Файл: Введение Социальная защита и социальное обеспечение в государственном организованном обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К 2009 году планируется постепенно увеличить страховой взнос работников, делающих взносы в накопительную часть пенсии, до 7-9%.

Более высокие ставки пенсионных взносов будут установлены для отраслей промышленности с вредными условиями труда и особых природно-климатических зон.

Однако прогнозируемые результаты перехода на накопительную часть пенсий по старости выглядят слишком оптимистично. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца не могут по своей природе финансироваться за счет накопления средств на индивидуальных пенсионных счетах.

Механизм отчислений не используется для финансирования государственных пенсий по старости ни в одной из социально ориентированных экономик мира (он используется только в нескольких азиатских и африканских странах, а также в Чили, Аргентине, Колумбии и Перу). При схожих демографических процессах (увеличение доли пенсионеров в общей численности населения) пенсионные системы экономически развитых стран продолжают функционировать достаточно успешно.

Серьезность проблемы финансирования свидетельствует о необходимости теоретической разработки модели пенсионного страхования, учитывающей уникальные социально-экономические и политические условия России. Адаптация внутренней пенсионной системы к рыночным условиям не должна ограничиваться переходом к принципу накопительного финансирования как единственно возможному варианту. Радикальные изменения в период общей экономической нестабильности в России вряд ли дадут желаемые результаты. Более того, с научной точки зрения, оба метода накопления и распределения средств эквивалентны.

Более перспективными являются предложения тех экономистов, которые считают необходимым изменить только метод перераспределения в рамках системы солидарности, в частности, более точно определить долю материальной ответственности работников, работодателей и государства за потерю заработка или дохода в связи с достижением пенсионного возраста.

Как упоминалось выше, внебюджетные фонды социального обеспечения не являются единственным источником финансирования социального обеспечения. В частности, расходы на реализацию прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.95 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», покрываются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок возмещения этих расходов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.


В случае принятия органами местного самоуправления дополнительных мер социальной защиты источником финансирования является местный бюджет.

Общие положения о социальном обеспечении и социальной защите

Концепция и направления социальной защиты

В последнее время термин «социальная защита» становится все более популярным как на международном, так и на национальном уровне.

«Социальная защита — это комплекс дополнительных мер, направленных на оказание материальной поддержки наименее защищенным слоям населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств к существованию), недопущение разрушения системы социальной защиты и поддержание уровня социальных услуг. Этот пакет мер реализуется как за счет средств государственного и местных бюджетов, так и за счет специально созданных фондов социальной поддержки. Эта «ведомственная концепция» социальной защиты не содержит существенных признаков, которые позволили бы проводить сравнение или дифференциацию социальной защиты и социального обеспечения.

Социальная защита населения понимается как более универсальная система поддержки населения, чем социальное обеспечение, которая фокусируется не только на классических социальных рисках (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность и т.д.), но и на рисках, привносимых в жизнь общества спецификой переходного периода, связанной с формированием в стране иной экономической системы. Вместе с узкой концепцией социальная защита рассматривается в теории права социального обеспечения в более широкой перспективе. В.Ш. Шайхатдинов, например, считает, что это включает в себя деятельность государственных и местных органов власти, общественных организаций, предприятий по созданию гуманной среды, защите материнства и детства, помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональному обучению граждан, занятости, охране труда, регулированию заработной платы и доходов, обеспечению жильем, регулированию имущественных прав граждан, предоставлению материальных услуг и защите инвалидов и др.

Социальная защита — это практическая деятельность по реализации основных направлений социальной политики.



Под социальной защитой некоторые авторы понимают всю деятельность государства, направленную на обеспечение процесса становления и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, влияющих на личность, создание условий для самоопределения и самоутверждения в жизни либо как совокупность экономических и правовых гарантий, установленных законом, обеспечивающих соблюдение основных социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

Специальные работы документируют социальную защиту как одну из важнейших функций государства. Социальная защита делится на общую и специальную защиту. Общее — деятельность, направленная на обеспечение основных социальных и иных прав граждан, а конкретное — специальная система регулирования, направленная на стабилизацию отдельных лиц и социальных групп, которые в силу определенных особенностей нуждаются в особой социальной защите. К таким нуждающимся относятся, например, военнослужащие. Их социальная защита состоит из комплекса социальных механизмов, направленных на устранение или минимизацию дискомфорта, связанного с их положением в обществе, социальной организации, обеспечивающей полное вовлечение личностей солдат, социальной группы солдат и их семей в общественную деятельность и поддержание их высокого социального статуса.

