Файл: Задание по расчету цилиндрической зубчатой передачи.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коэффициент осевого перекрытия:
Расчет на выносливость зубьев при изгибе:
Коэффициенты, учитывающие форму зуба принимаем:
Коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев:
ZH=1.77*cosβ=1.77*0.848=1,501
Коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес:
ZM=275 Н1/2/мм
Коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий:
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями:
kHα=1.13; kHβ=1.05
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении:
KHv=1.03
Удельная расчетная окружная сила:
Допустимое контактное напряжение:
Допускаемое предельное контактное напряжение:
Расчет на контактную прочность:
Условие при расчете выносливости зубьев при изгибе:
Коэффициент, учитывающий форму зуба:
YF1=3.84, для зубьев шестерни
YF2=3.61, для зубьев колеса
Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев Yε=1
Коэффициент, учитывающий наклон зубьев:
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями:
Коэффициент, учитывающий распределение на грузки по ширине венца:
kFβ=1.1
Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении:
KFv=1.07
Удельная расчетная окружная сила:
Допустимое напряжение на изгиб:
Для зубьев шестерни определяем:
Предел ограниченной выносливости зубьев на изгиб при базе испытаний 4*106:
Коэффициент безопасности для колес с однородной структурой материала принимаем SF=1.7
Коэффициент учитывающий влияние приложение нагрузки на зубья kFC=1 -для нереверсивной передачи.
Коэффициент долговечности находим по формуле:
, поэтому принимаем kFL=1
Для зубьев колеса соответственно определяем:
SF=1.7; kFC=1; kFL=1; т.к NFE2=3.24*107>4*106
Расчет на выносливость при изгибе:
Допустимое предельное напряжение на изгиб:
Предельное напряжение не вызывающая остаточной деформации или хрупкого излома зубьев для шестерни и колеса.
Принимаем коэффициент безопасности SF=1,7
Расчет на прочность при изгибе для шестерни:
Расчет на прочность при изгибе для колеса:
3.Усилия в зацеплении зубчатой передачи и нагрузки на валы
Усилия в зацеплении прямозубых цилиндрических зубчатых колес определяются по формулам:
Окружное усилие:
Радиальное усилие:
Осевое усилие:
4. Расчет тихоходного вала и выбор подшипников.
Для предварительного расчета принимаем материал для изготовления вала:
Материал- Сталь 40 нормализованная
σв=550 МПа
σТ=280 МПа
Допустимое напряжение на кручение [τ]=35 МПа
Диаметр выходного участка вала:
Для определения расстояния между опорами вала предварительно находим:
- длина ступицы зубчатого колеса lст=80 мм
- расстояние от торца ступицы до внутренней стенки корпуса ∆=8мм.
- толщина стенки корпуса:
- ширина фланца корпуса:
- диаметр соединительных болтов:
- размеры для установки соединительных болтов:
- ширина подшипника В=22 мм принята первоначально для подшипника 212 с внутренним посадочным диаметром 60 мм и наружным диаметром 110 мм.
- размеры h1=14 мм и h2=10 мм назначены с учетом размеров крышек для подшипников с наружным диаметром 111 мм.
- ширина мазеудерживающего кольца с=6мм и расстояние до подшипника f=6мм, (смазка подшипника пластичной смазкой (V=2,939 м/с<3 м/с), поэтому мазеудерживающие кольца lk≈18мм
Таким образом, расстояние между опорами вала равно:
так, как колесо расположено на валу симметрично относительно его опор, то а=в=0,5*l=0.5*138=69 мм
Конструирование вала:
Диаметры:
- выходного участка вала d1=40 мм
- в месте установки уплотнений d2=55 мм
- в месте установки подшипника d3=60 мм
- в месте посадки колеса d4=63 мм
Длины участков валов:
- выходного участка l1=2d1=2*40=80 мм
- в месте установки уплотнений l2=45 мм
- под подшипник l3=B=22 мм
- под мазеудерживающее кольцо l4=lk+2=18+2=20 мм
- для посадки колеса l5=lСТ-4=80-4=76 мм
Проверка статической прочности валов
Радиальные реакции в опорах вала находим в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Составляющие радиальных реакций в направлениях окружной и радиальной сил на каждой из опор вала будут равны:
Осевая реакция опоры 1 равна осевой силе:
Fa=Fx=1810.82 H
Максимальные изгибающие моменты в двух взаимно перпендикулярных плоскостях:
Результатирующий изгибающий момент:
Эквивалентное напряжение в опасном сечении вала:
Напряжение изгиба вала:
Напряжение сжатия вала:
Напряжение кручение вала:
Номинальное эквивалентное напряжение:
Максимальное допустимое напряжение:
Проверка статической прочности вала при кратковременных нагрузках:
Выбор подшипников качения тихоходного вала.
Для опор тихоходного вала предварительно назначаем подшипник 212 с внутренним посадочным диаметром d=60 мм, динамическая грузоподъемность которого С=52000 Н и статическая грузоподъемность С0=3100 Н
Для опоры 1:
, что соответствует е=0,23
Отношение
Х=0,56; Y=1.95, а расчетная динамическая нагрузка
Для опоры 2:
поэтому X=1; y=0
Расчетная динамическая нагрузка:
С учетом режима нагружения (Т), для которого коэффициент интенсивности kE=0.8. расчетная эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник:
Для 90% надежности подшипников (a1=1) и обычных условиях эксплуатации (a23=0.75) расчетная долговечность подшипников в милн.об:
Расчетная долговечность подшипника в часах:
что больше требуемого срока службы передачи.
4.Шпоночные соединения
Выбор размера шпонок
Для проектируемой сборочной единицы тихоходного вала выбираем следующие размеры призматических шпонок: