Файл: В. С. Автономов модель человека в экономической теории и других социальных науках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В.С.Автономов
МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И
ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ*
Автономов Владимир Сергеевич. Родился в 1955 г.
Окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Член-корреспондент Российской академии наук. Заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений
РАН.
Профессор Высшей школы экономики
Экономическая наука, как и другие дисциплины, относящиеся к общест- венным наукам, — социология, политология, психология, антропология, — имеет своим предметом человеческое поведение. В самом широком смысле можно сказать, что все содержание экономической науки состоит из описа- ния человеческого поведения, понимая под этим не только индивидуальное поведение, но и неумышленные последствия взаимодействия индивидов, а также институты, в которых воплотилось прошлое поведение. В этом ши- роком смысле говорить о человеке в экономической теории было бы тавто- логично. Однако научный подход к описанию и предсказанию человечес- кого поведения требует от общественных наук его обобщения, типизации.
На практике это проявляется в использовании определенной поведенческой гипотезы, предполагающей упрощенное представление о человеческой природе. Эта гипотеза, или модель, является не предметом изучения, а инструментом исследования, элементом метода соответствующей теории.
При этом для каждой из общественных наук характерно свое представление о человеке, о логике его поведения1, фиксирующее те его свойства, кото- рые составляют главный интерес для данной отрасли знания, и абстраги-
*Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант
97-02-02056).
1
Как пишет немецкий исследователь Р. Блюм, у каждой из общественных наук есть свой
homo logicus (Blum R. Die Zukunft des Homo oeconomicus // Das Menschenbild der Ökonomischen
Theorie / Hrsg. B. Biervert, M. Held. Frankfun a. M.; N.Y., 1991. S. 111.
© B.C. A
BTOHOMOB
,
1998 24
рующееся от остальных его признаков. Именно содержание этой рабочей модели человека, выбор составляющих ее признаков определяют специ- фику общественных наук, разделение труда между ними, очерчивает пред- мет их исследования
2
. Более того, можно показать, что выработка своей специфической модели человека лежала в основе обособления отдельных общественных наук от "моральной философии". Но прежде чем начать сопоставительный анализ, необходимо в общих чертах охарактеризовать экономического человека
3
Экономический человек — краткая характеристика
Единого, "классического" определения модели человека в современной экономической науке не существует. В общем виде модель экономического человека обязана содержать три группы факторов, представляющих цели че- ловека, средства для их достижения (как вещественные, так и идеальные) и информацию (знание) о процессах, посредством которых средства ведут к достижению целей (наиболее важными из таких процессов являются произ- водство и потребление)
4
. Методологи экономической науки применяют различ- ные группировки и описания отдельных свойств экономического человека.
Однако разночтения между многочисленными дефинициями далеко не всегда можно назвать существенными. В этом разделе мы приведем общую схему модели экономического человека, отражающую, на наш взгляд, точ- ку зрения, принятую большинством современных исследователей
5 2
См.: Nicolaides P. Limits to the expansion of neoclassical economics // Cambridge Journal of
Economics. 1988. V. 12. N 3. P. 324; Hartfiel G. Wirtshaftliche und soziale Rationalität: Untersuchungen zum Menschenbild in Ökonomie und Soziologie. Stuttgart, 1968. S. 4.
3
Термину "экономический человек" (homo oeconomicus) разные авторы придают разные зна- чения. В рамках данной работы мы будем называть так модель, или концепцию, человека в эконо- мической теории. Удачное определение дает известный экономист и методолог Ф.Махлуп: "Homo oeconomicus - это метафорическое или образное выражение, обозначающее предпосылку гипоте- тико-дедуктивной системы экономической теории" (Machlup F. The Universal Bogey // Essays in
Honour of Lord Robbins. L., 1972. P. 113). Место обитания нашего экономического человека — это прежде всего теоретические труды ученых-экономистов. В этом смысле в параллель экономи- ческому человеку можно поставить социологического, психологического, политологического и других. Отношение между экономическим человеком и человеком, участвующим в реальной хозяйственной жизни, — это отношение даже не между теорией и практикой, а между предпо- сылками теории и практикой. Это отношение представляет собой серьезную методологическую проблему, о которой будет сказано ниже.
4
См.: Knight F.H. Ethics and Economic Reform // Freedom and Reform: Essays in Economics and
Social Philosophy. N.Y., 1947. P. 84.
5
См. по этому поводу. Kirchgässner G. Homo ökconomicus. Das ökonomische Modell individuellen
Verhaltens und seine Anwendung in den Wirtschafts - und Sozialwissenschaften. Tübingen, 1991. S. 12-63.
25


1. Экономический человек находится в ситуации, когда количество до- ступных ему ресурсов является ограниченным. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор
6
.
