Файл: Контрактная система Российской Федерации Контрактная система.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все свои функции специализированная организация осуществляет от имени заказчика и уполномоченного органа, при этом права и обязанности
возникают у заказчика или уполномоченного органа. Специализированная организация является посредником между участником и заказчиком и выполняет закрепленные за ней функции на основании заключѐнного между ними гражданско-правового договора. Данные организации, как правило, оказывают комплекс консультационных услуг по сопровождению тендеров. Преимущества совместной работы со специализированными организациями очевидны - заказчику нет необходимости изучать тонкости законодательства для подготовки документации. Всю рутинную работу берут на себя сотрудники аутсорсинговой компании. В результате упрощается и ускоряется процедура проведения закупки. Однако у такого сотрудничества есть и минусы. Профессионализм их сотрудников не всегда соответствует требованиям. Заказчик не может быть уверен в том, что все нормы действующего законодательства специализированной организацией при подготовке закупочной документации неукоснительно соблюдаются и у контролирующих органов не появится впоследствии претензий.
Слайд
12. Оператор электронной площадки и оператор специализированной электронной площадки (ОЭП) – это непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, отвечает установленным требованиям и включено в Перечень, утверждѐнный постановлением Правительства РФ.
ОЭП – это организация и принадлежащий ей сайт (электронная площадка), представляющая информационно-технические услуги при размещении и информационном сопровождении всех тендеров. Электронные площадки также обеспечивают осуществление закупок товаров у
единственного поставщика на сумму до 3 млн рублей (в форме электронного магазина).
На текущий момент 10 электронных площадок, в том числе три специализированных для проведения закрытых закупок. Все электронные площадки интегрированы с Единой информационной системой в сфере закупок и обеспечивают проведение электронного документооборота.
Слайд Что же касается действий участников контрактной системы по
обеспечению государственных и муниципальных нужд, то они включают:
регистрацию заказчиков и участников закупок в единой информационной системе и аккредитацию на электронных площадках (аккредитация на ЭП с 1.01.2020 происходит автоматические после регистрации в ЕИС). Результат – включение в Единые реестры заказчиков, участников закупок;
С 1 января 2020 года принимать участие в электронных процедурах закупок могут только заказчики и участники закупок, зарегистрированные в ЕИС и получившие аккредитацию на электронной площадке (ч. 5 ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ). Ранее допускалось участие в тендерах заказчиков и участников закупок, прошедших аккредитацию на электронных площадках без регистрации в ЕИС.
планирование закупок, размещение извещения и документации в Единой информационной системе. Размещение объявления не требуется, если закупка осуществляется у единственного поставщика или содержит сведения, составляющие государственную тайну;
определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путѐм рассмотрения заявок участников закупок способами конкурса, аукциона, запроса котировок, закрытого аукциона и закрытого конкурса;
заключение договора на закупку товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В ходе его исполнения стороны выполняют взятые на себя обязательства согласно заключѐнному контракту;
осуществление контроля в сфере закупок (ФАС, внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, ведомственный контроль, контроль заказчика, общественный контроль);
обжалование неправомерных действий одного из участников контрактной системы (в ФАС, в органы ведомственного контроля, в судебные органы).
Регистрация участников закупок в Единой информационной системе в сфере закупок. Ранее такой системы не было, поэтому отслеживать закупочную деятельность было сложно. Регистрация осуществляется в электронной форме на основании запрашиваемой системой информации и загрузки в неѐ установленного перечня документов. Данные документы содержаться в электронной цифровой подписи. Информация и документы о заказчиках и участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в соответствующие реестры.
Подготовка к закупкам начинается с планирования и размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги либо с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) при закрытой закупке. К извещению о закупке прилагается установленный 44-ФЗ пакет документов. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) происходит на электронной площадке одним из установленных способов - аукционом, конкурсом, запросом котировок, закрытым аукционом или закрытым конкурсом.
Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд включает определѐнную последовательность действий. Отправной точкой для закупки является выбор поставщика (подрядчика, исполнителя). Его логическим окончанием является исполнение своих обязательств сторонами контракта. Закупка возникает с момента заключения контракта и оканчивается надлежащим исполнением обязательств сторонами контракта. Исключение составляет закупка товаров, работ, услуг у
единственного поставщика. В таком случае информации о закупке в ЕИС не размещается.
В случае необходимости к закупочной деятельности могут быть привлечены эксперт или экспертная организация. Эксперты – это те лица, которые обладают специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла. Экспертная организация – это юридическое лицо. На основе договора с заказчиком организация проводит работу по изучению, оценке предмета экспертизы и подготовке экспертных заключений. При подготовке экспертных заключений раскрываются те вопросы, которые поставлены заказчиком экспертизы:
обеспечение экспертной оценки конкурсной документации, заявок для участия в конкурсе, соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
проведение экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, если закупка осуществляется у единственного поставщика;
в иных случаях.
Осуществление закупки выражается в форме отбора поставщиков, подрядчиков, исполнителей и заключения с ними контракта.
"Государственный контракт" и "муниципальный контракт" обозначают гражданско-правовой договор, заключѐнный соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования государственными или муниципальным заказчиком. В российском законодательстве дано несколько определений государственного или муниципального контракта, которые содержатся как в Гражданском кодексе, так и в 44-ФЗ.
Так, в Гражданском кодексе – это договор, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию другому лицу, а
государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с 44-ФЗ:
государственный (муниципальный) контракт – это гражданско- правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключѐнный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;
контракт – государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в установленных законом случаях;
контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, - контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.
Что касается осуществления контроля за сферой закупок, то данные полномочия на федеральном уровне возложены на Министерство финансов и Федеральную антимонопольную службу. На уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных образований контроль осуществляется в соответствии с региональными и локальными
нормативно-правовыми актами, принимаемыми названными органами в установленном порядке.
Слайд Обжалование участниками контрактной системы действий или
бездействия органов публичной власти осуществляется как в досудебном (подача жалобы в орган контроля), так и в судебном порядке (заявление об обжаловании неправомерных действий).
Жалоба участника(ов) торгов о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подписывается подающим ее лицом или его представителем и подается в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ. Жалобы на действия оператора электронной площадки рассматриваются только в центральном аппарате ФАС России.
Жалоба гражданина, не являющегося участником торгов, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подается и рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59- ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в течение 30 дней. Заверять жалобу квалифицированной электронной цифровой подписью не требуется.
В судебной порядке заявления об оспаривании неправомерных действий рассматривают арбитражные суды РФ (глава 24 АПК).
2 вопрос
Принцип (от лат. principium — основа, первоначало) представляет собой основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки;
руководящая идея, основное правило поведения, деятельности. Применительно к изучаемой дисциплине и рассматриваемому вопросу под принципом понимается правило функционирования контрактной системы и осуществления контрактных отношений.
Основополагающими принципами контрактной системы являются принципы (статьи 6-12 Федерального закона):
открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок;
обеспечения конкуренции; профессионализма заказчиков; стимулирования инноваций;
единства контрактной системы в сфере закупок;
ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Под принципом открытости и прозрачности понимается обеспечение в России свободного и безвозмездного доступа к информационным источникам контрактной системы в сфере закупок. Достигается это благодаря размещению необходимой информации на официальном сайте в сети Интернет. В некоторых случаях информация может иметь закрытый характер в соответствии с требованиями закона Российской Федерации "О государственной тайне". В этом случае к данной информации допускаются только те участники контрактных отношений, которым в установленном порядке оформлен допуск к сведениям составляющим государственную тайну. В большинстве случаев, такая информация касается вопросов гособоронзаказа.
Под принципом обеспечения конкуренции понимается создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Практически каждому юридическому или физическому лицу представляется возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с учѐтом
действующих в данной сфере законов. Этот же принцип предполагает исключение любых действий со стороны заказчика, уполномоченного органа или организации, специализированной организации или оператора электронной площадки, ведущих к ограничению конкуренции.
На практике наиболее часто используемыми способами ограничения конкуренции со стороны заказчика являются:
выдвижение жестких требований к товару или компаниям, которым заведомо удовлетворяет малое количество потенциальных исполнителей;
манипулирование информацией в ходе проведения процедуры.