Файл: Протокол от 2022 года утверждаю директор мбу до рцвр карпеченко К. С.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Входная диагностика. Вводный инструктаж.
Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Правила поведения во время поездок по городу. Знакомство с детьми, их интересами.
Практика: Игры на знакомство («Имя в движении», «Извините, обознался…», «Вам письмо»). Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки учащихся: проведение анкетирования «Мои увлечения» и викторины «Что ты знаешь о родном крае».
Тема 2: Что такое «краеведение»?
Теория: Что изучает краеведение. Какое бывает краеведение (географическое, историческое, экономическое, этнографическое и т.д.). Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Практика: Что такое карта? Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Как «читать» историческую карту.
Тема 3. Ключи к тайнам истории, или науки, которые помогают ис-торику - краеведу.
Теория: Знакомство с понятиями: хронология – одна из вспомогательных дисциплин краеведа; историческое время, единицы измерения времени. Объяснение понятию «документ» во всем его многообразии. Остановленное время можно увидеть в картине, фотографиях, окружающих нас предметах, постройках и книгах. «Исторический источник». Какие бывают источники: письменные, вещественные, устное народное творчество.
Практика: Работа с документами, музейными предметами. Работа с «лентой времени».
Тема 4. Россия – наша Родина.
Теория: Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди называют своей Родиной. Понятие Родина, малая родина, родной край, район, область. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза.
Практика: Раскрашивание флага. Рисование дерева. Загадки, пословицы о Родине.
Тема 5. Москва – столица Российского государства.
Теория: Москва – столица нашей Родины. Основание Москвы. Князь Юрий Долгорукий. Красная площадь. Московский кремль. Храм Василия Блаженного. Царь – пушка. Царь – колокол. Московское метро.
Практика: Видеопрезентация «Лучший город земли». Кроссворд «Москва». Пословицы и поговорки о Москве.
Тема 6. Контрольное занятие «Испытай себя».
Теория: Выполнение тестовых заданий по разделу 1.
Практика: Кроссворд «Родина», «Российские флаг, герб, гимн».
Раздел 2. Мой край родной. История Красного Сулина.
Тема 7. Ростовская область на карте России.
Теория: Понятие область, регион. Территория и географическое положение УРостовской области. Знакомство с картой, границы, история образования. Символика области.
Практика: Творческая работа «Загадочный мир названий». Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 8. Административно – территориальное деление Ростовской области.
Теория: Город Ростов на Дону, Красный Сулин, Шахты, Новочеркаск. Районы Ростовской области.
Практика: Работа с картой Ростовской области.
Тема 9. Население Красного Сулина.
Теория: История заселения и формирования населения. Численность населения. Этнический состав населения. Особенности расселения жителей.
Практика: Работа с картой Красносулинского района. Работа в библиотеке. Сбор информации о знаменитых земляках.
Тема 10. Экономика и культура края.
Теория: Промышленность края. Топливно – энергетический комплекс.. Лесная промышленность. Строительный комплекс. Агропромышленный комплекс. Культура края Традиционная одежда народов. Фольклор. Топономика.
Практика: Видеоэкскурсия по Ростовской области.
Экскурсия в Ростовский краеведческий музей на экспозицию «Мастер-кластер».
Тема 11. Малая Родина – город Красный Сулин.
Теория: Город, в котором живем. Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания.
Практика: Творческое задание: сочинение сказки о появлении города.
Экскурсия по городу.
Тема 12. Символика города Красного Сулина.
Теория: Димитровград – город в Ульяновской области. Наш город на карте России, на карте Ульяновской области. Символика города: герб, флаг.
Практика: Работа с картой Ульяновской области.
Тема 13. История первых поселений
Теория: Первые поселения в районе города. Что такое город? Дата основания города Красного Сулина1797 год.
Практика: Работа с исторической картой XVII века, архивными документами.
Тема 14. Православные храмы Красного Сулина.
Теория: Свято Покровский храм. Строительство Екатерининской церкви.
Практика: Просмотр фотографий и презентации. Сбор материала о храмах.
Экскурсия в православный храм.
Тема 15.Архитектура .
Теория: Улицы старого города. Главная улица. Старые названия улиц. Особенности архитектурной застройки тех лет. Расположение важных объектов в городе: здания Народного дома, здания мужской и женской гимназии, площади, вокзал, жилые дома купцов, пожарная охрана, земская школа, мельница, лавки и магазины.
Практика: Просмотр фотоматериалов. Сбор материала о зданиях XIX – XX века. Видеоэкскурсия по купеческой усадьбе.
Экскурсии по Центральному району города.
заводу.
Тема 16. Красный Сулин в годы Великой Отечественной войны.
Теория: В первые месяцы войны. Земляки в боях за Родину. Красносулинцы – герои Советского Союза. Военные детство и юность. Тыл работает для фронта..
Практика: Сбор информации об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Оформление альбомов, фотовыставок, презентаций.
Экскурсия экскурсия к Мемориалу Победы.
Тема 17. Контрольное занятие. Испытай себя.
Теория: Выполнение тестовых заданий.
Практика: Викторина «На фронте и в тылу».
Раздел 3. Мой край родной. Красный Сулин сегодня.
Тема 18. Красный Сулин сегодня. Районы города .
Теория: Административные районы города. История появления посёлков. Площадь Ленина – главная площадь города.
Практика: Посёлок, в котором я живу. Составление сообщений по теме.
Экскурсии обзорная по посёлкам города Красного Сулина.
Тема 19. Улицы Красного Сулина.
Теория: Что такое улица? В судьбе страны – судьба города ( названия улиц, отражающие исторические события). Среди милых сердцу названий (названия улиц, отражающие природные особенности). Они всегда рядом с нами (названия улиц в честь героев).
Практика: Сбор материала о названиях улиц. Составление картосхемы района города с указанием улиц.
Экскурсия по историческому Центральному району города по ул.Гагарина ( бывшая Конная). «Путешествие по улице».
Тема 20. Предприятия нашего города.
Практика: Знакомство с профессиями родителей. Оформление альбома о профессиях.
Экскурсия на одно из промышленных предприятий города.
Тема 21. Красный Сулин – культурный город.
Теория: Что такое музей? Основные музейные термины: экспонат, витрина, копия и др. Правила поведения в музее. Музейные профессии. О чём можно узнать в краеведческом музее города. Домашний музей. Детская библиотека города. Значение библиотеки, правила посещения библиотеки.
Практика: представление экспонатов домашнего музея учащимися, выступающими в роли экскурсовода.
Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Тема 22. Достопримечательности и памятные места нашего города.
Теория: Памятники истории, культуры и архитектуры. Их значение научное, художественное, историческое. История их создания, авторы. Понятия «архитектура», «памятник», «скульптура». Скульптурные памятники, находящиеся на территории микрорайона. Основные элементы скульптурных памятников: пьедестал, постамент, бюст, барельеф и др.
Практика: знакомство со скульптурными памятниками города. Рассказ о человеке, которому возведен скульптурный памятник.
Экскурсия к скульптурному памятнику.
Экскурсия к Мемориалу Победы и на Аллею Славы.
Тема 23. Известные люди нашего города.
Теория: Почетные граждане нашего города. Трудовые династии. Творчество выдающихся людей нашего города – писателей, поэтов, художников. Известные артисты нашего города.
Практика: сбор и оформление информации «Люди, прославившие Красный Сулин».
Тема 24. Природные ресурсы нашего края.
Теория: Знакомство с водными объектами, расположенными на территории города: река Кундрючья, Гнилуша. Растительный и животный мир водоемов. Значение и охрана водоемов.
Практика: Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Составление рассказа о водоеме. Составление правил поведения на водоемах.
Экскурсия на водоем (реку или пруд в зависимости от погодных условий).
Тема 25. Растения нашего края.
Теория: Знакомство с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Красного Сулина и Ростовской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.
Практика: Работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
работа с картой Ростовской области и выяснение места произрастания данного растения, отличительные особенности данного растения, полезные свойства растения; выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, составление рецептов и т.д.);
Тема 26. Животные нашего края.