2. Факторы, обусловливающие этот выбор, делятся на две строго раз- личающиеся группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения характе- ризуют субъективные потребности и желания индивида, ограничения — его объективные возможности. Предпочтения экономического человека являются всеохватывающими и непротиворечивыми. Главными ограниче- ниями экономического человека являются величина его дохода и цены отдельных благ и услуг. В ситуациях, далеких от модели совершенной кон- куренции, ограничениями являются также действия других участников рынка.
Предпочтения экономического человека являются более устойчивы-
ми, чем его ограничения. Поэтому экономическая наука рассматривает их как постоянные, абстрагируется от процесса их формирования и изучает реакцию индивида на изменение ограничений
7 3. Экономический человек наделен способностью оценивать возмож- ные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их резуль- таты соответствуют его предпочтениям (то, что имели в виду К. Бруннер и
У. Меклинг, говоря о "человеке оценивающем" - Evaluating Man)
8
. Другими словами, альтернативы всегда должны быть сравнимы между собой.
4. Делая выбор, экономический человек руководствуется собствен- ными интересами, которые могут при этом включать и благосостояние других людей (например, членов семьи). Важно то, что действия индивида определяются его собственными предпочтениями, а не предпочтениями его контрагентов по сделке и не принятыми в обществе нормами, тради- циями и т.д.
Эти свойства позволяют человеку давать оценку своим будущим пос- тупкам исключительно по их последствиям (как предполагает утилита-
6
Отметим, что в этом, казалось бы, естественнейшем предположении заложено определенное историческое допущение: европейский человек христианской культуры с его фаустовской неогра- ниченностью потребностей (см.: Красильщиков В.А. Превращения доктора Фауста (Развитие человека и экономический прогресс Запада). М., 1994). Очевидно, что, например, для буддиста такое предположение весьма проблематично (о буддистском взгляде на экономические проблемы см.: Kolm S.- С. Philosophie de Teconomie. Paris, 1986).
7
См.: Bleaney M., Stewart I. Economics and Related Disciplines // Companion to Contemporary
Economic Thought / Ed. by D. Greenaway, M. Bleaney, I. Stewart. L.; N.Y., 1993. P. 730.
8
Brunner K., Meckling W.H. The Perception of Man and the Conception of Government // Journal of Money, Credit and Banking. 1977. N 1. P. 60-85.
26

ристская этика), а не по исходному замыслу (как предполагает этика деон- тологическая). В этом смысле экономический человек и по сей день оста- ется утилитаристом.
Благодаря предпосылке собственного интереса всякое взаимодействие между экономическими субъектами принимает форму обмена
9
.
5. Находящаяся в распоряжении экономического человека информация, как правило, является ограниченной, — ему известны далеко не все доступ- ные варианты действия, а также результаты известных вариантов, — и не изменяется сама по себе. Приобретение дополнительной информации тре-
бует издержек. Один из доступных ему вариантов выбора состоит в том, чтобы отложить решение на потом и заняться поиском новой информации.
Время, в течение которого необходимо принять решение, является наряду с доходом одним из ресурсных ограничений, а издержки поиска — одним из ценовых ограничений.
6. Выбор экономического человека является рациональным в том смысле, что из известных вариантов выбирается тот, который согласно его мнению или ожиданиям в наибольшей степени будет отвечать его
предпочтениям или, что то же самое, максимизировать его целевую функ-
цию. В современной экономической теории предпосылка максимизации целевой функции означает лишь, что люди выбирают то, что они пред- почитают, —она просто устанавливает связь между упорядоченными пред- почтениями и актом выбора или действием
10
. Необходимо подчеркнуть, что мнения и ожидания, о которых идет речь, могут быть ошибочными, и субъективно рациональный выбор, с которым имеет дело экономическая теория, может казаться иррациональным более информированному внеш- нему наблюдателю
11
. Экономический человек может делать ошибки, но они могут быть только случайными, а не систематическими.
Сформулированная выше модель экономического человека сложилась в ходе более чем двухвековой эволюции экономической науки. За это время некоторые признаки экономического человека, ранее считавшиеся основополагающими, отпали как необязательные. К этим признакам относятся непременный эгоизм, полнота информации, мгновенная реакция.
Правда, точнее будет сказать, что свойства эти сохранились в модифи- цированном, зачастую трудно узнаваемом виде.
9
Другими формами взаимодействия могут быть, например, отношения любви или угрозы
(см.: Boulding K.E. The Economy of Love and Fear: A Preface to Grant Economics. Wadsworth, 1973).
10
См.: Hausman D.M. The inexact and separate science of economics. Cambridge, 1992. P. 18.
11
См.: McKenzie R.B., Tullock G. Modem Political Economy: An Introduction to Economics.
N.Y., 1978. P. 26-27.