Поэтому концепция социальной защиты на данном этапе является скорее коллективной концепцией, используемой практиками, учеными и политиками. В то же время его содержание отражает различные аспекты государственной социальной политики. Введение понятия социальной защиты населения в оборот научных понятий правомерно и необходимо, поскольку позволяет методом научной абстракции отличить от огромного комплекса общественных отношений, регулируемых нормами различных отраслей права, именно те, которые возникают исключительно в связи с социальной защитой населения или содержание которых включает в себя, помимо прочих прав, и право человека на социальную защиту. Первое из них, безусловно, должно включать в себя социальные отношения в отношении социального обеспечения населения. Поэтому социальное обеспечение в самом широком смысле является одной из важнейших форм социальной защиты при возникновении социальных рисков.

В зависимости от принятых подходов различают следующие системы социальной защиты:


  • государство, основанное на принципе социального обеспечения государством социально уязвимых членов общества и социальной благотворительности;

  • частная, основанная на принципе ответственности каждого члена общества за свою собственную судьбу и судьбу своей семьи, с использованием собственных доходов от работы и предпринимательской деятельности, доходов от собственности и личных сбережений (эта система ориентирована на работу и включает в себя частное социальное страхование).

Центральным вопросом социальной защиты является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите, является одновременно субъектом и объектом социальной защиты.

Предметом социальной защиты являются объекты социальной сферы в виде конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спорта и рекреационного комплекса).

Основные формы социальной защиты:

  • Социальные гарантии, установленные законом, и их удовлетворение на основе основных норм и программ,

  • Регулирование доходов и расходов населения;

  • Социальное обеспечение;

  • Социальное сосуществование;

  • Социальные службы;

  • Целевые социальные программы.

Социальная защита должна полностью охватывать следующие области:

  • обеспечение прожиточного минимума для членов общества и материальной поддержки тех, кто по объективным причинам нуждается в защите от факторов, снижающих их жизненный уровень

  • создание условий, позволяющих гражданам свободно зарабатывать себе на жизнь всеми средствами, не противоречащими закону;

  • обеспечить благоприятные условия труда для нанимаемого персонала с целью его защиты от негативного воздействия промышленного производства;

  • обеспечение экологической безопасности членов общества;

  • защищая граждан от преступных посягательств;

  • защита гражданских и политических прав и свобод в соответствии с принципами правового государства и демократического государства;

  • создание условий, исключающих вооруженные, социальные и межэтнические конфликты;

  • защита от политических преследований и административного произвола;

  • гарантии свободы интеллектуальной жизни и защиты от идеологического давления;

  • создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных клетках и структурных единицах, защита от психологического давления;

  • обеспечение максимально возможной стабильности в общественной жизни.


Характер и функции социального обеспечения

Человеческая жизнь очень хрупка. Каждый человек на протяжении всей своей жизни находится в опасности из-за обстоятельств, которые могут непосредственно повлиять на его здоровье и привести к потере заработной платы, его основного источника дохода. Такие обстоятельства: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Во многих случаях их невозможно преодолеть собственными усилиями, поскольку они продиктованы объективными социально-экономическими условиями, тесно связанными с производственной деятельностью и практически независимыми от воли человека. Но они оказывают непосредственное влияние на социальную стабильность общества, поэтому государство берет на себя определенную долю ответственности за их возникновение и создает систему социальной защиты, предоставляя государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Концепция социальной защиты населения России в свете новых политических и экономических условий находится в стадии разработки. Эксперты не пришли к единому мнению по многим его положениям. Под социальной защитой в широком смысле понимается деятельность государства, направленная на обеспечение процесса становления и развития полноценной личности, признание и нейтрализацию негативных факторов, влияющих на личность, создание условий для самоопределения и самоутверждения в жизни.

В строгом смысле социальная защита рассматривается как совокупность экономических и правовых гарантий, установленных законом, обеспечивающих соблюдение основных социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни. Однако, несмотря на свою новизну, эта концепция должна основываться на выводах и заключениях местных ученых, ранее исследовавших такие важные составляющие социального обеспечения, как социальное страхование и социальная помощь.

В 20-30-е годы исследование социального обеспечения и социальной помощи проводилось Х.А. Вигдорчиком, Л.В. Забелиным, В. Дурденевским, З.Р. Теттерборном и другими.

В. Дюрденевский рассматривал социальное обеспечение как деятельность органов государственного управления, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и существованию различных слоев населения, путем предоставления им финансовой или социальной помощи. А социальное обеспечение — как система снижения рисков путем их разложения на участников социального производственного процесса, составляющую трудового законодательства.