Теория: Знакомство с животными Красного Сулина и Ростовской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.
Практика: Работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет; работа с картой Ростовской области и выяснение места обитания данного животного; отличительные особенности данного животного; практическая значимость животного; выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, отгадывание загадок и т.д.).
Тема 27. Контрольное занятие. Испытай себя.
Теория: Выполнение тестовых заданий.
Практика: Викторина «История города Красного Сулина». Конкурс рисунков «Наш город».
Раздел 4. Я и моя семья.
Тема 28. Генеалогия как наука.
Теория: Генеалогия (греч.genealogia – родословная) – историческая дисциплина, занимающаяся изучением родословных и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц. Понятие семья, род, родословная. Состав семьи. Полное имя (имя, отчество) членов семьи. Распределение обязанностей в семье.
Практика: Создание карточки с именем, рисунок времени года, когда родился. Заполнение таблиц «Моя семья», «Распределение обязанностей». Выставка фотографий «Это мы».
Тема 29. Что в имени твоем?
Теория: Имя, фамилия, отчество, прозвище. История человека, семьи, рода всегда связана с его именем. Науки, изучающие происхождение имен, фамилий, прозвищ - ономастика, антропонимика, топонимика. Имя – это личное название, которое присваивается человеку при рождении и под которым он известен в обществе. Фамилия – прибавляемое к имени наследственное семейное наименование, устойчивое не менее чем в трех поколениях. Отчество – это наименование по личному имени отца, состоящее из основы имени отца и окончаний :– ович, - евич, - овна, - евна,- ич, -ична.
Практика: Исследование истории происхождения своего имени и фамилии учащимися. Составление листа с описанием значения своего имени.
Тема 30. Историческое прошлое семьи.
Теория: История рода. Род, родня, родные. Понятия «поколение», «потомки», «предки». Кто кому как приходится. Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и дедушках. Смена поколений. Преемственность в семье.
Практика: Составление поколенной росписи.
Тема 31. Дом, в котором я живу.
Теория: Дом, в котором я живу. Что означает слово дом? Знакомство с жилищами других народов и необычными домами мира.
Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Правила поведения во время поездок по городу. Знакомство с детьми, их интересами.
Практика: Игры на знакомство («Имя в движении», «Извините, обознался…», «Вам письмо»). Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки учащихся: проведение анкетирования «Мои увлечения» и викторины «Что ты знаешь о родном крае».
Тема 2: Что такое «краеведение»?
Теория: Что изучает краеведение. Какое бывает краеведение (географическое, историческое, экономическое, этнографическое и т.д.). Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Практика: Что такое карта? Отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. Как «читать» историческую карту.
Тема 3. Ключи к тайнам истории, или науки, которые помогают ис-торику - краеведу.
Теория: Знакомство с понятиями: хронология – одна из вспомогательных дисциплин краеведа; историческое время, единицы измерения времени. Объяснение понятию «документ» во всем его многообразии. Остановленное время можно увидеть в картине, фотографиях, окружающих нас предметах, постройках и книгах. «Исторический источник». Какие бывают источники: письменные, вещественные, устное народное творчество.
Практика: Работа с документами, музейными предметами. Работа с «лентой времени».
Тема 4. Россия – наша Родина.
Теория: Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди называют своей Родиной. Понятие Родина, малая родина, родной край, район, область. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза.
Практика: Раскрашивание флага. Рисование дерева. Загадки, пословицы о Родине.
Тема 5. Москва – столица Российского государства.
Теория: Москва – столица нашей Родины. Основание Москвы. Князь Юрий Долгорукий. Красная площадь. Московский кремль. Храм Василия Блаженного. Царь – пушка. Царь – колокол. Московское метро.
Практика: Видеопрезентация «Лучший город земли». Кроссворд «Москва». Пословицы и поговорки о Москве.
Тема 6. Контрольное занятие «Испытай себя».
Теория: Выполнение тестовых заданий по разделу 1.
Практика: Кроссворд «Родина», «Российские флаг, герб, гимн».
Раздел 2. Мой край родной. История Красного Сулина.