27


Главная характеристика современного экономического человека заключается в максимизации целевой функции
12
. Это свойство, которое можно назвать
экономической
рациональностью,
заслуживает специального рассмотрения.
Понятие экономической рациональности
Понятия рационального выбора и рационального поведения играют важнейшую роль в методологии экономической теории. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что обращаться с этими понятиями следует с максимальной аккуратностью
13
. Для того чтобы прояснить, в каком смыс- ле мы употребляем понятие "рациональность", полезно установить, чему оно противопоставляется в данном контексте
14
Понятие рациональности в экономической науке употребляется в ином смысле, чем в других общественных науках, где рациональное поведение трактуется ближе к его обыденному толкованию и означает приблизитель- но "разумное", "адекватное ситуации"
15
. Соответственно антитезой рацио- нальному в данном значении будет "неразумное", "неадекватное". Критерий рациональности является здесь интуитивным и относится не только к средствам, но и к целям поведения, т. е. является содержательным. Рацио- нальное в данном значении — синоним функционального: так можно наз- вать поведение индивида или группы, если оно объективно способствует
12
"Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в современной микро- экономике, заключается в том, что поведение людей мотивируется желанием максимизировать чистый выигрыш, получаемый при осуществлении операций" (Хайман Д.Н. Современная микро- экономика: анализ и применение. В 2-х т. М., 1992. Т. 1. С. 14.) Упоминание о микроэкономических моделях связано не только с тем, что учебник Хаймана посвящен именно микроэкономике. Дело в том, что в макроэкономических теориях предпосылка максимизационного поведения не является столь же универсальной. l3
«Безусловно, "рациональность" принадлежит к тем понятиям, от которых легче отказаться, чем пытаться освободить их от груза научных и обыденных ассоциаций, противоречивых и часто неплодотворных» (Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988. С. 153.)
14
«3начение понятий "рациональность", "рациональный" функционально, контекстуально обусловлено: оно зависит от того, в каком ряду сопоставлений и противопоставлении возникает это понятие, противополагается ли рациональное мнению (античность), вере (средневековье), догматизму предрассудков (эпоха Просвещения), эмпирическому... или иррациональному...» (Авто- номова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988. С. 11).
15
Карл Поппер формулирует принцип рациональности так: "Индивиды всегда действуют в соответствии с ситуацией, в которой находятся" (Popper К. La rationalite et le statut du principe de rationalite // Les Fondements Philosophiques des Systemes Economiques. Paris. 1967. P. 145.)
28

их сохранению и выживанию, даже если эта цель сознательно не ставится.
Даже невротическое поведение можно назвать рациональным в том смыс- ле, что оно позволяет человеку как-то компенсировать полученную психи- ческую травму
16
Рациональное поведение в данном смысле объективно способствует приведению системы в равновесие, которое, однако, вовсе не обязательно является оптимальным ее состоянием (лечение с помощью психоанализа как раз и направлено на то, чтобы патологическое равновесие через невроз заменить более предпочтительным равновесием, в котором участвует соз- нание). Рациональность поведения, из которой исходят такие науки, как социология, психология, антропология, вовсе не обязательно подразуме- вает его осознанность.
Такую функциональную рациональность следует отличать от более узкой концепции рациональности как оптимизирующего поведения, кото- рая принята в основном течении экономической науки. Здесь критерий рациональности является формальным: рациональность в большинстве случаев означает максимизацию данной (любой) целевой функции при дан- ных ограничениях
17
, т.е. выбор оптимальных средств без каких-либо требо- ваний к содержанию (рациональности) самой цели.
В зависимости от наличия или отсутствия полной информации понятие экономической рациональности раздваивается
18
. При полной информации рациональным (логически эквивалентным максимизации некоторой целе- вой функции) является выбор, сделанный на основе всеохватывающего
(полного) и непротиворечивого (транзитивного) набора предпочтений, при отсутствии полной информации рациональным является выбор варианта с максимальной ожидаемой полезностью. Если непротиворечивость пред- почтений может быть сочтена признаком любого рационального выбора в самом широком смысле слова, то их всеохватность, а также непрерыв- ность и взаимозаменяемость являются специфическими признаками эко- номической рациональности
19 16
См.: Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. Вып. 3. С. 19.
17
Ограничения (например, информационные) могут быть такого рода, что максимизация
Целевой функции будет состоять в поиске не оптимального (слишком дорого обойдется), а первого попавшегося удовлетворительного варианта. Однако и в этом случае максимизационная логика сохраняется.
18
См., например: Blaug M. The Methodology of Economics, or How Economists Explain. Cam- bridge. 1992. P. 229.
19
См.: Elster J. Sour Grapes. Studies in the Subversion of Rationality. Cambridge; Paris, 1983. P. 10.
29