Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная грамматика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 33-34.Слова- омонимы (2ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 35-36.Крылатые слова (2ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 37-40.В королевстве ошибок. (4ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 41-44.В стране Сочинителей.(4ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 45-48.Искусство красноречия. ( 4ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 49-50. Праздник творчества и игры. (2ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 51-54.Трудные слова. (4ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 55-58. Анаграммы и метаграммы. (4ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 59-62.Шарады и логогрифы (4ч.)

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема 63-64.Откуда пришли наши имена.(2ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 65-66.
Занимательное словообразование (2ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 67-68.КВН по русскому языку. (2ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

4 класс «Занимательная лингвистика»

Тематическое планирование (68 часов)




Тема занятия

Количество часов

Фонетика и орфоэпия (14 часов)

1-2

Что такое орфоэпия?

2

3-4

Что такое фонография или звукозапись?

2

5-6

Звуки не буквы!

2

7-8

Звучащая строка.

2

9-10

Банты и шарфы.

2

11-12

«Пигмалион» учит орфоэпии.

2

13-14

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

2

Лексикология (54 часа)

15-16

Имена вещей.

2

17-18

О словарях энциклопедических и лингвистических.

2

19-20

В царстве смыслов много дорог.

2

21-22

Как и почему появляются новые слова?

2

23-24

Многозначность слова.

2

25-26

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

2

27-28

Об одном и том же - разными словами.

2

29-30

Как возникают названия.

2

31-32

Слова – антиподы.

2

33-34

Фразеологические обороты.

2

35-36

Словари «чужих» слов.

2

37-38

Капитан и капуста.

2

39-40

«Он весь свободы торжество».

2

41-42

Мы говорим его стихами.

2

43-44

Слова, придуманные писателями.

2

45-46

Слова уходящие и слова – новички.

2

47-48

Словарь языка Пушкина.

2

49-50

Смуглая Чернавка.

2

51-52

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

2

53-54

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

2

55-56

Какой словарь поможет избежать ошибок?

2

57-58

Словарь- грамотей.

2

59-60

Научная этимология.

2

61-62

Какие бывают имена?

2

63-64

Древнерусские имена.

2

65-66

Отчество и фамилия.

2

67-68

Надо ли останавливаться перед зеброй?

2

Итого 68 часов




Содержание курса.
Фонетика и орфоэпия (14 часов)

Тема 1-2.Что такое орфоэпия?(2ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 3-4.Что такое фонография или звукозапись? (2ч.)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 5-6.Звуки не буквы! (2ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 7-8.Звучащая строка. (2ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 9-10.Банты и шарфы. (2ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 11-12.«Пигмалион» учит орфоэпии. (2ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 13-14.Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (2ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (54 часов)

Тема 15-16.Имена вещей. (2ч.)

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 17-18.О словарях энциклопедических и лингвистических. (2ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 19-20.В царстве смыслов много дорог. (2ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 21-22.Как и почему появляются новые слова? (2ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 23-24.Многозначность слова. (2ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 25-26.«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (2ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.
Тема 27-28.Об одном и том же- разными словами. (2ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 29-30.Как возникают названия. (2ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 31-32.Слова – антиподы. (2ч.)

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 33-34.Фразеологические обороты. (2ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 35-36.Словари «чужих» слов. (2ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 37-38.Капитан и капуста. (2ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема 39-40.«Он весь свободы торжество». (2ч.)

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 41-42.Мы говорим его стихами. (2ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема 43-44.Слова, придуманные писателями. (2ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 45-46. Слова уходящие и слова – новички. (2ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 47-48.Словарь языка Пушкина. (2ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 49-50. Смуглая Чернавка. (2ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 51-52.Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.(2ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Тема 53-54.Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».(2ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 55-56.Какой словарь поможет избежать ошибок? (2ч.)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 57-58.Словарь- грамотей.(2ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем