ВУЗ: Уральский государственный педагогический университет
Категория: Лекция
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 2167
Скачиваний: 24
Принципы действия
Эффективность тотального управления качеством достигается с помощью постоянного изучения нужд потребителя. Одной из целей команды проекта является грамотно построенный канал связи с клиентом. Он позволяет своевременно узнавать о новых требованиях, предъявляемых к товару, и спланировать работу организации таким образом, чтобы удовлетворить эти потребности..
Систему управления качеством оценивают и утверждают эксперты. Сначала они занимаются документацией, описывающей системы достижения качества, потом проверяют соответствие задокументированного и реального состояния дел, после чего выдают сертификат соответствия или несоответствия уровня качества установленному стандарту..
Слово «тотальное» означает, что все сотрудники, привлеченные к работе над проектом, должны быть заинтересованы в качественном выполнении работы.
Люди
TQM подразумевает вовлечение в процесс управления качеством менеджеров всех уровней. TQM призвано изменить отношение людей к работе таким образом, чтобы каждый член команды ставил своей целью создать продукт, который превзошел бы ожидания потребителя.
ISO/BS требует от персонала четкого следования рабочим процедурам, не предусматривает проявления инициативы по поводу улучшения качества продукции и услуг от работников (особенно низших звеньев). От команды проекта требуется лишь беспрекословное соблюдение критериев качества, предусмотренное уровнем принятого стандарта..
Конечные результаты работы команды обязательно должны быть проверены на качество.
ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ КАЧЕСТВА (ПО БЭНКУ)
Труд определения элементов измерения качества взял на себя Бэнк, выделив 5 критериев, которым должен соответствовать качественный продукт или услуга. К ним относятся:
• спецификация;
• соответствие;
• надежность;
• стоимость;
• поставка.
Спецификация
Спецификация подразумевает подробное описание качества, размера, количества и прочих характеристик товара или услуги, которые ожидает получить потребитель. Обычно описание характеристик оформляется документально и прилагается к договору, однако часто достаточно бывает словесного описания желаемых критериев качества товара..
В спецификацию товара входят технические данные, особенности, комплект поставки, цена, количество, цвет. Спецификация услуги может включать вид работ, цену за услугу, сроки выполнения работ, особенности, поставку и т. д. Спецификация проекта (например, ремонт и переоборудование помещения) может быть разбита на множество спецификаций: на дизайнерские услуги, стройматериалы, проведение технологических и ремонтных работ, элементы дизайна, обстановки, оснащения и т.
д..
Соответствие
Уже воспользовавшись товаром или услугой, потребитель решает, соответствует ли его ожиданиям действительность. Он оценивает приобретение по важным для себя критериям. Ими могут являться не зафиксированная документально совокупность характеристик, необходимых для удовлетворения нужд покупателя, либо соответствие требованиям, предусмотренным нормативными документами..
Спецификация может оформляться в форме таблицы, простого перечисления характеристик товара, перечисления разбитого по типам характеристик.
Цель команды проекта состоит не только в изготовлении и удачной продаже продукта своей деятельности, но и в стремлении к полному соответствию этого продукта ожиданиям клиента.
Если характеристики товара или услуги не оправдывают ожидания, значит, этот продукт не соответствует второму элементу качества.
Надежность
Надежность товара или услуги – способность сохранять эксплуатационные качества в течение определенного срока. Для потребителя важно, продолжает ли приобретаемый товар соответствовать его требованиям в течение длительного времени.
Надежность включает в себя безотказность и долговременность действия, ремонтопригодность. Если раньше она определялась лишь как низкая или высокая, то в наше время научились измерять надежность некоторых изделий или услуг с помощью обработки статистических данных, натурных испытаний, расчетов, математического моделирования.
Если продукты деятельности команды проекта имеют репутацию надежных, значит, они соответствуют третьему элементу качества..
Стоимость
Вопрос о стоимости товара или услуги определяется не только соотношением между уровнями затрат и прибылей, но и политикой руководителей проекта. Стоимость является немаловажным для потребителя элементом характеристики товара. Вопрос о цене приобретения одним из первых возникает у покупателя и зачастую является определяющим при выборе одного товара или услуги из ряда аналогичных.
При этом не всегда решающее значение играет более низкая цена, часто именно высокая стоимость является гарантом качества и надежности изделия или услуги..
