и сообщениями;

• информационное обеспечение подразделений железнодорожного транспорта и соответствующих органов в случаях аварий, катастроф, стихийных бедствий для ликвидации последствий и обеспечения экономической безопасности;

• ведение учетной, отчетной документации и архивирование необходимых документов;

• обеспечение «прозрачного» информационного взаимодействия с комплексами 2, 3, 4 по всем вопросам, связанным с обслуживанием клиентов и пассажиров, технической эксплуатацией устройств железнодорожного транспорта, социальной защитой работников.

Комплекс 2. Создание и развитие комплекса 2 связано с переходом крыночной экономике, в основу которой положен принцип конкуренции.

Этот принцип требует переориентации в работе экономических структур на четко установленные критерии в областях:

• маркетинга (формирования заказов и планирования перевозок);

• максимизацию доходов, укрепления конъюнктурного положения и удержания доли железных дорог на транспортном рынке;

• экономики – на минимизацию затрат, связанных с выполнением производственно-эксплуатационных и ремонтных программ по обеспечению планируемых и прогнозируемых объектов перевозок;

• финансов – на стабильное обеспечение денежных (платежных)ресурсов;

• статистики – на информационное обеспечение технико-экономического анализа и принятия обоснованных решений управленческим персоналом железнодорожного транспорта.

Развитие и создание принципиально новых информационных технологий должно обеспечивать каждому специалисту (менеджеру) получение в возможно короткие сроки справочной, нормативной, проектной, отчетной и оперативной информации на их АРМ. Необходимая информация должна поступать автоматически и по запросу из информационно-планирующей системы (ИПС) регионального или сетевого уровня с возможным обращением к вневедомственным источникам данных (другие виды транспорта, предприятия-грузовладельцы, маркетинговые фирмы и т.д.).