Файл: План работы наставника Резвых Т. П. с молодым учителем химии мбоу Степановская сош Бедаревой Е. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  • Организация воспитательной работы в классе
    Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание. 

Планируемые результаты:
Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя.

  • Социология образования. Ученик в социуме
    Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией образования; со связями школы с семьей и общественностью, с социумом образовательного учреждения. 

    Планируемые результаты:
    Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с учащимися и их родителями.

Социально-психологическими и психолого - педагогическими условиями эффективного обучения молодого педагога являются следующие факторы:

1.Мотивация. Каждый учитель должен ясно понимать цели, и то каким образом обучение повлияет на его работу, результаты обученности учащихся, а также скажется на его будущем личном благосостоянии.

2.Мероприятия по созданию «самообучающего» климата, способствующего обучению, а это подразумевает активное участие педагогов в процессе обучения; стремление к познанию нового, к анализу своих достижений и ошибок; поддержку со стороны руководства; желание отвечать на вопросы тестов и анкет.

3.Поэтапность процесса обучения. Процесс обучения разбит на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из них.

4.Обратная связь: похвала, одобрение, поощрение педагогов.
Исходя из имеющихся условий в общеобразовательном учреждении, фундаментом модели развития учительского потенциала являются основные принципы:

1. Приоритет самостоятельного обучения.

2. Принцип совместной деятельности.

3. Принцип индивидуализации.

4. Принцип направленности на проблемные вопросы практики.

5. Принцип демократичности взаимоотношений администрации и педагогов.

6. Создание условий для активной деятельности педагога.
Формы методического сопровождения педагога:

1. Оказание помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки, который определяется в каждом конкретном случае особо, исходя из целого ряда факторов, в т. ч. опыта работы учителя в школе, характера его образовательных запросов и интересов, уровня его профессиональной компетентности, конкретных достижений, сильных и слабых сторон.


Это могут быть:

  • собеседования с заместителями директора по УР и ВР, с наставником индивидуального

самообразования педагога;

  • ведение дневника индивидуального образовательного маршрута;

  • выступления на заседаниях педагогического совета и методического объединения;

проведение открытых уроков;

  • защита методических или дидактических материалов, написание статей в

профессиональный журнал, размещение материалов на электронных ресурсах и др.

2. Организация консультаций по возникающим вопросам со специалистами (администрацией школы, педагогами-психологами).

3. Организованное посещение и анализ уроков.

4. Содействие в подготовке к конкурсам, фестивалям, акциям, проводимым как на уровне школы, так и на уровне района, области.

5. Организация обратной связи "учитель - наставник". Она может осуществляться в следующих формах:

  • индивидуальное и групповое собеседование с педагогами;

  • предоставление "свободного микрофона" молодым педагогам на семинарах, круглых столах, конференциях, проводимых в школе;

  • анкетирование молодых педагогов.


Диагностика затруднений молодых педагогов

1. Затруднения (проблемы), испытываемые молодым специалистом, по характеру могут быть:

общепедагогическими; психолого-педагогическими; методическими; научно-теоретическими; организационными.

2. Диагностика затруднений осуществляется по результатам:

  • собеседования с учителем;

  • анкетирования учащиеся;

  • анкетирования учащихся совместно с психологом школы;

  • анализ: уроков, журнала, поурочного планирования, планов и конспектов уроков, материалов к урокам, тетрадей учащихся, административных контрольных работ, тестов.


План работы наставника с молодым специалистом

Тема: «Профессиональные знания и умения учителя – залог творчества и успеха школьников».




Содержание работы

Сроки

1.

1. Беседа: Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы.

Сентябрь

2. Инструктаж: Нормативно – правовая база школы:

программы, методические записки, государственные стандарты (ФГОС), правила внутреннего распорядка школы.

Сентябрь

3. Практическое занятие: Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование).

Сентябрь

4. Изучение инструкций:Как вести электронный журнал, единые требования к ведению тетрадей (орфографический режим);

Сентябрь

5. Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника. Самоанализ урока наставником.

