Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 669
Скачиваний: 39
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
1.4 Развитие машинной индустрии в период промышленной
революции XVIII-XIX вв.
В ремесленном производстве человек непосредственно воздействовал на предмет труда при помощи простых орудий, применялись преимущественно машины-двигатели, употребляемые при второстепенных и подготовительных процессах производства. Переход от мануфактурного производства к машинному, был осуществлен с изобретением и применением рабочих машин.
Крупная машинная индустрия исторически сменила мануфактуру не сразу, а в течение определенного периода времени, различного в разных странах по времени осуществления и длительности. Внедрение рабочих машин позволило поднять производительность труда.
Они заменили руки рабочего, более того, создали возможность почти неограниченно расширить количество инструментов, одновременно воздействующих на предмет труда. Но техника изготовления машин даже в наиболее передовых странах была ручной, следовательно, машины производились медленно и в малых количествах. Ручной труд не мог разрешить многих технических задач. После крушения феодализма (период с конца XVIII века по 70-е годы XIX в. – время утверждения капитализма в передовых странах мира – Англии, Франции, Германии) стала быстро развиваться крупная машинная капиталистическая промышленность.
Буржуазия создала грандиозные производственные силы. Основой новой формы организации общественного производства стала капиталистическая фабрика.
Характерной чертой техники этого периода явилось изобретение и распространение в основных отраслях промышленности рабочих машин, являющихся качественно новым явлением в истории техники. Таким образом, промышленный переворот или промышленная революция – процесс перехода мануфактурного производства к фабричной системе.
И разделяется этот процесс на несколько этапов.
13
Первый этап связан с появлением рабочих.
Возрастающая сложность машин требовала увеличения мощностей, скоростей, а также надежности и точности работы механизмов. По мере внедрения машин во все новые отрасли промышленности к машиностроению предъявлялись все более и более повышенные требования.
Второй этап начинается с изобретения универсального теплового двигателя, т.е. паровой машины. После изобретения рабочих машин и создания теплового двигателя основной задачей становится техническое перевооружение машиностроения.
Наступает третий этап промышленной революции. Машиностроение становится основой крупной машинной индустрии. Особенностью техники машиностроения 30-40-х годов XIX века является повышение точности производства. Английский станкостроитель Иосиф Витворт изобретает первую измерительную машину и вводит калибры. Ему принадлежит идея стандартизации резьбы на винтах.
Человек создает машины для передвижения, переносящие его по земле, воздуху, морю. Первым наземным самоходным средством был огромный трехколесный экипаж с паровым двигателем и скоростью передвижения 5 км/час, построенный в 1769 году французом Николя Кунье.
Первая машина, работающая на бензине, была создана в 1887 году немцем Готлибом Дайшлером и в 1895 англичанином Ланчестером усовершенствована пневматическими шинами и колесами со спицами. С этого времени развитие автомобиля пошло очень быстро. В 1903 году заработал первый в мире завод по массовому изготовлению автомобилей, построенный американским инженером Генри Фордом. С этого времени начинается век автомобилей. Первые танки появились в Англии незадолго до первой мировой войны. Английское слово tank обозначает пустой механический резервуар. В
20-х годах американский конструктор У. Кристи сконструировал танк, который мог передвигаться как на гусеницах, так и на колесах, что существенно увеличило его скорость.
14
Но настоящая революция в танкостроении произошла с изобретением легкой и прочной брони, что позволило снизить вес и одновременно увеличить скорость и техническую оснащенность. Одним из лучших танков в мире считается советская машина Т-34, ее спроектировал конструктор Н.А. Астров, а двигатель для нее был создан под руководством авиаконструктора А.А.
Микулина.
Изобретателем первого самолета был офицер русского военно-морского флота А.Ф. Можайский. В июле 1882 года состоялся первый полет человека на аппарате тяжелее воздуха. Самолет Можайского имел все основные части, присущие современным самолетам: фюзеляж – деревянную лодку, двигательно-паровую поршневую машину, три четырехлопастных винта, прямоугольное крыло, хвостовое оперение, рули поворота и высоты, а также колесные шасси.
В 1881 году появились гидравлические прессы – машины для ковки крупных поковок, не вызывающие сотрясений и шума при работе.
Деформирование металла производится постепенным приложением давления. Благодаря высоким технологическим качествам гидравлические прессы стали вытеснять тяжелые молота.
В кузнечном производстве широкое распространение находят кривошипные кузнечные машины: горизонтально-ковочные, вертикально- ковочные, вертикальные кривошипные прессы, гибочные прессы, машины для холодной высадки и ножницы для холодной резки металла.