Стоимость – это выраженный в денежной форме и воплощенный в товаре или услуге общественный труд производителей.
Поставка
Немаловажным для потребителя является и вопрос поставки, т. е. установление определенных сроков получения товара или услуги. Между фактами перехода продукта из собственности производителя или поставщика в собственность потребителя существует промежуток времени, в который и осуществляется поставка. Кроме установления определенных сроков, между покупателем и продавцом может быть решена проблема оплаты за услугу поставки.
Вопрос срочности получения товара или услуги часто является решающим при выборе и считается немаловажным элементом измерения качества..
Помните
В условиях работы команды проекта вопрос поставки может являться двусторонним: команда может быть как клиентом поставки, так и поставщиком.
Тотальное управление качеством – система ценностей и взглядов, при которой каждый член команды направляет свои усилия на достижение наивысшего качества товаров и услуг.
ТОТАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (TQM)
Подход TQM несет в себе идеи, способствующие воспитанию эффективных менеджеров внутри команды, образованию прочной связи «потребитель – поставщик».
Руководитель проекта, пользуясь преимуществами метода, должен знать и о негативных аспектах TQM.
Основные положения
Если стремление к тотальному управлению качеством стабильно, запросы потребителя постоянно повышаются, а прогресс не стоит на месте, то в процессе повышения качества невозможно поставить точку, этот процесс бесконечен. Команда, избравшая данную систему управления качеством, владеет источником преимущества в конкурентной борьбе, так как критерии качества диктует потребитель, а он быстро теряет интерес к статичному товару, тем самым провоцируя постоянное усовершенствование качества товара или услуги..
Достоинства
Тотальное управление качеством имеет несомненные достоинства:
• так как текущий уровень качества никогда не является достаточным, TQM способствует постоянному повышению стандартов качества, что рождает явное преимущество в конкурентной борьбе;
• так как все члены команды вовлечены в процесс усовершенствования товара или услуги и зачастую сами являются потребителями, до руководства доходит большой объем ценных предложений и «тревожных звонков», т. е. TQM способствует созданию высокого уровня информированности;
• так как критерием измерения качества являются согласованные требования потребителя, TQM способствует функционированию цепочки «потребитель – поставщик»;
• слоганом команды, практикующий TQM, можно считать фразу «вызвать у потребителя восхищение», так как довольные покупатели, как правило, не просто становятся постоянными клиентами, но и привлекают дополнительные звенья цепочки потребителей.
Недостатки
Тотальное управление качеством имеет и недостатки:
• так как успех действия TQM основан на отношении людей к работе, а не на четких системах контроля, то вероятна возможность возникновения безответственного отношения к работе сотрудников средних и низших звеньев;
• так как последователи TQM действуют по принципу «удовлетворить запросы потребителя», они могут упустить важные направления развития рынка, невидимые для покупателя;
• «битва за потребителя», свойственная коллективам, использующим подход TQM, способна не только успешно завершить работу над проектом, который осуществляет сильная команда, но и провалить деятельность группы менее конкурентоспособной, что усиливает негативные отношения в организации.
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ISO/BS
В основе системы управления качеством (ISO/BS) лежит стандартизация производства и международная сертификация. ISO/BS включает описание процессов и систем, использующихся в работе над проектом, внедрение системы, исключающей отклонения от производства однородного по параметрам товара. Пользуясь преимуществами системы, необходимо знать и о негативных аспектах систем ISO/BS..
Основные положения
Для соответствия заданному уровню качества и постоянного повышения этого уровня необходимо наличие конкретных стандартов. Они должны быть документально оформлены и соответствовать определенным требованиям потребителя. Стандарт ISO/BS включает в себя критерии определения качества, диктуемого потребителем, описывает процедуры его обеспечения..
Достоинства
Применение командой проекта стандарта ISO/BS несет в себе несомненные достоинства:
– определяясь с выбором товара или услуги, потребитель ориентируется на совокупность характеристик и достоинств, обещанных ему производителем, использование стандарта позволяет не применять к товару или услуге собственные системы проверки качества;
• команда, использующая ISO/BS, имеет официальное подтверждение определенного уровня качества и тем самым утверждает свое положение и конкурентоспособность;
• использование ISO/BS, экономит время и средства, так как стандарт обеспечивает качество производства на всех стадиях, процедуры и операции не требуют частой реорганизации и доработки.
