Файл: Теоритические аспекты исследования электронной комерции 1 Понятие и сущность электронной торговли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принято выделять четыре формы электронной коммерции:

- Бизнес–бизнес (business–to–business, B2B);

- Бизнес–потребитель (business–to–consumer, B2C);

- Бизнес–государство (business–to–administration, B2G);

- Потребитель–государство (consumer–to–administration, C2G).

В направление бизнес-бизнес входят все уровни информационно-коммуникационного взаимодействия между предприятиями. В этом случае используется специальная технология и стандарт электронной передачи данных, такой как EDI (Electronic Data Interchange).

Трудно переоценить выгоду от такого сотрудничества. Например, продавцу предоставляется возможность самостоятельного размещения заказов и мониторинга их выполнения, работать с базами поставщиков и получать необходимые данные о наличии на складе продукции. Также поставщик, обладая подключением к складской базе, может быстро отслеживать резервы партнера и своевременно пополнять их. И такие примеры могут быть найдены в любом направлении взаимодействия компании.

Направление бизнес–потребитель представляется наиболее перспективным с коммерческой точки зрения. Его основой является электронная продажа товаров. В Интернете существует большое количество интернет-магазинов, которые предлагают широкий ассортимент продукции и услуг.

Бизнес–государство. Взаимодействие бизнеса и администрации включает деловые связи коммерческих структур с правительственными организациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациям.

Потребитель–государство. Наименее развитое направление, но обладает очень высоким потенциалом, которые могут быть использованы для организации сотрудничества между правительством и потребителем, в частности в налоговой и социальной сферах [19, с 15.].

Эксперты в последнее время анализируют модель потребитель-потребитель или С2С, которая представляет собой сегмент, который охватывает общение потребителя, объединенного посещением конкретного сайта. Считается, что любой электронный магазин можно отнести к этой сфере электронной коммерции. [20, с 15.].

В зависимости от рыночной стратегии компании возможны следующие формы присутствия в сети Интернет:

- электронная визитная карточка;

- электронный каталог;

- электронный магазин;

- торговые интернет–системы.

Электронная визитная карточка - это несколько страниц, содержащих информацию о компании, о её деятельности. Основной функцией такого сайта является предоставление возможность потенциальным клиентам узнать услуги компании, как в обычном бизнес-портале или рекламном объявлении.


Более продвинутой формой информирования клиента является электронный каталог с подробной информации о товарах и услугах, а часто – и с текущими ценами.

Электронный магазин позволяет не только выбрать товар или услуги, но и оформить заказ и совершить покупку через Интернет.

Наконец, интернет-система торговли объединяет интернет-магазин с традиционным магазином с общей логистической системой, управлением товарным запасом и т.д.

К наиболее распространенным в настоящее время видам электронной коммерции относятся:

1) Электронный магазин, который, как правило, представляет собой сайт с каталогом товаров, виртуальную «тележку» покупателя, а также перечисление возможных способов оплаты. Доставка товаров в большинстве случаев осуществляется по почте или, в случае приобретения электронных товаров, непосредственно по сети Интернет.

2) Аренда ПО и микроплатежи, в рамках которых за пользование отдельными элементами программного продукта с клиента берется весьма незначительная плата.

3) Продажа информации.

4) Электронные банковские банки отличаются относительно низкими расходами организации и широкой аудиторией. Благодаря этому электронный банк может предоставить клиентам более низкие цены на банковские и другие услуги по сравнению с традиционным банком.[15, с. 147].

1.3 Особенности электронной коммерции. Ее преимущества и недостатки

Под термином электронная коммерция в интернете принято понимать не только построение бизнеса, создание магазинов в сети, но и различные расчеты, покупки и заработок. Многие современные люди считают, что такая форма коммерции стала обычной вещью, без которой жизнь представить сложно. Однако среди нас есть люди, которые до сих пор сомневаются и не верят в интернет и всё, что связано с ним.

Данный вид коммерции имеет как преимущества, так и недостатки. Преимущества:

1. Возможность достичь глобального рынка. Здесь обслуживание потребностей не только на национальном, но и на международном рынке. Перспективы для электронной торговли огромны, так как бизнес не ограничен географическим пространством. При помощи этой коммерции даже небольшие предприятия способны получить доступ к мировому рынку.



2. Уникальная возможность для клиента выбрать не слишком дорогие, но качественные изделия. Такая возможность позволяет потребителям легко исследовать интересующие продукты и узнать о производителе. Покупка в интернете всегда быстрая и удобная. Кроме того, есть возможность для ознакомления с отзывами покупателей, которые уже приобрели товар или использовали услугу.

