Файл: Введение Социальная защита и социальное обеспечение в государственном организованном обществе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первый — это уровень развития производительных сил, в то время как второй — это экономические отношения, которые устанавливаются, или элементы этих отношений. К последним относятся принципы, на которых строятся и укрепляются отношения. Установленный принцип, согласно которому удовлетворение потребностей общества происходит посредством обмена ценностями, отпечатывается на индивидууме, на его потребностях. В этом процессе государству отводится роль, которая укрепляет принцип обмена, делает его доминирующим и, таким образом, является политической причиной возникновения потребности среди людей. Государство является одной из политических причин возникновения потребности, носителями которой являются индивиды, способные работать, но неспособные это делать из-за жесткой конкуренции, которая является продуктом обмена ценностями. Еще одной политической причиной необходимости является деятельность ассоциаций политического и профессионального характера, которые выражают заинтересованность нуждающихся и тех, кто может стать таковыми в силу непредсказуемости обменных отношений. Эта причина, без учета прямого сговора правительства с профсоюзной и партийной бюрократией или приверженности этим отношениям, работает на расширение сферы потребностей человека. И последняя причина, которая затрагивает пределы потребностей — социальная. Она состоит из существующей системы социальной защиты, а также социальной силы (социальная сила — это объединяющая способность человека за счет разделения труда) временной работы, что является наиболее важной из всех приведенных причин.
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений как между социальными группами, так и внутри них, создании условий для повышения благосостояния и уровня жизни членов общества, обеспечении социальных гарантий при формировании экономических стимулов для участия в социальном производстве. В то же время следует отметить, что социальная политика государства, являющаяся неотъемлемой частью государственных мер, регулирующих условия общественного производства в целом, тесно связана с общей экономической ситуацией в стране.
Однако социальная политика не может рассматриваться как чисто экономическая проблема. Однако экономическая наука как объект ее исследований в области социальной политики фокусируется на экономических механизмах ее реализации. В условиях рыночной экономики эти механизмы включают в себя, прежде всего, механизмы получения доходов и поддержания занятости.
Таким образом, когда мы говорим о социальной политике государства, то имеем в виду, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Именно так можно определить социальную политику в узком смысле. В самом широком смысле социальная политика является одним из направлений макроэкономического регулирования, направленного на обеспечение социальной стабильности общества и создание максимально равных «игровых площадок» для граждан страны.
Финансирование социального обеспечения
В настоящее время практически создана новая система финансирования государственной системы социального обеспечения. Средства на выплату трудовых пенсий, пособий по социальному страхованию и медицинской помощи по системе обязательного медицинского страхования сосредоточены в центральных внебюджетных фондах социального страхования. Государственная социальная помощь, социальные услуги и льготы предоставляются через бюджеты различных уровней.
Внебюджетные фонды являются независимыми финансово-кредитными учреждениями. Средства находятся в государственной собственности, но не включаются в бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ и административно-территориальных единиц и не могут быть вычтены.
Средства создаются за счет страховых взносов работодателей, ассигнований из государственного бюджета, инвестиционных доходов, добровольных взносов юридических и физических лиц и других доходов. Работники платят взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, уплачивают взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования.
Тарифы страховых взносов устанавливаются ежегодно федеральными законами. Федеральный закон от 20.11. 99 Нет. 197-ФЗ утвердили следующие ставки страховых взносов в ПФР: — для организаций работодателей, индивидуальных предпринимателей, частных детективов, осуществляющих частную нотариальную деятельность, и граждан (физических лиц), работающих по трудовому договору или выплачивающих вознаграждение по гражданско-правовым договорам за выполнение работ и оказание услуг и по авторским договорам, в размере 28% от суммы причитающихся по всем основаниям выплат в денежной и/или натуральной форме, независимо от источников финансирования; — для организаций работодателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, в размере 20,6% от суммы начисленных платежей в денежной и (или) натуральной форме по всем основаниям, независимо от источников финансирования; — для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, частных нотариусов — 20,6% от суммы доходов от их деятельности за вычетом расходов, понесенных при ее получении; — для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента; — для родовых общин коренных малочисленных народов Севера, работающих в традиционных отраслях промышленности, и для крестьянских (фермерских) хозяйств — 20,6% начисленных денежных и (или)
натуральных взносов по всем основаниям, независимо от источников финансирования; — для адвокатов — 20,6% от суммы начисленных выплат в пользу адвокатов; — для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам или получающих вознаграждение на основании гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг и на основании авторских договоров — 1% от суммы начисленных выплат в пользу этих лиц по всем основаниям, независимо от источника финансирования.