Машиностроение, снабженное мощной энергетической базой и оснащенное рабочими машинами, позволило наладить бесперебойный выпуск самых разнообразных машин и снабдить ими все отрасли производства.
В результате технических изменений машиностроение к 70-м годам XIX века превратилось в отрасль фабрично-заводского производства. По характеру продукции часть заводов сосредоточилась на производстве машин.
15
РАЗДЕЛ 2. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ В
РОССИИ
2.1 История развития машиностроительной отрасли России
Русский капитализм создал особый тип машиностроения. Слабость и отсталость привели к развитию военной промышленности. Особенно остро отсталость русской промышленности ощутилась во время первой мировой войны, когда квалифицированные кадры были призваны в армию, а оборудование было полностью изношено. Стало требоваться восстановление и изменение в подходах и методах производства.
Интенсивный темп роста машиностроения обеспечило проведение социалистической индустриализации. Происходит полная техническая реконструкция, снижается доля импорта. Созданы собственные базы машиностроения, возрастает обороноспособность страны. Рост выпуска продукции сопровождается повышением технического уровня производимых машин. Создается большое число новых заводов, появляются предприятия с высокой культурой производства.
Стабильность развития машиностроения нарушается Великой
Отечественной войной. Роль машиностроения возрастает, происходит расширение производства, промышленным центром становится Урал.
Война потребовала новых технологических разработок и их быстрого технического внедрения, что явилось мощным толчком в развитии.
Послевоенный период характеризуется повышением удельного веса приборостроения, тракторной промышленности. На развитие отрасли отправляются большие объёмы капиталовложений.
16
2.2 Тенденции развития машиностроения на современном этапе
Машиностроение является одной из основных отраслей, в ней занято большое количество трудящихся, и даже небольшие ошибки приводят к большим потерям металла, топлива, энергозатрат. Поэтому возрастает роль контроля и управления производственными процессами. Многие контрольные операции современного машиностроения механизированы и автоматизированы, все шире применяются полупроводники, лазеры и радиоактивные материалы.
Современный этап развития характеризуется ростом требования к качеству, поэтому ученые и инженеры прилагают немало усилий, направленных на усовершенствование технологических процессов, и введение принципиально новых.
За последние 70 лет металловедение развилось в науку, которая находит все наиболее действенное практическое применение в машиностроении. Люди учатся управлять процессами разрушения материалов, стремительно развивается автомобилестроение, в военном машиностроение на первый план выдвигается надежность и бесперебойная работа.
Машиностроительный комплекс играет важную роль в экономике. От него зависит технологический прогресс в обществе, уровень производственного аппарата и качество жизни людей. В машиностроительных отраслях целесообразно уменьшить закупки техники за рубежом, аналоги, которой могут производиться в России. Так же необходима государственная поддержка оборонных подотраслей, для возможности произвести техническое перевооружение производственного аппарата страны. Стратегия развития машиностроения предполагает внедрение новейших технологий, а затем развитие приоритетных технологий. Развитие Российского экспорта машин и оборудования, может служить для инвестиций в отрасль. Важным является переход машиностроения на более высокую ступень автоматизации производства.
17
Мировая практика показывает, что наиболее эффективным является переход к автоматизированному проектированию и изготовлению машин и сращивание их в единую цепочку.
Путь развития машиностроения включает:
- Ускорение научно-технического прогресса.
- Широкомасштабное внедрение новых технологических процессов, машин, оборудования.
- Использование прогрессивных конструкционных материалов.
- Совершенствование организационной структуры.
- Углубление специализации и развитие кооперации.
Процесс развития науки и техники бесконечен – он неотделим от развития цивилизации.
До распада Союза Советских Социалистических Республик машиностроительная отрасль прогрессировала семимильными шагами, особенный подъём пришёлся на время Великой Отечественной войны, когда население страны защищало себя от фашистских захватчиков. На тот момент изготовление техники для боевых действий осуществлялось на высококачественном уровне, и это помогло победить в Великой
Отечественной войне.
Но, начиная с 1990 года отметился сокращение производства в машиностроительной отрасли. Однако есть смысл отметить, хоть и снизились экспортные поставки машиностроительного оборудования, несмотря на это, данная продукция была высоко востребованной. Особо огромную востребованность имела техника и оборудование оборонного назначения.
В 90-ые годы прошлого столетия пришлись на многочисленные увеличения стоимости на сырьё, металлопрокат, топливные ресурсы, что отрицательно отразилось на процессе развития машиностроительной отрасли.
