Файл: Когнитивные функции Общая психологияЦели изучения темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Динамика эмоционального процесса. Все чувства, как сильные, так и слабые, глубокие и поверхностные, устойчивые и эпизодические в результате изменения обстоятельств – подвергаются изменениям.
5. Доминантность – на это свойство указывал А. Ф. Лазурский. Сильные способности обладают свойством подавления противоположных эмоций, не допускать их в сознание человека. Например, человек, который в настоящий момент сильно огорчен – не рассмеется внезапной шутке.
6. Универсальность – это свойство эмоции выделил У. Мак-Дауголл. Оно состоит в независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Например, надежда, тревога, радость могут возникнуть при удовлетворении любой потребности.
7. Адаптация – эмоциям свойственно притупление, снижение остроты переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений. Как отмечал
Н. Н. Ланге, «чувство выдыхается». Например, поощрение работников одним и тем же способом приводит к тому, что они перестают эмоционально реагировать на него; частые нотации родителей не воспринимаются детьми. З. Фрейд в своей работе «Влюбленность и гипноз» также отмечал эту закономерность в отношении влюбленности. Сексуальное удовлетворение ведет к угасанию влюбленности.
Проблемы эмоциональных состояний в психологии эмоций. Проблема психических состояний, впервые в отечественной психологии поставленная
Н. Д. Левитовым, до настоящего времени остается во многом нерешенной - как в отношении теоретической ее основы, так и прикладного, практического аспекта.
Какие-то частные направления этой проблемы изучались в основном в рамках отдельных отраслей психологии: психологии спорта, труда и инженерной психологии, медицинской психологии и др. В общепсихологическом аспекте такое положение отражено в слабой разработке категории состояний по сравнению с другими категориями: не определено соотношение психического состояния с психическими процессами и свойствами, его место, роль и функции в целостном психическом и т.п. Н. Д. Левитов первый из отечественных психологов акцентировал внимание на том, что эмоции следует рассматривать как состояния.
Он писал по этому поводу: «Ни в какой сфере психической деятельности так не применим термин «состояние», как в эмоциональной жизни, так как в эмоциях, или чувствах, очень ярко проявляется тенденция специфически окрашивать переживания и деятельность человека, давая им временную направленность и создавая то, что, образно выражаясь, можно назвать тембром или качественным своеобразием психической жизни». Также мало разработанной проблемой в психологии эмоций является проблема классификации состояний человека, возникающих в процессе деятельности и общения, из-за отсутствия четких критериев эмоциональных состояний, состояний вообще и их отличия (сходства) от других состояний: нервных, психических, функциональных и др. Такой уровень разработанности проблемы психологических состояний, в частности - эмоциональных состояний - не способствует развитию исследований в этой области общей психологии. Также, в психологии нет единого взгляда на виды эмоциональных состояний. Поэтому в психологической литературе можно встретить различные точки зрения по этому вопросу. Например,
- в отечественной психологии традиционно выделяют следующие виды эмоциональных реакций: эмоциональный тон ощущений, эмоции, аффекты, настроения.
-
С. Л. Рубинштейн считает, что эмоциональные образования подразделяются на аффекты, страсти и настроения;
- А. Н. Леонтьев к аффективным процессам относит такие виды эмоциональных образований как аффекты, собственно эмоции и чувства. Он пишет: «В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека

различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания».
- В. М. Смирнов и А. И. Трохачев подразделяют эмоциональную сферу человека на эмоциональные реакции (эмоциональный отклик, эмоциональная вспышка, эмоциональный взрыв (аффект) и эмоциональные состояния, к которым они относят настроение, понимая его как эмоциональный тонус, и т.д.
- многие ученые, занимаясь исследованиями стресса и фрустрации, также рассматривают их как виды психических состояний с сильно представленной в них эмоциональной компонентой (Наенко Н.И., Овчинникова О.В., Василюк Ф.Е.).
С учетом проведенного небольшого анализа данных по этой проблеме, целесообразно объединить традиционную классификацию с существующими различными подходами к пониманию видов эмоциональных состояний, так как они не противоречат, а дополняют друг друга. Классификация видов эмоциональных состояний:
1) эмоциональный тон ощущений;
2) собственно эмоции;
3) чувства;
4) настроения;
5) аффекты;
6) стресс;
7) фрустрация.
В типичных эмоциональных состояниях выражаются индивидуально типологические особенности личности, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиники - к жизнерадостным и т.д. Все эмоциональные состояния носят преходящий характер, но встречаются часто и сопровождаются характерными для человека проявлениями.
Эмоциональный тон ощущений. Наш каждодневный опыт показывает, что любое ощущение всегда имеет чувственный эмоционально-окрашенный характер. Когда мы вдыхаем свежий воздух, мы говорим, что это приятно.
