Файл: Теоритические аспекты исследования электронной комерции 1 Понятие и сущность электронной торговли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ – ТОРГОВЛИ ЭЛЕКТРОБЫТОВОЙ ТЕХНИКОЙ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И РОССИИ
2.1 Анализ рынка электронной коммерции в России

На сегодняшний день электронная торговля позволяет организации значительно сократить финансовый и временной ресурс, повысить конкурентоспособность и выйти на новые сбыточные рынки, получить дополнительные данные по потребностям потребителей и быстро реагировать на изменения спроса. Многие компании используют возможности электронной коммерции для обеспечения дополнительного до и послепродажного обслуживания.

По данным исследовательского агентства Data Insight объем российского рынка электронной коммерции в 2022 году составил 5172 млн. рублей, увеличившись на 69 % по сравнению с 2021 годом. Некоторые ведущие представители розничной интернет-торговли добились увеличения продаж на 200-300%.

Рассмотрим на рисунке 1 объём интернет продаж за период 2018- 2022гг.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Вывод: Следует отметить, что темпы роста данного сектора экономики значительно опережают темпы роста экономики страны: за 2022 год ВВП России вырос на 3,5%, а e-commerce – на 26%.

По мнению экспертов компании J’son & Partners Consulting, в ближайшие годы ожидаются стабильные темпы роста на уровне 15-20% ежегодно.

При таком впечатляющем росте Россия пока не вошла в десятку лидеров мира по продажам онлайн. Российский электронный рынок почти преодолел бразильский рынок (который занимает десятое место в рейтинге) и занимает 0,78% мирового объёма рынка e-commerce.

На следующей диаграмме на рисунке 2 можно увидеть долю электронной торговли в розничном рынке. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Вывод: В 2019 году доля электорнной коммерции составила всего лишь 5%, что является ниже общего мирового. Однако нельзя не отметить положительную динамику роста сегмента электронной коммерции.

Такая динамика может характеризоваться увеличением аудитории, для которой становится доступный интернет. По оценкам исследований, около 93 миллионов человек являются интернет-пользователями в 2019 году в России. Данный показатель увеличился по сравнению с предыдущим годом на 3%. Отдельно оценили рост в рамках категорий городов по численности населения, и самый быстрый рост аудитории показала категория городов до 100 тысяч человек. Это свидетельствует о распространении цифровых услуг в более мелкие регионы, а также и то, что в крупных городах онлайн инфраструктура уже развита и демонстрировать высокие темпы роста более затруднительно.


Как и во всём мире, основной причиной роста отечественного онлайн-рынка стала пандемия 2020–2021 гг. и введённые на её фоне ограничения. По оценкам экспертов, положительный эффект этих ограничений для развития сферы e-commerce в России может проявиться в росте прибыли до 1,6 трлн руб. к 2024 г. А средневзвешенные темпы роста индустрии до 2024 г. оцениваются практически на допандемийном уровне — в 21,2%. Это превышает средние мировые показатели роста в несколько раз.

Ресурсом развития торговли онлайн может стать изменение возраста покупателя. Сейчас основной клиент интернет-магазина остаются молодые люди в возрасте от 35 лет, которым важен выбор товаров и удобства доставки. Но в последние годы растет и число пожилых покупателей (старше 55 лет), хотя многие из них по-прежнему в качестве одного из главных опасений при совершении онлайн-покупок указывают невозможность «потрогать и примерить» товар, а также сохраняют сомнения в качестве предлагаемой продукции и добросовестности продавца. Однако расширение использования интернета и развитие мобильных приложений (облегчающих поиск необходимых товаров) могут заметно изменить ситуацию, создав новые возможности для покупок онлайн и для старшего поколения.

Рассмотрим наиболее популярные категории на рынке на рисунке 3. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Вывод: На первом месте в электронной торговле находятся товары из категории «одежда и обувь», на втором – товары из категории «бытовая техника и электроника». Сумма среднего чека в российских интернет-магазинах – 5 370 руб., а на трансграничном рынке средний чек трансакции составляет – 3 400 руб., отправления – 1 170 руб. В целом, трансграничные покупки обходятся потребителям несколько дешевле в сравнении с покупками на внутреннем рынке.

