Файл: План работы наставника Резвых Т. П. с молодым учителем химии мбоу Степановская сош Бедаревой Е. А.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Организация воспитательной работы в классе
Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание.
Планируемые результаты:
Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя.
-
Социология образования. Ученик в социуме
Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией образования; со связями школы с семьей и общественностью, с социумом образовательного учреждения.
Планируемые результаты:
Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с учащимися и их родителями.
Социально-психологическими и психолого - педагогическими условиями эффективного обучения молодого педагога являются следующие факторы:
1.Мотивация. Каждый учитель должен ясно понимать цели, и то каким образом обучение повлияет на его работу, результаты обученности учащихся, а также скажется на его будущем личном благосостоянии.
2.Мероприятия по созданию «самообучающего» климата, способствующего обучению, а это подразумевает активное участие педагогов в процессе обучения; стремление к познанию нового, к анализу своих достижений и ошибок; поддержку со стороны руководства; желание отвечать на вопросы тестов и анкет.
3.Поэтапность процесса обучения. Процесс обучения разбит на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из них.
4.Обратная связь: похвала, одобрение, поощрение педагогов.
Исходя из имеющихся условий в общеобразовательном учреждении, фундаментом модели развития учительского потенциала являются основные принципы:
1. Приоритет самостоятельного обучения.
2. Принцип совместной деятельности.
3. Принцип индивидуализации.
4. Принцип направленности на проблемные вопросы практики.
5. Принцип демократичности взаимоотношений администрации и педагогов.
6. Создание условий для активной деятельности педагога.
Формы методического сопровождения педагога:
1. Оказание помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки, который определяется в каждом конкретном случае особо, исходя из целого ряда факторов, в т. ч. опыта работы учителя в школе, характера его образовательных запросов и интересов, уровня его профессиональной компетентности, конкретных достижений, сильных и слабых сторон.
Это могут быть:
-
собеседования с заместителями директора по УР и ВР, с наставником индивидуального
самообразования педагога;
-
ведение дневника индивидуального образовательного маршрута; -
выступления на заседаниях педагогического совета и методического объединения;
проведение открытых уроков;
-
защита методических или дидактических материалов, написание статей в
профессиональный журнал, размещение материалов на электронных ресурсах и др.
2. Организация консультаций по возникающим вопросам со специалистами (администрацией школы, педагогами-психологами).
3. Организованное посещение и анализ уроков.
4. Содействие в подготовке к конкурсам, фестивалям, акциям, проводимым как на уровне школы, так и на уровне района, области.
5. Организация обратной связи "учитель - наставник". Она может осуществляться в следующих формах:
-
индивидуальное и групповое собеседование с педагогами; -
предоставление "свободного микрофона" молодым педагогам на семинарах, круглых столах, конференциях, проводимых в школе; -
анкетирование молодых педагогов.
Диагностика затруднений молодых педагогов
1. Затруднения (проблемы), испытываемые молодым специалистом, по характеру могут быть:
общепедагогическими; психолого-педагогическими; методическими; научно-теоретическими; организационными.
2. Диагностика затруднений осуществляется по результатам:
-
собеседования с учителем; -
анкетирования учащиеся; -
анкетирования учащихся совместно с психологом школы; -
анализ: уроков, журнала, поурочного планирования, планов и конспектов уроков, материалов к урокам, тетрадей учащихся, административных контрольных работ, тестов.
План работы наставника с молодым специалистом
Тема: «Профессиональные знания и умения учителя – залог творчества и успеха школьников».
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | 1. Беседа: Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы. | Сентябрь |
2. Инструктаж: Нормативно – правовая база школы: программы, методические записки, государственные стандарты (ФГОС), правила внутреннего распорядка школы. | Сентябрь | |
3. Практическое занятие: Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование). | Сентябрь | |
4. Изучение инструкций:Как вести электронный журнал, единые требования к ведению тетрадей (орфографический режим); | Сентябрь | |
5. Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника. Самоанализ урока наставником. | Сентябрь | |
6. Самообразование - лучшее образование. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. | Сентябрь | |
7. Практикум по темам "Разработка поурочных планов", "Триединая цель урока и его конечный результат". | Сентябрь | |
8. Изучение памяток «Советы молодому учителю при подготовке к уроку», «Правила, обеспечивающие успешное проведение урока», «Примерная схема календарно-тематического плана», «Примерное содержание поурочного плана», «Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем» | Сентябрь | |
2. | 1. Консультирование «Оценочная деятельность учителя. Оценка и отметка» | Октябрь |
2. Собеседование «Как добиться дисциплины на уроке» | Октябрь | |
3. Методические рекомендации «Советы молодому специалисту по подготовке к уроку» | Октябрь | |
4. Консультация «Методические основы современного урока». | Октябрь | |
5. Консультирование по организации внеклассной работы по предмету | Октябрь | |
6. Выполнение практической части программы. Методика выполнения практических и лабораторных работ. | Октябрь | |
7. Методические рекомендации «Организация работы с высокомотивированными учащимися». | октябрь | |
8. Посещение уроков молодого специалиста учителем-наставником, членами администрации, руководителями ШМО с целью оказания методической помощи. | В течение года | |
9. Методическая помощь по проблемным вопросам (по мере необходимости) | Октябрь | |
10. Индивидуальные консультации «Как подготовить ученика к предметной олимпиаде». | Октябрь | |
11. Посещение уроков опытных учителей, педагогов- наставников молодым специалистом. | В течение года | |
3 | 1.Рациональное использование учебного времени на уроке. Анализ типичных ошибок. | Ноябрь |
2. Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока; | Ноябрь | |
3.Обсуждение «Домашнее задание: как, сколько, когда?» | Ноябрь | |