Негромкие звуки любимой музыки доставляют нам удовольствие. Мы испытываем наслаждение, когда пьем холодную воду в жаркий день. Красный цвет вызывает у нас возбуждение, синий – успокаивает и т.д. В.Вундт называл эту эмоциональную окраску ощущений – «чувственным тоном» ощущений. Эмоциональный тон ощущений – это низший уровень врожденного (безусловно-рефлекторного) эмоционального реагирования, выполняющий функцию биологической оценки воздействующих на организм человека и животных раздражителей через возникновение удовольствия или неудовольствия. Эмоциональный тон ощущений является следствием уже возникшего физиологического процесса (ощущения).
Поэтому для возникновения эмоционального тона ощущений необходим физический контакт с раздражителем.
Собственно эмоции. Определение эмоций и их характерные особенности.
Под эмоциями понимают реакции человека и животных на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.
Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей и обычно следуют за актуализацией мотива.
Эмоция – это намного более высокий уровень эмоционального реагирования, чем эмоциональный тон. По сравнению с эмоциональным тоном эмоция имеет ряд преимуществ, поэтому играет несравненно большую роль в жизни животных и человека. Е. П. Ильин видит эти преимущества в следующем:
1.
Эмоции – это реакции на ситуацию, а не на отдельный раздражитель, то есть, эмоции – ситуативны. Например, когда ребенок получает конфету, то, конечно, он радуется ей и эта радость возникает раньше, чем он успел эту конфету съесть, то есть радость возникает по причине оценки ситуации как

удовлетворяющей его потребность, желание, а не по поводу приятных вкусовых ощущений, которых еще не было. Приятные вкусовые ощущения лишь подкрепляют возникшую эмоцию, позволяют продлить ее. Таким образом, человек, оценивая ситуацию, реагирует возникновением эмоции на эту ситуацию, а не на сам раздражитель.
2.
Эмоции – это часто заблаговременные реакции на ситуацию и ее оценка. Таким образом, эмоция выступает в качестве механизма предвидения значимости для животного и человека той или иной ситуации.
3.
Эмоции – это дифференцированная оценка разных ситуаций. В отличие от эмоционального тона, который дает обобщенную оценку (нравится – не нравится, приятно – неприятно), эмоции более тонко показывают значение той или иной ситуации.
4.
Эмоции – это не только способ оценки предстоящей ситуации, но и механизм заблаговременной и адекватной подготовки к ней за счет мобилизации психической и физической энергии. Этого механизма эмоциональный тон, очевидно, лишен.
5.
Эмоции, как и эмоциональный тон, – это механизм закрепления положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или не достижении цели, они являются положительным или отрицательным подкреплением поведения и деятельности.
Классификация эмоций. Среди вопросов об эмоциях, нерешенным остается вопрос о классификации эмоций. Трудности здесь возникают из-за огромного многообразия эмоций. Попытки классифицировать эмоциональные явления предпринимались неоднократно (Декарт, Вундт и др.) По мнению П. В. Симонова, ни одна классификация не получила абсолютного признания и не сохранилась в качестве универсального инструмента для дальнейших поисков и уточнений. Как замечает Я. Рейковский, очевидно, универсальную классификацию эмоций создать вообще невозможно. Классификация, пригодная для решения одного круга задач – не пригодна для решения других задач и должна быть заменена, изменена принципиально.
В отечественной психологии можно встретить классификацию эмоциональных явлений по такому признаку как происхождение эмоций. Они делятся на
• низшие эмоции;
• высшие эмоции.
К низшим чувствам относят, как правило, собственно эмоции, а к высшим эмоциям – чувства. Низшие чувства связаны с удовлетворением физиологических потребностей, а высшие – с удовлетворением социальных и духовных потребностей, развившихся в результате социализации человека.
Также, в отечественной психологии можно встретить классификацию эмоций по признаку воздействия на организм:
• стенические эмоции (от гр. stenos – возбуждение) – называются эмоции, повышающие жизнедеятельность организма. Например, гнев, большая радость;
• астенические эмоции – называются эмоции, угнетающие, тормозящие жизнедеятельность, понижающие энергию субъекта. Например, печаль, тоска.
Заслуживает внимания классификация эмоций по знаку
(Я. Л. Коломинский):
• положительные эмоции;
• отрицательные эмоции.
Разграничение эмоций на эти две группы общеизвестно. По мнению
К.Изарда, положительные эмоции «облегчают взаимодействие людей, понимание

ими ситуаций и связей между объектами», а отрицательные эмоции» – ощущаются как вредные и… «не способствуют взаимодействию».
Чувства. Чувства выступают в качественно иной форме эмоциональных проявлений человека, чем собственно эмоции. Они более сложны, состоят из множества изменяющихся элементов.
