Файл: Протокол от 2022 года утверждаю директор мбу до рцвр карпеченко К. С.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление образования Красносулинского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Районный центр внешкольной работы
СОГЛАСОВАНО на заседании МО спортивного, туристско-краеведческого отдела Протокол № __ от______2022 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО РЦВР _________________ Карпеченко К.С. Приказ № _____ от ______2022 год |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дончата»
Возрастной состав учащихся – 7 – 10 лет
Продолжительность образовательного процесса – 1год
Автор:
Педагог дополнительного образования
Чигирина Л.В.
х. Пролетарка
2022 год
Пояснительная записка
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дончата» имеет туристско - краеведческую направленность.
Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.
Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением учащихся, жизнью города Красного Сулина и Ростовской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так далее.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
-
Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края. -
Благодаря обучению по программе у учащихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю. -
Учащиеся учатся проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.
Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориентированная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции.
Данная программа предназначена к реализации для учащихся в возрасте 7-10 лет и опирается на местный краеведческий и исторический материал.
Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества. Но развитие личности - процесс длительный. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад. Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная воспитательная работа по формированию детской личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Младший школьник – существо творческое, стремящееся к самовыражению, к реализации своих способностей. Конкретность, динамичность, эмоциональность — вот условия активного восприятия и усвоения исторического материала.
Значимость использования краеведческого материала обусловлена еще и тем, что знания младшего школьника в процессе обучения формируются не только путем усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений, но и путем непосредственного восприятия памятников истории и культуры родного края, с помощью экскурсии, через реальные предметы, найденные на чердаке.
Продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Дончата» составляет один год. Основной учебно-тематический план составлен на 144 академических часа в год. Учащиеся по данной программе могут заниматься (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14) по 4 часа в неделю: 2 раза по 2 часа, продолжительность занятий 40 минут. Экскурсии, как правило, проводятся в выходные дни в соответствии с календарно-тематическим планированием. Для эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 15 человек, состав групп - постоянный.
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Дончата»: чтение и анализ краеведческих материалов, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
-
объяснительно-иллюстративный; -
репродуктивный; -
частично-поисковый; -
проектный; -
исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный методприменяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.
Исследовательский методиспользуется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.
Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего школьника на основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
образовательные:
-
формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края; -
формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение, -
формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации, -
формирование элементов творческой деятельности.
развивающие:
-
развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся; -
формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры; -
развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края; -
развитие внимания к собственной речи и речи собеседника; -
развитие образного и логического мышления.
воспитательные:
-
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; -
формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни; -
воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
Учебно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ план
№ занятий | Название раздела, темы | Количество учебных часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
|
| 18 | 9 | 9 | |
1 | Входная диагностика. Вводный инструктаж | 2 | 1 | 1 | анкетирование тестирование |
2 | Что такое «краеведение»? | 2 | 1 | 1 | опрос |
3-4 | Ключи к тайнам истории, или науки, которые помогают ис-торику - краеведу. | 4 | 2 | 2 | наблюдение |
5-6 | Россия - наша Родина. | 4 | 2 | 2 | опрос |
7-8 | Москва – столица нашей Родины. | 4 | 2 | 2 | опрос |
9 | Контрольное занятие. Испытай себя. | 2 | 1 | 1 | тестирование кроссворд |
|
| 36 | 19 | 17 | |
10-11 | Ростовская область на карте России. | 4 | 2 | 2 | наблюдение |
12-13 | Ростов на Дону – областной центр Ростовской области.. | 4 | 2 | 2 | наблюдение |
14-15 | Малая Родина – город Красный Сулин. | 4 | 2 | 2 | наблюдение |
16-17 | Символика города Красного Сулина. | 4 | 2 | 2 | наблюдение |
18-19 | Географическое положение и климат города Красного Сулина. Население города. | 4 | 2 | 2 | опрос |
20-21 | История создания города Красного Сулина | 4 | 2 | 2 | опрос наблюдение |
22-23 | Православные храмы Красного Сулина. | 4 | 2 | 2 | опрос наблюдение |
24-25 | Архитектура Красного Сулина. | 4 | 2 | 2 | опрос наблюдение |
26 | Красный Сулин в годы Великой Отечественной войны. | 2 | 2 | - | опрос наблюдение |
27 | Контрольное занятие. Испытай себя. | 2 | 1 | 1 | тестирование кроссворд |
|
| 38 | 19 | 19 | |
28-29 | Красный Сулин сегодня. Посёлки города Красного Сулина. | 4 | 2 | 2 | опрос наблюдение |
30-31 | Улицы Красного Сулина. | 4 | 2 | 2 | опрос наблюдение |
32-33 | Предприятия нашего города. | 4 | 2 | 2 | опрос наблюдение |
34-35 | Красный Сулин – культурный город. | 4 | 2 | 2 | опрос наблюдение |
36-37 | Достопримечательности и памятные места нашего города. | 4 | 2 | 2 | опрос наблюдение |
38-39 | Известные люди нашего города. | 4 | 2 | 2 | опрос наблюдение |
40-41 | Природные ресурсы нашего края. | 4 | 2 | 2 | опрос наблюдение |
42-43 | Растения нашего края. | 4 | 2 | 2 | опрос наблюдение |
44-45 | Животные нашего края. | 4 | 2 | 2 | опрос наблюдение |
46 | Контрольное занятие. Испытай себя. | 2 | 1 | 1 | тестирование кроссворд |
|
| 48 | 20 | 28 | |
47 | Генеалогия как наука. | 2 | 2 | - | наблюдение |
48-49 | Что в имени твоем? | 4 | 2 | 2 | опрос наблюдение |
50-51 | Историческое прошлое семьи. | 4 | 2 | 2 | опрос наблюдение |
52-53 | Дом, в котором я живу. | 4 | 2 | 2 | наблюдение |
54-56 | В мире профессий. | 6 | 2 | 4 | наблюдение |
57-58 | Семейные обязанности и традиции. | 4 | 2 | 2 | наблюдение |
59-60 | Герб моей семьи. | 4 | 2 | 2 | наблюдение |
61-63 | Семейный альбом | 6 | 2 | 4 | наблюдение |
64-66 | Семейные реликвии. | 6 | 2 | 4 | наблюдение |
67-70 | Мини - проект «Мое родословное древо» | 8 | 2 | 6 | наблюдение |
|
| 4 | 1 | 3 | |
71 | Экскурсия по городу Красному Сулину | 2 | - | 2 | итоговое занятие |
72 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | итоговое занятие |
Итого | | 144 | 68 | 76 | |
Раздел 1. Введение в программу
Раздел 1. Введение в программу.