Файл: Метод расстановок по Б. Хеллингеру в работе с семьями возможности и ограничения использования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Валя 1963 ЧУП Торговля
Толя 1974
Редактор
Мария 1961
Дежурный ЖД станции
Саша
Ольга 1992 Учитель музыки
Вова 1960
Светлана 1985
ИП Парикмахер
Оля 1992
Женя 1982
Мебельщик
Максим 2011
Муж 1982 Жена 1985
Саша 1979
Начальник электросетей
Валера
Ян
Ярослав 2007
Тимур 2013
Саша 1979
Дети
Смерть
Мужчины
Женщины
Беременность (не рожденные дети)
Брак официальный
Развод
Отчим
Описание:
Евгению 32 года, его жене Светлане — 29 лет. После предыдущего брака жены они имеют в общей сложности двоих детей. Светлана потеряла своего супруга. Первый муж Светланы женился в один и тот же год, что и Светлана познакомилась с Женей. Таким образом, оба бывших супруга пережили аналогичный эмоциональный опыт в том, что встретили своих половин. Перед рождением своего общего ребенка Женя и Светлана расстались и Светлана его родила самостоятельно, как мать – одиночка. В тот же год Евгений попал в аварию и пролежал без сознания 3 недели. В это время Светлана чувствовала за собой косвенную вину. Затем его перевели в палату, и Светлана решила после выписки предложить ему начать все сначала. Он согласился, и когда ребенку исполнился год, они поженились. Семья пережила ряд неудач в течение очень короткого периода времени.
Сестра Светланы, Ольга, пережила почти то же самое. Когда она встречалась с парнем 3 года, то так вышло, что она забеременела в 17 лет и родила Максима. В 22 года она встретила Сашу, которому 27 лет, и вышла замуж за него. Сейчас она снова беременна общим ребенком с Сашей. Так же череда неудач посетила сестру Светланы.
У Светланы еще есть брат, которому 35 лет. У него с женой Светланой так же похожа история. Светлану с Яном маленьким бросил парень. Спустя некоторое время Саша женился на Светлане. Спустя 3 года Светлана забеременела и родила общего ребенка Валеру. Как видим, у трех родных братьев и сестер, детей Марии и Владимира, история повторяется. А так же история повторилась и в том, что в течение одного года все трое детей приобрели себе жилье, о котором даже не мечтали в ближайшее время. Переживания этих семей прекратились на сегодняшний день.
2. «Анализ проблемной ситуации клиента»
Задание:
1. Опишите в форме эссе проблемную семейную ситуацию, с которой человек обратился за психологической помощью к психологу консультанту или психотерапевту (формулируемая проблема).
2. Проведите анализ ситуации, личностных характеристик клиента и его социального окружения.
3. Определите уровень психологической проблемы, дайте интерпретацию проблемной ситуации в рамках определенной психотерапевтической теории, охарактеризуйте психологическую проблему как крайне поляризованную, оценочную позицию индивидуума к элементам действительности
4. Выделите детерминанты, определяющие динамику психологической проблемы личности клиента.
5. Предложите форму и метод целенаправленного психологического или психотерапевтического воздействия, обоснуйте Ваше предложение.
Свой ответ оформите четко по указанным 5 пунктам (объем работы не менее 3 стр.)
Эссе на тему:
«АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ КЛИЕНТА»
«Обратилась женщина, от которой 1,5 года назад ушел муж. Он ушел к женщине, которая старше и менее привлекательна, чем клиентка (обратившаяся работала моделью). Все полтора года после ухода мужа женщина страдала и мучилась, чувствовала себя брошенной. Стала выпивать. Это обеспокоило дочь, которая и настояла на том, чтобы мать обратилась к специалистам».
Проанализируем ситуацию.
Перед нами — истощенная женщина, переживающая отчаяние и безысходность. Она хочет изменить ситуацию, вернуть отношения с мужем в прежнее русло, а муж всем своим поведением сообщает, что он не хочет жить с этой женщиной. Конечно — это тяжелая, сложная травматическая ситуация, проблемная ситуация, потому что клиентка хочет, но не может ее изменить. Но, как уже было сказано, психолог-консультант не нацелен на проблемные ситуации, он нацелен на проблемы конкретного человека. И эти проблемы находятся не в ситуации, а в пространстве данной личности. Начинающие консультанты склонны идентифицировать трудности, испытываемые клиентом, с ситуацией. Люди часто видят причины своих проблем в поведении других (муж безразличен, дети — эгоисты, начальник— самодур и т. д.).
Однако проблемная ситуация не существует сама по себе. Личностные проблемы данного человека и конкретная проблемная ситуация— категории взаимосвязанные. И, как это ни странно, когда человек разрешает личные проблемы, ситуация перестает быть проблемной. Любой из нас может вспомнить такие периоды в своей жизни, когда нам казалось, что «все рухнуло, жизнь потеряла смысл...». Тем не менее по прошествии времени мы вспоминаем эти ситуации и не понимаем, почему так реагировали. Зачастую люди говорят: «Сейчас это кажется такой ерундой, смешно вспомнить».
В случае с Марией Николаевной, несмотря на всю тяжесть ситуации, ее нельзя назвать безвыходной. Безвыходность определяется отношением к ситуации самой клиентки. Специалист может помочь ей понять и отразить ее личные затруднения в сложной ситуации.
Давайте посмотрим, в чем затруднения нашей клиентки.
По тому, что и как она говорит, возникает впечатление, что Мария Николаевна знает о том, что ее муж не хочет продолжать супружеские отношения, но она не хочет это принять. Об этом свидетельствует, в частности, и то, что, когда консультант попытался спросить о разводе, уже после того, как о нем упомянула сама клиентка, Мария Николаевна «не услышала» вопроса. Она относится к ситуации так, как будто в реальности этого быть не может. Однако, на самом деле, все обстоит именно так.
Вероятно, есть другая реальность, в которой этого быть не может, в которой есть определенные и жесткие правила и табу. Назовем это психологической реальностью данного человека.
Следует помнить, что непосредственного доступа в реальное пространство у консультанта нет, и консультант может соприкасаться с ним только в том случае, если клиент будет делиться с ним своим опытом пребывания там. Получается, что все эти представления являются только предположениями консультанта, т. е. гипотезой по поводу психологических затруднений данной клиентки. О том, насколько эти предположения верны, знает только сама Мария Николаевна.
В данном случае консультант предполагает, что клиентка как будто понимает и одновременно с этим не желает принимать того, что муж не хочет продолжать супружеские отношения. Клиентка с этим согласилась и сквозь слезы поведала о том, что она все это «понимает и знает, только это трудно принять». Но, если что-то не принимать, с этим ничего нельзя сделать. Не принимая какую-то ситуацию, мы не можем вести себя в ней адекватно. Наша психика трансформирует в нашем сознании ситуацию в соответствии с тем, какой мы хотим ее видеть. И этот образ бывает весьма далек от реальности. В этом случае мы долго мучаемся, потому что ищем варианты и предпринимаем действия в вымышленном мире.
В чем психологическая проблема клиентки?
Можно сказать, что психологическая проблема клиентки состоит в том, что она хочет найти выход, но не может этого сделать, потому что ищет его, не принимая того, что случилось. Очевидно, что причины, которые определяют такое отношение клиентки к ситуации, лежат внутри нее.
Она — человек чрезвычайно зависимый от своих родителей и от тех норм, правил, которые усвоила в отчем доме. Нормы эти отличаются большой жесткостью. В соответствии с ними развод — табу. Исходя из этого, становится понятным, почему клиентка испытывает такие трудности в данной ситуации.
Психологически понятная связь между трудностями, которые испытывает клиент (жалобами), ситуацией, в которой возникли эти трудности, и особенностями личности клиента называется психологическим диагнозом.
Очень часто люди, пришедшие в кабинет психолога-консультанта, задают вопрос: «Может быть, я не туда пришел?» Если указанная выше связь существует, специалист может с достаточной уверенностью сказать, что человек пришел по назначению.
Итак, в данном случае ответ утвердительный. Важно, чтобы клиент и консультант имели общее, разделяемое обоими представление о проблеме клиента. В данном случае, выраженное от лица клиентки, оно может звучать так: «Я понимаю, что эта ситуация не уникальна и из нее есть выход. Многие люди сталкивались с подобными проблемами и разрешали их — разводились. Но я чувствую себя так, как будто я лишена такой возможности, хотя понимаю, что никто, кроме меня самой, не может эту проблему разрешить. Я понимаю, что это зажимы, "тиски" внутри меня, но как от них освободится? Я
ведь взрослый человек, и мне себя не изменить...»
В этом месте психолог в доступных и понятных словах может объяснить клиенту, что изменить свое отношение к ситуации возможно. Для этого клиенту необходимо обратиться к себе и попытаться понять, что в нем определяет формирование этого отношения и, как следствие, этих реакций. Только тогда возможны изменения, только тогда могут открыться новые перспективы. При этом очень важно, чтобы клиент понимал, что обращение к себе — это его работа, что это он будет исследовать себя, а мы будем его на этом пути сопровождать, используя все свои знания, навыки и опыт подобных путешествий.
В используемом нами примере клиентка говорит: «Мне мешает ощущение несвободы, зависимость от правил, от родителей. Я хотела бы освободиться от этой зависимости, стать внутренне более свободной...» Сформулированное таким образом обращение мы называем рабочим запросом. Рабочий запрос принимается специалистом и определяет направление консультативной работы. Остается обсудить ряд формальных условий: частоту встреч, время каждой сессии, финансовые вопросы, место и т. п.
Вот теперь, когда есть разделяемое представление о психологической проблеме клиента, определена цель дальнейшего взаимодействия (для чего?), прояснены вопросы о том, какова роль каждого из участников, и сформулированы условия, можно сказать, что заключен договор (контрактом).
Таким образом, этап работы с проблемой направлен на решение следующих задач:
- поиск выхода из сложной жизненной ситуации;
- определение средств и методов этого выхода;
- выявление внутренних трудностей, мешающих человеку видеть возможные способы разрешения проблемы, лишающих его выбора и возможности двигаться к поставленным целям и блокирующих доступ к внутренним ресурсам.
Каждую сессию можно разделить на следующие этапы:
вводная часть;
основная часть;
завершение.
Консультант должен быть внимательным к любого рода сообщениям, которые не всегда формулируются в открытой форме и не всегда выражаются словами. Изменение силы голоса или тембра речи, позы, жесты, мимика и т. п. — все это может быть скрытым выражением того, что происходит с клиентом. Однако мы не можем точно знать, что это значит, поскольку нам непосредственно не доступен внутренний мир другого человека. Более того, нам кажется, что не следует ориентироваться на универсальные схемы, описывающие значение невербальной экспрессии, например, «универсальный язык жестов»— ведь все люди разные, и, принимая неповторимость каждого человека, мы должны принять неповторимость всех его проявлений. На наш взгляд, это особенно важно учитывать психологу-консультанту, поскольку он работает не с проблемой или диагнозом, а с конкретным человеком, чей внутренний мир (во всем многообразии психологических элементов и их взаимосвязей) неповторим. Как же поступать с тем, что мы видим и слышим и что, на наш взгляд, несет скрытый смысл? Мы можем высказать это как предположение, и,