3. Для предприятий и фирм этот вид торговли в разы снижает расходы на маркетинг, обслуживание клиентов и хранение и обработку информации, повышает качественное обслуживание клиента [20, с. 26].

Недостатки электронной коммерции:

1) Не все люди еще используют интернет, чтобы финансовые операции проводить из-за недостатка знаний или недоверия. Таким образом, некоторые боятся раскрывать личные данные. Несмотря на то, что покупки онлайн становятся обыденностью, но есть люди, которые не доверяют интернет-продавцам, предпочитают купить в оффлайн-магазинах и магазинах. Особенно это касается людей старшего возраста.

2) Не подходит для того, чтобы торговать быстро портящимся товаром. Люди предпочитают приобретать продукты питания традиционным путем, а не электронным путем.

Электронная торговля многим современным бизнесменам становится неотъемлемым элементом жизни. В этом нет ничего удивительного, ведь преимущества электронной коммерции очевидны:

1) Возможности географического охвата. Открыв магазин в городе, предприниматель будет иметь намного меньше покупателей, чем в интернет–магазине.

2) Оперативность и удобство покупок через интернет. Для многих современных людей покупки онлайн стали чем–то привычным. Заказать что–либо, не выходя из дома нравится, как взрослым, так и детям.

3) Экономия бизнеса онлайн. На открытие интернет–магазина потребуется меньше финансовых вложений, нежели на открытие обычного магазина в своем городе.

Преимущества электронной коммерции с позиций продавца и покупателя представлены в таблице 2 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) .

Рассмотрим данные преимущества подробнее:

Для продавца:

1) Значительное сокращение расходов на содержание магазина. Конечно, возникают дополнительные затраты, однако они не сопоставимы с затратами на аренду торгового зала, аренду комнаты. В условиях нормального функционирования «электронного магазина» размеры торговой площадки можно существенно сократить или вообще отказаться от нее.


Складские структуры вместе с помещениями и персоналом необходимы по–прежнему, но в значительной мере теряется актуальность проблемы территориальной привязанности склада к магазину.

2) Сокращение расходов на персонал. Несмотря на относительно более высокую квалификацию сотрудника такого магазина, экономия все равно может быть очень значительной по двум причинам: автоматизация процесса выбора товара и одновременной обработки нескольких транзакций, а также значительно более равномерное по времени распределение нагрузки на сотрудников.

3) Сокращение транспортных и прочих накладных расходов. В условиях гибкой планировки режима доставки и маршрута доставки товара продавцу предлагается выбор: или значительно сократить расходы на транспортировку, либо повысить конкурентоспособность товаров, делая доставку бесплатной. Что же касается других накладных расходов, то здесь перечислять можно долго – начиная от неизбежной порчи демонстрационных образцов товара и заканчивая уменьшением количества комплектов униформы для продавцов и консультантов.

4) Рост популярности магазина за счет сопутствующей "бесплатной" рекламы. Организация виртуального интернет-магазина, разумеется, связана со значительными затратами на рекламу в Сети, но при увеличении числа пользователей Интернет даже факт наличия в сети популярного интернет-магазина уже станет рекламной.

Для покупателя:

1) Легкость поиска нужного продукта. Поиск товаров просто в сети Интернет по прайс–листам и каталогам фирм очень скоро начинает раздражать – слишком часто присутствующий в списке товар на самом деле "только что закончился", "скоро будет" или "можем заказать". Напротив, в Интернет–магазине сама концепция автоматизированной обработки заказа предусматривает безусловную доступность присутствующего в каталоге товара.

2) Удобство и комфорт процесса покупки. В нормальном обществе  самый платежеспособный оказывается самый занятый потребитель, постепенно этот тренд начинает просматриваться и в нашем обществе, косвенное подтверждение которого можно назвать появление круглосуточно работающих супермаркетов. Но даже до этого магазина ещё нужно добраться.

3) Экономическая оправданность. Только занимаясь поиском любого товара в интернет-сети, вы действительно понимаете, что это реальное конкурентное сообщество. Представь себе магазин, где рядом с полками стоят одни и те же изделия, но с различными ценами.

4) Безопасность сделки. Используемые в настоящее время для передачи информации об оплате защищенные каналы и средства шифрования достаточно безопасны, не в последнюю очередь именно из–за гипертрофированной обеспокоенности потенциального клиента. Более того, при проведении операций через банк–посредник Интернет–магазин получает только подтверждение перевода денег на свой счет.


Таким образом, по оценке плюсов и минусов электронной торговли можно сказать, что преимуществом электронной коммерции является потенциал, который перевешивает недостатки. Для решения технических вопросов, правильная стратегия и создание доверия системных клиентов, может изменить нынешний сценарий, и помочь электронной коммерции адаптироваться к меняющимся потребностям мира [25, с. 116].