Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная грамматика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Тема 59-60.Научная этимология.(2ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 61-62. Какие бывают имена?(2ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 63-64.Древнерусские имена.(2ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема 65-66.Отчество и фамилия.(2ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 67-68.Надо ли останавливаться перед зеброй?(2ч.)
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
VIII. Средства, необходимые для реализации программы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Тема 59-60.Научная этимология.(2ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 61-62. Какие бывают имена?(2ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема 63-64.Древнерусские имена.(2ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема 65-66.Отчество и фамилия.(2ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 67-68.Надо ли останавливаться перед зеброй?(2ч.)
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
VIII. Средства, необходимые для реализации программы:
-
наличие лингвистических словарей; -
наличие карточек с играми и заданиями; -
наличие текстов для работы на занятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. -
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. -
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 -
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. -
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г. -
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г. -
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”. -
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г. -
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. -
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г. -
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г. -
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г -
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. -
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. -
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г. -
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г. -
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г. -
Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.