Рассмотрим наиболее активные регионы России в интернет торговле на рисунке 4 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Вывод: Лидером по интернет-продажам стала Москва – на ее долю пришлось 20,1 % от общего объема продаж. В тройке лидеров –Московская область (10,7 %) и Санкт-Петербург – (7,3 %). За ними следуют Краснодарский край (4,3 %), Свердловская область (2,7 %), Ростовская область (2,4 %), Нижегородская область (2,0 %), Самарская область (1,9 %), после Татарстана – Башкортостан (1,6 %). Российские онлайн-потребители – это в основном молодые люди в возрасте от 24 до 39 лет, в основном из крупных городов, таких как Москва или Санкт-Петербург. Однако в условиях эпидемии все больше и больше новых пользователей в возрасте 35–44, 45–54 и 55 лет также начинают делать покупки в Интернете. Согласно отчетам Fashion Consulting Group, Yandex и FashionSnoops, после эпидемии около 15 миллионов новых пользователей сделали онлайн-покупки. По состоянию на начало 2020 года в России насчитывается от 60 до 65 миллионов онлайн-потребителей. После окончания эпидемии количество потребителей электронной коммерции в России достигло 75-80 миллионов.


2.2 Особенности рынка интернет – торговли электробытовой техникой в Самарской области и оценка ее эффективности​
На сегодняшний день российской рынок бытовой техники является самым перспективным и быстрорастущим в Европе. Особенности развития рынка бытовой техники обусловлены, прежде всего, его динамичностью – постоянное обновление товаров в связи с их совершенствованием

Рынок бытовой техники и электроники включает в себя следующие сегменты: аудио и видео техника крупная бытовая техника малая бытовая техника фототехника телекоммуникационное оборудование (мобильные телефоны и др.) компьютеры, ноутбуки, нетбуки офисная оргтехника и расходные материалы.

На текущий момент на рынке БтиЭ на федеральном и региональном уровне выделяют 3 крупных ритейлера розничной торговли: 1) М-Видео/Эльдорадо; 2) DNS; 3) RBT. Стремительно развивается сеть компаний Ситилинк. Wildberries и Ozon, уже заняли свою серьёзную нишу в БтиЭ и начинают привносить новые правила в продажи на рынке. Растущая доля онлайн продаж, выводит эти компании на первый план и заставляет розничные торговые сети наращивать инвестиции в онлайн каналы.

Рынок магазинов бытовой техники характеризуется высоким уровнем конкуренции. Сегодня рынок бытовой техники является одним из динамично развивающихся рынков.

В период с 2018 г. по 2022 г. Самарская область по объему оборота онлайн торговли бытовой техникой и электроникой в Российской Федерации стабильно занимала 4 место после г. Москва, Московской области и г. Санкт-Петербург, а в Приволжском федеральном округе – первое место.

Рассмотрим темп роста онлайн продаж бытовой техникой и электроникой Самарской области и России в целом в таблице 3 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Вывод: По результатам анализа онлайн продаж, наблюдается динамика увеличения объема оборота онлайн торговли Самарской области, темпы его роста, с 2018 г. по 2022 г, с 102,9% до 113,8%, причиной такого роста стала пандемия 2020–2021 гг. и введённые на её фоне ограничения. Так же на увеличение объема продаж именно через онлайн сервисы, повлияло несколько факторов: открытие большинства пунктов выдачи товаров, удобство в выборе товара, скидки и специальные предложения.


Рассмотрим спрос на электробытовые товары по ассортименту на примере крупного магазина М-Видео г. Самары на рисунке 5. (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Вывод: По данным рисунка 5 видно, что наибольший спрос по количеству реализуемых товаров занимают компьютеры, ноутбуки (30%) телефоны (18%), телевизоры (18%), т.к. этот товар пользуется большим спросом у покупателей. Остальные товары применяются в быту, т.к. они чаще всего стационарного предназначения.

2.3 Совершенствование технологии продажи и стратегия развития интернет торговли электробытовыми товарами.

