Файл: Контрактная система Российской Федерации Контрактная система.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под жестким требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика, укрупнение предмета контракта даже при закупке типового товара, включение технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ или услуг, установление в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным компаниям или непосредственно заказчику. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.
Устанавливая жесткие требования к поставляемому товару или компаниям, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
В целях соблюдения требований принципа обеспечения конкуренции заказчик рассылает поставщикам (подрядчикам, исполнителям) предложения выслать в свой адрес подготовленные ими технические задания на тот товар, который он планирует закупить. Затем из нескольких поступивших в его адрес технических заданий он готовить своѐ техническое задание с усреднѐнными показателями, которое затем выкладывает в ЕИС.
Манипулирование информацией в ходе проведения процедуры. Зачастую, заказчики целенаправленно не размещают полный комплект закупочной документации, особенно в отношении поставки технически сложных товаров или оказания работ, сопряженных со сложным технологическим процессом. Не каждый потенциальный участник проявляет настойчивость и направляет в адрес заказчика запрос о даче разъяснений, что дает заказчику возможность сформировать узкий круг лиц, изначально знающий обо всех условиях закупки, в том числе о тех документах, которые к закупочной документации не приложены.
Принцип профессионализма заказчика. Данный принцип предусматривает обладание заказчиком, специализированной организацией и контрольным органом в сфере закупок определѐнными знаниями, умениями и навыками. Знания, умения и навыки содержатся в квалификационных требованиях. Данные требования объясняются тем, что с каждым годом процедуры закупочной деятельности усложняются, вводятся инновационные технологии, увеличивается объѐм информации и повышается ответственность в данной сфере.
Принцип профессионализма реализуется через следующие механизмы: заказчики должны определить специальных работников, ответственных
за сопровождение процесса закупок товаров, работ, услуг в организации. Если совокупный годовой объем закупок превышает 100 млн руб., должна быть создана контрактная служба. Если закупки не превышают указанного объема, должен быть назначен контрактный управляющий. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ст. 38 Закона о закупках).
также для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик должен создать комиссию по осуществлению закупок. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших
профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки;
заказчики должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок. Четких требований по периодичности повышения квалификации члена комиссии по осуществлению закупок, работника контрактной службы, контрактного управляющего не установлено, однако Минэкономразвития России рекомендует проходить обучение в сфере закупок для указанных лиц не реже, чем каждые три года в объеме не менее 108 ч (для руководителей — не менее 40 ч).
Приказами Минтруда России утверждены профессиональные стандарты специалиста в сфере закупок и эксперта в сфере закупок.
Приказы Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. № 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" и N 626н "Об утверждении профессионального стандарта "Эксперт в сфере закупок".
Принцип стимулирования инноваций. Данные принцип ещѐ на стадии планирования закупок требует от заказчика учитывать приоритетные направления государственной политики в области инноваций. В соответствии с Федеральным законом 1996 года "О науке и государственной научно-технической политике" инновации – это введѐнный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж либо новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
На практике, к сожалению, данный принцип работает с очень большим трудом, поскольку:
выдвижение требований к уровню инновационности товара, работы, услуги контролирующие органы могут расценивать как попытки ограничения конкуренции. Таким путѐм принцип стимулирования инноваций
входит в противоречие с вышерассмотренным принципом обеспечения конкуренции;
в условиях повсеместного наличия санкций импортозамещение носит в определенной степени принудительный характер. Оно достаточно часто сопровождаться снижением качества, повышением цен, удлинением сроков реализации инновационных проектов. Ситуация усугубляется нестабильностью рубля, что ограничивает возможности приобретать импортную продукцию.
Принцип единства контрактной системы в сфере закупок. Данный принцип предусматривает:
во-первых, разработку единых механизмов регулирования государственных и муниципальных закупок на всей территории страны и на всех уровнях власти. Причем, независимо от особенностей отдельных секторов экономики. С другой стороны, унифицированность правил проведения госзакупок для разных отраслей производства является главным недостатком, который не учитывает специфические свойства той или иной отрасли;
во-вторых, логически последовательное построение этапов осуществления закупок. Данные этапы включают планирование и осуществление закупок, мониторинг и аудит закупочной деятельности, контроль в сфере закупок. Под мониторингом понимается система наблюдений в сфере закупок, которую проводит Минфин России. Проводится мониторинг путѐм сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок. Под аудитом понимается деятельность по проверке целесообразности расхода бюджетных средств на закупки в разрезе целей закупочной деятельности и еѐ нормирования. Аудит осуществляется Счѐтной палатой Российской Федерации, контрольно- счѐтными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Контроль осуществляется ФАС, органами ведомственного
контроля, государственного и муниципального внутреннего финансового контроля, заказчиком и общественностью.
Такой подход в России существовал не всегда. Например, до реформы государственных закупок 2005 г. субъекты РФ и муниципальные образования самостоятельно устанавливали требования к своим закупкам за счет их бюджетов, отличные от федеральных требований.
Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Следование данному принципу позволяет обеспечить эффективную трату финансовых средств налогоплательщиков из бюджета и высокий уровень удовлетворѐнности российских граждан теми результатами закупок, которые они ожидают.
Реализация этого принципа достигается через обоснованное и разумное планирование закупок и составление планов-графиков закупок, прохождение всех процедур по определению и отбору поставщиков, подрядчиков, исполнителей. В случае нарушения законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок виновные должностные лица привлекаются к установленной законом ответственности – дисциплинарной, гражданско- правовой, административной или уголовной.
В целом, принципы контрактной системы государственных закупок следует рассматривать, как единое целое. Каждый принцип дополняет другие принципы и раскрывает их сущность, составляющую основу контрактной системы России.