4. Занятие: Работа со школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти. | Ноябрь | |
5. Изучение положения о текущем, итоговом и промежуточном контроле. | Ноябрь | |
6. Участие в работе РМО. Знакомство с опытом работы учителей химии в школах района. | Ноябрь | |
7. Занятие: Современный урок и его организация. | Ноябрь | |
8. Методические рекомендации «Анализ и самоанализ урока» | Ноябрь | |
9. Методическая помощь в организации работы молодого специалиста по самообразованию. | Ноябрь | |
4 | 1. Обсуждение: «Факторы, влияющие на качество преподавания». | Декабрь |
2. Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности. | Декабрь | |
3. Консультирование: «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе» | Декабрь | |
5 | 1. Занятие: «Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе» | Февраль |
2. Обсуждение «Имидж современного учителя».Навыки коммуникации и общения в современном образовании. | Февраль | |
3. Тренинг: «Пути и средства развития познавательной активности учащихся». | Февраль | |
4. Беседа: Организация самостоятельной работы на уроке. Закрепление нового материала на уроке. | Февраль | |
6 | 1. Изучение памяток «Психологические требования к уроку», «Использование нестандартных форм работы в образовательном процессе». | Март |
2. Дискуссия «Эмоциональность урока – стимул или вред?» | Март | |
3. Занятие: Формы контроля знаний. Как помочь обучающимся подготовиться к экзаменам. | Март | |
4. Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. | Март | |
5. Беседа: Анализ и самоанализ урока. | Март | |
6. Практикум: "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе". | Март | |
1. Микроисследование «Как вы относитесь к своей профессии?» | Апрель | |
2. Участие молодого специалиста в заседании ШМО (выступление по теме самообразования). | Апрель | |
3. Дискуссия: «Трудные ситуации на уроке и ваш выход из нее». | Апрель | |
1. Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе. | Май | |
2. Практикум: “Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии”. | Май | |
3. Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе. | | |
4. Помощь в оформлении итоговой школьной документации. | Май |
(2 год работы)
Тема «Самостоятельный творческий поиск»
№ | Направление деятельности | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Сроки проведения мероприятий |
| Реализация программы «Школы молодого специалиста» | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Август |
| Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года в условиях перехода к новым ФГОС | Сентябрь |
| Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся. |
| Октябрь |
| Современные образовательные технологии | Семинар «Инновационные образовательные технологии, их использование в учебном процессе». Круглый стол «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии» Практикум «Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите реферата» | Ноябрь –Декабрь |
| Основы целеполагания урока. Самоанализ урока. |
| Январь – Февраль |
| Анализ урока. |
| Март |
| Методическая выставка достижений молодого учителя. | Динамика роста профессионализма молодого учителя:
Круглый стол «Компетенции и компетентность» | Апрель–Май |
| | Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года |
(3 год работы)
Тема «Выбор индивидуального маршрута»
№ | Направление деятельности | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Сроки проведения мероприятий |
| Реализация программы «Школы молодого специалиста» | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Август |
| Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. | Сентябрь |
| Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников. |
| Октябрь – ноябрь |
| Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий. |
| Декабрь |
| Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми. |
| Февраль – март |
| Предпрофильное обучение. Профориентация. |
| Апрель |
| Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения учителя и пути дальнейшего развития. | Подведение итогов работы «Школы молодого специалиста»:
Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности» Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других». | Май |
| | Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года |
Индикативные показатели Программы:
-
Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование. -
Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков. -
Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу. -
Умение проектировать воспитательную систему -
Умение индивидуально работать с детьми. -
Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся. -
Становление молодого учителя как учителя-профессионала. -
Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
Планируемые результаты реализации Программы:
-
Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста. -
Совершенствование системы научно-методической работы учреждения образования. -
Повышение качества образования. -
Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
Обмен опытом. Мастер-классы молодых учителей «Я делаю так»
Памятка для молодого педагога
-
В кабинет приходите немного раньше звонка, убедитесь, что все готово к уроку, мебель хорошо расставлена, доска чистая, имеются необходимые наглядные пособия. -
На поиски страницы вашего предмета в классном журнале тратьте как можно меньше времени, это лучше приготовить на перемене. -
Урок начинайте бодро, энергично, позитивно. Урок ведите так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. -
Обучающихся необходимо увлекать интересным материалом, созданием проблемных ситуации, стимулировать их умственное напряжение. Темп урока необходимо контролировать, помогать отстающим. Держите в поле зрения весь класс и более всего тех, у кого неустойчивое внимание, кто часто отвлекается. -
Оценивая знания, мотивируйте своих учеников, придавая своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем следует поработать, чтобы получить более высокую оценку. -
Урок заканчивайте общей оценкой класса и отдельных учащихся. -
Урок всегда нужно прекращать со звонком. Дежурным первое время необходимо постоянно напоминать об их обязанностях. -
Первое время постарайтесь воздержаться от излишних замечаний. -
В ситуациях недисциплинированности обучающихся, старайтесь обходиться без помощи других педагогов. Помните: налаживание дисциплины с помощью чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу, найдите свой «ключ» к ученикам