Сентябрь

6. Самообразование - лучшее образование. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.

Сентябрь

7. Практикум по темам "Разработка поурочных планов", "Триединая цель урока и его конечный результат".

Сентябрь

8. Изучение памяток «Советы молодому учителю при подготовке к уроку», «Правила, обеспечивающие успешное проведение урока», «Примерная схема календарно-тематического плана», «Примерное содержание поурочного плана», «Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем»

Сентябрь

2.

1. Консультирование «Оценочная деятельность учителя. Оценка и отметка»

Октябрь

2. Собеседование «Как добиться дисциплины на уроке»

Октябрь

3. Методические рекомендации «Советы молодому специалисту по подготовке к уроку»

Октябрь

4. Консультация «Методические основы современного урока».

Октябрь

5. Консультирование по организации внеклассной работы по предмету

Октябрь

6. Выполнение практической части программы. Методика выполнения практических и лабораторных работ.

Октябрь

7. Методические рекомендации «Организация работы с высокомотивированными учащимися».

октябрь

8. Посещение уроков молодого специалиста учителем-наставником, членами администрации, руководителями ШМО с целью оказания методической помощи.

В течение года

9. Методическая помощь по проблемным вопросам (по мере необходимости)

Октябрь

10. Индивидуальные консультации «Как подготовить ученика к предметной олимпиаде».

Октябрь

11. Посещение уроков опытных учителей, педагогов- наставников молодым специалистом.

В течение года

3

1.Рациональное использование учебного времени на уроке. Анализ типичных ошибок.

Ноябрь

2. Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока;

Ноябрь

3.Обсуждение «Домашнее задание: как, сколько, когда?»

Ноябрь

4. Занятие: Работа со школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти.

Ноябрь

5. Изучение положения о текущем, итоговом и промежуточном контроле.

Ноябрь

6. Участие в работе РМО. Знакомство с опытом работы учителей химии в школах района.

Ноябрь

7. Занятие: Современный урок и его организация.

Ноябрь

8. Методические рекомендации «Анализ и самоанализ урока»

Ноябрь

9. Методическая помощь в организации работы молодого специалиста по самообразованию.

Ноябрь

4

1. Обсуждение: «Факторы, влияющие на качество преподавания».

Декабрь

2. Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности.

Декабрь

3. Консультирование: «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе»

Декабрь

5

1. Занятие: «Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе»

Февраль

2. Обсуждение «Имидж современного учителя».Навыки коммуникации и общения в современном образовании.

Февраль

3. Тренинг: «Пути и средства развития познавательной активности учащихся».

Февраль

4. Беседа: Организация самостоятельной работы на уроке. Закрепление нового материала на уроке.

Февраль

6

1. Изучение памяток «Психологические требования к уроку», «Использование нестандартных форм работы в образовательном процессе».

Март

2. Дискуссия «Эмоциональность урока – стимул или вред?»

Март

3. Занятие: Формы контроля знаний. Как помочь обучающимся подготовиться к экзаменам.

Март

4. Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи.

Март

5. Беседа: Анализ и самоанализ урока.

Март

6. Практикум: "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе".

Март

1. Микроисследование «Как вы относитесь к своей профессии?»

Апрель

2. Участие молодого специалиста в заседании ШМО (выступление по теме самообразования).

Апрель

3. Дискуссия: «Трудные ситуации на уроке и ваш выход из нее».

Апрель

1. Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе.

Май

2. Практикум: “Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии”.

Май

3. Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе.




4. Помощь в оформлении итоговой школьной документации.

Май



(2 год работы)

Тема «Самостоятельный творческий поиск»




Направление деятельности

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Сроки проведения мероприятий



Реализация программы «Школы молодого специалиста»

Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

Август



Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года в условиях перехода к новым ФГОС

Сентябрь



Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся.

  1. Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса).

  2. Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы.

  3. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.

  4. Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося.

  5. Классный час как урок взаимопонимания.




Октябрь



Современные образовательные технологии

Семинар «Инновационные образовательные технологии, их использование в учебном процессе».

