Файл: Введение Социальная защита и социальное обеспечение в государственном организованном обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Л.В. Забелин рассматривал социальное обеспечение как общий термин по отношению к социальному страхованию. Поэтому, по его мнению, все характеристики социального обеспечения в равной степени характерны для социального страхования.

В 50-60-е годы большой вклад в развитие теории социального обеспечения и социального страхования внесли Н.Г. Александров, Б.С. Андреев, Е.И. Астрахань, В.Б. Ахаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Сахаров, В.И. Усенин, П.М. Цивилев и др.

Б.С. Андреев охарактеризовал социальное обеспечение как комплекс конкретных социально-экономических мер, принимаемых или поддерживаемых государством для оказания помощи гражданам в старости и инвалидности, детям, медицинской помощи и лечения.

Дальнейшие исследования в области социального обеспечения осуществлялись такими видными правоведами, как Р.И. Иванова, А.С. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Полупанов. Рогожин, А.И. Ставцева, В.Б. Тарасова, Е.Г. Тучкова, В.С. Шайхатдинов и др.

Разработка концепции социального обеспечения как категории общечеловеческой ценности, разработанной Р.И. Ивановой, имеет большое теоретическое значение. По ее мнению, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ не в обмен на труд, а для удовлетворения жизненно важных личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) престарелых, больных, инвалидов, детей, наркоманов, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества, для охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе в случаях и на условиях, установленных социальными, в том числе правовыми нормами.

Это определение является универсальным и отражает природу социального обеспечения, независимо от конкретных исторических условий (экономической и политической системы), в которых оно организовано. В его основе лежат следующие сильные стороны: — объективные причины, требующие специального механизма социального обеспечения, направленного на поддержание или обеспечение определенного уровня жизни; — специальные фонды, источники социального обеспечения; — специальные способы обеспечения жизнедеятельности; — закрепление правил социального обеспечения в социальной сфере, в том числе правовых норм.

Характер социального обеспечения наиболее ярко проявляется в его функциях: экономических, политических, демографических, реабилитационных и других.

Экономической функцией социального обеспечения является компенсация утраченного дохода (дохода или содержания) в
связи со старостью, инвалидностью или потерей кормильца, частичная компенсация дополнительных расходов при определенных обстоятельствах, а также предоставление малоимущим гражданам минимальных денежных или неденежных льгот.

Источником финансирования его реализации являются государственные (централизованные) внебюджетные социальные фонды, созданные на территориальной основе. Внебюджетные социальные фонды включают пенсии, трудоустройство, обязательное медицинское страхование, социальная помощь.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, где существуют значительные различия в уровне жизни различных групп населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Функция социальной реабилитации направлена на восстановление социального статуса инвалидов и других социально уязвимых групп населения, чтобы они могли чувствовать себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение — это совокупность социальных отношений при распределении внебюджетных средств социального обеспечения и перераспределении части государственного бюджета на удовлетворение потребностей граждан в случае потери заработка или дохода от трудовой деятельности, дополнительных расходов на содержание и воспитание детей, поддержку других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств для покрытия прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также медицинской помощи.


Потребности могут быть удовлетворены с помощью поддержки:

  • Предоставление денежных пособий (пенсий, пособий, компенсаций) на эквивалентной, но нормализованной основе или бесплатно (алименты), независимо от занятости и уплаты взносов;

  • Бесплатное предоставление медицинских услуг потребителю в рамках программ ОМС;

  • Бесплатное предоставление социальных услуг потребителю в рамках минимальных государственных стандартов и далее — по льготным тарифам.

Существование этих отношений обусловлено объективными причинами, по которым государство заинтересовано в их развитии и осуществляет свое правовое регулирование.

Что касается взаимосвязи между государственной системой социальной защиты и системой социального обеспечения, то вторую следует рассматривать как часть первой. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии безопасности труда, охраны здоровья и окружающей среды, минимальной заработной платы и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

Различие между концепциями социального обеспечения и социальной защиты

В юридической литературе понятие государства всеобщего благосостояния справедливо увязывается с социальной защитой и ее отношением к социальному обеспечению.

Концепция социальной защиты разрабатывается с точки зрения элементов и характеристик феномена, которые являются частью проблем, связанных с предметом конкретной науки. В результате концепция социальной защиты становится слишком узкой, а подход к ее организации фрагментированным. Это также связано с тем, что термин «социальная защита» в настоящее время не имеет четко определенных рамок, четких границ и четко определенного содержания.

Взаимосвязь между социальной защитой и социальным обеспечением может быть определена более объективно, основываясь на международном опыте правового регулирования этих двух социальных категорий. Возьмем, к примеру, Конвенцию МОТ № 102 о минимальных стандартах социального обеспечения, вступившую в силу в 1995 году и перечисляющую девять видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия в случае несчастных случаев на производстве, пособия по беременности и родам, пособия по болезни и семейные пособия. Здесь МОТ определяет виды социальной защиты в соответствии с различными социальными и не социальными факторами. Это приводит к выводу о том, что, во-первых, социальная защита и социальное обеспечение являются разными категориями, а во-вторых, социальную защиту можно искать и в несоциальных отношениях.


По мере того, как системы социального обеспечения превращаются в системы социальной защиты, вновь возникает вопрос о более четком определении основных понятий. В литературе можно обнаружить, что термин «социальное обеспечение» в смысле комплекса государственных мер по оказанию помощи нуждающимся гражданам в настоящее время носит скорее исторический характер, так как относится только к конкретному периоду ХХ века. В последние десять лет, утверждают авторы, прослеживается тенденция к использованию в качестве общего термина в этой области общественной деятельности термина «социальное обеспечение», который заменил термин «социальное обеспечение». Вместе с тем, признается необходимость сохранения данного термина для обозначения сферы деятельности государства, которая относится к социальной защите граждан, оказывающих услуги обществу, но не охваченных социальным обеспечением (к авторам относятся, например, ветераны войны).

В некоторых случаях авторы не проводят различия между «социальным обеспечением» и «социальной защитой», что отражено в соответствующих определениях. В качестве примера: «В промышленно развитых странах социальное обеспечение или социальная защита населения рассматривается как комплекс правовых, социальных и экономических гарантий для граждан, установленных законом, которые обеспечивают приемлемый уровень жизни». Есть случаи, когда концепции социальной защиты и социального обеспечения полностью идентифицируются, когда их предлагается рассматривать как синонимы «в силу определения их природы в правовых рамках как эквивалентных».

Отсутствие ясности и определенности в разграничении понятий приводит к противоречивым суждениям. С одной стороны, утверждается, что «социальная защита» — это «более широкое понятие, включающее в себя не только гарантии социального обеспечения, но и гарантии прав работников в их отношениях с работодателями». С другой стороны, утверждается, что «социальная защита может рассматриваться как широкое понятие социального обеспечения».

Иногда при оценке существа социальной защиты используется тот же подход, что и при оценке структурированного образования, когда социальная защита (социальное обеспечение) включает социальное обеспечение и социальную помощь. Вопрос о содержании социальной защиты имеет решающее значение. Если социальная защита рассматривается только как социальное обеспечение и социальная помощь, то нельзя говорить о социальной защите как о более широком понятии, включающем социальное обеспечение.


В.П.Юдин отмечает, что термин «социальная защита» не имеет четко определенных рамок, четких пределов и содержания. В результате в литературе высказываются различные мнения об основных блоках или компонентах социальной защиты.

На основе анализа мирового опыта определяют пять основных институтов социальной защиты:

  •  государственную социальную помощь;

  •  государственное социальное страхование;

  • обязательное социальное страхование (по закону);

  • добровольное дополнительное социальное страхование;

  • добровольное личное страхование.

По словам Т.Ф. Романовой, созданы и пересматриваются в мировой практике следующие основные институты социальной защиты населения: социальное страхование; социальная помощь со стороны государства и муниципалитетов; частная инициатива страхования; социальные услуги, предоставляемые хозяйствующими субъектами.

А.Н.Старшинов считает, что социальная защита включает в себя не только социальное страхование и социальную помощь, но и социальное обеспечение, а также государственный и негосударственный благотворительный сектор.

Система социальной защиты состоит из четырех основных блоков или звеньев:

  • система социального обеспечения, включающая социальные услуги;

  •  система социального страхования, представленная федеральными фондами:

  •  система социальной помощи (поддержки), включающая систему фондов социальной помощи и сектор негосударственной благотворительности;

  • блок других социальных предпочтений и форм социальной защиты, предоставляемых государством, таких как индексация доходов населения, как предоставляемых государством

Заключение

Таким образом, социальная защита в каждом государстве представляет собой комплексную систему социально-экономических отношений, направленную на оказание широкого спектра помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, члены которых не достигают социально-необходимого уровня жизни семьи своими доходами.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное благополучие людей, способной поглотить рост социального недовольства и социальной напряженности и предотвратить возможные конфликты и радикальные формы протеста.