Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Читательская грамотность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Читательская грамотность» для 3 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Примерной программы начального общего образования и авторской программы М.К. Антошина «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» / сборник программ внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования авторов Алексашиной И.Ю., Антошина М.К., Волковой С.И., Борисовой О.А. и др.
-
Общая характеристика курса
Методологическая основа программы – системно-деятельностный подход. Внеурочная деятельность, как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее развитие личности ребенка. Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников, чтение занимает особое место. В ПООП НОО смысловое чтение определяется как общеучебное универсальное действие: «смысловое чтение, как осмысление цели чтения
общеучебное универсальное действие: «...смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной деятельности вообще. Ее качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его смысл.
Владение ребёнком смысловым чтением – залог развития его устной речи и следующей ступени – письменной.
-
Цели и задачи курса
Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Читательская грамотность»– формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров, стилей.
Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом.
Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики. В первую очередь, скорость и точность.
Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы – полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.
Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и предполагает несколько этапов:
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст. Поиск в энциклопедии. Словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной
выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения – средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие:
- дыхания;
-артикуляционного аппарата;
- дикции;
-интонационного строя речи.
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Основная форма организации внеурочной деятельности по курсу «Читательская грамотность» – внеурочная деятельность познавательной направленности.
Занятия курса имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности детей – познавательные, практические, поисковые, игровые.
1. Познавательная деятельность:
-познавательные беседы;
-познавательные игры;
-дискуссии;
-дидактический театр;
-экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения
(«Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш-пауза и др.).
3. Проблемно-ценностное общение:
дискуссии, посвящённые морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).
Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были записаны профессиональными актерами с соблюдением всех необходимых условий, определяемых дидактическими задачами.
Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
При разработке программы учтены требования международных исследований PIRLS и RISA.
Программа может реализовываться в сочетании с учебниками литературного чтения образовательных систем «Школа России», «Перспектива», «Школа 21 века», а также другими УМК.
-
Место курса в учебном плане
Программой предусмотрено проведение занятий в 1 классе – 34 часа, во 2 классе – 34 часа, в 3 классе – 34 часа
Корректировка
Количество часов по учебному плану и календарному графику филиала МАОУ Гагаринская СОШ – Синицынская ООШ, утвержденному на 2022-2023 учебный год -34 недели.
-
Планируемые результаты освоения программы курса
3 год обучения
-
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью. Позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая свое отношение к читаемому. Делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).
-
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать. Излагать и интерпретировать фактический материал, отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
-
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). -
Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато). -
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев.
-
Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.
-
Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.
-
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.
-
Содержание программы
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текст.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
3.1 Учебный план «Читательская грамотность» (34 ч.)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Стихотворение А. Усачева « 1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября». | 1 |
2. | Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка». | 2 |
3. | Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер». | 4 |
4. | Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер». | 2 |
5. | Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья». | 2 |
6. | Китайская сказка «Олени и пес». | 1 |
7. | Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес». | 3 |
8. | Занятие в компьютерном классе. | 1 |
9. | Рассказ Н. Сладкого «домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках». | 3 |
10. | Экскурсия в библиотеку. | 1 |
11. | Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни». | 3 |
12. | Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни». | 2 |
13. | Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина». | 1 |
14. | Учебный текст « Как определить падеж имени существительного?» Готовимся к постановке рассказа «Падежи Юры Сережкина». | 3 |
15. | Рассказ Н. Носова «Заплатка». | 1 |
16. | Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка». | 2 |
17. | Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения. | 1 |
18. | Резерв. Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | 1 |
19. | Итого | 34 |