Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Почему работать на Портале удобно и выгодно?
УЦ СКБ Контур предоставляет полный комплекс услуг удостоверяющего центра
Какие услуги Удостоверяющего центра необходимы именно вам?
УЦ СКБ Контур так же надежен, как сейф в швейцарском банке
Т а б л и ц а 18. Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках
Показатель | Отчетный Период | Предыдущий периода | Изменение, +, - | |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг | | | | |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | | | | |
Валовая прибыль | | | | |
Коммерческие расходы | | | | |
Управленческие расходы | | | | |
Прибыль (убыток) от продаж | | | | |
Прочие доходы и расходы | | | | |
Проценты к получению | | | | |
Проценты к уплате | | | | |
Доходы от участия в других организациях | | | | |
Прочие доходы | | | | |
Прочие расходы | | | | |
Прибыль (убыток) до налогообложения | | | | |
Отложенные налоговые активы | | | | |
Отложенные налоговые обязательства | | | | |
Текущий налог на прибыль | | | | |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | | | |
Для выявления долевого участия каждой составляющей в формировании прибыли рекомендуется проводить вертикальный анализ прибыли от обычной деятельности до налогообложения с использованием относительных величин структуры по следующим показателям: прибыль от продаж; прибыль до налогообложения; операционные результаты. Необходимо учитывать, что анализ структуры прибыли до налогообложения проводится в том случае, если все слагаемые прибыли являются однонаправленными величинами, т. е. или прибылью, или убытками (таблицу построить самостоятельно).
Основную часть прибыли промышленное предприятие получает от реализации продукции (от продажи). На изменение этой прибыли оказывают влияние следующие факторы:
- изменение отпускных цен на реализованную продукцию;
- изменение объема реализованной продукции;
- изменение объема продукции, связанное с изменением структуры продукции;
- изменение себестоимости продукции;
Влияние изменения отпускных цен на реализованную продукцию: ΔП1 = Σp1*q1 - Σpо*q1,
где p – цена единицы продукции;
q – количество реализованной продукции в натуральном выражении;
Σp1*q1 – реализация продукции в отчетном году в ценах отчетного года;
Σpо*q1 – реализация продукции в отчетном году в ценах базисного года.
Влияние изменения объема реализованной продукции:
ΔП2 = По*К1 – По = По (К1 - 1), К1 = С1,0 / С0 ,
где По – прибыль базисного года;
К1 – коэффициент роста объема реализации продукции;
С1,0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный пери- од в ценах и тарифах базисного года;
С0 – себестоимость базисного периода.
Влияние изменения объема реализации продукции, обусловленного изменениями структуры продукции:
ΔП3 = По (К2 - К1), К2 = Σpо*q1 / Σpо*qо,
где К2 – коэффициент роста реализации в оценке по отпускным ценам;
Σpо*qо – реализация продукции в базисном периоде.
Влияние экономии от снижения себестоимости продукции:
ΔП4 = С1,0 - С1,
где С1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.
Влияние изменений за счет структурных сдвигов в составе продукции:
ΔП5 = Со*К2 - С1,0.
Расчет влияния изменения цен на материалы и тарифов на услуги (ΔП6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (ΔП7), на прибыль от продажи проводится отдельно по данным бухгалтерского баланса.
Суммарное отклонение дает общее изменение прибыли от продажи за отчетный период:
ΔП = П1 – По = ΔП1 + ΔП2 + ΔП3 + ΔП4 + ΔП5 + ΔП6 + ΔП7 или ΔП = ΣPi,
где ΔП – общее изменение прибыли;
ΣPi - изменение прибыли за счет i-го фактора.
При проведении факторного анализа прибыли от продажи продукции составляется табл. 19 с соответствующими исходными данными.
Т а б л и ц а 19. Факторный анализ прибыли от продаж продукции
Показатели | Предыдущий период, р. | Отчетный период, р. | Изменение | |
р. | % | |||
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг | | | | |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | | | | |
3. Управленческие расходы | | | | |
4. Коммерческие расходы | | | | |
5. Прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг | | | | |
4.2. Анализ рентабельности предприятия
Для оценки эффективности использования ресурсов, потребленных в процессе производства, применяются показатели рентабельности, которые характеризуют относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности предприятия. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Показатели рентабельности объединяют в следующие группы:
-
характеризующие рентабельность издержек производства; -
характеризующие рентабельность продаж;
3) характеризующие доходность капитала и его частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли по данным формы № 2 бухгалтерской отчетности (табл. 120).
1. Рентабельность затрат(Rз) характеризуется отношением прибыли от продажи продукции (Пр) к полной себестоимости проданной продукции (Сп):
Rз=(Пр /Сп)* 100(%),
где С п - общая сумма затрат на производство и продажу продукции.
2. Рентабельность продаж (Rп) измеряется отношением величины прибыли к объему продаж. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.
В зависимости от показателя прибыли рассчитывают рентабельность продаж:
а) как отношение прибыли от продажи (Пр) к выручке от продажи:
Rпр = (Пр / Вр ) * 100(%);
б) как отношение налогооблагаемой прибыли (Пн) квыручке от продажи:
Rн = (Пн/Вр) * 100(%);
в) как отношение чистой прибыли (Пч) к выручке от продажи:
Rч=(Пч/Bр) * 100(%).
Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности и показывает, сколько прибыли получено с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным видам продукции.
3. Коэффициенты рентабельности капиталаисчисляются отношением величины прибыли к среднегодовой величине капитала и его составных частей. При расчете коэффициентов используется налогооблагаемая прибыль (Пн), чистая прибыль (Пч).
В зависимости от вида капитала различают показатели рентабельности:
а) имущества (Rи) - отношение налогооблагаемой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости
имущества предприятия:
Rи = (Пн /И) * 100(%),
где И - среднегодовая стоимость имущества предприятия, определяемая по данным актива баланса как среднеарифметическая величина на начало и конец анализируемого периода, р.
Коэффициент показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости имущества (активов) независимо от источников привлечения средств;
б) собственного капитала (Rск) - отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного (акционерного) капитала:
Rск = (Пч/ СК) *100(%);
где СК - среднегодовая стоимость собственного капитала, определяемая как среднеарифметический итог собственных источников средств предприятия на начало (СКн) и конец (СКк) анализируемого периода, р.
Рентабельность имущества отличается от рентабельности собственного капитала, так как в первом случае оцениваются все источники финансирования, включая внешние, а во втором - лишь собственные.
Т а б л и ц а 20. Расчет показателей рентабельности
Показатель | Отчетный период | Предшествую-щий период | Изменение, % |
Прибыль от продажи продукции, р. Выручка от реализации продукции (без НДС), р. Рентабельность продукции, % Балансовая прибыль, р. Среднегодовая величина активов, р. Рентабельность активов, % Чистая прибыль, р. Собственный капитал, р. Рентабельность собственного капитала, % Затраты на производство реализованной продукции, р. Рентабельность производственной дея-тельности, % | | | |
4. 3. Анализ деловой активности
Показатели деловой активности характеризуют темпы развития бизнеса и уровень эффективности использования ресурсов предприятия. На основе баланса рассчитываются показатели оборачиваемости активов (в целом и по отдельным составляющим), которые характеризуют эффективность использования финансовых ресурсов, вложенных в активы предприятия:
- показатель оборачиваемости