Как правило, использование системы ISO/BS гарантирует определенный, не всегда высокий, но вполне приемлемый уровень качества. Создание же культуры постоянного повышения качества совершенствует систему и сводит к минимуму ее недостатки.
Недостатки
Системы управления качеством имеют свои недостатки:
• сертификат качества выдается как при высоком уровне качества, так и при минимально допустимом, т. е. применение системы ISO/BS не всегда стимулирует повышение его уровня;
• так как затраты на получение стандарта ISO/BS довольно высоки, поддержание системы требует времени, эта система неудобна для малого бизнеса;
• в силу высоких требований к документированию процедур системе грозит бюрократизация, которая в свою очередь лишает управление проектом гибкости и провоцирует опасность перерождения стандарта из средства управления качеством в предмет формального соблюдения процедур.
СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОЕКТА
При реализации проекта необходимо выполнить ряд работ. При этом потребуются определенные материалы, документация, оборудование. Все это прописывается в специальном документе – спецификации проекта.
Составление спецификации преследует две основные цели:
1) информативную.
2) контрольную.
В спецификации четко указано, какие именно материалы, оборудование и документы должны использоваться.
На завершающей стадии проекта спецификация позволит контролировать правильность его выполнения.
Правильное составление спецификации позволит исполнителям в дальнейшем не совершать ошибок.
Спецификация оборудования
Сюда записываются необходимые оборудование, материалы, документы. Здесь не пишется то, что необходимо для выполнения отдельных работ. Например, в спецификации проекта «Организация выставки продукции фирмы» помещение с необходимой площадью в первый столбик будет включено, а фотографии для стенда – не будут.
Они являются необходимым материалом для выполнения работы «Создание выставочных стендов» и будут указаны в спецификации именно к данной работе..
Спецификация работ
Сюда записываются все работы, мероприятия, которые необходимо провести в ходе реализации проекта. Спецификация каждой из работ затем выносится в отдельную таблицу, где рассматриваются более подробно.
В таблицу можно включать и другие столбцы (например, можно указывать ответственного за выполнение, срок окончания и прочие необходимые данные).
Важные моменты
Сюда записывается все, что не может быть отнесено ни к оборудованию, ни к работам, но тем не менее представляется важным для реализации проекта. Можно упомянуть о том, чего нельзя допустить при выполнении проекта.
Например, при реализации проекта под названием «Создание отдела маркетинга» нельзя задействовать площадь и ресурсы других отделов.
Это – важный момент..
Помните
Руководитель может заранее подготовить варианты решения возможных неблагоприятных ситуаций.
2. ВНЕСЕНИЕ КОРРЕКТИВОВ
Реализация проекта точно по плану возможна лишь в теории. В реальной жизни перед командой возникают непредвиденные обстоятельства, приводящие к осложнениям и нарушению течения процесса. Поэтому менеджер должен уметь постоянно работать над планом: сверять показатели, применять коррекцию, пересматривать цели..
ИТЕРАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ПЛАНИРОВАНИЯ
При планировании используются круговые итерационные модели, в которых по завершении одной итерации производятся мониторинг и по обстоятельствам либо пересмотр плана, либо продолжение работы над следующим этапом.
Итерационный характер планирования включает в себя постоянное согласование и внесение коррективов на разных уровнях, определяется как последовательное приближение к осуществлению проекта.
Мониторинг
Перед началом выполнения работы устанавливаются определенные цифровые или другие индикаторы, позволяющие контролировать процесс. С помощью этих индикаторов на протяжении всей работы проводится диагностика соответствия реальных результатов плановым показателям. По результатам диагностики, если это требуется, проводится корректировка задач и рабочих заданий.
Если отклонения от плана незначительны, работа идет прежним курсом. Если мониторинг выявляет наличие серьезных проблем, допускается пересмотр плана..
Необязательно ждать завершения работы нас этапом проекта, чтобы проверить степень и качество его выполнения.
Альтернативы решений
По результатам мониторинга принимается 3 варианта решений:
• план остается без изменений;
• в него вносятся коррективы;
• происходит пересмотр плана или целей.
Первый вариант используется в том случае, если отклонения от первоначального плана столь незначительны, что могут разрешиться в рабочем порядке и не потребуют привлечения дополнительных ресурсов.