Тема 7. Ростовская область на карте России.
Теория: Понятие область, регион. Территория и географическое положение УРостовской области. Знакомство с картой, границы, история образования. Символика области.
Практика: Творческая работа «Загадочный мир названий». Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 8. Административно – территориальное деление Ростовской области.
Теория: Город Ростов на Дону, Красный Сулин, Шахты, Новочеркаск. Районы Ростовской области.
Практика: Работа с картой Ростовской области.
Тема 9. Население Красного Сулина.
Теория: История заселения и формирования населения. Численность населения. Этнический состав населения. Особенности расселения жителей.
Практика: Работа с картой Красносулинского района. Работа в библиотеке. Сбор информации о знаменитых земляках.
Тема 10. Экономика и культура края.
Теория: Промышленность края. Топливно – энергетический комплекс.. Лесная промышленность. Строительный комплекс. Агропромышленный комплекс. Культура края Традиционная одежда народов. Фольклор. Топономика.
Практика: Видеоэкскурсия по Ростовской области.
Экскурсия в Ростовский краеведческий музей на экспозицию «Мастер-кластер».
Тема 11. Малая Родина – город Красный Сулин.
Теория: Город, в котором живем. Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания.
Практика: Творческое задание: сочинение сказки о появлении города.
Экскурсия по городу.
Тема 12. Символика города Красного Сулина.
Теория: Димитровград – город в Ульяновской области. Наш город на карте России, на карте Ульяновской области. Символика города: герб, флаг.
Практика: Работа с картой Ульяновской области.
Тема 13. История первых поселений
Теория: Первые поселения в районе города. Что такое город? Дата основания города Красного Сулина1797 год.
Практика: Работа с исторической картой XVII века, архивными документами.
Тема 14. Православные храмы Красного Сулина.
Теория: Свято Покровский храм. Строительство Екатерининской церкви.
Практика: Просмотр фотографий и презентации. Сбор материала о храмах.
Экскурсия в православный храм.
Тема 15.Архитектура .
Теория: Улицы старого города. Главная улица. Старые названия улиц. Особенности архитектурной застройки тех лет. Расположение важных объектов в городе: здания Народного дома, здания мужской и женской гимназии, площади, вокзал, жилые дома купцов, пожарная охрана, земская школа, мельница, лавки и магазины.
Практика: Просмотр фотоматериалов. Сбор материала о зданиях XIX – XX века. Видеоэкскурсия по купеческой усадьбе.
Экскурсии по Центральному району города.
заводу.
Тема 16. Красный Сулин в годы Великой Отечественной войны.
Теория: В первые месяцы войны. Земляки в боях за Родину. Красносулинцы – герои Советского Союза. Военные детство и юность. Тыл работает для фронта..
Практика: Сбор информации об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Оформление альбомов, фотовыставок, презентаций.
Экскурсия экскурсия к Мемориалу Победы.
Тема 17. Контрольное занятие. Испытай себя.
Теория: Выполнение тестовых заданий.
Практика: Викторина «На фронте и в тылу».
Раздел 3. Мой край родной. Красный Сулин сегодня.
Тема 18. Красный Сулин сегодня. Районы города .
Теория: Административные районы города. История появления посёлков. Площадь Ленина – главная площадь города.
Практика: Посёлок, в котором я живу. Составление сообщений по теме.
Экскурсии обзорная по посёлкам города Красного Сулина.
Тема 19. Улицы Красного Сулина.
Теория: Что такое улица? В судьбе страны – судьба города ( названия улиц, отражающие исторические события). Среди милых сердцу названий (названия улиц, отражающие природные особенности). Они всегда рядом с нами (названия улиц в честь героев).
Практика: Сбор материала о названиях улиц. Составление картосхемы района города с указанием улиц.
Экскурсия по историческому Центральному району города по ул.Гагарина ( бывшая Конная). «Путешествие по улице».
Тема 20. Предприятия нашего города.
Практика: Знакомство с профессиями родителей. Оформление альбома о профессиях.
Экскурсия на одно из промышленных предприятий города.
Тема 21. Красный Сулин – культурный город.