По мнению ряда, ученых, строго научное использование термина «чувство» должно ограничиваться лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного (то есть оценочного) отношения к каким-либо объектам. Об этом пишут многие авторы. Например,
П. В. Симонов считает, что чувство – это «устоявшееся отношение человека к явлениям действительности»;
Г. А. Фортунатов определяет чувства как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, т.е. отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам»;
А. Н. Л еонтьев рассматривает чувства как устойчивые эмоциональные отношения, своеобразные «эмоциональные константы» между человеком и объектом;
А. В. Петровский пишет, что «чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает»;
С. Л. Рубинштейн понимает чувство как «отношение человека к миру и, прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания».
Е. П. Ильин выделяет следующие признаки, отличающие чувства от эмоций:
• отношение к объекту, а не ситуации, притом объекту личностно значимому;
• устойчивость этого отношения;
• соответствующее отношению поведение (ухаживание влюбленного, проявление сердечности (поглаживание, поцелуи), агрессия при ненависти, проявление уважения и почитания при благоволении, проявление надменности при призрении, заботливости и защиты при любви и т.п.).
• чувства долговременны.
Устойчивые эмоциональные отношения
А. Н. Леонтьев называет
«эмоциональными константами». Например, можно испытывать удовлетворение от своей профессии; любовь-привязанность к своему ребенку, как правило, длится всю жизнь и др.
Классификация чувств. Чувства представляют собой сложные целостные образования, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц, определенных сфер деятельности человека, то есть «опредмечены». Эта определенность чувств выражается в дифференциации их в зависимости от того, к какому предмету, к какой социальной сфере они относятся.
В отечественной психологии выделяют следующие виды чувств:
• моральные (нравственные) чувства;
• интеллектуальные чувства;
• эстетические чувства.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Моральные чувства представляют собой субъективное отношение человека к различным сторонам общественного бытия – к людям, к самому себе, отдельным явлениям общественной жизни и обществу в целом. Это чувства, которые «испытываются человеком при восприятии им явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом».

Таким образом, моральные чувства заключают в себя внутреннюю необходимость к выполнению нравственных требований и являются мотивом общественной деятельности человека.
Интеллектуальные чувства. Термин «интеллектуальные чувства» возник в концепции интеллектуализма. Представители этой школы (Гербарт, Бенеке) включают в сферу психологического исследования только интеллектуальные чувства, тем самым как бы подчеркивая их важность. Однако эти чувства рассматриваются или как особенности ощущений, или как проявление динамики представлений. Характеристика интеллектуальных эмоций содержится в работе представителя английской эмпирической школы А.Бэна. Автор считает, что течение мыслей может носить на себе отпечаток чувств. К классу интеллектуальных чувств Бэн относит эмоции новизны, изумления, истины и ложности, а также чувствования внутренней согласованности и несогласованности.
Одним из характернейших интеллектуальных чувств является чувство удивления, о котором Платон говорил, что оно – начало философии, чувство нового, чувство ясности мысли, догадки, чувства сомнения и правильности найденного решения, чувство уверенности в верности вывода, радость, восторг и гордость по поводу сделанного открытия, чувство творческого подъема – вдохновение, и т.д. Всем известно, какое интенсивное и глубокое радостное чувство открытия пережил Архимед, выскочивший нагишом с криком «Эврика» из ванны, где ему пришел в голову ответ на мучивший его длительное время вопрос.
Интеллектуальные чувства всегда стеничны, они мобилизуют человека на продолжительные поиски фактов, подтверждений, гипотез, повышают работоспособность человека, его творческие возможности.
Эстетические чувства – это чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Удовлетворение той или иной эстетической потребности сопровождается переживанием эстетического чувства: восторг, наслаждение, радостное волнение и т.д.
Таким образом, эстетический вкус есть избирательная восприимчивость к эстетическим явлениям; способность отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного.
Настроения.
Настроение – мало изученный психический феномен, – представляет собой длительное общее эмоциональное состояние, которое окрашивает все другие состояния, деятельность человека и создает определенный, свойственный данному человеку колорит психики.
С. Рубинштейн называл настроения «строем проявления личности»: эмоции и чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него – мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то. Но когда у человека радостное настроение – он не просто рад чему-то – а ему радостно! Он пишет:
«Настроение – не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато-многообразно и по большей части расплывчато, более богато неуловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство». Рубинштейн подчеркивает, что настроения, в отличие от других эмоциональных переживаний, личностны. Некоторые психологи видят между настроением и эмоцией только количественную разницу. Например, Даффи рассматривает эмоциональные феномены без использования понятия «эмоция», применяя понятия
«энергетический уровень», «дезорганизация ответа». Автор видит отличие настроений от эмоций в следующем: человек расценивает свой эмоциональный опыт, как «настроение», если «градуированные» изменения в «энергетическом