Файл: Протокол от 2022 года утверждаю директор мбу до рцвр карпеченко К. С.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление образования Красносулинского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Районный центр внешкольной работы



СОГЛАСОВАНО

на заседании МО спортивного, туристско-краеведческого отдела

Протокол № __ от______2022 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО РЦВР

_________________ Карпеченко К.С.

Приказ № _____ от ______2022 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Дончата»
Возрастной состав учащихся – 7 – 10 лет

Продолжительность образовательного процесса – 1год
Автор:

Педагог дополнительного образования

Чигирина Л.В.

х. Пролетарка

2022 год

Пояснительная записка
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дончата» имеет туристско - краеведческую направленность.

Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.


Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением учащихся, жизнью города Красного Сулина и Ростовской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так далее.

Практическая значимость программы заключается в следующем:

  1. Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.

  2. Благодаря обучению по программе у учащихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.

  3. Учащиеся учатся проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.

Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориентированная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции.

Данная программа предназначена к реализации для учащихся в возрасте 7-10 лет и опирается на местный краеведческий и исторический материал.

Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества. Но развитие личности - процесс длительный. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная воспитательная работа по формированию детской личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Младший школьник – существо творческое, стремящееся к самовыражению, к реализации своих способностей. Конкретность, динамичность, эмоциональность — вот условия активного восприятия и усвоения исторического материала.

Значимость использования краеведческого материала обусловлена еще и тем, что знания младшего школьника в процессе обучения формируются не только путем усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений, но и путем непосредственного восприятия памятников истории и культуры родного края, с помощью экскурсии, через реальные предметы, найденные на чердаке.



Продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Дончата» составляет один год. Основной учебно-тематический план составлен на 144 академических часа в год. Учащиеся по данной программе могут заниматься (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14) по 4 часа в неделю: 2 раза по 2 часа, продолжительность занятий 40 минут. Экскурсии, как правило, проводятся в выходные дни в соответствии с календарно-тематическим планированием. Для эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 15 человек, состав групп - постоянный.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Дончата»: чтение и анализ краеведческих материалов, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый;

  • проектный;

  • исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

Репродуктивный методприменяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.

Исследовательский методиспользуется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.
Данная цель реализуется в следующих задачах:


образовательные:

  • формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;

  • формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,

  • формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации,

  • формирование элементов творческой деятельности.


развивающие:

  • развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;

  • формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;

  • развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;

  • развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;

  • развитие образного и логического мышления.


воспитательные:

  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окру­жающего мира, своего места в нём;

  • формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;

  • воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.


Учебно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ план




занятий

Название раздела, темы

Количество учебных часов

Формы контроля

всего

теория

практика




  1. Введение в программу

18

9

9

1

Входная диагностика. Вводный инструктаж

2

1

1

анкетирование

тестирование

2

Что такое «краеведение»?

2

1

1

опрос

3-4

Ключи к тайнам истории, или науки, которые помогают ис-торику - краеведу.

4

2

2

наблюдение

5-6

Россия - наша Родина.

4

2

2

опрос

7-8

Москва – столица нашей Родины.

4

2

2

опрос

9

Контрольное занятие. Испытай себя.

2

1

1

тестирование

кроссворд




  1. Мой край родной. История Красного Сулина.

36

19

17




10-11

Ростовская область на карте России.

4

2

2

наблюдение

12-13

Ростов на Дону – областной центр Ростовской области..

4

2

2

наблюдение

14-15

Малая Родина – город Красный Сулин.

4

2

2

наблюдение

16-17

Символика города Красного Сулина.

4

2

2

наблюдение

18-19

Географическое положение и климат города Красного Сулина. Население города.

4

2

2

опрос

20-21

История создания города Красного Сулина

4

2

2

опрос

наблюдение

22-23

Православные храмы Красного Сулина.

4

2

2

опрос

наблюдение

24-25

Архитектура Красного Сулина.

4

2

2

опрос

наблюдение

26

Красный Сулин в годы Великой Отечественной войны.

2

2

-

опрос

наблюдение

27

Контрольное занятие. Испытай себя.

2

1

1

тестирование

кроссворд




  1. Мой край родной. Красный Сулин сегодня.

38

19

19




28-29

Красный Сулин сегодня. Посёлки города Красного Сулина.

4

2

2

опрос

наблюдение

30-31

Улицы Красного Сулина.

4

2

2

опрос

наблюдение

32-33

Предприятия нашего города.

4

2

2

опрос

наблюдение

34-35

Красный Сулин – культурный город.

4

2

2

опрос

наблюдение

36-37

Достопримечательности и памятные места нашего города.

4

2

2

опрос

наблюдение

38-39

Известные люди нашего города.

4

2

2

опрос

наблюдение

40-41

Природные ресурсы нашего края.

4

2

2

опрос

наблюдение

42-43

Растения нашего края.

4

2

2

опрос

наблюдение

44-45

Животные нашего края.

4

2

2

опрос

наблюдение

46

Контрольное занятие. Испытай себя.

2

1

1

тестирование

кроссворд




  1. Я и моя семья

48

20

28




47

Генеалогия как наука.

2

2

-

наблюдение

48-49

Что в имени твоем?

4

2

2

опрос

наблюдение

50-51

Историческое прошлое семьи.

4

2

2

опрос

наблюдение

52-53

Дом, в котором я живу.

4

2

2

наблюдение

54-56

В мире профессий.

6

2

4

наблюдение

57-58

Семейные обязанности и традиции.

4

2

2

наблюдение

59-60

Герб моей семьи.

4

2

2

наблюдение

61-63

Семейный альбом

6

2

4

наблюдение

64-66

Семейные реликвии.

6

2

4

наблюдение

67-70

Мини - проект «Мое родословное древо»

8

2

6

наблюдение




  1. Итоговые_занятия_«Я_в_этом_городе_живу,_я_этот_город_знаю».__4__1__3'>Итоговые занятия «Я в этом городе живу, я этот город знаю».

4

1

3




71

Экскурсия по городу Красному Сулину

2

-

2

итоговое занятие

72

Итоговое занятие.

2

1

1

итоговое занятие

Итого




144

68

76






Раздел 1. Введение в программу

Раздел 1. Введение в программу.