Теория: Что такое музей? Основные музейные термины: экспонат, витрина, копия и др. Правила поведения в музее. Музейные профессии. О чём можно узнать в краеведческом музее города. Домашний музей. Детская библиотека города. Значение библиотеки, правила посещения библиотеки.
Практика: представление экспонатов домашнего музея учащимися, выступающими в роли экскурсовода.
Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Тема 22. Достопримечательности и памятные места нашего города.
Теория: Памятники истории, культуры и архитектуры. Их значение научное, художественное, историческое. История их создания, авторы. Понятия «архитектура», «памятник», «скульптура». Скульптурные памятники, находящиеся на территории микрорайона. Основные элементы скульптурных памятников: пьедестал, постамент, бюст, барельеф и др.
Практика: знакомство со скульптурными памятниками города. Рассказ о человеке, которому возведен скульптурный памятник.
Экскурсия к скульптурному памятнику.
Экскурсия к Мемориалу Победы и на Аллею Славы.
Тема 23. Известные люди нашего города.
Теория: Почетные граждане нашего города. Трудовые династии. Творчество выдающихся людей нашего города – писателей, поэтов, художников. Известные артисты нашего города.
Практика: сбор и оформление информации «Люди, прославившие Красный Сулин».
Тема 24. Природные ресурсы нашего края.
Теория: Знакомство с водными объектами, расположенными на территории города: река Кундрючья, Гнилуша. Растительный и животный мир водоемов. Значение и охрана водоемов.
Практика: Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Составление рассказа о водоеме. Составление правил поведения на водоемах.
Экскурсия на водоем (реку или пруд в зависимости от погодных условий).
Тема 25. Растения нашего края.
Теория: Знакомство с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Красного Сулина и Ростовской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.
Практика: Работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
работа с картой Ростовской области и выяснение места произрастания данного растения, отличительные особенности данного растения, полезные свойства растения; выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, составление рецептов и т.д.);
Тема 26. Животные нашего края.
Теория: Знакомство с животными Красного Сулина и Ростовской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.
Практика: Работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет; работа с картой Ростовской области и выяснение места обитания данного животного; отличительные особенности данного животного; практическая значимость животного; выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, отгадывание загадок и т.д.).
Тема 27. Контрольное занятие. Испытай себя.
Теория: Выполнение тестовых заданий.
Практика: Викторина «История города Красного Сулина». Конкурс рисунков «Наш город».
Раздел 4. Я и моя семья.
Тема 28. Генеалогия как наука.
Теория: Генеалогия (греч.genealogia – родословная) – историческая дисциплина, занимающаяся изучением родословных и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц. Понятие семья, род, родословная. Состав семьи. Полное имя (имя, отчество) членов семьи. Распределение обязанностей в семье.
Практика: Создание карточки с именем, рисунок времени года, когда родился. Заполнение таблиц «Моя семья», «Распределение обязанностей». Выставка фотографий «Это мы».
Тема 29. Что в имени твоем?
Теория: Имя, фамилия, отчество, прозвище. История человека, семьи, рода всегда связана с его именем. Науки, изучающие происхождение имен, фамилий, прозвищ - ономастика, антропонимика, топонимика. Имя – это личное название, которое присваивается человеку при рождении и под которым он известен в обществе. Фамилия – прибавляемое к имени наследственное семейное наименование, устойчивое не менее чем в трех поколениях. Отчество – это наименование по личному имени отца, состоящее из основы имени отца и окончаний :– ович, - евич, - овна, - евна,- ич, -ична.
Практика: Исследование истории происхождения своего имени и фамилии учащимися. Составление листа с описанием значения своего имени.
Тема 30. Историческое прошлое семьи.
Теория: История рода. Род, родня, родные. Понятия «поколение», «потомки», «предки». Кто кому как приходится. Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и дедушках. Смена поколений. Преемственность в семье.
Практика: Составление поколенной росписи.
Тема 31. Дом, в котором я живу.
Теория: Дом, в котором я живу. Что означает слово дом? Знакомство с жилищами других народов и необычными домами мира.