В дополнение к базовому тарифу в 28% Федеральным законом от 20.11.99 № 201-ФЗ введен дополнительный тариф в размере 14% от суммы начисленных платежей в их пользу по всем причинам, независимо от источника финансирования. Страховые премии по дополнительному тарифу считаются оплаченными в ПФР только в том случае, если страховые премии по дополнительному тарифу оплачены полностью. Средства, полученные ПФР по дополнительному тарифу, используются для повышения максимальной пенсии по возрасту для членов летных экипажей в гражданской авиации.
Организации любой организационно-правовой формы освобождаются от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды социального страхования в отношении выплат в пользу инвалидов I, II и III групп, общероссийских организаций инвалидов, индивидуальных предпринимателей, частных детективов, внештатных нотариусов и других инвалидов.
Перечень платежей, не подлежащих обязательному страхованию, утверждается для каждого фонда постановлением Правительства РФ.
Помимо самих фондов, налоговые органы также контролируют правильность перечисления взносов на социальное страхование.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) производит :
-
целевой сбор и накопление страховых премий; -
финансирование расходов на все виды пенсий и некоторых других выплат; -
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, размеров государственных пенсий по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или потери кормильца; -
капитализация средств и привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц; -
организация государственной базы данных по всем категориям плательщиков страховых премий и некоторые другие функции. Средства ПФР предназначены для выплаты всех видов государственных пенсий, в том числе лицам, выезжающим из Российской Федерации на постоянное место жительства, а также для осуществления иных видов деятельности, связанных с деятельностью Фонда.
Государственный фонд занятости Российской Федерации (ГФЗ) является совокупностью федеральной части Фонда занятости и фондов занятости, образованных в субъектах Федерации.
Фонды занятости Российской Федерации и ее субъектов состоят из взносы из фондов занятости, созданных в городах и регионах (с учетом перечисления части средств в федеральную часть фонда занятости), обязательные страховые взносы работодателей, отчисления из соответствующих бюджетов, инвестиционные доходы, добровольные взносы и иные доходы
Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в Российской Федерации являются Средства бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации; страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию; личные средства граждан; благотворительные взносы и другие доходы.
Средства государственной и муниципальной системы здравоохранения используются:
-
на проведение мероприятий, направленных на разработку и реализацию целевых программ, утверждаемых Правительством Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов; -
для обеспечения профессиональной подготовки персонала; -
проводить научные исследования; -
развитие материально-технической базы медицинских учреждений; -
субсидирование отдельных направлений с целью компенсации условий оказания медицинской помощи населению в рамках обязательного медицинского страхования; -
оплата особо дорогостоящих видов медицинских услуг; финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально-значимых заболеваниях; -
оказание медицинской помощи в случае массовых заболеваний, в районах, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф и в других целях охраны здоровья населения.
Для реализации государственной политики обязательного медицинского страхования были созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Принцип солидарности поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики применяется при финансировании пособий государственного социального страхования. Солидарность между поколениями основана на том, что все выплаты производятся за счет текущих денежных поступлений от взносов работающего населения.
Солидарность субъектов Российской Федерации проявляется в перераспределении средств на федеральном уровне и субсидировании территориальных и местных страховых фондов. Это связано с различиями в экономическом развитии и демографической ситуации в субъектах Российской Федерации. В настоящее время около 70 из 89 субъектов Российской Федерации получают субсидии.
Солидарность отраслей экономики выражается в межотраслевом перераспределении средств, которое необходимо с учетом условий и уровня оплаты труда.
Однако в последнее время высказывается критика в отношении желательности дальнейшего использования этого принципа в качестве основы для финансирования пенсий по старости. По просьбе Минэкономразвития группа экспертов разработала альтернативную концепцию пенсионной реформы, основанную на принципах кумулятивного финансирования. По мнению разработчиков этой концепции, основной причиной нынешнего кризиса в пенсионной системе является не падение производства, сокращение численности занятых, снижение доли заработной платы в структуре валового внутреннего продукта, а солидарный и распределительный механизм финансирования. Они утверждают, что покрыть дефицит ПФР невозможно по двум основным причинам. Первое связано с демографической ситуацией и соотношением между активным населением и пенсионерами. Сегодня в России на одного пенсионера приходится 1,7 работающих, в то время как для нормального функционирования системы требуется соотношение как минимум 1 к 3. Второе состоит в чрезмерном количестве льгот, которые позволяют получать пенсию при снижении обычного пенсионного возраста.
В целях повышения финансовой стабильности предлагается постепенно, начиная с 2000 г., вводить элементы сбережений в систему обязательного пенсионного обеспечения. Согласно презентации авторов альтернативной концепции, пенсия по старости в будущем будет формироваться примерно равными частями за счет распределительных и накопительных источников.