Круглый стол «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии»

Практикум «Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите реферата»


Ноябрь –Декабрь



Основы целеполагания урока. Самоанализ урока.

  1. Методика целеполагания. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока.

  2. Самоанализ по качеству цели и задач урока.

  3. Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока.Памятка для проведения самоанализа урока.

  4. Посещения уроков молодых учителей администрацией и учителями-наставниками с целью оказания методической помощи.

Январь – Февраль




Анализ урока.


  1. Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока

  2. Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации

Март



Методическая выставка достижений молодого учителя.

Динамика роста профессионализма молодого учителя:

  • открытые уроки;

  • выступления-презентации на педсовете по теме самообразования;

  • методическая выставка (систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности);

  • конкурс профессионального мастерства «Открытие»;

  • представление молодого учителя наставником.

Круглый стол «Компетенции и компетентность»


Апрель–Май






Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.

Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.

В течение года



(3 год работы)

Тема «Выбор индивидуального маршрута»




Направление деятельности

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Сроки проведения мероприятий



Реализация программы «Школы молодого специалиста»

Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

Август



Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.

Сентябрь



Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников.

  1. Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.

  2. Портфолио аттестуемого

Октябрь – ноябрь



Нестандартные формы урока.

Использование информационных технологий.

  1. Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков.

  2. Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта.

Декабрь



Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми.

  1. Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.

  2. Система работы с одаренными детьми.

  3. Определение «одарённые дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.

  4. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов.

Февраль – март



Предпрофильное обучение. Профориентация.

  1. Программа предпрофильного обучения.

  2. Модель выпускника школы. Социальный заказ общества.

  3. Организация работы учителя по достижению уровня умений и навыков, заложенных в модели выпускника школы.

Апрель



Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения учителя и пути дальнейшего развития.


Подведение итогов работы «Школы молодого специалиста»:

  • Портфолио молодого учителя. Тесты-матрицы «Влияние стимулов на деятельность учителя», «Портрет учителя глазами коллег и учащихся», «Модель значимых качеств учителя», «Формальные критерии успешности учителя».

  • Анализ карьерных перспектив молодого учителя.

Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности»

Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других».


Май






Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.

Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.


В течение года




Индикативные показатели Программы:

  1. Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.

  2. Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков.

  3. Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

  4. Умение проектировать воспитательную систему

  5. Умение индивидуально работать с детьми.

  6. Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.

  7. Становление молодого учителя как учителя-профессионала.

  8. Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.


Планируемые результаты реализации Программы:

  1. Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста.

  2. Совершенствование системы научно-методической работы учреждения образования.

  3. Повышение качества образования.

  4. Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.


Обмен опытом. Мастер-классы молодых учителей «Я делаю так»

Памятка для молодого педагога

  1. В кабинет приходите немного раньше звонка, убедитесь, что все готово к уроку, мебель хорошо расставлена, доска чистая, имеются необходимые наглядные пособия.

  2. На поиски страницы вашего предмета в классном журнале тратьте как можно меньше времени, это лучше приготовить на перемене.

  3. Урок начинайте бодро, энергично, позитивно. Урок ведите так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом.

  4. Обучающихся необходимо увлекать интересным материалом, созданием проблемных ситуации, стимулировать их умственное напряжение. Темп урока необходимо контролировать, помогать отстающим. Держите в поле зрения весь класс и более всего тех, у кого неустойчивое внимание, кто часто отвлекается.

  5. Оценивая знания, мотивируйте своих учеников, придавая своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем следует поработать, чтобы получить более высокую оценку.

  6. Урок заканчивайте общей оценкой класса и отдельных учащихся.

  7. Урок всегда нужно прекращать со звонком. Дежурным первое время необходимо постоянно напоминать об их обязанностях.

  8. Первое время постарайтесь воздержаться от излишних замечаний.

  9. В ситуациях недисциплинированности обучающихся, старайтесь обходиться без помощи других педагогов. Помните: налаживание дисциплины с помощью чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу, найдите свой «ключ» к ученикам