Большинство организаций перепрофилировались, и возвратить машиностроительную отрасль к прежнему состоянию получилось лишь к 1998 году, после ликвидации кризисного процесса.
18
В 1998 году, в следствии быстрого роста курса доллара, освободилось значительное количество сфер деятельности из-за подорожавшего импортного оборудования. Но в начале XXI столетия машиностроительная отрасль начала обеспечиваться инновационной генерацией программируемого оборудования для обработки металла. По отношению с 2006 годом, 2007 год показал рост изготовления машиностроительного оборудования и техники на более, чем
100%.
Нынешние существенные тенденции формирования машиностроительной отрасли заключаются:
В формировании больших интеграционных систем в отраслях, а также в объединении разнообразных средств производителей.
В повышении уровня содействия государства авиастроительной, судостроительной, транспортной и энергетической отраслям машиностроительной промышленности.
Однако, кроме положительных тенденций развития, присутствуют и негативные моменты в формировании машиностроительной отрасли, это:
- Наступательная ценовая политика трансатлантических предприятий.
- Отрицательная макро экономическая конъектура, влияющая на понижение прибыльности производимого оборудования и техники.
- Большая степень применения импортных деталей и запасных частей при производственных процессах.
И невзирая на предпринятые мероприятия, 2008 год для машиностроительной отрасли стал критическим и привел отрасль очень сильному кризисному положению. Машиностроительная отрасль Российской
Федерации на сегодняшний день отстает по темпам внедрения инноваций, и, чтобы смягчить данный разрыв, необходимо понимать ключевые тенденции отрасли и то, каким образом воспринимать данные тенденции.
19
В 2018 году был проведён опрос более 300 руководителей в различных сегментах машиностроительной отрасли, по результатам которого аналитики подчеркнули пять тенденций для учёта роста доходов:
- Создание и внедрение бизнес-моделей на базе технологий связи, к примеру, монетизация технологий анализа больших данных.
- Совершенствование автономных систем (к примеру, машинное обучение и роботы).
- Пропаганда интернет-технологий.
- Увеличение потребительского спроса и нормативно-правовые преобразования вызовут положительные тенденции к всеобщей электрификации.
- Увеличение важности кибербезопасности.
Идеальное будущее машиностроения в Российской Федерации – это постоянное и всеобщее продвижение инновационных и компьютерных технологий, что будет стимулировать продуктивность и конкурентную способность предприятий. Российские предприятия в состоянии занять лидирующие позиции на мировом рынке инновационных технологий в сегментах машиностроительной отрасли, так как, российский бизнес удачно может конкурировать с зарубежными компаниями.
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы кратко рассмотрели историю развития машиностроения, и увидели сходства между различными этапами развития: машиностроение – во все времена - наукоемкая отрасль, чтобы работать в данной сфере человек должен обладать определенными навыками; так же машиностроение постоянно развивающаяся отрасль, при чем развитие ее происходит исходя из потребностей общества на каждом историческом этапе.
Наша первая задача – увидеть особенности развития машиностроения в
России, так же была рассмотрена – действительно, ход развития в стране, радикально отличающейся от других по величине территории, государственному строю и ряду других особенностей, не может проходить так же, как и в других странах.
Что касается тенденций развития машиностроения, то можно сказать, что развитие технологии машиностроения на современном этапе позволит осуществить переход к массовому применению высокоэффективных систем машин и технологических процессов, обеспечивающих комплексную механизацию и автоматизацию производства, техническое перевооружение его основных отраслей.
В завершении можно сказать, что в будущем мы получим еще более совершенные технологии машиностроения, которые будут тяжелее в понимании, но, возможно, легче в создании самой техники, которая в свою очередь будет еще более значимая для всего человечества.
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов В.Н. Реструктуризация машиностроения как фактор развития
Российской экономики, [электронный ресурс] // Проблемы прогнозирования.
– 2017. – №6. – С.81-89.
2. Козлов Ю.К. Развитие и размещение машиностроения СССР, М.:
Машиностроение, 2014.
3. Курганова, Ю.А. ОМД: краткий исторический экскурс, основы и тенденции развития: методические указания по курсу «История развития машиностроения» для студентов специальности 1204 «Машины и технология обработки металлов давлением». – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 41 с.
4. Мурашкин С.Л., «Технология машиностроения», М., «Высшая школа», 2013.
5.
Журнал
«Наукоемкие технологии в машиностроении» https://elibrary.ru/