На рынке Самарской области в 2022 году на «открытые рынки» приходилось около половины всех продаж, доля супермаркетов составляла 45%, доля гипермаркетов – 15%. Продажи в Интернете занимают всего какую-то долю процента.

Таким образом, форматы торговли можно выстроить в некую иерархию по объему продаж, по уровню обслуживания, по многообразию ассортимента, в которой нижний уровень занимает «открытый рынок», средний – супермаркеты электроники, верхний – гипермаркеты. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время наиболее оптимальным форматом торговли является супермаркет.

Все больше ритейлеров цифровой техники выходят в Интернет и совмещают онлайн-продажи с работой своих обычных магазинов. Магазин в классическом понимании этого слова, как торговая отдельно стоящая точка, постепенно отходит в прошлое.

Ослабление рубля влияет на рынок в целом – ведь во многих российских продуктах используется импортное сырье, упаковка. Значит, производитель неизбежно ощутит колебания курса, что рано или поздно повлияет на розничную цену. Сеть заинтересована предлагать наиболее конкурентные низкие цены, для этого используются все возможности: акции, специальные программы 

Разнообразие услуг розничной торговли бытовой техникой и электроникой имеет разные виды, неодинаковую степень развития и формы организации предоставления диверсифицированно связанных услуг:

1. Услуги Интернет-торговли бытовой техникой и электроникой. Рынок услуг электронной коммерции в регионе растет более быстрыми темпами, чем другие рынки. Так, среднегодовые темпы прироста объема электронной коммерции достигают 25 %, 18% из которых приходилось на электронную розничную торговлю. Основным продуцентом услуг электронной коммерции является розничная торговля, которая охватывает около 82 % всего рынка. В 2022 г. объем рынка услуг электронной коммерции в регионе в розничной торговле бытовой техникой и электроникой вырос на 20 % по сравнению с 2021г. Основными причинами подобной ситуации были слабая зависимость электронной коммерции от кредитов коммерческих банков, более низкие операционные затраты, более высокое развитие аутсорсинга выполняемых функций и бизнес-процессов.


Среди категорий товаров, продающихся через Интернет, на долю бытовой электронной техники приходится 40 % продаж, компьютеров и программного обеспечения – 35 %. Бытовая техника и электроника являются одними из самых распространенных товаров, продающихся через Интернет в Самарской области. Через Интернет-торговлю реализуется порядка 15 % бытовой техники и электроники.

2. Услуги основного и дополнительного технического сервиса. Развитие данного вида услуг удовлетворяет потребность покупателей бытовой техники и электроники в качественной эксплуатации приобретенного товара, ведущей к экономии издержек потребления, что обеспечивает рост полезности. Организации розничной торговли бытовой техникой и электроникой разрабатывают программы дополнительного сервиса (платного или включенного в стоимость товара). Так, например в «М. Видео» перечень основного технического сервиса включает любые услуги, которые могут понадобиться покупателю после приобретения бытовой техники и электроники: доставку, установку, подключение и настройку техники. Кроме того, в “М. Видео” разработана программа дополнительного обслуживания, которая включает в себя:

- замену неисправного товара стоимостью до 5000 руб. на аналогичный в день обращения в организацию розничной торговли;

- ремонт сложной бытовой техники даже в случае ее неправильной установки или использования;

- ремонт мелких механических дефектов, возникших в процессе эксплуатации бытовой техники и электроники;

- профессиональное консультирование покупателей по вопросам эксплуатации приобретенных товаров;

- диагностику бытовой техники и электроники, предотвращающую возможное наличие заводского дефекта на начальной стадии их эксплуатации;

- доставку крупногабаритной техники и электроники к месту ремонта и обратно.

3. Услуги по замене бывшего в употреблении товара на новый с доплатой (trade-in). Данная услуга в розничной торговле бытовой техникой и электроникой в соответствии со стратегией связанной диверсификации добавляет ценность основной услуги, что позволяет снизить ценовую эластичность спроса на товары и, следовательно, сохранить или увеличить розничные цены, валовые доходы от реализации.

К основным видам диверсифицированных не связанных с торговлей бытовой электроникой, относятся в первую очередь финансовые услуги, которые также создают дополнительные ценности для потребителей торговых сетей: